Музей города Брюсселя и акварели Жака Карабена


Представляю небольшой рассказ о музее города Брюсселя с подборкой (составленной по результатам изысканий в интернете) акварелей художника Жака Карабена (Jacques Carabain), написанных в 1894–1897 гг. Всего картин 59, мне удалось найти 14.

Мне довелось побывать в городском музее Брюсселя при посещении столицы Бельгии в августе 2011 года. Музей расположен в так называемом «Королевском доме» (напротив Ратуши, на площади Гран Пляс) — здании исходной постройки XVI века. Несмотря на название, здесь никогда не жил ни один Король, — дом служил поочередно пекарским складом, трибуналом и тюрьмой. Поэтому он также называется «Хлебный дом» (Broodhuis). Построенный по повелению Императора Карла V, «Королевский дом» наряду с ратушей является одним из главных украшений ансамбля Большой площади. В 1873 году он был реконструирован в готическом стиле.

Здесь я ознакомился с различными материалами, иллюстрирующими историю и достопримечательности Брюсселя: картины, гравюры, фотографии, макеты города с XIII века до наших дней.

Как всегда, мое внимание привлекли геральдические изображения, связанные с периодом Священной Римской Империи Германской Нации (регион Брабант с Брюсселем долго входил в ее состав). Герб не из коллекции музея; размещаю его просто для справки:

герб Брабанта – правая для зрителя часть, верхний ряд, второй слева (золотой лев в черном поле)

герб Брабанта – правая для зрителя часть, верхний ряд, второй слева (золотой лев в черном поле)

Один из этажей музея отдан под экспозицию костюмов знаменитого Маннекен Писа. Нарядов теперь насчитывается по разным данным не то 800, не то 900 — в общем, поскольку число туалетов знаменитого мальчика продолжает расти, точное их количество несущественно. Было забавно.

* * *

Акварели Жака Карабэна, которые в то время экспонировались в музее, сразу запали мне в душу; хотел купить книгу с репродукциями, но она оказалась никуда не годного качества. Кстати, книгоиздательство в Бельгии мне вообще не понравилось; никакого сравнения с Германией. Но это не важно. Важно, что творчество Карабена каким-то скрытым, иррациональным образом повлияло на мое восприятие Брюсселя — города, в общем-то, довольно сильно модернизированного в XX веке. Есть даже специальный термин — Брюсселизация, то есть хаотический подход к реконструкции городов, при которой происходит неконтролируемый массовый снос исторической застройки, замещаемой современными зданиями. Термин впервые использован немецкой газетой Frankfurter Allgemeine Zeitung в связи с массовым сносом исторической застройки Брюсселя в 1960-х и 1970-х годах.

На картинах Жака Карабена Брюссель выглядит совсем по-другому…

Входные ворота в улицу Сигонь (Cigogne)

Входные ворота в улицу Сигонь (Cigogne)

Внутренний вид тупика Рулье (Roulier)

Внутренний вид тупика Рулье (Roulier)

Улица Этюв (Rue de l’Etuve) – неподалеку от местоположения Маннекен Писа

Улица Этюв (Rue de l’Etuve) – неподалеку от местоположения Маннекен Писа

Улица Миним (Rue des Minimes) возле бывшего военного госпиталя

Улица Миним (Rue des Minimes) возле бывшего военного госпиталя

Улица Монтань де ла Кур (Rue Montagne de la Cour) в сторону Нижнего города

Улица Монтань де ла Кур (Rue Montagne de la Cour) в сторону Нижнего города

Улица Равенштейн (Rue Ravenstein) в направлении улицы Монтань де ла Кур

Улица Равенштейн (Rue Ravenstein) в направлении улицы Монтань де ла Кур

Церковь Св.Николая и Маленькая улица О Бёр (Petite Rue au Beurre)

Церковь Св.Николая и Маленькая улица О Бёр (Petite Rue au Beurre)

Коммерческий канал (bassin du commerce)

Коммерческий канал (bassin du commerce)

Площадь Гран Саблон

Площадь Гран Саблон

Тупик л’Энфер (l’Enfer)

Тупик л’Энфер (l’Enfer)

Улица Шьен Марен (Rue du Chien Marin)

Улица Шьен Марен (Rue du Chien Marin)

Пакгауз со стороны Коммерческой набережной (Quai du Commerce)

Пакгауз со стороны Коммерческой набережной (Quai du Commerce)

И еще два изображения, названия которых мне не удалось найти: