Одно из моих наиболее ярких впечатлений от Мюнхена (а таких впечатлений было много) — посещение Баварского национального музея на Принцрегентенштрассе. Музей был основан в 1855 году баварским Королем Максимилианом II, а в нынешнее здание он переехал в конце XIX века (ранее располагался в том доме, где сейчас находится Этнографический музей, где я тоже с удовольствием побывал).
Краткий обзор содержания музея
Как оформление внешних фасадов, так и оснащение 100 внутренних помещений соответствуют формам стилей выставленных произведений искусства: романский и готический стили (восточный флигель), Ренессанс и эпоха барокко (средняя постройка с башней и западный флигель), рококо (западная головная постройка).
Перед зданием стоит памятник принцу–регенту Луитпольду, который отстранил от власти Людвига II:
Вероятно, монумент воздвигли за его хозяйственные заслуги: он покрыл все гигантские долги страны, образовавшиеся после «Сказочного Короля» — и это надо объективно признать большим достижением.
Художественно-историческая коллекция на главном и верхнем этажах в выставочных залах, часть которых имеет исторически соответствующее оформление, дает обзор различных эпох от раннего Средневековья до стиля модерн с акцентами на готический стиль. Представлены скульптуры из дерева и росписи на посуде позднего готического стиля, скульптуры из бронзы и слоновой кости, ковры, росписи по стеклу, итальянская майолика, мебель, предметы ювелирного искусства, эскизы в стиле барокко.
Коллекция народного искусства включает в себя среди прочего баварскую гончарную посуду, ясли, игры, часы и измерительные приборы. К важнейшим экспонатам в главном здании относятся Аугсбургская ткацкая комната, Пассауская комната, Висамбурский (Вейсенбургский) зал, зал фландрийских гобеленов, зал Рименшнейдера, оружейный зал.
На верхнем этаже расположены различные коллекции прикладного искусства: фарфор, игры, музыкальные инструменты, столовая посуда из серебра, предметы искусства XIX столетия и до стиля модерн. На нижнем этаже: сцены из крестьянской жизни прошлого времени (крестьянские комнаты, крестьянская мебель, посуда, народная одежда, стекло, народное искусство).
Сказать, что я был ошеломлен увиденным — не сказать ничего. Когда я запланировал посетить этот музей, не владел никакой информацией о нем и руководствовался чистым любопытством. Теперь, ходя по его залам, я думал о том, что уже ради этого стоило приехать в Мюнхен.
В помещении, воспроизводящем палату императорского дворца, в глазах рябит от многих десятков, если не сотен гербов и иных геральдических знаков. Чрезвычайно интересны трехмерные макеты и двухмерные карты средневековых городов — Мюнхена, Аугсбурга, Бамберга, Пассау. Долго я рассматривал всякие украшения, в том числе византийские дары VII века.
Герцог Максимилиан
Привлекли внимание экспонаты, связанные с историей династии Виттельсбахов. Стоит сказать особо о человеке, своей судьбой связавшем наши страны — Россию и Баварию. Его звали Максимилиан, он был вторым сыном Евгения Богарне (пасынка Наполеона Бонапарта от Жозефины) и принцессы Августы, дочери Короля Баварии Максимилиана I.
В 1835 году к Максимилиану перешел титул герцога Лейхтенбергского. Два года спустя по поручению своего дяди, баварского Короля Людвига I, он посетил Россию, чтобы участвовать в кавалерийских маневрах. В России Максимилиан был тепло принят Императорской семьей и познакомился с дочерью Николая І Великой княжной Марией Николаевной. 2 июля 1839 года состоялась их свадьба. Родилось семеро детей; биография некоторых из них заслуживает специального рассказа (например, родившийся в 1849 году сын Сергей участвовал в русско-турецкой войне за освобождение Балканских стран и погиб в возрасте 27 лет). После свадьбы Максимилиан получил от Императора титул Императорского Высочества, чин генерал-майора русской службы и стал шефом гусарского полка, впоследствии командовал гвардейской кавалерийской дивизией. Продав свои владения в Папской области, Максимилиан купил имение в Тамбовской губернии и, таким образом, окончательно обосновался в России.
Максимилиан интересовался изучением электричества, в частности гальванопластикой. В 1845 году в Петербурге на базе его мастерских открылось первое промышленное гальванопластическое предприятие «Санкт-Петербургское гальванопластическое и художественной бронзы заведение», оборудованное при участии самого изобретателя. Предприятие специализировалось в области художественной гальванопластики — изготовлении барельефов и статуй. Здесь, например, делалось художественное убранство для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Другим увлечением Максимилиана была живопись. C 1843 года до своей кончины он был президентом Академии Художеств. Николай I повелел выстроить для супругов Мариинский дворец в столице и загородный дом под Ораниенбаумом, куда по приглашению хозяев начали наведываться молодые талантливые художники. В 1851 году герцог организовал в залах Академии первую в истории России выставку произведений из частных собраний. В бытность герцога Лейхтенбергского президентом было открыто Мозаичное отделение при Академии художеств, Московская художественная школа.
Третий талант герцога — глубокие познания в минералогии — получил практическое применение, когда в 1844 году Император Николай І назначил его главноуправляющим Институтом Корпуса горных инженеров. Максимилиан построил близ Петербурга завод, производивший бронзовые отливки; на этом заводе были приготовлены первые в России паровозы, много лет служившие на Царскосельской железной дороге. Во время управления институтом герцог посетил уральские заводы, осмотрел их и представил Государю отчет, в котором подробно и основательно высказывал свое мнение о ведении дел. Вот откуда малахитовые столики в баварском дворце Линдергофе — это напоминание о кровном родстве баварских Виттельсбахов и российских Романовых (Гольштейн-Готторпов)! В Екатеринбурге был освящен храм-колокольня «Большой Златоуст» с алтарем во имя Великомученика Максимилиана в память о посещении города в 1845 году герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. К сожалению, во время этой поездки герцог Лейхтенбергский простудился и уже не поправился.
Изображения Рождественских яслей
Вернусь к Баварскому Национальному музею. Последним — и поистине уникальным — разделом стала для меня коллекция рождественских яслей в полуподвальном этаже. В путеводителе она упоминалась как одна из главных достопримечательностей музея, хотя поначалу я не понимал, почему. Я раньше думал, что ясли — это младенческие колыбельки, и пошел в этот раздел без энтузиазма, просто чтобы завершить осмотр по порядку. На самом же деле словом ясли (немецкое Krippen) обозначается совсем другое, а именно — фигурные композиции, своего рода трехмерные картины.
В некоторых яслях, думаю, можно насчитать до сотни и больше фигурок, композиционно передающих сцены Рождества Христова и прочих евангельских событий. Есть и чисто светские сюжеты: площадь города, крестьянская ферма, аристократический или Королевский замок. Кстати, эти композиции включают не только человеческие фигурки, но и животных, деревья, траву, камни; задний план и верх (небо) представляют собой двухмерную графику. Пояснительные записи сообщают, что ясли изготовлены в Германии, Австрии и Италии. Воплощение народного искусства — гармоничное сочетание религиозности, традиционности и игры. Составление яслей в Баварии является семейной традицией (конечно, в музее представлены явно профессиональные произведения, но корень этого вида искусства — народный); одно поколение приобретает фигуры Иисуса, Марии и Иосифа, другое — волхвов, приносящих дары, третье — пастухов и овец, четвертое — вифлеемских жителей и так далее. Самое интересное, что эта традиция жива в Баварии до сих пор.
Под конец приведу примеры изображений яслей, которые я отсканировал в купленной в музее книге. Прошу прощения за дефекты сканирования на сгибах.