Королевские дворцы Копенгагена — Розенборг, Амалиенборг, Кристиансборг


Дворец Розенборг

В столице Дании расположены три Королевских дворца (или замка, трудно определить разницу, но мне кажется, русское слово «дворец» больше подходит. Хотя в датском в любом случае называется slot — можно уловить в этом слове родственника немецкого schloss). Во время поездки в августе 2012 года я посетил их все; но восприятие весьма различно. Не в том смысле, что какой-то из них хуже или лучше. Просто они заметно отличаются друг от друга.

Справочные сведения о Розенборге

Розенборг построен в 1606–1634 годах по указу Короля Дании Кристиана IV, будучи задуманным как дворец для отдыха. Стиль — голландский ренессанс — был во многом определен чертежами, сделанными рукой самого Кристиана IV. Последующие Короли также много пользовались этим замком, пока Фредерик IV в 1710 году не построил Фредериксберг (в пригороде Копенгагена). После этого Розенборг посещался Королями лишь изредка, в основном для официальных приемов. Кроме того, его использовали в качестве кладовой для Королевского имущества, в нем хранились наследные фамильные ценности, троны, регалии. С тех пор Розенборг лишь дважды он становился официальной резиденцией — в 1794 году, когда сгорел дворец Кристиансборг, и в 1801 году, когда Копенгаген подвергся массивному обстрелу британским флотом.

В качестве музея Розенборг имеет давние традиции. Уже в 1838 году Королевские кладовые были открыты для публики. Залы, обстановка которых была выполнена для Кристиана IV и Фредерика IV, были восстановлены в своем первоначальном виде. Жизнь последующих Королей представлена в залах, обстановка которых показывает изменения в стиле и включает в себя предметы убранства дворцов. Целью этого было показать национальную историю, которая была сильно связана с Королевской династией. Такая хронологически расположенная экспозиция была новым словом в музейном деле, отличаясь от тематических экспозиций музеев более раннего времени. Когда в 1860-х годах Розенборг был открыт в том виде, в каком он большей частью дошел до нашего времени, дворец привлек большое внимание публики. Королевская династия была представлена в нем вплоть до последнего умершего Короля, в связи с чем Розенборг стал первым в Европе музеем, посвященным своему времени.

Ботанический сад возле Розенборга

Начать свой иллюстрированный рассказ хочу с упоминания расположенного неподалеку Ботанического сада:

Всем гостям Копенгагена рекомендую посетить его хотя бы на десять минут. Там очень уютная атмосфера и красивые спокойные виды, включая альпийские горки:

и маленькие каменистые ручейки:

Наружный осмотр Розенборга. Парк

Здание Розенборга является одним из самых старых, сохранившихся в Копенгагене в неизменном состоянии. Рядом расположены большой парк с многочисленными скульптурами в разных стилях, а также хозяйственные и административные постройки:

Перед дорожкой к входу в дворец дежурят забавного вида львы:

Скульптур львов в Дании огромное число, ибо это геральдический символ страны. Есть они и внутри дворца, но об этом чуть ниже. Для справки отмечу, что в Розенборге можно купить билет не только в него, но и в расположенный недалеко (минут 20 ходьбы) дворец Амалиенборг, о котором речь во второй части рассказа. Комбинированный билет дает скидку. За право фотографировать надо немного доплатить.

Интерьеры Розенборга

Длинный зал

Описание интерьеров Розенборга начну с первого из двух главных (на мой взгляд) помещений — Длинного зала, постройки 1624 года:

Зал просто феноменальный. На потолке — герб Дании. На стенах — 12 огромных шпалер копенгагенского производства, изображающих сцены победоносной для Дании войны со Швецией 1675–1679 годов.

Ключевой объект зала — Королевская пара тронов:

Их охраняют три геральдических льва в решительных позах. Трон Короля сделан в 1665 году из зуба нарвала; трон Королевы — в 1731 году из серебра. Львы, кстати, тоже серебряные.

Музейные комнаты

Запомнились мне необычные доспехи с наплечниками в виде слоновьих голов:

Хранилище Королевских регалий

Вторая главная комната в Розенборге — хранилище Королевских регалий. Начну с простого — например, впечатляющих Королевских шахмат (воистину игра Монархов, и фигуры под стать):

короны

короны

коронационный реликварий

коронационный реликварий

коронационные украшения

коронационные украшения

К сожалению, у меня не получилась фотография державного меча Дании. В обобщенном виде главные регалии можно видеть на следующей иллюстрации:

Наверху корона Кристиана V, изготовленная в 1670–1671 годах. Ее форма вдохновлена легендарной короной Карла Великого. Корону украшают два больших сапфира. В центре корона Кристиана IV, изготовленная в 1595–1596 годах. Женские фигуры в орнаменте короны олицетворяют справедливость (с мечом) и любовь (вскармливает младенца). Внизу изображены корона Королев 1731 года (ею короновалась Королева София Магдалена, августейшая супруга Кристиана VI) и держава, изготовленная в Гамбурге в 1648 году для коронации Фредерика III. Слева державный меч 1643 года, украшенный гербами провинций Дании; справа скипетр 1648 года с лилией, увенчанной Королевской короной.

Дворец Амалиенборг

Наружный осмотр Амалиенборга

Впечатление от копенгагенского дворца Амалиенборга у меня не вполне однозначное. Изначально было большое желание побывать в резиденции действующего Монарха, причем резиденции не номинальной (как это было в Брюсселе, где здание под названием «Королевский дворец» местом проживания бельгийской августейшей семьи на самом деле не является). Но в итоге Амалиенборг меня как-то не «зацепил». Среди трех дворцов Копенгагена он единственный не произвел на меня большого впечатления. Но некоторые «изюминки» у этого дворца есть.

В 1794 году датская Королевская семья переехала в Амалиенборг, так как их предыдущая резиденция — дворец Кристиансборг (ему посвящена третья часть статьи) — сгорела. Каждое здание Амалиенборга названо в честь одного из Королей — Кристианов VII, VIII и IX, а также Фредерика VIII. Собственно музей Амалиенборга (куда есть доступ туристам; разумеется, в жилые комнаты им попасть нельзя) расположен в здании Кристиана VIII и показывает историю династии Глюксбургов (полное наименование — Шлезвиг–Гольштейн–Ольденбург–Глюксбург) в 1863–1972 годах.

В архитектурном смысле Амалиенборг представляет собой комплекс из четырех одинаковых зданий в стиле рококо, построенных в 1750–1758 годах. В моем восприятии это самый скучный и непривлекательный стиль, поэтому я ограничусь только парой снимков отдельных частей дворца, сделанных в разные погодные моменты:

Хорошо виден датский флаг Даннеброг (с характерными языками на одной стороне) — самый старый из ныне используемых флагов в Европе. Он появился в 1219 году — по легенде, во время битвы в Эстонии он упал с неба в руки Королю Вальдемару II и способствовал победе датской дружины.

Здания окружают восьмиугольную площадь, в центре которой стоит конная статуя Короля Фредерика V в образе древнеримского Императора. При его правлении и был построен Амалиенборг.

Мраморная церковь

По одной из осей, рассекающих площадь и комплекс зданий, видна большая церковь Фредерика, также известная как Мраморная церковь (Marmorkirken):

Начало ее постройки относится к тому же Фредерику V. Правда, достроена она была уже много позже после его смерти, так как в строительстве был большой перерыв, вызванный недостатком денег. Церковь была задумана как действительно мраморная, но средств на покупку норвежского мрамора хватило только на десятиметровую высоту стен. Потом, почти через 150 лет (уже в конце XIX века), ее достроили из более дешевых материалов, причем на деньги одного датского банкира. Мраморная церковь является одной из достопримечательностей Копенгагена, так как она является самой большой церковью в Северной Европе. Над колоннами церкви написана фраза: HERRENS ORD BLIVER EVINDELIG — «Слово Господне пребудет вечно». Вокруг здания размещены статуи прославленных датчан — в частности, философа Сёрена Кьеркегора, который, кстати, резко возражал против возведения этой церкви.

Смена караула лейб-гвардии

Посещение этого дворца было запланировано у меня прямо после Розенборга, причем я так рассчитал время, чтобы оказаться на площади Амалиенборга примерно без четверти полдень. Именно в это время происходит смена лейб-гвардейского караула. К сожалению, мне не повезло увидеть эту церемонию в парадном формате, с музыкой. Дело в том, что в таком формате она бывает только когда во дворце находится правящий Монарх (сейчас это Королева Маргарита II). А в день моего посещения ее как раз не было в Амалиенборге (но первые снимки дворца с развевающимся флагом сделаны в дни пребывания там Королевы).

У лейб-гвардии есть несколько разновидностей. Королевская лейб-гвардия (Kongevagt) несет караул, когда Королева Маргарита II проживает в резиденции. Тогда гвардия парадным маршем с флагом отходит от Розенборга в 11:30 и доходит до Амалиенборга в 12:00. Ее сопровождает Королевский оркестр лейб-гвардии. Лейтенант-гвардия (я не знаю, как на русский язык точно переводится выражение Løjtnantsvagt) несет караул, когда в Амалиенборге проживают принц–консорт Генрих, муж Маргариты, или кронпринц Фредерик, или принц Иоахим, управляющие государством в период отсутствия в стране Королевы. Эта гвардия тоже шествует с музыкой, но без флага. Дворцовая гвардия (Palævagt) несет караул, когда в Амалиенборге проживают только принцы, или не проживает никто из членов Королевской семьи. Она шествует буднично.

Лейб-гвардия выглядит так:

Черно-синяя униформа введена в 1848 году; более старой (с 1660 года) и торжественной является форма с красным мундиром. Последняя используется только в особо важных случаях, связанных с событиями в Королевской семье (дни рождения, сами рождения, свадьбы, крещения, годовщины и юбилеи).

Мне очень нравится сочетании черного и синего цветов; только современные автоматы в руках гвардейцев портят гармоничный облик. Кстати, большие шапки из медвежьего меха на расстоянии создают забавную иллюзию — они как бы «уменьшают» рост солдата. Некоторым даже кажется, что эти гвардейцы чуть ли не подростки (честно говоря, мне тоже так в первый момент показалось). Но это не так! Когда я наблюдал за сменой караула, один из гвардейцев вдруг побежал на противоположный край площади (очень ловко придерживая шапку). Когда он оказался на расстоянии буквально пары десятков сантиметров от меня, я убедился в том, что рост его нормальный для гвардейца — полагаю, где-то в диапазоне 180–190 см.

Между прочим, не стоит думать, будто эти гвардейцы — «асфальтовые» солдаты, как иногда полагают насчет таких дворцовых стражей. Лейб-гвардия Дании несла службу в горячих точках Югославии, Ирака, Афганистана. Я не буду давать этому оценку (оценку надо давать не исполняющим приказ солдатам, а их правительствам, включающим страны в военно-политические блоки).

Интерьеры Амалиенборга

В самом музее Амалиенборга мне показалось скучновато. Может быть, это произошло из-за грандиозного впечатления от хранилища Королевских регалий в Розенборге, которые я видел полчаса назад. Все-таки манера охватывать за один день много крупных объектов несет в себе существенные недостатки (но что поделать? — времени в поездках всегда мало). В Амалиенборге мне запомнились:

выставка туалетов августейших особ, созданных кутюрье (не помню его имени) в середине 1990–х годов:

коллекция предметов из рабочих кабинетов нескольких Королей, собранных во второй половине XIX века:

Иллюстрированная таблица Королей Дании

В завершение я хочу обратить внимание на тот факт, что Дания сейчас является самым старым Королевством в Европе (с непрерывной генеалогией). И второй по старшинству Монархией в мире, после Японии. По этому поводу продемонстрирую иллюстрированную таблицу датских Королей и двух Королев, выполненную в «детском» стиле:

В этих рисунках есть что-то от сказок Андерсена. Интересные прозвища были у трех датских Королей: у Харальда I — Синезубый (из-за темного цвета зубов — в старые времена слово blå означало цвет гораздо более синий, чем впоследствии; его прозвище в наше время стало обозначением вида беспроводной сетевой технологии — так как технология эта появилась как раз на территории современной Скандинавии, а также потому, что Харальд объединял народы, подобно тому, как Bluetooth объединяет электронные устройства); у Свена I — Вилобородый (на рисунке он так и изображен, хотя на самом деле подобными вилам у него были усы, а не борода): у Эрика IV — Плужный Грош (за налог с плугов, который вызвал крестьянское восстание).

Заодно по этой таблице можно проследить историю нарядов.

Дворец Кристиансборг

Если Розенборг ныне является историческим музеем, Амалиенборг — резиденцией Королевской семьи и маленьким музеем династии, то и у Кристиансборга тоже много функций. Главная из них — местонахождение датского парламента (называется фолькетинг). Туристическим гостям дворца он предлагает немало интересных видов и информации.

Окрестности Кристиансборга

Остров Слотсгольмен

Для начала я немного «прогуляюсь» в окрестностях Кристиансборга. Сам дворец расположен на острове Слотсгольмен («слот» — это дворец или замок, «гольм» — остров), отделенном от основной части Копенгагена довольно узким каналом Фредериксгольм. Этот остров — сердце Копенгагена. Именно здесь в 1167 году епископом Абсалоном был построен первый замок, давший начало столице Дании. Впоследствии на том же месте был построен Копенгагенский замок. Виды канала и окрестностей острова можно посмотреть на нескольких фотолитографиях конца XIX века:

Музей Торвальдсена

Датский музей Торвальдсена — хранилище скульптур:

Площадь Хёбро

Площадь Хёбро (Højbro Plads); на ней сейчас находятся памятник епископу Абсалону и Фонтан аиста, в конце XIX века памятника Абсалону еще не было:

На дальнем плане мост Хёбро, который ведет как раз на остров Слотсгольмен.

Старая биржа

Еще одна достопримечательность острова — Старая биржа (здание первой половины XVII века, с 1974 года как биржа не используется):

Ее нынешний вид, неизменный:

Интересно, что шпиль биржи представляет собой скрученные хвосты четырех драконов. Изрядные же у них хвосты!

Здание Кристиансборга

Фотография у меня получилась довольно темная, что соответствует его суровому прошлому. Пересказ истории дворца занял бы чересчур много времени и места в записи; скажу лишь, что за свою более чем 8-вековую историю он несколько раз полностью или частично перестраивался, подвергался разрушениям и реставрациям. Проследить его историю можно в специальном музее «Руины Кристиансборга». Я не любитель смотреть на старые камни и развалины (все равно они толком не воспринимаются), но почитать информационные таблички было очень познавательно. Запомнил, например, что такие монументальные здания строили в Копенгагене в основном из песчаника (в самые старые времена) или позже из гранита.

Нынешний Кристиансборг построен в 1907–1928 годах и считается третьим в цепи поколений замков с таким названием на этом месте.

Интерьеры Кристиансборга и картина Лауритца Туксена «Тесть Европы. Король Кристиан IX и Королева Луиза с родственниками во дворце Фреденсборг»

«Руины» — это отдельная, периферийная часть дворцового комплекса, доступная для просмотра посетителями. Главное — палаты собственно дворца. Купив билет и надев бахилы (они выдаются при входе), я отправился осматривать интерьеры Кристиансборга. Что мне сразу импонировало в этом дворце — его просторность. Почему-то именно эта черта как-то особенно запомнилась. Вначале большое впечатление производит датский Королевский штандарт:

Хотя с середины XIX века Кристиансборг не является резиденцией Монархов, троны тут сохранились:

Еще мне понравились многочисленные картины на исторические темы:

Хочу обратить особое внимание на большую картину художника Лауритца Туксена, изображающую Короля Дании Кристиана IX с супругой Луизой в окружении многочисленных родственников. Она была написана в 1883–1886 годах:

«Тесть Европы. Король Кристиан IX и Королева Луиза с родственниками во дворце Фреденсборг»

«Тесть Европы. Король Кристиан IX и Королева Луиза с родственниками во дворце Фреденсборг»

Описание картины «Тесть Европы. Король Кристиан IX и Королева Луиза с родственниками во дворце Фреденсборг»:

Кристиан IX — король Дании в 1863–1906 годах из династии Глюксбургов. Кристиан находился в тесных родственных связях с многими королевскими домами Европы; сейчас большинство европейских монархов является его прямыми потомками. Кристиана и его супругу Луизу называли «тестем и «тещей Европы».

1. Альберт Виктор (1864–1892), герцог Кларенс, принц Уэльский. Старший сын Короля Великобритании Эдуарда VII и Александры Датской. Внук Кристиана IX.

2. Эдуард (1841–1910), [наследный на момент написания картины] принц Уэльский. C 1901 года Эдуард VII — Король Великобритании и Ирландии, Император Индии; первый из Саксен-Кобург-Готской (ныне Виндзорской) династии. Зять Кристиана IX.

3. Александра (1844–1925), принцесса Уэльская. Супруга будущего Короля Великобритании и Ирландии Эдуарда VII. Старшая дочь Кристиана IX.

4. Ингеборга (1878–1958), принцесса Датская. Вторая дочь Короля Дании Фредерика VIII и Ловисы Шведской. Супруга принца Карла Шведского; герцогиня Вестергётландская. Внучка Кристиана IX.

5. Харальд (1876–1949), принц Датский, третий сын Короля Дании Фредерика VIII и Ловисы Шведской. Внук Кристиана IX.

6. Георг (1880–1912), герцог Камберлендский. Королевский принц Великобритании и Ирландии, герцог Брауншвейг–Люнебурга. Старший сын кронпринца Эрнста Августа II Ганноверского и Тиры Датской. Внук Кристиана IX.

7. Мария Луиза (1879–1948), герцогиня Камберлендская. Королевская принцесса Великобритании и Ирландии, герцогиня Брауншвейг–Люнебурга; супруга принца Максимилиана Баденского. Старшая дочь кронпринца Эрнста Августа II Ганноверского и Тиры Датской. Внучка Кристиана IX.

8. Тира (1853–1933), принцесса Датская и Ганноверская, герцогиня Камберлендская. Супруга кронпринца Эрнста Августа II Ганноверского. Младшая дочь Кристиана IX.

9. Александра (Аликс) (1882–1963), герцогиня Камберлендская. Королевская принцесса Великобритании и Ирландии, герцогиня Брауншвейг–Люнебурга; супруга Великого герцога Мекленбург-Шверинского Фридриха Франца IV. Младшая дочь кронпринца Эрнста Августа II Ганноверского и Тиры Датской. Внучка Кристиана IX.

10. Вальдемар(1858–1939), принц Датский. Младший сын Кристиана IX и Луизы Гессен-Кассельской.

11. Луиза Гессен-Кассельская (1817–1898), Королева Дании. Супруга Кристиана IX.

12. Кристиан IX (1818–1906), Король Дании.

13. Кристиан (1870–1947), принц Датский. C 1912 года Кристиан X — Король Дании; с 1918 по 1944 год Кристиан I — Король Исландии. Старший сын Короля Дании Фредерика VIII и Ловисы Шведской. Внук Кристиана IX.

14. Николай Александрович (1868–1918), Российский Наследник Цесаревич и Великий Князь. C 1894 года Николай II — Император Всероссийский. Старший сын Императора Всероссийского Александра III и Марии Федоровны. Внук Кристиана IX.

15. Дагмара (1847–1928) / после крещения в Православии — Мария Федоровна, Императрица Российская. Супруга Императора Всероссийского Александра III. Вторая дочь Кристиана IX и Луизы Гессен-Кассельской.

16. Александр III (1845–1894), Император Всероссийский. Супруг Дагмары / Марии Федоровны. Зять Кристиана IX.

17. Михаил Александрович (1878–1918), Великий Князь Российский. Младший сын Императора Всероссийского Александра III и Марии Федоровны. Внук Кристиана IX.

18. Ольга Александровна (1882–1960), Великая Княжна Российская. Младшая дочь Императора Всероссийского Александра III и Марии Федоровны. Внучка Кристиана IX.

19. Фредерик (1843–1912), кронпринц Датский. С 1906 года Фредерик VIII — Король Дании. Старший сын Кристиана IX и Луизы Гессен-Кассельской. Король Дании .

20. Георг I (1845–1913), Король Греции. Второй сын Кристиана IX и Луизы Гессен-Кассельской.

21. Ловиса Шведская (1851–1926), кронпринцесса Датская. Супруга кронпринца Фредерика, будущего Короля Фредерика VIII. Невестка Кристиана IX.

22. Тира (1880–1945), принцесса Датская. Третья дочь будущего Короля Дании Фредерика VIII и Ловисы Шведской. Внучка Кристиана IX.

23. Александра Георгиевна (1870–1891), принцесса Греческая. Дочь Короля Греции Георга I и Ольги Константиновны. Супруга Великого Князя Российского Павла Александровича. Внучка Кристиана IX.

24. Ольга Константиновна, Королева Греции (1851–1926). Дочь Великого Князя Константина Николаевича и Александры Иосифовны. Супруга Короля Греции Георга I. Невестка Кристиана IX.

25. Карл (1872–1957), принц Датский. C 1905 года Хокон VII — Король Норвегии. Второй сын Короля Дании Фредерика VIII и Ловисы Шведской. Внук Кристиана IX.

26. Виктория (1868–1935), принцесса Уэльская. Вторая дочь будущего Короля Великобритании Эдуарда VII и Александры Датской. Внучка Кристиана IX.

27. Мария Георгиевна (1876–1940), принцесса Греческая. Дочь Короля Греции Георга I и Ольги Константиновны. Супруга Великого Князя Российского Георгия Михайловича. Внучка Кристиана IX.

28. Луиза (1867–1931), принцесса Уэльска. Старшая дочь будущего Короля Великобритании Эдуарда VII и Александры Датской. Супруга Александра Даффа, первого герцога Файф. Внучка Кристиана IX.

29. Георгий Александрович (1871–1899), Великий Князь Российский. Третий сын Императора Всероссийского Александра III и Марии Федоровны. Внук Кристиана IX.

30. Мод (1869–1938), принцесса Уэльская. Младшая дочь будущего Короля Великобритании Эдуарда VII и Александры Датской; супруга (и двоюродная сестра) Норвежского Короля Хокона VII. Внучка Кристиана IX.

31. Ксения Александровна (1875–1960), Великая Княжна Российская. Старшая дочь Императора Всероссийского Александра III и Марии Федоровны. Внучка Кристиана IX.

32. Луиза (1875–1906), принцесса Датская. Старшая дочь будущего Короля Дании Фредерика VIII и Ловисы Шведской. Внучка Кристиана IX.

Приятны разнообразные украшения. Например, в этой комнате стены драпированы красными сирийскими шелками, секрет производства которых был давно утрачен и восстановлен лишь недавно:

Очень эффектные барельефы из металла:

Люстры, десюдепорты (декоративные композиции над дверями в форме скульптур, рельефов, панно) — все очень элегантно и красиво:

А эта картинка в одном из залов, где развешено много картин с цветочными букетами, демонстрирует язык цветов (в аспекте любви):

Не буду переводить названия — каждый может сам поупражняться, благо помимо датских названий есть английские переводы.

На выходе из основного здания Кристиансборга стоят статуи нескольких особ царственного вида:

У меня вновь возникло чувство (как и в Люксембургском саду в Париже), что я рискую уподобиться Максимилиану из «Флорентийских ночей» Гейне…

Выставка карет и конюшня

И еще одна интересная достопримечательность Кристиансборга — выставка карет и конюшня (билет туда продается отдельно; и еще надо иметь в виду, что эта часть дворца открыта всего несколько часов в день). Коллекция карет небольшая, и ее нельзя назвать особенно шикарной. Наоборот, кареты эти, несмотря на принадлежность Королям, в основном довольно скромные на вид:

Видимо, это соответствовало и характеру большинства датских правителей, и размеру их денежных средств. Но мне кареты все равно понравились — как раз своей непритязательностью. Одна маленькая карета XIX века называется «котильон». Это подарок простых датчан одному из своих Королей.

Исключением является самая богатая датская карета под названием Золотая (1840 года изготовления). Она используется Королевской четой для ежегодного торжественного проезда из Амалиенборга в Кристиансборг во время празднования Нового года. Эта карета покрыта золотым листом и украшена четырьмя позолоченными коронами на крыше. Но в этом музее ее, конечно, нет. Зато есть карета под названием «Barouche» (1906 года изготовления). Она прославилась тем, что была использована для свадебной церемонии Королевы Маргариты и принца–консорта Генриха в 1967 году (на козлах, кстати, манекен):

Рядом с выставкой карет находятся стойла лошадей. Сейчас их в Кристиансборге всего около 20, а в конце XVIII века было 270. В основном лошади имеют красивый белый окрас в крапинку:

По породному составу — кладрубские лошади (чешского происхождения) и Dansk Varmblod, то есть, если буквально переводить, датские теплокровные. Или горячие, если более литературно. Но для датчан слово «горячие» как-то не подходит.

Лошадей можно было погладить (естественно, тех, кто это позволял); но, честно говоря, они не показались мне счастливыми. Было бы лучше повидать их на выезде на большой песчаной площади перед Кристиансборгом:

В интернете мне попадались даже фотографии дефилирующих датских гусар. Мне не повезло увидеть это вживую; что ж, надеюсь, кому-то из моих читателей повезет больше.