Сердце Пекина и Поднебесной Империи — Пурпурный дворец Запретного Города


Забрезжило утро. Восток серебрится. Дорога Лиловой Аллеей длинна. Под солнцем весь «Город Запретный» искрится, все дымкой зеленой одела весна. Вкруг тысячи ив молодых расцветают, блестит «изумрудная цепь» на вратах, И тысячи птиц сладкогласных летают: их пение слышно в дворцовых садах. Подвески звенят, за мечи задевая, из яшмы ступени в покои ведут. Намокла одежда на нас дорогая, курений душистых туманы плывут... Вот — Фениксов Пруд. Здесь нам милость окажет, к нам выйдя навстречу, Божественный Князь. Так пусть же о чувствах высоких расскажет сердечных приветствий изящная вязь!

Цзя Чжи (718 — 772). «Утренний прием Императором чиновников обеих канцелярий во дворце Великое Сияние».

Едва ли хоть один гость Пекина не посещает знаменитый Запретный Город Цзыцзиньчэн [кстати, эпиграф к статье относится не к нему, но для художественного эффекта это стихотворение я счел весьма подходящим]; естественно, не стал исключением и я. Размер этого дворцового комплекса столь велик (вдвое больше Московского Кремля), что в рамках одной экскурсии можно осмотреть его лишь весьма поверхностно. Посещение ограничилось знакомством извне; а некоторые из бесчисленных хранилищ Запретного Города (Музей часов и Императорскую сокровищницу) посетил позже, в апреле 2016 года. Сейчас (точнее, с 1925 года, когда дворец покинул последний Император Пу И, и Запретный Город перестал соответствовать названию ввиду разрешения публичного доступа и открытия музеев) дворцовый комплекс называется Гугун (故宫 Gù gōng), что означает «Старый [или бывший] дворец». Имеется в виду, что он бывший дворец Императоров.

Но я больше люблю былое название Цзыцзиньчэн (紫禁城 Zǐ jìn chéng): 紫 zǐ — пурпурный; 禁 jìn — запретный; 城 chéng — город. Комплекс зданий именовался Цзыгун (紫宫 Zǐ gōng)— «Пурпурный дворец».

Некоторые сведения по истории Запретного Города

Основание Запретного Города

Согласно китайскому даосскому мифу, Небесный Император живет на звезде Цзывэй (т.е. Полярной) во дворце Цзыгун. Окружающая небесная область — Три ограды, или Три огороженных места (紫微垣 zǐ wēi yuán — Пурпурная запретная ограда; 太微垣 tài wēi yuán — Ограда верховного дворца; 天市垣 tiān shì yuán — Ограда небесного рынка) — была сферой Небесного Императора и его семьи. Один из Земных Императоров (считавшихся Сынами Неба) решил сделать, так сказать, ее реплику–эквивалент в нашем мире. Это был Император Юнлэ из династии Мин, который в 1406 году приказал собрать сто тысяч мастеров, чтобы построить свой Пурпурный дворец. Между прочим, Юнлэ также распорядился составить грандиозную энциклопедию, которая 600 лет, до появления Английской Википедии, была самой большой в мире. По всему Китаю почти миллион человек занимался заготовкой и перевозкой стройматериалов для Императорского дворца. Когда в 1420 году этот дворцовый ансамбль был в основном завершен, Император перенес столицу из Нанкина в Пекин. Впоследствии многие дворцовые строения неоднократно расширялись; кроме того, их не раз приходилось реконструировать или восстанавливать после пожаров.

Все сооружения Запретного Города возведены в соответствии с законами Императорской дворцовой архитектуры. Особенно бросаются в глаза кровли, выложенные золотистой глазурованной черепицей. Со времен династии Тан (618–907 гг. от Р.Х.) желтый цвет в Китае считается только Императорским. А позолоченная черепица на крышах Императорских дворцов стала применяться при династии Сун (960–1279 гг.). Всем остальным было запрещено использовать этот цвет.

Запретный Город защищен от внешнего Пекина 10-метровой пурпурной стеной. Здесь находится более 90 больших и малых дворов и около 8,700 помещений (по легенде — Десять Тысяч, что является сакральным числом для китайцев). За последние пять столетий во дворце жили 24 Императора — 14 династии Мин и 10 династии Цин. К ним «прилагались» многочисленные жены и наложницы, дети, евнухи, чиновники, воины и слуги. Кстати, евнухи представляли собой весьма влиятельное сословие, и некоторым Императорам даже приходилось бороться с ними.

В Цинскую эпоху многие Императоры наведывались в Запретный Город только для формальных приемов, проводя большую часть времени в летней резиденции Бишушаньчжуан около города Чэндэ, в Новом Летнем дворце Ихэюань или Старом Летнем дворце Юаньминъюань в Пекине.

Хочу заметить, что экстерьер зданий Запретного Города может показаться довольно однообразным; они строились по общему строгому канону, не предполагающему слишком широкий набор художественных средств. Если смотреть на них долго, может наскучить. Чтобы оживить впечатления, я советую подключить воображение и задаться вопросом, что представлял собой менталитет живших здесь правителей Китая, которые письма главам других государств (в том числе, например, британской Королеве Виктории) заканчивали словами «Трепеща, повинуйся, и не выказывай небрежности»?.. Ощущение того, что ты ходишь по тем же местам, как и эти правители, становится более пикантным.

Спасение Запретного Города русским дипломатом Н.П. Игнатьевым и Великим князем Гуном. Запретный Город на закате Империи

В 1860 году, во время Второй Опиумной войны Англии и Франции против Китая, войска европейских держав приготовились бомбардировать Запретный Город, что они намеревались сделать и, несомненно, сделали бы (как уничтожили Старый и Новый Летние дворцы). Сохранение Пурпурного Дворца состоялось благодаря усилиям русского посланника в Китае Николая Павловича Игнатьева (1832–1908). Н.П. Игнатьев осуществил филигранную дипломатическую операцию: с одной стороны, убедил китайского государственного деятеля Великого князя Гуна согласиться на мир с Англией и Францией, приняв их условия; с другой — убедил союзников не разрушать Запретный Город. Англичане и французы ограничились оккупацией этого места. В благодарность за спасение Игнатьевым Пекина князь Гун от имени Цинской Империи подписал с Россией договор о границе по Амуру и Уссури, по которому так называемая Внешняя Маньчжурия (левобережье Амура) перешла к Российской Империи. Россия гарантировала оказавшимся на ее территории маньчжурам им право жить «вечно на прежних местах их жительства» и фактическую экстерриториальность, так как маньчжуры оставались под юрисдикцией Цинского правительства.

В 1894 году в Палате Кладезь Мудрости Император Гуансюй дал аудиенцию посланникам России и Франции. В следующем году здесь был принят весь иностранный дипломатический корпус Пекина. В 1898 году Гуансюй пытался в рамках проекта «Ста дней реформ» модернизировать Китай по японской модели (революция Мэйдзи), однако консерваторы устроили государственный переворот, возглавляемый вдовствующей Императрицей Цыси. Гуансюй оказался под домашним арестом в Запретном Городе.

Вскоре последовали трагические события: восстание ихэтуаней (боксеров) привело к иностранной интервенции, во время которой 15 августа 1900 года американские войска штурмовали Запретный город. Взять его интервентам не удалось из-за героического сопротивления повстанцев и китайских солдат, но последствия мятежа и войны для Китая были катастрофическими. История монархии в Китае начала отсчитывать свои последние годы…

Войска интервентов в Пекине возле Запретного Города, 1900 год

В 1908 году Гуансюй умер — по слухам (отчасти подтвержденным поздними исследованиями), от отравления мышьяком, виной чему были козни Цыси. Императором был провозглашен его двухлетний племянник Пу И (девиз правления Сюаньтун). 10 октября 1911 года в Китае началась Синьхайская революция, в результате которой 12 февраля 1912 года вдовствующая Императрица Лунъюй (регент) подписала акт об отречении Императора. Пу И еще некоторое время безвыходно жил в Запретном Городе, причем он довольно долго даже не знал о том, что в Китае упразднена монархия. 1 июля 1917 года генерал Чжан Сюнь предпринял попытку реставрировать Цинскую Империю — он ввел свою армию в Пекин и вернул трону Пу И. Немецкая дипломатическая миссия, желавшая, чтобы Китай оставался нейтральным, снабжала Чжана деньгами и оружием. Однако генерал Дуань Цижуй повел свои войска на Пекин и разбил армию Чжан Сюня. Один из самолетов Дуаня бомбил Запретный город (возможно, первая бомбардировка в Восточной Азии). 12 июля войска Чжана разбежались.

Войска Китайской республики форсируют стены Запретного Города

После достижения 18-летия в 1924 году Пу И был низложен окончательно, лишен всех титулов, изгнан со своим двором из Запретного Города и объявлен обычным гражданином республики. А в следующем году Запретный Город стал музейным комплексом. В 1987 году Запретный Город первым из китайских объектов был занесен ЮНЕСКО в список Всемирного наследия человечества.

Обряд коутоу

Сейчас все посетители спокойно и свободно расхаживают по Запретному Городу. Но в старые времена это было невозможно. Большинство вообще не имело права под страхом смерти попадать сюда. Другие были вынуждены проходить обряд коутоу. Поясню, что это такое.

По китайской системе мировосприятия, воспринятой маньчжурами, включившими Китай в свою Империю Цин, все территории и народы вокруг Срединного Государства — варвары и вассалы. Коутоу (叩头 kòu tóu — на русский язык это словосочетание можно весьма точно перевести как «челобитье») — обряд тройного коленопреклонения и девятикратного поклона, который по китайскому дипломатическому этикету было принято совершать при приближении к особе Императора. Китайцы и прочие азиаты исполняли ритуал беспрекословно; также это делали, например, европейские представители Голландской Ост-Индской компании. Но для большинства европейцев и русских это было унизительно, и они отказывались исполнять коутоу, что имело порой драматические последствия. Показательна история Федора Байкова, прибывшего в 1656 году в Пекин от русского Царя Алексея Михайловича. Цинские чиновники потребовали от Байкова передать им подарки и грамоту. Байков, отказавшись выполнить это требование, оказался вместе со своими спутниками изолирован почти на полгода. Все это время ему угрожали казнью, пытаясь заставить исполнить обряд коутоу, что по китайским понятиям означало бы признание Русским Государством верховенства Империи Цин. Не добившись своего, власти выслали Байкова из Пекина.

Понимая сложности соблюдения этикета, для европейских посланцев все же делали некоторые послабления — позволяли проводить церемонию «смазанно», «извиняя» их тем, что у «варваров» не хватает практики и само их желание увидеть Цинского Императора заслуживает поощрения допуском на аудиенцию. Однако это не всегда спасало положение. Так, в 1820 году Император Цзяцин велел выдворить из страны избегавшего поклонов британского посланника лорда Амхёрста. В подобную же ситуацию попал русский посол Ю.А. Головкин, когда китайцы просили его выполнить на границе с Китаем ритуал коутоу перед портретом главы Срединного Государства.

Практика коутоу для послов европейских держав была отменена в связи с подписанием Империей Цин договоров после поражения в Опиумных войнах.

Прогулка по Запретному Городу

Пройдусь по Запретному Городу с юга на север (комплекс четко ориентирован по этой оси). Прогулка начинается от расположенной южнее знаменитой площади Тяньаньмэнь. В Запретный Город ведет мост, перед которым стоит большой, увенчанный драконом, столб (который на снимке визуально соседствует с красным флагом КНР):

Далее иду через массивные Южные (Полуденные) ворота Умэнь (午门 Wǔ mén):

Выхожу на обширную площадь с пересекающим ее каналом, который называется Цзиньшуйхэ, то есть река Золотой воды (金水河 Jīn shuǐ hé):

Это начало той части Запретного Города, что называется Вайчао (外朝 Wài cháo), или Передний дворец. Она была предназначена для проведения официальных церемоний и решения важных государственных дел. Через канал переброшены пять (это священное число для китайцев) дугообразных мраморных мостов; за ними высятся Тайхэмэнь, то есть Врата Высшей гармонии (太和门 Tài hé mén), представляющие собой просторное помещение под двухъярусной крышей.

По углам площади стоят несколько палат (например, есть Палата Воинской Доблести и Палата Литературы):

У подножия Врат Высшей гармонии стоит пара бронзовых львов:

Лев с покрытым узорами шаром (жемчужина мудрости; в европейской традиции соответствует регалии «держава») символизирует власть Императора, а львица с львенком — заботу Императрицы о достойном потомстве правителя. Выглядят эти львы, конечно, своеобразно. Первые западные путешественники полагали их собаками (Фу дог); того же мнения придерживались и корейцы. Но все же это львы. Традиция таких охранительных скульптур восходит еще к династии Хань, при которой львы, в древние времена обитавшие в Центральной и Юго-Западной Азии, были привезены в Китай по Великому Шелковому пути. Считается, что китайское слово «ши» (狮 shī) этимологически восходит к персидскому льву «шиар». Интересный пример взаимодействия культур.

Пройдя Врата Высшей Гармонии, выхожу на обширную площадь, где стоит главное здание Запретного Города — Тайхэдянь, то есть Палата Высшей Гармонии (太和殿 Tài hé diàn). Использовалась она крайне редко — лишь для самых важных церемоний.

Обширная площадь окаймлена многочисленными павильонами:

Возле Павильона встречаю журавля и гигантскую черепаху (китайцы зовут ее Биси: 赑屃 Bì xì — кстати, это один из мифических девяти сыновей дракона, который любит таскать тяжести), символизирующих долголетие; позади черепахи видны большие чаны, где держали пожарную воду:

Кадильницы и светильники:

Символы верховной власти — солнечные часы и стандартная мера для взвешивания риса, называемая цзялян (嘉量 jiā liàng); постамент меры весов несет изображение свастики:

Развлечение для современных гостей Запретного Города — примерять старинные костюмы Императоров и знати; и, само собой, фотографироваться:

Северная часть Запретного Города называется Нэйтин, то есть Внутренний двор (内廷 Nèi tíng); она объединяет жилые покои Императора и его многочисленного семейства. Переход из южной части Вайчао в северную осуществляется через Цяньцинмэнь, то есть Врата Небесной Чистоты (乾清门 Qián qīng mén). Здесь снова вижу пару львов, теперь позолоченных:

Пройдя врата, выхожу к Цяньцингуну, то есть Дворцу Небесной Чистоты (乾清宫 Qián qīng gōng), который служил покоями Императоров при династии Мин и ранних Цинах. Однако взошедший на престол в 1722 году Юнчжэн не захотел жить во дворце, который в течение 60 лет занимал его отец, и переселился в небольшую Палату Умственного Развития Янсиньдянь (养心殿 Yǎngxīn diàn). Там же жили и его преемники, а Дворец Небесной Чистоты стал служить местом Императорских аудиенций и банкетов. В центре Дворца находятся трон и стол, за которым Императоры писали заметки и подписывали документы. Над троном имеется надпись, которую сделал Император Шуньчжи (правил в 1643–1661 гг.). Справа налево 正大光明 (на пиньинь zhèng dà guāng míng): «Справедливость и честность» / в другом переводе «Да воссияет добродетель».

И еще запомнился дракон с жемчужиной знаний (или Луной) в лапе, который стоит перед входом в Чусюгун, то есть Дворец Собранного Превосходства (储秀宫 Chǔ xiù gōng):

Дракон в Китае — главный символ Императора, что повелось со времен Лю Бана (родоначальник династии Хань, правил в 202–195 гг. до Р.Х.).

Крыши и мифические существа

Раз я завел речь о драконах, рассмотрю тему их присутствия вкупе с прочими мифическими существами на крышах Запретного Города. Форма крыш — один из наиболее узнаваемых признаков китайской архитектуры:

Мелкие драконы в несчетном количестве приютились даже внутри черепичных скатов:

Китайцы уверены, что это защищает здания от пожаров. Впрочем, перефразируя известное выражение, можно сказать: «на дракона надейся, а сам не плошай», что подтверждают многочисленные пожарные чаны с водой. Но даже эти чаны не спасали от частых пожаров и выгораний. На это мое скептическое замечание, полагаю, китайцы могли бы философски ответить, что без драконов было бы еще хуже.

Далее о существах на скатах крыш на примере верхней фотографии, которая изображает край двухъярусной крыши Палаты Высшей Гармонии. Внимание привлекают керамические фигурки мифических существ, называемые янь шоу (檐兽 yán shòu), цзоу шоу (走兽 zǒu shòu) или дунь шоу (蹲兽 dūn shòu): первое словосочетание означает «звери на крыше»; второе — «гуляющие звери», третье — «присевшие звери». Эти фигурки защищают сооружение от злых духов. Эти существа появились на крышах китайских зданий, по крайней мере, еще в эпоху династии Хань (206 г. до Р.Х. — 220 г. от Р.Х.). До династии Цин число фигурок значительно варьировалось и не было регламентировано; при династии Цин был сформулирован определенный порядок и количество фигурок. Их число определяется значимостью здания, но максимальное значение — двенадцать, и оно присуще только Запретному Городу, главному месту проживания Императоров.

В старые времена при строительстве крыш, чтобы предотвратить скатывание черепицы, применяли большие деревянные гвозди. Но так как китайцы придавали (и придают до сих пор) колоссальное значение оберегам для защиты своего дома от злых духов, позднее эти гвозди приобрели формы мифических существ. Перечислю их справа налево.

♦ 1 — венчает конек обычно скульптурное изображение человека верхом на птице. По одной древней легенде, в образе этого человека представлен тиран из княжества Ци (III век до Р.Х.). После его поражения жители княжества Ци стали прикреплять изображения оседлавшего курицу принца на крышах своих домов, чтобы отвести беды и заклеймить тирана позором. Согласно верованиям, персонифицированное в тиране зло не может покинуть крышу, так как курица не умеет летать.

По другой легенде, князь Ци был благочестивым правителем; однажды его на него напали враги и прижали к реке. С неба спустился феникс и перенес князя через реку. Тем самым фигура князя Ци верхом на фениксе символизирует превращение безнадежной ситуации в удачу.

♦ 2 — Дракон (龙 lóng) повелевает морем и дождем, защищает от огня. Главный символ Императоского престола.

♦ 3 — Фэнхуан (凤凰 fènghuáng), китайский феникс; повелевает птицами, управляет ветром и воздухом.

♦ 4 — лев (или сын льва) Шицзы (狮子 shīzǐ) символизирует отвагу и стойкость.

♦ 5 — небесный конь Тяньма (天马 tiānmǎ) может лететь, как ветер, и преодолевает тысячи верст за день.

♦ 6 — морской конь Хайма (海马 hǎimǎ) символизирует удачу и процветание.

♦ 7 — полурыба–полузверь Яю (押鱼 yāyú) помогает вызывать дожди, укрощать огонь и предотвращать беды.

♦ 8 — сын Дракона Суаньни (狻猊 suānní), внешне похожий на льва или помесь тигра и леопарда. Суаньни очень любит сидеть, а также наблюдать за дымом и огнем, поэтому его изображения часто помещают на алтарях, курильницах и подсвечниках. Будда восседает на суаньни во время путешествий.

♦ 9 — единорог Сечжи (獬豸 xièzhì), символ справедливости и законности. Он способен отличать правильное от неправильного, добро от зла: увидев ссору или драку, направляет свой рог и таранит неправую сторону. Военные полицейские Китая носят значки с изображением Сечжи. Также его изображение часто присутствует в залах судебных заседаний.

♦ 10 — бык–дракон Доуню (斗牛 dòuniú), живущий в Западном океане; может нагнать дождевые облака и предотвратить пожары.

♦ 11 — бессмертный страж Ханши (行什 hángshí), иначе называемый «Десятым в ряду»; держит вертикально меч. Символ славы и покровительства, престижа и мудрости, а также означает покорение духа зла и освобождение от бедствий.

♦ 12 — крайним слева является полурыба–полудракон Чивэнь (鴟吻 chīwěn), сын Дракона. Любит глотать, поэтому его помещают на концах конька крыши, чтобы он проглатывал все дурные поветрия.

Императорский сад

Завершает дворцовый комплекс парк–сад Юйхуаюань (御花园 Yù huā yuán). Он невелик: всего 130 на 90 метров. Императоры проводили в этом саду время за чтением или сочинением собственных стихов. Императрицы–матери устраивали здесь смотрины кандидаткам в жены и наложницы. Нынешние посетители просто гуляют.

Палата Императорского спокойствия — придворная даосская кумирня, посвященная божеству Севера (повелителю вод, небесному хранителю Запретного Города):

Этот снимок я показываю также с целью проиллюстрировать заботу китайцев о деревьях:

Многие старые деревья (имею в виду не только в саду Юйхуаюань, но вообще в китайских парках) имеют маркировку, отражающую их возраст. Такие деревья пользуются особенно большим почтением.

Китайцы очень любят такие каменные горки (называют их что-то вроде «каменная пена»):

Покидая пределы Запретного Города через северные Врата Божественной Мощи (или Воинской Доблести) Шэньумэнь (神武门 shénwǔ mén), вижу холм Цзиншань:

Завершаю экскурсию по Запретному Городу взглядом на окружающий его ров (земля, вырытая при его выкапывании, пошла как раз на создание холма Цзиншань):