Россыпь лиссабонских достопримечательностей — Королевский дворец Ажуда, площади, Базилика-да-Эштрела, парки, памятники и мост 25 Апреля


Лиссабон — довольно крупная столица старинного европейского государства, некогда бывшая центром огромной колониальной державы. Естественно, в таком городе имеется масса достопримечательностей. Некоторые из них расположены довольно компактно; им посвящены мои статьи про районы Алфама и Белен. Другие рассыпались по многим лиссабонским местам; в этой статье я расскажу о нескольких, наиболее запомнившихся мне.

Королевский дворец Ажуда

Катастрофическое землетрясение 1 ноября 1755 года разрушило значительную часть Лиссабона, в том числе Королевский дворец Рибейра, располагавшийся на месте нынешней Торговой площади. Королевская семья уцелела благодаря тому, что в тот день находилась в районе Белен, который не слишком пострадал от землетрясения и вызванного ей цунами. Однако Король Жозе I стал страдать от клаустрофобии и поселился в деревянной хижине (покрытой гобеленами из поместья Байшу) поблизости от дворца графов Обидушских. Он повелел построить деревянное здание в районе Ажуда (Ajuda). 20 сентября 1861 года был достроен Real Barraca (Королевский шатер / терем), или Paço de Madeira (Деревянный дворец). После смерти Жозе I его дочь Мария I покинула Ажуду и поселилась в загородном дворце Келуше. В 1794 году Королевский шатер сгорел, и в следующем году началось строительство нового дворца в стиле позднего барокко. Плачевное состояние казны заставило власти пересмотреть первоначальный проект в сторону его сокращения. К 1802 году дворец был достроен в стиле классицизма. Короли еще несколько раз меняли свои резиденции, пока в 1862 году основным местом проживания Королевской фамилии не стала Ажуда, использовавшаяся преимущественной в зимний сезон (летней резиденцией служил дворец Пена в Синтре). Тогда же интерьеры дворца были обновлены в духе эклектики.

Не могу назвать дворец Ажуда сильно понравившимся мне местом. Откровенно говоря, если бы я его не посетил (в рамках групповой экскурсии, входившей в тур), то не считал бы, что много потерял. Я почти не увидел в этом дворце чего-то выдающегося, оригинального и привлекательного.

Восточный фасад Ажуды:

У входа мне запомнились величественные каменные женские фигуры, символизирующие разные добродетели. Такие фигуры мне симпатичны (видимо, комплекс Максимилиана из «Флорентийских ночей» Гейне) — ощущение, знакомое со времен посещения Люксембургского сада в Париже. Эта фигура олицетворяет благодарность:

Интересно то, что противоположная (западная) сторона представляет собой полуразрушенный недострой совершенно ужасного вида. Видеть его было просто дико.

Покажу несколько интерьеров, которые произвели приятное впечатление.

Голубой салон сейчас на самом деле не голубой; это комната для приемов. Видны портреты Короля Луиша I и его супруги Марии Пии Савойской, которые в 1862 году заселились в Ажуде:

Красив Зимний сад, иначе называемый Мраморным залом:

Мне нравятся коллекции фарфора (в Португалии, кстати, было свое производство фарфора, но ныне практически утрачено):

Особенно приятными показались китайские мотивы. Многие фарфоровые предметы подарены маньчжурско-китайскими Императорами династии Цин.

Запомнилась небольшая приватная столовая Королевской семьи. Ели они, кстати, довольно мало, если не сказать — временами скудно. Во второй половине XIX века португальская Королевская семья была временами столь бедна, что ее членам приходилось продавать свои драгоценности.

Есть, конечно, и большой Обеденный зал:

В главном Тронном зале на втором этаже, разумеется, внимание привлекают троны Луиша I и Марии Пии:

В какой-то мере мое сдержанное отношении к дворцу Ажуда было сформировано тем обстоятельством, что хранящиеся здесь Королевские регалии не открыты для публичного осмотра. С таким я столкнулся впервые, и этот запрет меня расстроил. Хотелось взглянуть собственными глазами на корону Жуана VI, изготовленную в 1817 году для него как правителя Соединенного Королевства Португалии, Бразилии и Алгарве. Интересно, кстати, то, что с 1646 года, когда Король Жуан IV посвятил корону Португалии Деве Марии, правители этой страны никогда не надевали свои Королевские венцы.

А мне осталось только смотреть на разные изображения короны Португалии. Например, на этих витражах:

Справа изображен герб Португалии, а слева — Саксонии. С 1853 года в Португалии правила ветвь Кобург-Браганса (начиная с Педру V), которая появилась благодаря браку Королевы Марии II из династии Браганса и Фернанду II из династии Саксен-Кобург-Гота.

Запомнились мне также сохранившаяся от комплекса Деревянного дворца башня с петушком наверху (петушок является одним из символов Португалии, причем видом отличается от более знаменитого галльского петуха) и сад Ажуда. Но, к сожалению, времени на их внимательный осмотр не было.

Площадь Коммерции

Торговая площадь (Praça do Comércio), известная также как Дворцовая площадь, находится на месте дворца Рибейра. После землетрясения площадь была полностью реконструирована. Восстановление города Король Жозе I поручил своему премьер-министру маркизу Себастьяну Помбалу, который отстроил площадь в духе эпохи Просвещения. Королевский дворец не был восстановлен, а сама площадь получила правильную симметричную форму.

Площадь была названа Торговой, это определяло ее новые функции в экономике Лиссабона. Основной достопримечательностью стала статуя Жозе I в центре площади, торжественно открытая в 1775 году.

Любопытно, что с одной стороны постамента находится фигура слоненка (судя по размерам), который как будто топчет некоего человека; в чем смысл этой сцены, я не знаю.

У англичан площадь Коммерции получила неофициальное название Площадь Черной Лошади. Почему-то темный цвет лошади Жозе I, топчущей змей, столь сильно привлек их внимание. У местных жителей это до сих пор вызывает недоумение.

1 февраля 1908 года Торговая площадь стала местом португальского цареубийства. Когда карета, в которой находились Король Карлуш I и его семья, въехала на площадь, из толпы раздались выстрелы. Король погиб на месте, его наследник Луиш Филипе был смертельно ранен, а принц Мануэл (будущий Король Мануэл II) был ранен в руку. Его спасла мать, Королева Амелия. Убийцы были застрелены на месте сотрудниками охраны, а позже были опознаны как члены Республиканской партии, которая спустя два года свергла португальскую Монархию.

Еще один выделяющийся объект на Торговой площади — Триумфальная арка Аугушта, за которой простирается торговая улица Руа Аугушта. Арка украшена гербом Португальского Королевства и надписью на латыни: VIRTUTIBUS MAIORUM UT SIT OMNIBUS DOCUMENTO. P.P.D.

Оная надпись означает примерно «Добродетелям великих [предков], которые научили нас всему». Стандартная формулировка P.P.D. расшифровывается как Pecuinia Posuit Dedicavit, то есть «оплачено общественными средствами».

Особое очарование Торговой площади придает, конечно, набережная реки Тежу, излюбленное место гуляний лиссабонцев и гостей города. Здесь находится станция речных трамваев, посредством которых можно добраться, в том числе, на противоположный берег — например, в лиссабонский пригород Касильяш, где находится фрегат XIX века D. Fernando II e Gloria.

Площадь и вокзал Росиу

Площадь Роси́у (Praça Rossio), расположенная в центре Лиссабона с северной стороны исторического района Байша (это слово означает «Нижний»), имеет официальное название — площадь Педру IV, в честь Императора Бразилии Педру I, который был также Королем Португалии Педру IV. В центре площади установлен его памятник. За ним расположен Национальный театр Марии II.

Росиу стала одной из главных площадей Лиссабона уже в XIII–XIV веках. В XVI веке здесь разместилась штаб-квартира португальской инквизиции (во дворце Эстауш, на котором сейчас стоит театр); первое аутодафе состоялось в 1540 году. К счастью, о той одиозной эпохе больше ничто не напоминает.

Во второй половине XIX века площадь была украшена традиционной португальской мозаикой на мостовой. Эта мозаика является одним из символов Португалии. У некоторых при долгом смотрении на нее может кружиться голова.

В центре площади разместились два бронзовых фонтана, привезенных из Франции.

Между 1886 и 1887 годами в северо-западной части площади Росиу был построен одноименный железнодорожный вокзал. Станция стала важным дополнением к инфраструктуре города, а ее красивый фасад в стиле нео-мануэлино вошел в число достопримечательностей Лиссабона.

В настоящее время от вокзала отправляются только пригородные поезда по направлению на Синтру.

Площадь Камоэнса

Обязательным во время визита в Лиссабон для меня было посещение площади Камоэнса (Praça Luís de Camões). Она названа в честь великого поэта Луиса де Камоэнса (Луиша Камоэша по-португальски), жившего в XVI веке (около 1524 — 1580).

В эпопее «Лузиады» поэт изложил все героические события португальской истории от заселения страны мифическим Лузом — предком лузиадов-португальцев — до открытия пути в Индию вокруг Африки Васко да Гамой в 1498 году. Творчеству Камоэнса в Португалии придается особое значение; фактически он считается отцом португальского языка. День смерти Луиса Камоэнса (10 июня) отмечается португало-говорящим сообществом (лузофонами) как День Португалии. В честь Камоэнса названа крупнейшая литературная премия португалоязычных стран. Кстати, великий современник Камоэнса — испанский писатель Мигель де Сервантес — называл португальский язык сладким, и я солидарен с ним в этой оценке.

Процитирую строфу из «Лузиад»:

Оружие и рыцарей отважных,

Что, рассекая волны океана,

Отринув жизни суетной соблазны

Проплыли морем дальше Тапробаны,

Цвет нации, великой и бесстрашной,

Что средь людей неведомых и странных,

Могучую державу основала

И тем себе бессмертие снискала.

В романе Жюля Верна «Дети капитана Гранта» Паганель по ошибке учил испанский язык по «Лузиадам». При, несомненно, родственной грамматике, эти языки отличаются довольно заметно, особенно из-за специфической буквы ã в португальском, а также из-за характерной для этого языка позиционной редукции звуков (и, соответственно, букв).

Базилика и парк Эштрела

Религиозных зданий в Лиссабоне много; в этой статье я покажу одно — Базилику-да-Эштрела (Basílica da Estrela).

Базилика была построена в районе Эштрела («звезда» по-португальски) по приказу Королевы Марии I в исполнении обета после рождения сына Жозе, принца Бразильского. Строительство велось в 1779–1790 годах; причем открылась она спустя два года после скоропостижной кончины Жозе от оспы в возрасте 27 лет. Эта смерть послужила одной из причин постепенного помешательства Марии (в Бразилии ей даже присвоили прозвище Безумная, хотя в Португалии называют Благочестивой).

Базилика располагается на холме, благодаря чему ее гигантский купол можно наблюдать из различных районов Лиссабона. Архитектура базилики выполнена в стиле позднего барокко с элементами классицизма. Для ее строительства использовался серый, розовый и желтый виды мрамора. В базилике также расположена гробница Королевы Марии I.

Около базилики находится небольшой, очень уютный парк.

Здесь, как и вообще в Португалии (особенно южной части), произрастает немало тропических растений. Интересно то, что в Португалии 80% видов растений — завезенные из других частей мира.

Наличие таких раскидистых деревьев очень важно для жаркого и солнечного климата Лиссабона.

Довольно странно то, что в парке находится скульптура каменотеса; несмотря на неожиданность, мне она показалась симпатичной:

Парк Эдуарда VII

Из парка Эштрела перемещусь в парк Эдуарда VII, который расположен в центре Лиссабона. До 1903 года этот парк носил название Свободы, но был переименован спустя год после визита в Португалию английского Короля Эдуарда VII, который приезжал с целью подтвердить многовековой союз между Португалией и Англией (он был установлен в 1386 году в Виндзорском замке в Англии).

Я не очень люблю такие геометрически правильные формы растительных ансамблей. И не стал бы упоминать об этом парке, если бы не одна примечательная деталь. В восточной части парка расположен павильон, названный в честь олимпийского чемпиона 1984 года бегуна Карлуша Лопеша.

И дело не в павильоне (кстати, находящемся в довольно ветхом состоянии), а в четырех украшающих его картинах из португальской керамики азулежу. Азулежу в Португалии великое множество. А я больше всего люблю эпические картины, поэтому мне эти четыре изображения запомнились особенно сильно.

Ourique (Оурике)

Ourique (Оурике)

Битва при Оурике — сражение, состоявшееся 25 июля 1139 года между португальской армией под командованием принца Афонсу I и Альморавидами под предводительством Али ибн Юсуфа. После победы солдаты Афонсу I незамедлительно провозгласили его Королем португальцев. Португалия фактически перестала быть феодальным уделом Кастилии, обретя независимость.

Ala dos Namorados (Фланг ухажеров / женихов)

Ala dos Namorados (Фланг ухажеров)

Ala dos Namorados («Фланг ухажеров / женихов») — картина, посвященная битве при Алжубарроте. Это сражение между войсками Хуана I Кастильского и Жуана I Португальского, произошедшее 14 августа 1385 года, закончилось победой португальцев, закрепив независимость этой страны (хотя она ее потом теряла в 1580–1640 годах из-за династических обстоятельств, передавших Португалию испанскому Королю Филиппу II и его преемникам — еще двум Филиппам с последующими номерами). «Флангом ухажеров / женихов» называлась пара сотен молодых неженатых дворян, особо отличившихся в этой битве. Правый фланг Ala de Madressilva («Фланг жимолости») из пары сотен крепких воинов не выказал такого героизма. Битве при Алжубарроте посвящен великолепный монастырь Санта-Мария да Витория в городе Баталье.

Sagres (Сагреш)

Sagres (Сагреш)

Сагреш — населенный пункт и район в провинции Алгарве. Город знаменит навигационной школой, которую основал принц Генрих Мореплаватель в XV веке. На картине, как я понимаю, показано буйство морских духов, которых предстояло укрощать ученикам этой школы. Что и свершилось.

Cruzeiro do Sul (Путешествие на Юг)

Cruzeiro do Sul (Путешествие на Юг)

Cruzeiro do Sul (Путешествие на Юг) — важнейший маршрут португальских мореплавателей вдоль западного берега Африки, в поисках пути в Индию.

Замечу также, что на окраине парка Эдуарда VII находится музей самого известного современного португальца:

Памятник маркизу Помбалу

Недалеко от парка Эдуарда VII расположена круглая площадь маркиза Помбала (Praça do Marquês de Pombal), в центре которой возвышается памятник заглавной персоне.

Себастьян Жозе Помбал (1699–1782) — наиболее влиятельный португальский политик эпохи Просвещения, один из самых ярких представителей «просвещенного абсолютизма». Фактически держал в своих руках бразды правления Португалией при Короле Жозе I (с 1750 по 1777 годы) и руководил восстановлением страны после разрушительного Лиссабонского землетрясения. Очень существенным был вклад маркиза де Помбала в развитие португальского языка, так как в 1758 году он сделал его единственным официальным языком Бразилии, запретив использование бытовавшего до этого креолизированного пиджина лингва-жерал ньенгату.

При Королеве Марии II маркиз был обвинен в злоупотреблениях, отстранен от дел и отправлен в изгнание. Но современная Португалия чтит великого деятеля.

В постаменте памятника изображены также люди и животные, участвовавшие в строительстве разрушенной страны и Лиссабона.

Полуобнаженная женская фигура — есть олицетворение Лиссабона. Это Лишбоа (Lisboa); португальцы называют свою столицу именно в женском роде.

Мост 25 Апреля

Завершу обзор взглядом на мост 25 Апреля (Ponte 25 de Abril), который перешагивает через эстуарий реки Тежу (Tejo) и соединяет Лиссабон и полуостров Сетубал. [В скобках замечу, что возле Лиссабона проходит грандиозный мост Васко да Гама — самый длинный мост в Европе (включая виадуки), его длина составляет 17.2 км; причем этот мост еще и не прямой. Я по нему проезжал, но не смог сфотографировать].

Мост 25 Апреля был открыт 6 августа 1966 года. До 1974 года мост Ponte Salazar назывался в честь Антониу Салазара (португальского премьер-министра и фактически диктатора в течение 36 лет), но был переименован после так называемой «революции гвоздик». Фотография сделана с бровки холма на полуострове Сетубал, где расположена воспроизводящая оригинал в Рио-де-Жанейро статуя Христа–Царя.

Мост был построен Американской Мостостроительной Компанией при помощи 11 местных фирм. Длина моста составляет около 2.28 км. Из-за сходства конструкции и цвета Мост 25 апреля сравнивают с мостом Золотые Ворота в Сан-Франциско, хотя на самом деле он «родственен» мосту через залив между Сан-Франциско и Оклендом.