Букингемский дворец, крепость Тауэр и Вестминстерское аббатство — три главных бриллианта лондонской диадемы


Для начала поясню выбранное мной название статьи. В моем восприятии Букингемский дворец, Тауэр и Вестминстерское аббатство являются главными архитектурными символами Лондона — символами «высокого полета». И вообще они очень эффектны, как и подобает бриллиантам. А диадема — это корона, характерная для древних англо-саксонских Королей. Я не буду подробно описывать эти три бриллианта — для этого есть масса специальных статей в Интернете, которые могут ответить на все вопросы тех, кто глубоко интересуется самыми разными историческими и архитектурными деталями. Поведаю о тех частностях, которые показались интересными лично мне, запомнились, произвели особое впечатление.

Букингемский дворец и окрестности

Адмиралтейская арка и Адмиралтейство

Букингемский дворец — официальная современная лондонская резиденция британских Монархов. Он был построен в XVIII веке, когда Короли и аристократы меняли свои прежние замки с преимущественно военной функцией на просторные дворцы, в которых более заботились о демонстрации роскоши. Дворец стал королевской резиденцией при правлении Виктории. Внутри я не был, так как дворец открыт для публичного посещения только в августе — сентябре, а я находился в Лондоне в марте.

Экскурсия в сторону Букингемского дворца началась от Трафальгарской площади, которая считается центральной точкой Лондона. Вдоль Темзы от Трафальгарской площади отходит улица Уайтхолл, на которой находится несколько примечательных объектов. А в сторону Букингемского дворца от площади ведет церемониальная улица Мэлл. На стыке Уайтхолл и Мэлл стоит Адмиралтейская арка:

За пределами арки Адмиралтейства располагается статуя знаменитого английского путешественника капитана Джеймса Кука. А рядом — огромный комплекс пяти зданий Британского Адмиралтейства. Вот его лишь малый фрагмент:

Королевская гвардия

Неподалеку от этих триумфальных громадин находится здание по адресу Даунинг-стрит, 10, служащее резиденцией премьер-министров. Кстати, здание довольно невыразительное. Туристов больше привлекает дом Королевской Конной гвардии:

дом Королевской Конной гвардии, конец XIX века

дом Королевской Конной гвардии, конец XIX века

На страже стоят спешенные (именно спешенные, а не собственно пехотинцы) и конные гвардейцы. Советую побывать в районе Букингемского дворца около 11 утра, так как в это время происходит церемониал смены караула. Старая вахта выстраивается на большой песчаной площадке перед зданием Дома Адмиралтейства (Дом Конной гвардии находится правее):

В красной форме — подразделение Дворцовой кавалерии, которое называется полк «Life Guards». Это старейшая регулярная воинская часть Великобритании, отсчитывающая историю с 1660 года, когда она была образована для защиты нового Короля Карла II Стюарта (это было вскоре после реставрации Монархии вслед за революционными событиями, гражданской войной, казнью предыдущего Короля Карла I и республиканским режимом).

На смену едет новая вахта — в темно-синей форме полк «Blues and Royals»:

Эта часть возникла на год позже «Life Guards» и представляет собой результат слияния «Royal Horse Guards» (именно они прозваны Синими) и «1st Royal Dragoons» (по прозвищу Королевские).

Церемония проходит спокойно, без особой помпы. Обращает на себя внимание небольшой рост кавалеристов.Тут нет оснований для насмешек. Дело в том, что эти конные гвардейцы относятся к бронетанковым войскам, где, разумеется, высокий рост неуместен. И, между прочим, они не являются оловянными солдатиками, годными только для плацев. Королевская гвардия всегда реально участвовала в боевых действиях, в том числе в Афганистане.

Грин-парк и Сент-Джеймс-парк

Далее улица Мэлл проходит между Грин-парком и Сент-Джеймс-парком. Грин-парк известен тем, что раньше это было излюбленное место для дуэлей британских аристократов. А название его якобы объясняется следующим событием. Однажды Карл II нарвал здесь много цветов, сделал много букетов и подарил многим фавориткам (в Западной Европе это была галантная эпоха со всеми вытекающими отсюда последствиями). Его супруга рассердилась и приказала за ночь выкопать корни и луковицы всех цветов. И больше их там нет, а есть только зеленая трава и деревья. Так это или нет, я не знаю, поскольку в Грин-парк не заходил. А вот на Сент-Джеймс-парк с удовольствием посмотрел:

И еще взгляд на пруд в сторону от Букингемского дворца (вдалеке видно колесо обозрения под названием «Лондонский Глаз»):

Смена караула

Продолжаем потихоньку двигаться по Мэлл и видим Букингемский дворец, к которому течет поток туристов:
Параллельно нам по Мэлл шествует гвардейский оркестр:

И движется сменная вахта пехотного полка (всего в Королевской гвардии их пять — Колдстримский, Гренадерский, Шотландский, Ирландский и Валлийский; мне было особенно приятно видеть полк из Уэльса: у них плюмаж на шапке бело-зелено-белый и пуговицы на мундире расположены по схеме «пять — пробел — пять») в знаменитых шапках из медвежьих шкур:

К сожалению, пока британское министерство обороны не нашло альтернативы медвежьим шкурам для этих шапок. Единственное, что утешает — служат эти шапки чуть не по сто лет. Попутно замечу, что они делаются из шкур гризли (для офицеров — из более роскошных и лощеных шкур самцов, для рядовых — из более скромных шкур самок). Весят шапки более 3 кг, и носить их надо в любое время года и в любую погоду. Медвежьи шапки англичане переняли у французских гренадеров после победы при Ватерлоо.

Церемония проходит в меру торжественно, без какой-то игры на нервах, характерной для смен караулов в некоторых других странах. Музыканты, кстати, исполняли марш Преображенского полка.

У фасада Букингемского дворца. Памятник Королеве Виктории

И вот, наконец, сам Букингемский дворец:

На фонарях можно отметить кораблики, которые, конечно, отображают морскую мощь Британии. А на привратных фонарях надеты Королевские короны:

Почему на колонне слева написано слово «Австралия», я не понял. Мне кажется, что на разных колоннах написаны названия разных британских владений или доминионов, что могло бы отражать огромный владетельный статус этой страны.

Ну а больше всего бросается в глаза монумент–мемориал Королеве Виктории:

С почитанием Виктории в Англии, по-моему, некоторый перебор, ну да это их дело. Лицо статуи Виктории обращено в северо-восточном направлении, к улице Мэлл. С остальных трех сторон постамента расположены статуи Ангела Правосудия, Ангела Правды и Ангела Милосердия, стоящего перед Букингемским дворцом. На вершине стоит позолоченная Победа. Могучие люди со львами стоят немного поодаль основного памятника. У меня вызвала недоумение фигура женщины крепкого телосложения в простой (крестьянской?) одежде и с серпом в руке. Наверное, это и есть крестьянка (я полагаю, эти фигуры символизируют разные социальные группы населения) — только при чем тут лев? Не очень-то удобно работать серпом в поле и другой рукой держать сего зверя.

Мемориал имеет также морскую тематику: на нем можно увидеть скульптуры и барельефы русалок и водяных. Они якобы символизируют господство Британии на море (на мой взгляд, неудачная символика).

И еще там есть изображения гиппогрифов (к сожалению, из-за толпы я не смог сфотографировать). Гиппогрифы — это мифические существа: полукони, полугрифоны (при этом грифон сам является помесью льва и орла). Хорхе Луис Борхес в своей «Книге вымышленных существ» указывал, что существо придумал и впервые описал Лудовико Ариосто в поэме «Неистовый Роланд» (1532 год). В те времена существовала поговорка «скрестить коня с грифоном», обязанная происхождением Вергилию и означающая невозможность или несообразность чего-то (синоним выражения «скрестить ужа и ежа»). Забавный курьез — любопытно, что вкладывали создатели памятника в фигуру гиппогрифа?

Инцидент с Майклом Фаганом

Завершу рассказ о Букингемском дворце еще одним курьезом. Наверняка большинство уверено в том, что резиденция британских Монархов охраняется как святая святынь. Это не совсем так. В 1982 году 31-летний безработный (по совместительству отец четверых детей) по имени Майкл Фаган дважды (!!!) проникал во дворец. Первый раз он залез туда по водосточной трубе. Его заметила служанка и вызвала охрану, однако Фаган исчез, и секьюритии решили, что служанка ошиблась. Потом Фаган вернулся через незакрытое окно на крыше и провел полчаса за поеданием сыра и печенья и прогулками по дворцу. Он наталкивался на несколько детекторов тревоги, но все они были неисправны. Фаган осмотрел королевские портреты и посидел на троне Соединенного Королевства (!!!). Затем он зашел в комнату, где Диана Уэльская хранила подарки для сына Уильяма. Фаган еще выпил полбутылки белого вина, потом устал и покинул дворец.

Во второй раз, когда Фаган влез во дворец, детектор тревоги обнаружил его, но секьюрити решили, что устройство сработало по ошибке. Когда Фаган вошел в покои Королевы, она проснулась. По легенде, десять минут глава Великобритании разговаривала с безработным, сидящим на краю ее постели; однако в интервью 2012 года Фаган сообщил, что на самом деле она сразу вышла в поисках стражи — и безуспешно. Впоследствии выяснилось, что во время инцидента приставленный к двери королевской спальни офицер полиции отлучился с поста, чтобы выгулять любимых Елизаветиных собачек корги. Королева дважды звонила в полицию, но никто не явился (небось, там решили, что это розыгрыш). А тревожная кнопка не работала.

Самое смешное, что потом Фагану предъявили обвинение не в нарушении безопасности Королевы, а лишь в краже половины содержимого бутылки (это нелепое обвинение, конечно, быстро сняли). Майкл Фаган провел полгода в психиатрической лечебнице. Суть юридической коллизии в том, что в Англии прецедентная юстиция, а прецедента по проникновению в спальню Королевы в британском праве установлено не было. Хотя еще в XIX веке в Лондоне жил некий подросток–маньяк Эдвард Джонс, который трижды влезал в Букингемский дворец и даже стащил предметы белья (то ли нижнего, то ли постельного) Виктории и ее полковой меч. Его не судили, а отправляли в какое-то заведение по коррекции психики.

В общем, много забавного и абсурдного связано в моем восприятии с Букингемским дворцом, и вообще я отметил для себя, что произведения Льюиса Кэрролла могли быть написаны только в Англии. За что я и симпатизирую этой стране.

Крепость Тауэр

Тауэр, конец XIX века

Тауэр, конец XIX века

Наружный осмотр Тауэрской крепости

Тауэр в моем восприятии не просто замок, а именно крепость, цитадель. Причем крепость в каком-то смысле уникальная, столь много функций ей приходилось исполнять. Помимо основной военно-защитной функции Тауэр содержал в себе и королевскую сокровищницу (она сохраняется по сей день), и тюрьму, и место казней, и обсерваторию, и даже зверинец. Между прочим, казни тут проводились еще сравнительно недавно — последний раз в 1941 году. А вообще считается, что в подвалах Тауэра в XVI–XVII веках было спрятано не менее полутора тысяч обезглавленных тел. Я не скажу, что в крепости ощущается какая-то негативная аура, но считаю, что вести там себя излишне эмоционально все же не сто́ит.

Поначалу общий вид Тауэра, сделанный с площадки возле рва:

Оглядываюсь назад и вижу церковь Всех Святых с золотым петушком на флюгере, на фоне архитектурных монстров Сити:

Далее несколько фрагментов Тауэра неподалеку от входа в него. Интересно, что рядом стоит полномасштабная модель катапульты (увидев именно ее, я прочно ассоциировал в своем сознании Тауэр со словом «крепость»):

Вход в крепость и первые макеты зверей (будут еще):

Королевский зверинец возник получением в XIII веке Генрихом III в подарок от его зятя, Императора Священной Римской Империи Фридриха II Гогенштауфена, трех леопардов, белого медведя и слона. Со временем зверинец пополнился еще бо́льшим числом экзотических животных и при Елизавете I был открыт для посетителей, просуществовав до 1830-х годов.

За внешними стенами Тауэра. Копия Коронационного трона

Далее экскурсионная группа ознакомилась с несколькими палатами. Некоторые части Тауэра выглядят действительно архаично:

В одной из палат мне запомнилась копия трона начала XIV века, предназначенного только для коронационного обряда:

Об этом троне я расскажу в повествовании о Вестминстерском аббатстве, ибо именно там находится его оригинал.

Можно ознакомиться с конструкционными особенностями Тауэрских стен: например, с формой кладки камней или кирпичей (интересно, что кирпичи лежат не параллельно полу, а под углами, перемежаясь деревянными балками). И еще мне запомнилось, что в одной палате проходило что-то вроде представления, которое вел человек в средневековой одежде. Смысл его я не понял, зато можно было потрогать на вес настоящую кольчугу. Думаю, не меньше 6 килограммов.

Затем мы вышли на улицу и гуляли по подворьям, рассматривая многочисленные достопримечательности:

Чайка над Белой башней — признак близости Темзы (до нее сотня метров).

Еще один зверь (то есть макет), на сей раз слон:

Мне очень понравилась роскошная пушка с символикой Мальтийского Ордена:

Обезьяны Тауэра (к счастью, макеты, ибо таких обезьян в живом состоянии я бы всерьез опасался):

Бифитеры

Далее расскажу о таком важном элементе Тауэрской крепости, как особый персонал, члены которого называются йоменская стража (также привратники), или неофициально — «бифитеры». Йоментри — это особое сословие в старой Англии; наряду с джентри они были землевладельцами, только, в отличие от дворян, сами работали на земле, а не использовали труд батраков или арендаторов. У йоменов было право на свое оружие, поэтому они с давних времен составляли чрезвычайно сильную часть королевской армии. Йоменская стража Тауэра ведет свою историю с 1485 года, начала правления династии Тюдоров, положившей конец кровопролитной междоусобной войне между Алой (Ланкастеры) и Белой (Йорки) Розами. На бэдже йоменской стражи изображена Роза Тюдоров (красно-белая, как знак примирения), королевская корона, чертополох (знак Шотландии), трилистник (знак Ирландии), девиз с британского герба «Бог и мое право» (в переводе с французского) и вензель на тот момент царствовавшего Монарха (Elizabeth Regina):

Бифитерами их прозвали за то, что в рационе стражников всегда было много говяжьего мяса и бульона (beef-eaters), что нетипично для старых времен. Так что комплекция у йоменов–стражников весьма приличная (они не толстые, а плотные, дородные):

У стражников есть специальная парадная форма, которая надевается по праздникам и для торжественных шествий:

Бифитер, конец XIX века

Бифитер, конец XIX века

Вóроны

А еще есть специальный привратник, который называется рэвенмастер (ravenmaster). Он отвечает за содержание вóронов. И это особая интересная история — само собой, с большой легендой.

Начало легенды восходит к древним временам мифического Короля бриттов Брана Благословенного. Его имя означает «ворона», но потом слилось с вóроном. Бран завещал похоронить свою голову под холмом, на котором позднее был выстроен Тауэр. Это было магическое средство защиты Британии от врагов. Потом Король Артур решил, что для защиты хватит мощи мечей его самого и рыцарей Круглого стола, и приказал выкопать голову Брана. Голову выкопали — и впоследствии Артур был убит собственным сыном Мордредом, а Круглый стол распался.

В более поздние времена легенда стала считать тауэрских воронов врагами противников Короны. В XVI веке в Тауэре было казнено несколько таких противников (настоящих и мнимых), что привлекало внимание пернатых падальщиков (неприятно писать об этом, но таковы нравы эпохи). К тому времени поверье о том, что во́роны являются символами прочности монархии, уже укрепилось.

Дальнейшая (вроде бы уже более правдивая) история воронов Тауэра восходит к XVII веку, когда они были самой распространенной птицей в Лондоне. В 1666 году случился Великий лондонский пожар, во время которого выгорела бо́льшая часть города. Во́роны покинули Лондон, а когда вернулись, оказалось, что их прежние гнезда сохранились главным образом только в Тауэре. Черные во́роны буквально осадили замок, нападали на людей и ожесточенно дрались друг с другом. Эти бесконечные вороньи баталии привели к тому, что власти Тауэра решили их уничтожить. В то время Король Карл II из династии Стюартов лишь недавно был восстановлен на престоле. Кто-то из придворных напомнил ему о легенде. То ли Карл II был человеком суеверным, то ли свое положение казалось ему неустойчивым (ведь его отец был казнен по указанию кромвелевского трибунала), но он приказал навсегда сохранить в Тауэре не менее шести воронов ради безопасности Монархии.

На самом деле, воронов сейчас живет больше шести (обычно восемь, на всякий случай), а во время Второй Мировой войны Тауэр и Монархию охранял только один ворон по имени Грип (имя означает «хватка», «власть»), и его магических усилий вполне хватило. Рэвенмастер заботится о питании воронов (на это уходит около £120 в месяц) и даже немного подрезает им маховые крылья, чтобы они не улетели. Некоторых наиболее буйных воронов, нападавших на туристов, отправили в непочетную отставку. Кстати, рэвенмастер уверяет, что один из воронов не просто умеет говорить в форме повторения человеческих слов, а будто бы понимает смысл. Например, когда человек, подавая корм, говорит ворону «это тебе», тот отвечает «это мне»!

Сокровищница

Последняя часть экскурсии была посвящена осмотру Королевской сокровищницы. Фотографировать там нельзя, поэтому иллюстрировать мне нечем, и много рассказывать не буду. Там хранятся короны, мечи и прочие важные регалии британских Монархов. Самые ценные экспонаты (короны) размещены на специальном стенде, вдоль обеих сторон которого едут с небольшой скоростью транспортерные ленты. Очень удобно — никто не создает заторов. Там можно увидеть самый большой ограненный алмаз в мире — Куллинан–I, украшающий скипетр Короля Эдуарда VII.

Я плохо различаю драгоценности, и для меня, к примеру, кусок синего стекла внешне практически тождественен сапфиру. Но история некоторых камней мне интересна. Например, история сапфира Святого Эдуарда (в центре верхнего креста, венчающего Корону Британской Империи). Согласно легенде, английский Король Эдуард Исповедник носил этот сапфир в перстне. Однажды к нему с просьбой о милостыне обратился нищий; поскольку Король уже раздал все имеющиеся у него деньги, то он снял с пальца перстень и отдал его нищему. Много лет спустя два паломника из Святой Земли возвратили перстень Королю, рассказав такую историю: в Палестине они встретили старика, который утверждал, что он святой Иоанн Богослов, что он долгое время бродит по земле в облике нищего, и что однажды Король вручил ему этот перстень. Он благословил Короля за его великодушие и пообещал, что они скоро встретятся в раю. В 1066 году Король умер и был захоронен вместе с сапфировым перстнем. Когда двести лет спустя его гроб открыли, тело Эдуарда Исповедника было найдено прекрасно сохранившимся. Настоятель Вестминстерского аббатства снял перстень с руки Короля и передал в Королевскую сокровищницу.

Когда я узнал эту историю, мое отношение к Тауэру стало не только почтительным, но и более теплым.

Вестминстерское аббатство

Вестминстерское аббатство, конец XIX века

Вестминстерское аббатство, конец XIX века

Отличие Вестминстерского аббатства и Вестминстерского собора

Наконец, третий исключительно важный объект в Лондоне, который стоит посетить для знакомства с историей Англии и ее монархии — Вестминстерское аббатство (название означает «Западный монастырь»).

Начну с упоминания о другом месте. Дело в том, что в Лондоне есть не только Вестминстерское аббатство, но и Вестминстерский собор. Пишу об этом на всякий случай для того, чтобы предупредить возможную путаницу. Это разные здания, и находятся они отнюдь не рядом. Поэтому, если вы будете искать в Лондоне аббатство, а спросите у прохожих или водителей такси — «Westminster Cathedral», то вас отправят или довезут не туда, куда нужно. Вот как выглядит Собор:

Это главный католический храм Англии и Уэльса, построенный в совершенно необычном для этой страны неовизантийском стиле, с высокой кампанилой. Кстати, кому нравятся мозаики, тот может найти там для себя что-то интересное — особенно учитывая тот факт, что в Англии этот вид искусства мало распространен.

Экстерьер Вестминстерского аббатства

Вернусь к аббатству. Оно официально называется Соборной церковью Святого Петра в Вестминстере (но подозреваю, что в самом Лондоне не все знают это полное наименование, так что больше его не буду употреблять). Аббатство — шедевр готической архитектуры, задавший определенный образ культового сооружения для всей Англии.

Упомяну об одной мелкой детали (она действительно мелкая, но при определенных обстоятельствах может доставить желающим попасть в аббатство неприятности). В аббатство почти всегда большая очередь — я стоял полчаса, и это считается недолго. Но деталь не в этом, а в том, что очередей на самом деле две, и тут нужно сразу вникнуть. Одна очередь идет через кассу, где принимаются только кредитные карты, другая — только наличные. Если у вас нет полного набора платежных средств, смотрите, куда становиться. Фотографировать внутри нельзя. Это немного огорчает, поскольку хотелось бы запечатлеть интересное персонально мне, а не приобретать предлагаемые книги и буклеты, составленные по чьему-то чужому вкусу.

западный фасад Вестминстерского аббатства, конец XIX века

западный фасад Вестминстерского аббатства, конец XIX века

Усыпальницы

Аббатство — традиционное место коронации английских и британских Монархов (с XI века) и их захоронений (в XIII–XVIII веках). Кроме того, здесь венчались на супружество 16 лиц королевской крови (включая брак 2011 года принца Уильяма и мисс Кэтрин Миддлтон — герцога и герцогини Кембриджских). Здесь же похоронены очень многие великие люди этой страны (впрочем, хоронили не только великих, но и богатых, кто просто покупал себе честь быть погребенным в главном храме Лондона). Их список я не буду приводить, ибо в полном виде он занял бы слишком много места, а кого-то выделять не хочется. Позволю себе лишь привести изображение гробницы Святого Короля Эдуарда Исповедника:

Эта монументальная гробница изготовлена в XIII веке итальянскими мастерами по заказу Генриха III. Высокий цоколь гробницы одет мозаикой из смальт (тот самый редкий для Англии пример мозаик), а верхняя часть, некогда бывшая золотой, содержит саркофаг.

Интерьеры

Кто-то в Аббатстве все же тайно фотографирует, поэтому я покажу пару изображений интерьера, взятых в интернете:

Интересно, что неподалеку от алтаря находятся две большие иконы (Иисуса Христа и Богоматери), написанных современным русским художником–иконописцем Сергеем Федоровым.

Коронационный трон Эдуарда I

Обо всем, что находится в Вестминстерском аббатстве, рассказать невозможно. Я уделю особое внимание коронационному деревянному престолу Эдуарда I (1308 год). Напомню, что его копию (и притом заметно улучшенную) можно увидеть в Тауэре. Процитирую Марка Твена («Принц и нищий»):

Нам виден также большой помост, устланный богатыми тканями. Посредине его, на возвышении, к которому ведут четыре ступени, помещается трон. В сиденье трона вделан неотесанный плоский камень — Сконский камень, на котором короновались многие поколения шотландских Королей; обычай и время настолько освятили его, что теперь он достоин служить и английским Королям.

Что это за камень? Внешне это прямоугольный кусок песчаника размером 66x41x27 см и весом около 152 килограммов. По легенде же это тот самый камень, на котором, согласно Книге Бытия, спал Иаков: «…И пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте» (Бытие, 28:11). Во сне ему явился Господь, возвестивший будущее Иакова и его потомства, «и встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его» (Бытие, 28:18).

Покинув Святую Землю, камень окольными путями попал в Ирландию, где с благословения Святого Патрика стал использоваться при коронации ирландских Королей. Тогда его и прозвали «камнем судьбы» — говорят, что он громко стонал, если на него садился законный представитель королевского рода. Если же это был незаконный претендент, камень молчал.

Что случилось с ним дальше, точно неизвестно. Согласно одной из версий, в середине IX века Кеннет I Мак-Алпин, легендарный первый Король Шотландии, перевез камень из Ирландии в Северную Шотландию. Говорят, однако, что камень еще несколько раз перевозили с места на место, но в конце концов он осел в монастыре в Сконе (возле шотландского города Перта), после чего и получил свое прозвание — Сконский камень.

Несколько сотен лет на нем короновались Короли Шотландии. В 1296 году английский Король Эдуард I Плантагенет по прозвищу Длинноногий, требовавший от Короля Шотландии вассального повиновения, вторгся на земли северного соседа, подавил поднявшееся восстание, а священный Сконский камень велел перевезти в Лондон. Там он и был вделан в сиденье «трона Короля Эдуарда».

Является ли нынешний камень в основании трона действительно Сконским — сейчас уже неизвестно. Есть основания сомневаться в этом, но я думаю, что не сто́ит сильно вникать в подлинность или неподлинность камня. К сожалению, трон Эдуарда был сильно испорчен в XVIII–XIX веках некоторыми бестолковыми посетителями аббатства, которые чертили и вырезали на нем свои имена (позорная практика «здесь был N» появилась уже давно). А на Рождество 1950 года четверо шотландских студентов похитили Сконский камень, чтобы вернуть его в свою страну. При этом камень распался на две части. Только в апреле следующего года камень нашли и вернули в трон, но был ли это настоящий Сконский камень?.. В 1953 году здесь короновалась Елизавета II.

Часовня Генриха VII

И еще я хочу обратить внимание на часовню Генриха VII в северном крыле апсиды Вестминстерского аббатства. Это один из лучших образцов поздней готики в Англии.

С 1725 года часовня предоставлена в распоряжение капитула кавалеров Почтеннейшего Ордена Бани — одной из высших государственных наград Англии. Название Ордена происходит от древнего обряда, когда претендентов подвергали ночному бодрствованию с постом, молитвой и купанием накануне получения рыцарства. Великим магистром является принц Уэльский. В часовне хранятся знамена капитула:

Так выглядит часовня Генриха VII извне:

Снаружи на стенах аббатства много скульптур, и в том числе есть группа фигур мучеников XX века. Среди них российская Великая Княгиня Елизавета Федоровна (кстати, внучка Королевы Виктории), убитая большевиками под уральским городом Алапаевском.

Окрестности Вестминстерского аббатства

И в завершение несколько взглядов по сторонам от Вестминстерского аббатства. Здание с большим круглым куполом — Дом методистов:

Дворец бежевого цвета — санктуарий (хранилище ценностей) Вестминстерского аббатства:
И еще мне запомнилось здания Верховного суда. На нем много интересных скульптур и барельефов:
Я даже сфотографировал более крупным планом, поскольку мне нравятся такие эпические сцены: