Штирия — зеленая австрийская земля под властью серебряной пантеры: город Грац и геральдическая связь графского замка Герберштейн и России



Грац

Грац (Graz) — город на юго-востоке Австрии на реке Мур, центр федеральной земли Штирия. Грац — второй по величине город страны, насчитывает более 270 тысяч жителей. В VI веке здесь возник Градец, построенный славянским племенем. Это название впоследствии было преобразовано в «Грац».

вид на Грац, конец XIX века

вид на Грац, конец XIX века

Первые упоминания о Граце появляются в документах XII века. В то время он уже был столицей Штирии, важным центром торговли. Крепостную стену вокруг города построили в XIII веке. С 1282 года история Граца неразрывно связана с Габсбургами; в XIV веке город стал местом проживания той линии этой династии, что относилась к Внутренней Австрии. Королевская семья проживала в замке Шлоссберг и отсюда управляла Штирией, Каринтией, большей частью современной Словении и частями Италии (Карниола, Гориция, Градиска, Триест). С 1999 г. историческое ядро Граца входит в реестр ЮНЕСКО.

вид на Грац, конец XIX века

вид на Грац, конец XIX века

Будучи любителем геральдики, я не мог обойти вниманием герб Граца и Штирии. Он содержит весьма примечательный геральдический элемент, именуемый пантерой.

Как часто бывает в геральдике, этот образ имеет мало общего с реальным животным, носящим такое название. Геральдическая пантера (существо прекрасное и доброе) всегда изображается с пламенем, вырывающимся изо рта и ушей. Когда пантера пробуждается ото сна, она издает приятное высокое пение, и восхитительный поток приятно пахнущего дыхания доносится из ее рта, так, что все звери следуют за ней (кроме дракона, который боится пантеры и убегает прочь). В немецкой геральдике (как это и видно в случае Штирии) пантера часто имеет бычьи рога, а голова ее совершенно не похожа на кошачью — скорее лошадиную.

История пантеры в гербе Штирии отсчитывается примерно с 1160 года, когда она появилась на печати маркграфа Отакара III из династии Траунгау. Через 20 лет Штирия стала герцогством. Примерно с 1260 года герб Штирии приобрел дизайн, примерно соответствующий нынешнему, то есть серебряную (белую) пантеру в зеленом поле.

Грацкий замок (Grazer Burg) находится неподалеку от Главной площади, возле собора Cв. Эгидия и Мавзолея. Когда-то он примыкал вплотную к городским укреплениям. Строительство форта было начато в 1438 году по воле Императора Фридриха III. Замок Грац должен был усилить обороноспособность городских стен на восточной окраине; подземные туннели соединили его с собором и замком Шлоссберг. Строительство замка продолжалось и в XVI столетии, при Карле II (он проживал в Граце с 1564 года). Крепость была расширена. Реконструкция велась также в XVII веке, при Фердинанде III, но затем Габсбургский двор покинул резиденцию, передав ее городскому совету.

Облик комплекса за века изменился: одни элементы были разрушены, другие добавлены. Сохранились готические ворота, ренессансные аркады и фасадные росписи сграффито, некоторые черты стиля бидермейер. Нынешний вид Грацского замка едва ли можно признать выдающимся. Но есть две примечательных детали.

Во-первых, это загадочная надпись AEIOU (и, насколько я понял, дата 1447) на табличке 1453 года:

Эти пять латинских гласных букв представляют собой введенный в использование Фридрихом III таинственный акроним, имеющий более 300 интерпретаций. Наиболее распространенные среди них следующие:

● Austriae est imperare orbi universo (Австрии суждено править миром);

● Austria erit in orbe ultima (Австрия будет последней на земле);

● Austria est imperium optime unita (Австрия — лучший имперский союз);

● Augustus est iustitiae optimus vindex (Император является лучшим защитником справедливости);

● Austria est imperatrix omnis universi (Австрия является правителем мира).

Во-вторых, двойная винтовая лестница (Versöhnungsstiege) с веерными ступенями, созданная в 1499 году в правление Максимилиана I, «последнего рыцаря». Эта лестница не является уникальной в Центральной Европе, но определенно — одна из самых значительных. Кстати, старейшая (1440 г.) из ныне существующих двойных спиральных лестниц находится в церкви Елизаветы в словацком городе Кошице. Пролеты лестницы сходятся и расходятся вновь, символизируя течение времени и бесконечность.

Кафедральный собор Граца (Grazer Dom), или собор Святого Эгидия (Kathedrale, Bischofskirche und Pfarrkirche Hl. Ägydius) — католическая церковь, расположившаяся в самом сердце города. Это красивое внушительное сооружение, построенное в готическом стиле, заслуженно является одной из самых значимых достопримечательностей Граца. В середине XV века по указанию Императора Фридриха III началось строительство Кафедрального собора на месте старинной церкви XII века, которая была построена в память о Святом Эгидии.

На соседнем здании я увидел два герба; предполагаю, что это знаки Императора Фердинанда II и его супруги Марии Анны Баварской.

Мавзолей Императора Фердинанда II (1578–1637) — фамильная усыпальница императорской семьи, строительство которой началось в 1614 году по приказу самого монарха в центре Граца, где он родился. В комплекс Мавзолея входят часовня-усыпальница и церковь Святой Екатерины, возведенная на месте более старой религиозной постройки XIII века. На крыше церкви выделяется изящная скульптура Святой Екатерины и двух ангелов по бокам.

Мавзолей был создан придворным ломбардским архитектором Джованни Пьетро де Помисом. Итальянское влияние просматривается во всех постройках — мягкие, резные черты фасада, овальные купола над усыпальницей и т.д. Строительство частично было завершено в 1636 году. Лишь в конце XVII века Леопольд I, внук Императора Фердинанда II, достроил комплекс.

В самой усыпальнице находятся могилы Фердинанда II, одного из сыновей, первой жены и матери. Интересно, что могила матери Императора, Марии Баварской, украшена саркофагом из красного мрамора и стоит в центре, а место упокоения самого Фердинанда II отмечено простой каменной плитой с надписью.

Рядом с Собором, на улице Бюргергассе, расположен Дом каноника (Domherrenhof), построенный в 1576 году по инициативе эрцгерцога Карла II Штирийским. Он украшен барельефным портретом эрцгерцога и его девизом religioni et bonis artibus, то есть «религии и свободным искусствам», коих символизируют фигуры по бокам. Кстати, им же в 1585 году был основан Грацский университет.

Пройдя от Дома каноника по узкой улице Abraham-a-Santa-Clara-Gasse, попадаешь на площадь Колокольного звона (Glockenspielplatz).

В 1884 году виноторговец Готфрид Маурер купил комплекс зданий под винный магазин и дом для себя на Глокеншпильплац, которая в те времена носила название Fliegenplatz. Из своих поездок по Бельгии и Северной Германии он привез колокол, который установил в своем доме. А на Рождественский вечер 1905 года в первый раз пробили 24 колокола. Гости города, которые окажутся на Глокеншпильплац в 11, 15 или 18 часов, смогут увидеть, как на фронтоне здания открываются две створки окна, и, вращаясь под колокольный звон, появляются две резные из дерева фигурки — мальчик и девочка в национальной одежде Штирии.

Следующая цель моего маршрута — Господская улица Герренгассе.

улица Герренгассе в Граце, конец XIX века

улица Герренгассе в Граце, конец XIX века

Ландгауз (Landhaus) — ренессансный архитектурный комплекс, оформленный в духе флорентийских палаццо.

Ландгауз состоит из нескольких корпусов, между которыми заключены внутренние дворы с тосканскими галереями. Большой внутренний двор служит для приемов, концертов и представлений. Здесь особенно выделяется фонтан с ажурным кованым убранством.

Арсенал (Landeszeughaus) — важнейшая достопримечательность Граца.

Барочное здание построено в 1642 году. Собрание Оружейной палаты уникально — оно является крупнейшим в мире и насчитывает более тридцати тысяч экземпляров старинного оружия.

Арсенал Граца в XVI веке вооружил 16,000 воинов; город сумел тогда противостоять наступлению турецкого войска. Кстати, на крыше Арсенала лежит (именно лежит) скульптура рыцаря. Странно: почему была выбрана такая поза, которая прямо противоположна военному занятию?

Ратуша (Rathaus) стоит на Главной городской площади — Гауптплац (Hauptplatz). Это третья по счету ратуша в Граце. Нынешнее здание построено в 1805–1807 гг., причем для финансирования был введен специальный налог на вино — Weinsteuer. Здание вызвало неоднозначную реакцию общественности: многим горожанам оно не понравилось.

ратуша в Граце, конец XIX века

ратуша в Граце, конец XIX века

В 1887 году ратушу реконструировали в историческом стиле: здание расширили за счет восточного и северного крыльев, возвели большой купол. Фасад украсили барельефами исторических персонажей, аллегориями Науки, Искусства, Торговли и Предпринимательства.

В центре площади располагается построенный в 1878 году фонтан эрцгерцога Иоганна (1782–1859), который много сделал для развития города. Четыре женские фигуры вокруг фонтана символизируют четыре главные реки Штирии.

Самое нарядное здание на Гауптплац — Дом Люгг (Luegg-Haus), который находится на углу площади и улицы Шпоргассе. Его фасады разукрашены лепниной, нижний этаж пронизывают арочные галереи. Когда-то в них размещали свои товары торговцы, а сейчас на нижнем уровне дома Люгг открыт магазин «Сваровски».

Забавно, что во флористическом рисунке по замыслу художника спрятаны человеческие носы и рты разных форм. Что это значит, мне осталось неведомым.

Одно из самых знаменитых зданий на Герренгассе — Расписной дом (Gemaltes Haus). Изначально он назывался Герцогсгоф. Герцогский двор (Herzogshof) впервые упоминается в 1360 году, здесь проживали правители Штирии. После завершения строительства Грацского замка в 1450 году здание было существенно обновлено.

В 1600 году дом получил свою первую картину. Художник Иоганн Майер создал «божественные» фрески в стиле барокко в 1742 году, и с тех пор здание стало известно как Расписной дом. Общая площадь фресок более 220 кв.м, что делает картину уникальной в Австрии. Внизу изображены самые «комплиментарные» людям боги: Бахус (бог вина), Вулкан (бог мастеров) и Веста (богиня очага огня). Над ними находятся Аполлон (бог света), Юпитер (бог власти) и Плутон (бог подземного мира). Небо украшено Меркурием (богом торговцев и путешественников), Марсом (богом войны), Минервой (богиней мудрости) и Эскулапом (богом медицины) в верхнем ряду. Также присутствуют герои греко-римской мифологии.

На улице Герренгассе стоит примечательная римско-католическая городская приходская церковь Святой Крови Иисуса (Röm. kath. Stadtpfarrkirche zum Heiligen Blut).

Первая часовня Тела и Крови Христовой появилась на этом месте еще в 1440 году. Спустя 25 лет она была передана доминиканскому монастырю и сильно увеличена в размерах. С середины XVI века внутреннее убранство церкви сохранилось практически в неизменном виде по сей день. Что касается главного фасада церкви, то он был полностью переделан в 1780 году, тогда же к нему была пристроена высокая массивная колокольня, увенчанная бронзовым куполом. Портал церкви, отличающийся элегантным треугольным фронтоном, был выполнен уже в барочном стиле.

Помимо широкой улицы Герренгассе я обратил внимание на несколько достопримечательностей в районе старинной узкой улочки Шпоргассе (Sporgasse), проходящей вдоль подножья горы Шлоссберг.

Интересен дом Jugendstilfassade, расположенный в начале Шпоргассе. Он представляет собой четырехэтажный буржуазный дом XVI века, а «цветочный» фасад оформлен в стиле модерн (точнее, Югендстиль) примерно в 1900 году.

Дворец Заурау построен в 1566 году. В окошке над арочным входным порталом можно рассмотреть деревянную фигуру турецкого офицера с саблей.

Расположенная неподалеку улица Гофгассе (Hofgasse) знаменита семейной пекарней Edegger Tax.

Портал и фасад первого этажа здания украшены богатыми резными инкрустациями по дереву. Предприятие торгует штирийской выпечкой с 1569 года.

Наконец, перехожу к самой высокой (в буквальном смысле) достопримечательности исторического центра Граца — замку Шлоссберг (Schloßberg), который стоит на горе над Старым городом. Подняться в замок можно на фуникулере, лифте (быстрее всего) или пешком, воспользовавшись вырубленной в скале лестницей (260 ступеней). В строительстве лестницы участвовали в том числе русские военнопленные (Первой Мировой войны).

От старинной крепости сейчас осталось немногое: сводчатые казематы, Стальной бастион. Руины средневековых бастионов встречаются на всем протяжении подъема на гору.

На южном склоне стоит массивная 28-метровая Часовая башня (Uhrturm) с четырехгранной крышей и огромными нарисованными циферблатами. В башне сохранен оригинальный часовой механизм. Верхняя часть строения по периметру окружена крытой деревянной галереей.

Первое упоминание о башне датируется 1265 годом, однако, свой нынешний внешний вид часовая башня приобрела в 1560 году. Какую датировку имеет герб, нанесенный на стену башни, я не знаю. С одной стороны, с 1410 года орел Священной Римской Империи стал двуглавым; с другой — Орден Золотого руна появился только в 1430 году. Вероятно, изображен все-таки не державный герб.

В 1839 году здесь был разбит красивый романтичный парк.

С вершины горы Шлоссберг окину взглядом Грац и выделю несколько интересных мест.

Слева находится церковь Святого Сердца Иисуса постройки 1881–1887; она является третьей по высоте (109.6 метров) в Австрии после собора Святого Стефана в Вене и Нового собора в Линце. В центре снимка выделяются Собор и Мавзолей.

Слева видны Францисканская церковь (Franziskanerkirche) и Францисканский монастырь (Franziskanerkloster), расположенные в центре Граца. Монастырь впервые упомянут в документах 1239 года. Это было первое религиозное учреждение в городской части Граца. В XVI веке монастырь перешел к одной из ветвей францисканцев — Ордену меньших братьев (миноритов), в чьем владении он остается по сегодняшний день. Вскоре после этого были собраны щедрые пожертвования для строительства готического трехнефного зала. Строительство было завершено в 1519 году. Западная башня построена в 1636–1643 годах в качестве оборонительного сооружения. Бывший заостренный шпиль в 1740 году был заменен на луковичный купол зеленого цвета. Башня представляет собой необычный элемент для архитектуры францисканских церквей.

Позади обширного лесного массива в центре снимка виднеется музей современного искусства Кунстхаус. Идея создания необычного музея, авангардного и по внутреннему, и по внешнему содержанию, родилась в 2003 году, когда Грац был избран европейской культурной столицей. Традиционные архитектурные формы с делением на этажи и четким обозначением деталей ордера были отвергнуты. Вместо классического здания появился обтекаемый биоморфный объект из синего акрилового стекла. Его оболочка была собрана из 1066 стеклянных панелей. В Граце это здание называют Friendly Alien (по-английски — видимо, потому, что архитекторами были два лондонца), то есть «Дружелюбный пришелец». При обзоре сверху оно напоминает инопланетный корабль или спину морского чудовища, покрытую иллюминаторами-«присосками». В стеклянную поверхность фасада Bix-медиа интегрировано 930 кольцеобразных ламп дневного света.

В центре, за рекой Мур, находится паломническая церковь Mariahilferkirche. В XIII веке братья францисканского Ордена поселились в Граце на месте нынешнего францисканского монастыря. После того, как в 1517 году в результате спора о бедности братство распалось на ветвь меньших братьев конвентуальных и ветвь меньших братьев строгого соблюдения правила (т. н. францисканцы-«обсерванты»). Францисканский монастырь в Граце отошел в ведение обсервантов. Конвентуалы спустя какое-то время смогли обосноваться на территории нынешней Мариахильфер-плац благодаря милости князя Эггенберга и Императора Фердинанда II. Барочный храм был построен в 1607–1611 годах по венецианскому образцу: без башен, с верхним треугольным фронтоном в классическом стиле. Башни появились в период 1742–1744 гг. С 1783 года храм служит приходской церковью.

На этом снимке отчетливо видны самые крупные достопримечательности Герренгассе: (слева направо: церковь Святой Крови Иисуса, Ландгауз, Ратуша:

В центре выделяется ранее упомянутая церковь Mariahilferkirche; внизу видна церковь Святой Троицы. Во времена Средневековья на этом месте располагалось древнее городское кладбище, а в 1694 году был заложен первый камень небольшой поминальной часовни, впоследствии выросшей в этот монументальный храм. Сейчас церковь Святой Троицы — ранее посвященная святой Урсуле, в честь самого монастыря — принадлежит женской ветви Францисканского Ордена. Церковь представляет собой шедевр барочной архитектуры, типичной для правления династии Габсбургов. Лишь отдельные ее черты уже принадлежат к более позднему стилю — классицизму времен Иосифа II. Прообразом послужило здание церкви Святого Имени Иисуса в Риме, принадлежащее Ордену иезуитов. Во внешнем виде церкви особенно выделяется ее монументальный главный фасад, изысканно украшенный колоннами и статуями святых в нишах на верхних ярусах. А в самом центре треугольного фронтона, являющегося типичной характеристикой иезуитских храмов, разместилась скульптура, изображающая Архангела Михаила, взвешивающего души умерших. Над ним расположился образ, символизирующий Святую Троицу — Бога в трех лицах.

На вышеприведенном снимке видна задняя сторона церкви Святой Троицы, замок Шлоссберг и, главное, остров-музей Муринзель (Murinsel). Он появился в 2003 году, в ознаменование получения Грацем звания европейской культурной столицы. Сначала планировалось использовать мост как временное сооружение. Однако горожане так полюбили Муринзель, что решено было оставить его на реке навсегда.

Кстати, река Мур имеет также славянское название Му́ра. По одной из версий, этот топоним происходит от праиндоевропейского слова, означающего «грязь / слякоть / ил / тина».

Завершу свой краткий (и, естественно, охвативший далеко не все примечательные места) рассказ о Граце парой снимков, сделанных в одном из уютных внутренних двориков в центре города. Этот дворик содержит один пожилой господин. Отсюда я увез последние прекрасные впечатления от столицы зеленой Штирии, где вот уже много веков мудро правит серебряная пантера.

Герберштейн

Замок Герберштейн (Schloß Herberstein) расположен в Штирии на высоте около 450 м на скале возле ущелья Фейштриц. Благодаря этому расположению он недоступен с трех сторон; кроме того, он не виден с ущелья и таким образом естественно защищен от нападений.

Старейшие части замка датируются XIII веком. Первый маленький замок, построенный в 1216 году, назывался Гервигштейн (Herwigstein) по имени Гервига Кроттендорфского. Он относился к феодальному владению клана Штубенбергов. Отто фон Гартберг в 1320 году освободил замок от феодальной зависимости, выкупив его у Штубенбергов, и с тех пор его род владеет Герберштейном. Это название есть результат трансформации слова «Гервигштейн».

В 1537 году род Герберштейнов получил дворянский титул фрейгерров (баронов). В 1561 году Георг фон Герберштейн-младший начал строительство обновленного замка. В 1644 году Герберштейны получили титул графов. В 1667 году построены «флорентийский» двор и прекрасный портал. В 1690 году разбит барочный сад. В 1710 году Герберштейны стали рейхсграфами.

В XVII и XVIII веках примерно пятая часть Штирии принадлежала графам Герберштейнам. В их владении находилось порядка тысячи ферм.

Давней (минимум с XVII века) традицией Герберштейна является сохранение диких животных. В конце 1960-х Герберштейн фактически преобразовался в зоопарк, в котором посетители могут наблюдать зверей со всех пяти континентов. Здесь содержится наибольшее в Европе число гепардов.

О зоопарке я рассказывать не буду, так как провел там мало времени. Мне больше запомнился красивый сад.

Особенно понравился куст китайской розы Rosa chinensis Viridiflora. Это настоящая зеленая роза, у которой все части цветка превратились в фотосинтезирующие структуры.

Хочу отметить, что замок Герберштейн едва ли относится к наиболее выдающимся в Штирии и тем более во всей Австрии. Виды замка в основном довольно простые, скромные. Ни в экстерьере, ни в интерьере (внутри нельзя фотографировать) нет элементов роскоши и изыска.

Меня заинтересовал один аспект, которому посвящу оставшуюся часть рассказа (уже не о замке, а об одном из членов рода Герберштейнов). Сначала я с любопытством заметил на верхнем декоре портала латинские надписи MARTE ARTE, означающие, соответственно, ВОЙНОЙ и ИСКУССТВОМ. Их символизируют тематические фигуры. Имеется в виду практика добиваться целей «воинственными и искусными [мирными] поступками».

Между надписями размещена упрощенная версия герба Герберштейнов. Внутри замка я обнаружил полную версию, изучение которой привело меня к весьма интересному результату.

В гербе Герберштейнов выделяются следующие элементы. В центре щита размещен родовой символ — серебряное стропило в красном поле. Это стропило можно трактовать как плуг, что является отражением сельскохозяйственных занятий первых Герберштейнов. Серебряный волк и серебряные сердца в черном поле — символ рода фон Нейдбергов. Башня и красно-бело-красные полосы — символы Кастильского королевства и Австрийского герцогства (переняты с герба Императора Карла V Габсбурга). Золотой лошадиный хомут в красном поле — символ рода фон Гагов из Гутенгага. Анна, последняя наследница фон Гагов, вышла замуж за Генриха фон Герберштейна в 1379 году.

В навершии (выше старой дворянской короны, над рыцарскими шлемами) изображены, помимо ранее упомянутых волка и хомута, Король Испании, Император Священной Римской Империи, Великий Князь Московский и Владимирский, Государь всея Руси. На момент дарования герба первую и вторую фигуры представляло одно и то же лицо — Карл V Габсбург. Третья представлена Василием III. Для понимания этого аспекта необходимо обратиться к истории одного из членов рода Герберштейн — Зигмунда.

Барон Зигмунд [Сигизмунд] фон Герберштейн (1486–1566) — дипломат Священной Римской Империи, уроженец Виппаха (сейчас в Словении). Он владел местными славянскими диалектами. На дипломатической службе Герберштейн дважды посетил Русское государство: в 1517 году выступал посредником в мирных переговорах Москвы и Великого княжества Литовского, а в 1526 году — в возобновлении договора 1522 года. Первое посольство Герберштейна не достигло успеха: его целью было склонить Василия III к миру с Литвой для совместной борьбы с турками, но литовцы требовали возвращения Смоленска, Герберштейн их поддерживал, однако Василий отвечал решительным отказом. Второе посольство в Россию (март — ноябрь 1526 года), в котором он представлял правителя Австрии эрцгерцога Фердинанда, совместно с послом Императора Карла V Леонардом Нугаролой, преследовало похожую цель: способствовать превращению пятилетнего перемирия между Россией и Литвой, срок которого истекал в 1527 году, в вечный мир. В результате, однако, перемирие было лишь продлено на шесть лет.

Продолжительность этих визитов, наряду со знанием языка, позволила ему изучить многие аспекты жизни населения Русского государства. Результатом стала изданная в 1549 году на латинском языке книга Rerum Moscoviticarum Commentarii («Записки о московских делах», в русской литературе обычно именуется «Записки о Московии»). В основу книги положен дипломатический отчет о России, который Герберштейн составил по итогам своего второго посольства. Герберштейн не только подробно расспрашивал множество русских людей об истории и нынешнем состоянии России, но и непосредственно знакомился с русской литературой, так что его труд содержит пересказы и переводы ряда древнерусских сочинений. В их числе — церковный устав Владимира Святого, «Вопрошание Кириково», Судебник Иоанна III. «Вопрошание Кириково» Герберштейн, несомненно, имел в более полной редакции, чем та, что дошла до нашего времени. Кроме того, Герберштейн пользовался летописями и русским (новгородским) «Югорским дорожником» — одним из источников позднее появившейся «Книги Большому Чертежу» — для описания пути в Печору, Югру и к реке Оби.

В результате исследований Герберштейн смог создать первое всестороннее описание России, включающее торговлю, религию, обычаи, политику, историю и даже теорию русской политической жизни. Сочинение Герберштейна пользовалось большой популярностью: еще при жизни автора оно выдержало 5 изданий и было переведено на итальянский и немецкий (самим Герберштейном) языки. Оно надолго стало основным источником знаний европейцев о России.

Моя статья не ставит целью критический анализ «Записок» Герберштейна. Отмечу лишь, что прочитанные мною специальные обстоятельные исследования показывают, что, хотя этот трактат действительно содержит много сведений о России (в том числе в значительной мере достоверных), его отличает явная политическая ангажированность, вследствие чего «Записки о Московии» Зигмунда Герберштейна, к сожалению, превратились в предмет уничижительного отношения к русскому народу и инструмент антирусской пропаганды. Тем не менее, присутствие в гербе Герберштейнов Русского Государя показалось мне весьма примечательным фактом, который иллюстрирует тесную связь России и зарубежной Европы.