Цетине
Цéтине (Цетиње / Cetinje) — отнюдь не самый крупный город Черногории (население всего около 14 тысяч), но трудно переоценить его важность для этой страны. Как поселение известно с 1440-х годов. С 1484 года в Цетине расположена резиденция владык-митрополитов Черногории, а впоследствии этот город стал местонахождением кафедры Черногорско-Приморской митрополии. Цетине издавна являлся одним из центров сопротивления черногорцев турецким завоевателям. В 1878–1918 годах Цетине — столица независимой Черногории.
Главная достопримечательность Цетине — православный монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1484 году Иваном Черноевичем (о нем речь чуть ниже), после чего в нем была размещена кафедра Зетской епархии.
В 1692 году монастырь был разрушен до основания турками, затем заново выстроен владыкой Данилой на месте недалеко от своего прежнего положения. Новый монастырь был построен из старых камней и получил пластину с печатью Черноевича. В 1714 году монастырь вновь был сожжен турками; восстановлен в 1743 году черногорским митрополитом Саввой II Негошем (Негушем). Впоследствии был перестроен еще несколько раз, последний — в 1927 году.
Кстати, о владыке Данило. Данило Шчепчевич Негош, или Негуш (Данило Шћепчевић Његош; ок. 1670, деревня Негуши – 1735) — церковный и государственный деятель, с 1696 года митрополит Черногории. Вел активную борьбу за независимость Черногории от Османской Империи, для чего в том числе установил культурные и политические контакты с Россией. Мавзолей владыки Данило был построен в 1896 году на вершине холма Орлов крш (крш — это обозначение карстовой горы в черногорском языке):
В 1732 году на Евангелии владыка Данило написал: «Даниил, воеводич сербской земли». Главной его целью было возрождение сербского государства под скипетром русского Царя, который, «если Бог даст, будет греческий, сербский и болгарский Император». Программа внешней политики Данилы выражена в письме 1713 года к брату, князю Раде: «Я — москов, москов, москов!». Данило боролся с «тремя идолами» своего народа — прелюбодеянием, сребролюбием и грабежами с кровопролитием.
Вернусь к монастырю. Здесь хранится несколько очень значительных христианских святынь, в том числе — частица Креста, на котором был распят Иисус Христос, и десница Иоанна Крестителя. Фотографировать их, конечно, нельзя. Вообще в монастыре можно фотографировать только снаружи.
Для меня же самой главной реликвией Цетинского монастыря является корона Стефана Уроша III (изображение из Википедии):
Стефан Урош III Дечанский Неманич (ок. 1276 или после 1284 – 1331) — Король Сербии из династии Неманичей, сын Короля Милутина (1282–1321) и отец Царей Стефана Душана и Симеона Синиши. Продолжал расширение Сербии за счет Византийской Империи и сделал ее самым могущественным государством на Балканском полуострове. Однако был свергнут сыном Стефаном Душаном. Умер при загадочных обстоятельствах в заточении в Звечане. Канонизирован Сербской Православной церковью как Святой Король.
Недалеко от монастыря находится «Бильярда» (построена в 1838 году) — укрепленная резиденция Петра II Петровича Негоша, одного из самых любимых и почитаемых правителей Черногории. Она некоторым образом похожа на бильярдный стол; правда, в углах находятся не лузы, а башни (так сказать, перевернутые лузы):
Сейчас в ней располагается музей Петра II. Здесь же находится интересная достопримечательность — рельефная карта Черногории в масштабе 1:10000, созданная австро-венгерскими военными специалистами перед Первой Мировой войной (на нижеследующем снимке видна стеклянная стена, за которой находится помещение, где хранится модель).
Фрагмент карты демонстрирует Бока-Которский залив (вверху) и Будванское побережье (внизу), напротив которого лежит остров Святого Николая:
Скромное здание Королевского дворца:
На стене здания напротив изображены Король и Королева Черногории — Никола I и Милена:
От этого изображения я перейду к имеющей прямое отношение к Королевской семье церкви. Первое место расположения Цетинского монастыря продолжает привлекать к себе многочисленных паломников и туристов — сегодня здесь находится придворная (или дворцовая) церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Церковь была построена в 1886 году. Ее неофициальное название — церковь на Чипуре. Она представляет собой классический образец черногорской религиозной архитектуры — вытянутый прямоугольник, спереди с фронтоном–колокольней, а сзади с полукруглой апсидой. Сверху церковь венчается одним куполом. Придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы является частью Цетинского монастыря и считается храмом Цетинской семинарии.
Перед входом в храм установлена памятная табличка на русском языке (не очень правильно): СЕЙ СВЯТЫЙ ХРАМЪ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ ВОЗДВИЖЕ БЛАГОВѢРНЫЙ ГОСУДАРЬ КНЯЗЬ ЧЕРНОГОРСКIЙ НИКОЛАЙ I. ПЕТРОВИЧЬ НѢГОШЪ ВЪ ЛѢТО ОТ СОТВОРЕНIЯ МIРА 7394 ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА 1886 НА ОСНОВѢ БЫВШЕЙ ЗДѢ ЦЕРКВИ СОЗДАНѢЙ БЛАГОВѢРНИМЪ ГОСУДАРѢМЪ ЗЕТСКИМЪ ИВАНОМЪ ЧЕРНОЄВИЧЕМЪ.
С 1989 года в храме хранятся останки последнего черногорского Короля Николы I и его супруги Милены: они были перенесены из русской церкви в Сан-Ремо (Италия).
Герб Черногории (о гербе подробнее скажу ниже):
Трон и короны (полагаю, что копии):
Также в церкви находится гробница Ивана Черноевича (на снимке видна справа):
Иван I Черноевич (Иван Црноjeвић; ? – 1490) — господарь княжества Зета в 1465—1490 годах из династии Черноевичей. Зе́та — историческая область, средневековое сербское княжество, располагавшееся на территории современной Черногории. Название получило от реки Зеты.
Памятник Ивану Черноевичу стоит неподалеку от Королевского дворца:
Кстати, на щите, что он держит на левой руке, изображен Двуглавый Орел. Это геральдический символ Черноевичей, впоследствии использовавшийся Черногорским государством и династией Петровичей. Нетрудно понять, что это «родственник» российского Двуглавого Орла, связанный с ним через с Византию — точнее, династию Палеологов.
Негуши
После посещения Цетине экскурсия продолжилась в деревне Не́гуши (Његуши).
Сама деревня довольно невзрачная, поэтому я хочу главным образом отметить тот факт, что она является родиной владетельной фамилии Петровичей (Петровићи), которая правила в Черногории с 1696 по 1918 год. Негушами (или Негошами) ее называют по этому топониму.
По поводу черногорской символики следует сказать, что она представлена двумя ключевыми символами. Двуглавый Орел — державный символ. Леопардовый лев с поднятой правой лапой символизирует власть епископа и Христа Вседержителя, а также является одной из аллегорий Воскресения. Этот символ происходит от герба Светлейшей Республики Венеции, которая оказала большое влияние на развитие региона в Средние века.
Село известно хорошо сохранившейся традиционной архитектурой, а также знаменитыми в черногорской национальной кухне негушскими сырами (његушки сир) и окороками пршутами (његушки пршут). Сыр, кстати, на мой вкус слишком соленый.
Дворик, в котором мне особенно понравились тыквы–горлянки:
В харчевне, где можно было принять трапезу, внимание привлекли черногорская национальная одежда, традиционная шапка (капа) и гусли.
Парадный кафтан называется «гуня»; поверх его надевается распашная одежда под названием «джамадан». Черногорская капа представляет собой низкий цилиндр; верх шапки (тепелак) плоский и красный, вокруг него черная кайма (деревия). Согласно традиционной трактовке, красный тепелак символизирует кровь, пролитую на Косовом поле, черная деревия — память о былой сербской державе.
Черногорские гусли — традиционный народный музыкальный инструмент черногорцев. Обычно этот смычковый инструмент изготовляется из древесины ясеня, имеет одну, а в некоторых областях иногда и две струны. Струны самого инструмента и смычка изготовляются традиционно из сплетенных 30 конских волос. Смычок используется просто: его тянут по натянутой струне так, что извлекается острый и драматический звук, который крайне экспрессивен. Тело инструмента состоит из обтянутой натуральной кожей «музыкальной коробки», к которой прикрепляется длинный деревянный гриф. Он зачастую художественно оформляется в форме змеи и обычно заканчивается фигурой с изображением головы зверя (обычно коня или овна) или птицы (орла или сокола). Хочу подчеркнуть, что те гусли, которые можно часто увидеть в качестве сувенирного товара, не являются настоящим музыкальным инструментом. Хотя, наверное, извлекать из них какие-то немелодичные звуки все же можно. Но лучше, конечно, послушать подлинное черногорское исполнение.