Овеянный легендами монастырь Клостернойбург — величие двух австрийских династий и хранилище шапки эрцгерцогов


Сведения по истории Клостернойбурга

Клостерно́йбург (Klosterneuburg) — город в федеральной земле Нижняя Австрия, находится к северо-западу от Вены, непосредственно примыкая к ней. Население составляет около 25,000 человек. Город расположен на правом берегу реки Дунай, на высоте 192 метров над уровнем моря. От Вены отделен горами Каленберг и Леопольдсберг.

История ныне существующего поселения прослеживается с IX века. В 1108 году маркграф Леопольд III из династии Бабенбергов заложил на горе Леопольдсберг свой замок Nivvenburc (впоследствии название трансформировалось в Нойбург, то есть «Новый замок»). По размаху эта резиденция соответствовала рангу Имперского князя. В 1114 году в непосредственной близости от резиденции началось строительство церкви, в 1133 году ставшей монастырской и получившей название Клостернойбург, распространенное впоследствии и на весь город.

Средневековый Нойбург состоял из двух поселений по обе стороны Дуная, соединенных бродом. Частые наводнения заставляли жителей по ту сторону Дуная все дальше отодвигать поселение от реки, в результате чего к началу XIII века существовало два Нойбурга: Нойбург при монастыре (Клостернойбург) и Нойбург при рынке (Корнойбург). В 1298 году герцог Австрии Альбрехт I, проживавший в Нойбурге с 1288 года, разделил эти два поселения и одновременно ввел в Клостернойбурге городское право. Клостернойбург также служил резиденцией Леопольду VI.

Легенда об основании монастыря Клостернойбурга и сведения по его истории

Августинский монастырь Клостернойбург (Stift Klosterneuburg) был основан 12 июня 1114 года маркграфом Леопольдом III и его женой Агнессой неподалеку от новой резиденции Нойбург.

статуя Святого Леопольда из музея монастыря Клостернойбурга, 1740 г.

статуя Святого Леопольда из музея монастыря Клостернойбурга, 1740 г.

По преданию (оно имеет устойчивое немецкое название Schleier Legende), когда супруги поднялись на вершину замка, сильный порыв ветра унес накидку Агнессы. Лишь много лет спустя во время охоты Леопольд наткнулся на лучезарное свечение, струившееся из-под листвы бузины. Как оказалось, там лежала пропавшая накидка жены. Тогда же Леопольда посетило видение Девы Марии, повелевшей ему заложить здесь обитель. Как раз в это время у супругов родился сын Оттон, который в 14 лет был объявлен пробстом (настоятелем) этой обители.

Леопольд находит накидку Агнессы: изображение в монастыре

Леопольд находит накидку Агнессы: изображение в монастыре

Монастырский собор был освящен 29 сентября 1136 года, за несколько месяцев до смерти Леопольда. Через 20 лет его сын, герцог Генрих II, отодвинул свою главную резиденцию из Нойбурга немного на юго-восток, в город Вену, который с тех пор считается столицей Австрии.

После канонизации в 1485 году основателя города и монастыря Леопольда III городской монастырь стал национальной австрийской святыней и одним из главных в Австрии центров паломничества. В XV–XVI веках аббатство превратилось в большой религиозный, культурный и научный центр. Монастырь Клостернойбурга был известен изготовлением великолепных для своего времени географических карт, а также располагал одной из лучших в немецкоязычных землях библиотекой (сейчас она насчитывает свыше 30 тысяч фолиантов).

Монастырь практически обезлюдел во время Реформации и турецких вторжений, но, начиная с 1634 года, был отстроен заново в стиле барокко. Во время нападения турок на Вену в 1683 году братия засела в верхней части обители и успешно противостояла натиску врагов.

Примечательно, что в санатории при аббатстве в 1924 году умер писатель Франц Кафка (похоронен в Праге).

Внешний вид монастыря. Сад и церковь

Для посещения монастыря я рекомендую выйти на железнодорожной станции Klosterneuburg Kierling Bahnhof, следующей после станции Klosterneuburg Weidling Bahnhof. Туда можно доехать минут за 15 от венской станции Heiligenstadt (прилегает к линии метро U4). Пешком по Клостернойбургу остается пройти несколько минут.

Также отмечу следующее. Монастырь можно осматривать внутри самостоятельно, а можно в рамках групповой экскурсии. Я изначально рассчитывал на первое, но на кассе мне сказали, что в групповой экскурсии осмотр более полный. Так это, или нет, не берусь судить, но на всякий случай я присоединился к экскурсии в 13:00, тем более что дополнение к цене весьма незначительное. По окончании групповой экскурсии можно было еще ходить индивидуально, чтобы уделить больше внимания наиболее заинтересовавшим меня объектам.

Перед экскурсией я побывал в красивом монастырском саду.

Сад находится со стороны Императорского крыла монастыря, торец которого виден на нижеследующем снимке.

В первой половине XVIII века по указанию Императора Карла VI, последнего из прямой линии Габсбургов, здесь были проведены большие строительные работы. Архитектурный комплекс задумывался как огромная резиденция по образцу испанского Эскориала. Планировалось возвести 9 куполов, но удалось сделать только 2: главный увенчан имперской короной (слева), меньший — эрцгерцогской (справа).

проект монастыря Клостернойбурга, иллюстрация 1774 года

проект монастыря Клостернойбурга, иллюстрация 1774 года

макет монастыря Клостернойбурга

макет монастыря Клостернойбурга

Далее совершу обзор монастырской церкви. Главная церковь монастыря с 1936 года имеет статус малой базилики.

На площади перед церковью стоит готическая Моровая колонна Tutzsäule (колонна Тутца). Она названа по имени рыцаря Михаэля Тутца, который в 1381 году принес обет поставить столп по случаю избавления от чумы. Барельефы изображают сцены Страстей Христовых. Наверху находится фонарь с необычной спецификой (ныне недействующий). Это так называемый фонарь мертвых — Totenleuchte. В некоторых странах Европы такие фонари устанавливались на кладбищах.

Монастырская церковь Клостернойбурга изначально была трехнефной церковью с трансептом и центральной башней. В XVII веке она пережила существенную реконструкцию в стиле барокко (особенно интерьера). Башня в 1638–1644 годах приобрела барочный вид. В 1882–1892 годах проведена новая реконструкция, которая в основном придала церкви ее нынешний облик. Добавилась вторая башня (на снимке слева). Форма башен приобрела неоготический вид. Их высота составляет около 82.5 метров.

На стене церкви мне понравились барельефные гербы с весьма архаичными изображениями:

Также церковь украшена несколькими статуями значительных деятелей австрийской истории, среди которых я выделил Императора Максимилиана I Габсбурга и маркграфини Агнессы Бабенберг. Сделанный мной коллаж символизирует связь двух династий, формировавших монастырь Клостернойбурга. 15 февраля 1506 года в присутствии Максимилиана I были торжественно перезахоронены мощи Святого Леопольда, супруга Агнессы.

В интерьере особое внимание привлекает главный алтарь, который в 1714 году заменил Верденский алтарь, о котором я скажу позже. Нынешний главный алтарь посвящен Деве Марии (как и сама церковь).

Фигуры возле главного алтаря:

● Царь Давид с арфой (символ религиозной музыки)

● Авраам, который собирается принести в жертву своего сына Исаака (символ дароприношения)

● борьба Иакова с ангелом (символ молитвы)

● Царь Иосафат с книгой законов

Кроме того, две фигуры видны только из императорского ораториума: они олицетворяют императорские добродетели Ezechias victoriosus (победоносный правитель) и Josias zelosus (Рвение к закону Божьему).

Потолочная фреска 1729 года изображает сцену взятия Богородицы в Небесную славу (Вознесение):

Главный орган создан в 1636–1642 годах:

Императорское крыло

Далее совершу прогулку по новой части монастыря — Императорскому крылу (Kaisertrakt). Главным объектом здесь является Мраморный зал, который находится в центре Восточного фасада. Целью Мраморного зала было производить колоссальное впечатление на гостей дворца, направлявшихся на прием к Императору. Эмблемы над дверями и альковами являются гербами настоятелей (пробстов) монастыря с 1730 по 1858 год (это год окончания оформления зала), которые окружены гербами земель державы Габсбургов.

Над камином расположены два барельефа: «Установление первых августинских канонов Святым Леопольдом» (слева) и «Святой Леопольд находит накидку Агнессы» (справа).

Потолок украшен фреской кисти Даниэля Грана (1749 год). Кстати, для подробного рассматривания фрески сейчас вовсе не обязательно задирать голову и напрягать зрение. Это можно комфортно сделать благодаря установленным внизу зеркалам. Фреска столь великолепна, что я посвящу ей небольшое описание.

В центре на обелисковом медальоне изображен апофеоз Леопольда III. Ниже левее — группа «Слава Австрии». Мария Терезия получает регалии Венгрии — корону Святого Иштвана и щит с Патриаршим крестом. Слева — фигуры, олицетворяющие Мудрость (со змеей) и Стойкость (с колонной, попирающей многоглавого монстра). Сверху — изображение Габсбург-Лотарингского Дома (то есть супружеского союза Марии Терезии и Франца I Стефана). Справа — подвиг герцога Леопольда V (1157–1194). Известен как участник III Крестового похода и враг Ричарда Львиное Сердце, впоследствии взявший его в плен. По легенде, именно во время этого похода в битве за стратегически важную крепость Аккон в бухте Хайфа 12 июля 1191 г. Австрия обрела красно-бело-красный геральдический цвет. В этой битве Леопольд сражался так отчаянно, что его белые одежды были полностью обагрены кровью. Когда после битвы он разоблачился и снял меч, то все увидели: белой осталась только та часть его одежды, что была прикрыта рыцарским поясом.

Далее экскурсия шла по анфиладе дворцовых кабинетов и прочих комнат. Они имеют вполне классический (то есть встречающийся во множестве дворцов) вид. Мне более всего понравилась столовая с эффектными гобеленами.

На потолке столовой имеется лепнина, показывающая пиршество турок. Мне сложно сказать, насколько могла возбуждать аппетит сцена, изображающая злейших врагов Священной Римской Империи.

Также я внимательно осмотрел лепнину на потолке кабинета Карла VI. Здесь написаны слова Constantia et Fortitudine (Постоянством и Твердостью), каковые являются девизом этого Императора [к слову, эти же слова, только в противоположном порядке, являются девизом русского графского рода Орловых.]. Особый интерес представляют ангелочки (путти), держащие две колонны. Это Геркулесовы столбы, впервые появившиеся на гербе Испании, когда ее правителем стал Карл V Габсбург. Но Карл VI не имел отношения к Испании.

Старая часть монастыря

Следующая часть экскурсии охватила более старую часть монастыря, но, к сожалению, ее планировку я толком не уяснил, поэтому воспоминание осталось несколько хаотичным. Расскажу о главном — том, что произвело на меня наибольшее впечатление.

Первое, что мне особенно понравилось в этой части монастыря — книги из временной экспозиции, посвященной эпохе Максимилиана I. В 2019 году Австрия пышно отмечала 500-ую годовщину смерти этого великого Императора.

В часовне Леопольда следует уделить время осмотру витражей. На нижеследующих снимках во главе находятся изображения, соответственно, маркграфа Леопольда и Агнессы.

Очень красиво выглядят витражи с цветочным орнаментом:

К временам Средневековья относится появление в монастыре Клостернойбурга одной из главных его ценностей. В часовне Святого Леопольда находится Верденский алтарь, созданный в 1181 году мастером Николасом Верденским.

45 позолоченных медных пластин для Верденского алтаря изготовлены по византийскому образцу и аналогичны реликварию Трех волхвов в Кёльнском соборе. В Клостернойбурге алтарь появился в 1330 году. Изображения сгруппированы в три набора по эпохам Адама и Ноя (сверху); Авраама, Давида и Вавилонского пленения (снизу); жизни Иисуса (в центральной части).

Верденский алтарь увенчан реликварием Святого Леопольда. Нынешний ларец изготовлен в 1936 году. Первый ларец был использован (то есть переплавлен) в 1526 году для финансирования войны с Турцией. Новый ларец был использован для тех же целей (войны с Францией) в 1810 году.

Задняя часть алтаря (честно говоря, я не понял, как раньше она физически соотносилась с Верденским алтарем) состоит из четырех больших картин, выполненных темперой (до изобретения и распространения масляных красок вплоть до XV–XVII вв. темперные краски были основным материалом станковой живописи). Созданные в 1331 году, они являются самыми старыми датируемыми створчатыми панельными картинами в Австрии. Картины изображают (слева направо): Распятие, Успение Богоматери, Коронование Богоматери, Утро Пасхи.

Леопольдовы панели созданы в 1505 году Рюландом Фрюауфом младшим и изображают сцены легендарной предыстории основания Клостернойбургского монастыря.

Также мне запомнилась скульптура Леопольда Святого, очень похожая на статую одного из фонтанов на улице Грабен в Вене. Надпись Gaudentio praeposito restauratum MDCCCXXV означает примерно «Гаудентий назначил восстановить 1825». Имеется в виду настоятель (1800–1829 гг.) монастыря Гаудентий Андреас Дунклер.

Наконец, несколько слов я отведу на описание семисвечного светильника (Siebenarmiger Leuchter).

Очевидно, этот светильник (характерный для католических церквей Германии) является христианской аллюзией на мено́ру, которая, согласно Библии, находилась в Скинии собрания во время Исхода, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма. Это один из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов. В христианстве светильник приобрел изогнутую форму, символизируя Древо Иессеево (Корень Иессеев, Лоза Иессеева) — иконографический сюжет, представляющий собой аллегорическое изображение родословия Иисуса Христа. Также в Католической церкви семь свечей светильника символизируют семь божественных даров: Мудрость; Разум; Совет; Стойкость; Ведение; Благочестие; Страх Божий. А в Клостернойбурге этот светильник еще изображает бузину, на которой, напомню, была найдена накидка маркграфини Агнессы.

Сокровищница. Эрцгерцогская шапка

Следующая часть осмотра монастыря проходила в сокровищнице (Schatzkammer). Вообще говоря, я приехал в Клостернойбург прежде всего ради нее, а конкретно — ради одной исключительно важной реликвии (все остальное стало ценным дополнением). Но начну этой реликвией я завершу рассказ о сокровищнице. Поначалу — несколько примечательных экспонатов.

Ясли (рождественская сцена) из красного коралла

Ясли (рождественская сцена) из красного коралла

Резные изображения Страшного Суда (справа — сицилийское изделие 1730 года):

Незабываемое впечатление произвела богато украшенная голова Святой Урсулы (изготовлена в Вене в 1672 году). Что это за святая, я не знаю. Та ли это раннехристианская святая (дочь британского Короя), чьи мощи хранятся в Кёльне? Вряд ли. Или это вообще реплика — мне остается только гадать.

Теперь перейду к главному. Впервые эрцгерцогская шапка (Erzherzogshut, это более точное наименование, нежели «корона») была изображена на портрете Рудольфа IV Габсбурга (1339–1365), герцога Австрии, хотя предполагается, что в действительности она в то время не существовала. Первой эрцгерцогской шапкой, чье существование достоверно, владел Герцог Внутренней Австрии Эрнест Железный (1377–1424), а другая была изготовлена по случаю смерти эрцгерцога Фердинанда II Тирольского в 1595 году.

Конечный вариант короны эрцгерцога Австрии был создан в 1616 году для эрцгерцога Максимилиана III (1558–1618). Было официально утверждено (в том числе посредством Папского распоряжения), что шапка эрцгерцога должна храниться в месте захоронения Святого маркграфа Леопольда. Настоятели монастыря получили почетный титул Diadematis Austriaci custos, то есть «Хранитель бриллианта Австрии». С 1620 по 1835 год года ее вывозили (всего 10 раз) из Клостернойбурга только для важнейших государственных церемоний, в том числе оммажа — государственной присяги (Erbhuldigung).

Шапка эрцгерцога состоит из красной бархатной основы, вокруг которой расположена тиара, в значительной степени покрытая горностаевым венцом. Восемь золотых зубцов одинакового размера украшены рубинами, изумрудами, бриллиантами и жемчугом. Две дуги пересекают друг друга под прямым углом, что делает нынешнюю эрцгерцогскую шапку больше похожей на тип Королевской короны (у старых шапок эрцгерцога была только одна дуга). На дугах в золотых филигранных гнездах размещено ровно 100 жемчужин.

На вершине шапки установлен крест как символ господствующей в мире силы христианской веры. В канте креста находятся четыре жемчужины, а на концах — рубины и изумруд. Крест увенчан красивым синим сапфиром необычайной чистоты, символизирующим земной шар. Вероятно, он происходит из Кашмира или Камбоджи. Этот сапфир на пересечении двух золотых дуг напоминает самые выдающиеся драгоценности в римско-германской, австрийской, венгерской и богемской коронах — всех их венчает именно сапфир.

На подставке из черного дерева изображен эмалированный золотой герб Максимилиана III.

Другими важными инсигниями австрийских эрцгерцогов были Тирольская графская шапка (хранится в церкви Марияштейн в Тироле) и Штирийская герцогская шапка (хранится музее Иоганнеум в Граце). Кстати, эрцгерцогская шапка до сих пор венчает герб Верхней Австрии.

Родословное древо Бабенбергов

В музее монастыря Клостернойбурга мое внимание было приковано преимущественно к блистательному шедевру средневекового изобразительного искусства — Родословному древу Бабенбергов (Babenberger-Stammbaum). Это грандиозный триптих (общие размеры приблизительно 8 на 3.5 метра) работы Ганса Парта, созданный в период с 1489 по 1492 год. Поводом к созданию триптиха стала канонизация одного из представителей Бабенбергов, маркграфа Леопольда III Благочестивого, состоявшаяся 6 января 1485 года. Первая суверенная династия Австрии правила в 976–1246 годах и дала несколько весьма крупных фигур в истории этой страны. При Бабенбергах Австрия превратилась в одно из самых сильных государств Священной Римской Империи. Вероятно, Бабенберги происходили из города Бамберга во Франконии (север современной Баварии).

генеалогическое древо Бабенбергов

генеалогическое древо Бабенбергов

На центральной панели триптиха в круглых медальонах изображены 27 представителей Дома Бабенбергов. Перечень начинается в центре нижней части с маркграфа Леопольда I Прославленного (основателя династии) и заканчивается в правом верхнем углу герцогом Фридрихом II Воителем, после гибели которого в битве род угас. Примечательно, что правители изображены не по пояс и со своими гербами (как присуще средневековой генеалогической живописи), а в полный рост на фоне важных сцен из их жизни.

Среди титулов изображенных на картине Бабенбергов можно назвать маркграфов и герцогов Австрии, герцогов Швабии, маркграфов Штирии, герцогов Мёдлинга, архиепископов Трира, архиепископов Зальцбурга, епископов Фрейзинга. Также имеются две вымышленных персоны.

Другое новшество по сравнению с традиционным средневековым подходом — широкое использование и достоверность пейзажей некоторых исторических мест. Топографически точные ландшафты смешаны с частично или полностью выдуманными.

В правом нижнем углу вне медальонов изображена легенда об обретении основателем династии титула маркграфа Восточной марки, будущей Австрии. По одному из вариантов предания, король Германии и Император Священной Римской Империи Оттон II Рыжий во время охоты сломал свой лук, но верный вассал отдал господину взамен свой собственный, из которого монарх убил оленя. По другой версии, лук сломался в момент, когда на короля напал разъяренный вепрь, и лишь в последний момент Император смог спасти свою жизнь, убив животное из лука, переданного будущим маркграфом. Леопольд в благодарность за помощь был одарен титулом.

На двух боковых панелях изображены в общей сложности 46 жен и дочерей представителей династии Бабенбергов, представленных традиционно для средневековых родословных деревьев — по пояс и со своими гербами. В отличие от центральной, на боковых панелях портреты не упорядочены. Кроме того, женские лица предположительно выполнены не тем же самым художником, что мужские. В любом случае, в XIX веке изображения женщин были значительно изменены, и нет уверенности в том, как они выглядели изначально. Особый интерес представляют женские одеяния, так как дамы нарисованы в костюмах XV века, а не соответствующей более ранней эпохи.

Первый буддистский знак на территории Австрии

Постскриптум. И еще одно интересное воспоминание я вынес из Клостернойбурга. Но не из монастыря, а из другого места в городе — а именно с кладбища. Здесь стоит первый буддистский памятник в Австрии; он соответствует монументу на могиле венгерского ориенталиста, исследователя буддизма Йенё Ленарда (Jenö Lenard, настоящее имя Евгений Исаак Леви; годы жизни 1878–1924). Также там похоронена его супруга Илона.

Наверху монумента высечена надпись Fluctuat nec mergitur, что означает «Его бьют волны, но он не тонет». Это девиз Парижа, и какова его связь с Ленардом, я не знаю. Возьму на себя смелость интерпретировать надпись в данном контексте следующим образом.

В буддизме (также индуизме и джайнизме) есть понятие Аштамангалы, то есть Восьми благодатных (благоприятных) знаков. Одним из них является пара золотых рыбок. Как рыба плывет в воде, не зная преград, так и человек, достигший Просветления, не знает границ и препятствий.

Таким образом, фразу «Его бьют волны, но он не тонет» я понимаю как образ просветленного индивидуального сознания, странствующего в потоке материального Бытия и совокупности всех сознаний (эфира).