Пекинский храм Алтаря Неба и центральная точка Мира по китайской версии


Достойнейший, царь Чу, спросил Чжань Хэ: — Как управлять царством? — Ваш слуга постиг, как управлять собой, но не постиг, как управлять царством, — ответил Чжань Хэ. — Я обрел [право] приносить жертвы в храме предков, на алтаре Земли и Проса. Хочу научиться, как [его] сохранить. — [Я], ваш слуга, никогда не слышал о смуте в царстве у того, кто умеет управлять собой; никогда не слышал также о порядке в царстве у того, кто не умеет управлять собой. Поэтому корень в самом себе, а о вершине отвечать не смею. — Прекрасно! — воскликнул чуский царь.

Даосский трактат «Ле-цзы», глава 8.

Одной из важнейших достопримечательностей столицы Китая является большой комплекс храма Алтаря Неба — Тяньтань (天坛 tiāntán: 天 tiān означает «небо»; 坛 tán — «алтарь»), занесенный ЮНЕСКО в список Всемирного наследия человечества. Как правило, он называется храмом Неба, что не совсем точно. Комплекс построен в 1420 году одновременно с Запретным Городом в эпоху правления Императора Юнлэ династии Мин. Изначально назывался храмом Алтарей Неба и Земли, чем объясняется его форма, которую можно рассмотреть на этих обзорных снимках. Первый сориентирован примерно с юга на север, второй с севера на юг (имею в виду направление на снимке сверху вниз):

Южная часть постройки имеет форму квадрата, а северная — круглая: согласно китайской традиции, круг символизирует Небо, а квадрат — силы Земли. Но после строительства в 1530 году отдельного Храма Земли Тяньтань стал выполнять функцию поклонения только Небу.

Мое знакомство с храмовым комплексом состоялось в октябре 2014 года и началось с южной стороны парка:

Прогулка по парку доставила немало удовольствия благодаря наблюдениям за проводящими здесь отдых китайцами. Они облюбовали так называемый Длинный Коридор (типичное для Китая сооружение). Приятно смотреть на играющих людей.

А этот почтенного вида старец отдает предпочтение музыкальным инструментам — в данном случае губному оргáну, который называется шэн (笙 shēng); впервые упомянут в фундаментальной китайской книге «Ши цзин» («Книга Песен»):

Туристы европейской расы интересуются приемами китайской гимнастики цигун, и их интерес охотно (за деньги, наверное) удовлетворяют инструкторы:

Пройдя через ведущие в комплекс ворота, оказываешься перед величественным Храмом:

Это Палата Богатого Урожая, или, точнее, Палата Жатвенной Молитвы (祈年殿 qí nián diàn Циняньдянь) — великолепное здание с трехъярусной крышей; имеет в диаметре 36 метров и в высоту 38 метров. Здание, расположенное на состоящем из трех террас мраморном фундаменте, построено полностью из дерева без гвоздей, железа и цемента; архитекторам даже удалось обойтись без перекрытий и балок. По оси север—юг находятся три мраморные плиты с барельефами: нижняя — с облаками, средняя — с фениксами, верхняя — с драконами, что символизирует высочайший, Императорский статус храма. Все строения храмового комплекса покрыты синей черепицей, которая также символизирует Небо. Нынешнее здание — реплика более старого, сгоревшего в 1889 году.

Алтарь Палаты Богатого Урожая (публичный доступ туда запрещен):

Каждый год Императоры (династий Мин и Цин) посещали храм в день зимнего солнцестояния для молитв в честь Неба. 28 колонн поддерживают купол строения. Четыре из них, самые большие, стоят в центре, символизируя четыре времени года. Их высота 19.2 метра, и обхватить их не смогут даже два человека. Остальные 24 колонны образуют два круга. Столбы внутреннего кольца символизируют 12 месяцев в году, а внешние столбы — двенадцать шичэней (единица времени в Древнем Китае, равная двум часам). Вместе эти 24 колонны олицетворяют 24 солнечных периода года, связанных с сельским хозяйством, а в сумме с четырьмя центральными — 28 созвездий в небе.

По бокам от главного храма расположены вспомогательные павильоны — Восточный и Западный Залы.

В Восточном находится небольшой музей. Осмотрев его выставку, я узнал, что есть тип храмов под названием «минтан» — центральное архитектурное сооружение в ритуальной системе Древнего Китая. Минтан (明堂 míng táng, что означает «Зал ясности / сияния») представляет собой космографическую модель, располагающую вана (царя, или правителя Китая в доимператорскую эпоху) в центре Вселенной. Минтан объединяет в себе китайские представления по астрономии, календарю, геомантии, нумерологии и многим другим отраслям знаний. В музее есть экспозиция, демонстрирующая эволюцию минтанов в разные эпохи, что можно проследить на сделанном мной коллаже:

Все эти премудрости — удел немногих, большинство же просто гуляет по территории комплекса. Чем занялся и я.

Поначалу прошел немного на север от Палаты молитв и оказался перед Палатой Императорского Небосвода (皇乾殿 Huáng qián diàn Хуанцяньдянь). Кстати, иероглиф Цянь 乾 — это первая из восьми триграмм Книги Перемен (И-цзин), которая символизирует Небо, Солнце, весну, мужское начало (отца, мужа). Здесь часто празднуют свадьбы.

Еще новобрачные — в этом случае невеста в традиционном китайском свадебном платье красного цвета:

Затем через Врата Молитв о Хорошем Урожае (祈年门 qí nián mén Циняньмэнь) я ушел на юг, куда ведет Священная дорога длиной 360 метров и шириной 30 метров. Бросаю назад еще один взгляд на Храм Богатого Урожая и окрестные павильоны:

Далее к югу расположен Зал Небесного Свода (皇穹宇 huáng qiōng yǔ Хуанцюнюй), построенный в 1530 году. Здесь хранились мемориальные таблички в периоды между жертвоприношениями.

Китайцы оригинально воспринимают окружающий мир: в этом древнем 500-летнем можжевельнике, растущем возле Зала Небесного Свода, они видят тела и хвосты девяти драконов, по каковой причине дали дереву соответствующее имя:

После этого Павильона путь выводит к самой южной сакральной части храмового комплекса — холму Алтаря Неба (圆丘坛 yuán qiū tán Юаньцютань). Он окружен воротами общим числом 24; эти ворота имеют эффектные названия — Ворота Поднимающихся Облаков или Облачные Ворота, Образующие Нефритовый Лес. Сверху они украшены изображениями китайских музыкальных инструментов юньбань и баогу:

Алтарь представляет собой платформу высотой 5 метров, состоящую из трех ярусов, каждый из которых оторочен парапетом из белого мрамора. Диаметр нижнего яруса — 70 метров, среднего — 50 метров, верхнего — 30 метров:

Именно здесь находится центральная точка нашего мира (по китайской версии, разумеется) — проекция на Землю центральной точки Неба. Она представляет собой камень, на котором во время церемонии жертвоприношения в день зимнего солнцестояния Император преклонял колени перед священной табличкой Неба. Интересно, что последний раз церемония (в явно профанационном формате) состоялась уже после свержения Китайской Монархии. 23 декабря 1914 года первый президент Китайской республики Юань Шикай в одежде Императора династии Мин (которую китайцы считали своей национальной) посетил храм Алтаря Неба с молитвой «за народ», где низко кланялся и усердно молился.

Алтарь представляет большой интерес для нумерологов, ибо его архитектура построена на числе девять. Считается, что нечетные числа связаны с Небесами, а девять — самое большое натуральное нечетное число среди однозначных. Девять — это число силы ян, которая концентрируется в месте, где стоит алтарь. Поэтому количество образующих концентрические круги плит на верхней террасе кратно 9, а число этих кругов также равно 9. Средняя и нижняя террасы также имеют по 9 кругов плит. Число ступеней и стоек мраморных парапетов либо равно, либо кратно 9. Общее количество стоек–столбиков — 360 (в градусной системе измерений соответствует полному кругу).

Завершу свою прогулку по комплексу храма Алтаря Неба взглядом на дракона, радостно вьющегося среди цветов — для меня это символ благоденствия столицы Китая. Чего я от души желаю ей и впредь:

Post Scriptum. Добавлю немного сведений об Алтаре Земли, где я побывал в апреле 2016 года.

Алтарь Земли находится в парке Дитань (地壇 dìtán) в северной части Пекина. Храм был построен в 1530 году при Императоре Цзяцзине династии Мин.

В центре находится квадратная террасная площадка Фанцзетань (方泽坛 fāngzé tán). Императоры династий Мин и Цин всегда присутствовали на ежегодном ритуале жертвоприношения в день летнего солнцестояния.