Железная корона Королевства лангобардов


Железная корона Королевства лангобардов (по-итальянски Corona Ferrea) является реликвией и одной из старейших королевских регалий в Христианском мире. Она была изготовлена в эпоху раннего Средневековья и стала одним из государственно-монархических символов Королевства лангобардов (Ломбардия), а затем основанного франками Итальянского Королевства. С 962 по 1648 год это государство (быстро ставшее аморфным, а затем чисто номинальным) формально входило в состав Священной Римской Империи Германской Нации.

Структура Железной Короны

Внутренний «железный» (почему я взял это слово в кавычки, станет ясно ниже по тексту) обруч шириной в 2/5 дюйма по преданию сделан из гвоздя от Креста Спасителя. Внешний обруч короны шириной в 3 дюйма состоит из шести сегментов чеканного золота, частично покрытого эмалью. Сегменты соединены между собой петлями и украшены двадцатью двумя драгоценными и полудрагоценными камнями (включая гранаты, яхонты, аметисты), образующими рельефные узоры в форме крестов и цветов. Малый размер (внешний диаметр варьируется в диапазоне 16.5–17.2 см) и сочлененная структура Короны дали основание для предположений, что изначально она использовалась как большой браслет или, возможно, как вотивная корона [вид церковной утвари, ювелирное украшение. Представляет собой богато орнаментированный обруч–корону, который вносился в церковь как жертвенный вклад: «по обету» — ex voto. Обычно подвешивались под арками или над алтарем]. По другим предположениям, малый размер короны вызван переделками после потери двух сегментов, о которой свидетельствуют исторические документы.

История Железной Короны

Существует много версий происхождения Железной короны, что вполне естественно для такого древнего и важного артефакта. Например, одна из гипотез связывает ее с вождем остготов Теодорихом Великим, Королем Италии в 493–526 годах. Современный инструментальный анализ позволил предполагать, что время создания Короны может укладываться в период 455–565 годов. Но есть и другие версии, основанные на исторических летописях, тесно смешанных с легендами.

Согласно легендарной традиции, железный гвоздь был дан римскому императору Константину его матерью Еленой, которая руководила поисками Святого Животворящего Креста. По преданию, Елена бросила один гвоздь в море, чтобы прекратить шторм. Еще один гвоздь был вделан в шлем Константина, третий — в голову статуи Императора, четвертый расплавлен и затем вделан в поводья лошади Константина. С тех времен почти тридцать европейских стран заявляли о том, что на их территории имеются целиком или фрагментами гвозди Святого Креста. Император Константин понимал их важное значение в целях дипломатии. Некоторые гвозди (или их части) впоследствии были отправлены многим европейским правителям и сановникам, в том числе принцессе Теоделинде.

Теоделинда (умерла в 628 г. от Р.Х.) — дочь герцога Баварии Гарибальда I. В 589 году вышла замуж за лангобардского Короля Аутари. Позже она вышла замуж за туринского герцога Агилульфа, чем отдала ему лангобардский престол. Для коронации Агилульфа Теоделинда велела изготовить Железную корону, с каковой целью использовала принадлежавший ей гвоздь. Также она содействовала установлению мира между лангобардами–арианами и Римско-Католической Церковью. Теоделинда построила Собор Святого Иоанна Крестителя в Монце, в котором стала храниться Железная корона лангобардов.

Собор в Монце

Собор в Монце

По другим представлениям Железная корона была изготовлена в IX или в начале X века. Одна из гипотез связывает корону с жившей в IX веке Гизелой, дочерью Короля франков и Императора Запада Людовика I Благочестивого (из династии Каролингов), которая вышла замуж за герцога и маркграфа Эбергарда Фриульского. Она оставила корону своему сыну Беренгару I (маркграф Фриуля с 874 года, Король Италии с 888 года, с 916 года — последний Император Запада). Беренгар был главным покровителем Собора в Монце и передал ему крест, изготовленный в той же манере, что и Железная корона. Интересно, что две аналогичные по стилю и размеру средневековые короны, найденные в 1730 году в Казани, хранятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Исследования Железной Короны

Английский историк Эдвард Твайнинг (автор книг «История драгоценностей европейских корон» и «Европейские регалии») в 1960-е годы отметил, что все эти короны слишком малы, чтобы свободно, но прочно держаться на голове взрослого человека. Поэтому он предположил, что короны могли носиться на голове, будучи прикрепленными к своего рода вуали. Существование таких креплений может объяснять наличие маленьких отверстий на ободе Железной короны.

Эдвард Твайнинг также обратил внимание на рельефную пластину в Соборе в Монце, которая изображает коронацию Императора Оттона IV (1209 год). Историк высказал мнение, что, хотя четыре вотивных короны изображены висящими над алтарем, корона, которую архиепископ возлагает на голову Короля, не похожа на Железную корону. Кроме того, Твайнинг исследовал документы, описывающие, как четыре поколения церковных властей поочередно то разрешали, то запрещали почитание Железной короны до тех пор, пока в 1688 году ее культ не стал предметом обсуждения на Римской Конгрегации по ритуальным вопросам. В 1715 году Конгрегация выдала официальное заключение о допустимости публичного почитания Железной короны и ее несения на религиозных процессиях, но оставила нерешенным ключевой вопрос об идентичности железного кольца Короны и одного из гвоздей Креста Спасителя. Однако впоследствии Висконти, архиепископ Миланский, вынес собственное решение о том, что «железный обруч в Монцской короне может рассматриваться как один из гвоздей Святого Креста и как подлинная реликвия». Духовенство Монцы утверждало, что, несмотря на столетия использования Железной короны в культовых мероприятиях, на внутреннем железном обруче не возникло ни единого пятна коррозии и ржавчины.

Проведенное в 1985 году обследование Короны показало, что внутренний обруч не притягивается магнитом. Это навело на мысль, что он на самом деле не железный. В 1990-е годы было установлено, что внутренний обруч по составу является преимущественно серебряным. Вероятно, Железная корона на определенном этапе претерпела ряд реконструкций, во время одной из которых железный обруч был заменен на серебряный.

Однако это ничуть не уменьшило религиозного почитания реликвии. По-прежнему каждый год во время шествия на праздник Воздвижения Креста Господня клир в сопровождении народа торжественно несет Железную корону.

Железная Корона в коронациях

С IX по XVIII век Императоры Священной Римской Империи имели также титул Королей Италии. Поэтому, начиная с X века, германские Короли должны были приезжать в Рим, чтобы короноваться как Императоры Священной Римской Империи. На пути в Вечный Город они по традиции останавливались в Ломбардии, чтобы короноваться Железной короной Королей Италии. Первоначально местом коронаций была Павия, старинная ломбардская столица. Но с коронации Конрада II в 1026 году церемонию перенесли в Милан.

Тридцать четыре коронации Железной короной с IX (начиная с Карла Великого) по XVII век были насчитаны итальянским историком Бартоломео Зукки. «Энциклопедия Британника» утверждает, что первая достоверная запись об использовании Железной короны для коронации Королей Италии относится к церемонии Генриха VII Гогенштауфена в 1312 году (впрочем, сам факт его признания Королем ломбардскими городами вопреки позиции Императора Фридриха II выглядит более чем сомнительно с точки зрения легитимности). В 1355 году Карл IV короновался в присутствии Франческо Петрарки. В 1530 году Карл V Габсбург получил в Болонье Железную корону одновременно с Имперской короной.

Помимо Императоров Священной Римской Империи, Железной короной короновались также два других монарха. Император Франции Наполеон I Бонапарт в 1805 году самолично возложил Корону себе на голову, произнеся церемониальную фразу Dieu me la donne, gare à qui la touché — «Бог дает ее мне, берегитесь, кто тронет». В июне 1805 года он учредил Орден Железной короны; после падения Наполеона в 1816 году орден был восстановлен австрийским Императором Францем I. Император Австрии Фердинанд I короновался в Милане Железной короной 6 сентября 1838 года как Король Ломбардии и Венеции. Это был последний акт коронационного использования Железной короны. Затем, после войны 1859 года между Австрией и Италией, она была переправлена в Вену, где хранилась до 1866 года. После Третьей войны за независимость Италии Железная корона вернулась в Монцу, где и находится по сей день.

Ритуал

Самый ранний ритуал коронации восходит к Гемунденскому кодексу, установившему в IX веке порядок церемонии коронации западных Императоров. Ритуал тогда не предполагал таинства миропомазания.

Позже ритуал несколько изменился; привожу приблизительное описание коронации Генриха VII и его супруги Маргариты в 1311 году в Милане [поскольку я не сведущ в религиозных вопросах, мои переводы с английского языка названий молитв являются, видимо, далекими от канонических формулировок].

Когда Король входил в клирос, произносились слова «Всемогущий предвечный Бог небес и земли…»; затем в форме вопросов и ответов Королю приносилась присяга. Это сопровождалось епископской петицией, отвечая на которую Король подтверждал права и привилегии церкви. Далее продолжалось чтение присяги, подданные отвечали словами литургического песнопения Kyrie eleison (древнегреч. «Господи, помилуй»). Затем хор пел Литургию Всем Святым, включая три молитвы «Мы молим Тебя…», «Бог, Который людей…» и «В этот день…». Затем произносилась консекраторная, или освятительная молитва «Всемогущий предвечный Бог, Создатель и Вседержитель мира…» [эта молитва, по сути, является рукоположением Короля в сан священника]. Хор отвечал пением «Благодать справедливости…» или «Садок–Священник» [Садок — священник при Царе Давиде, позже помазавший на царство Соломона]. Затем совершалось миропомазание плеч Короля, после чего произносилась молитвы «Бог, Сын Божий…».

Королю вручалось кольцо со словами «Прими кольцо королевского достоинства…» в сопровождении молитвы «Бог, с Которым вся власть…». Меч вручался со словами «Прими этот меч…» в сопровождении молитвы «Бог, Чье Провидение…». Король короновался со словами «Прими эту королевскую корону» в сопровождении молитвы «Бог Непрерывности…». Скипетр вручался со словами «Прими скипетр королевской власти…» в сопровождении молитвы «Господь, начало всех добродетелей…». Наконец, жезл вручался со словами «Прими жезл добродетели и достоинства…» в сопровождении шести благословений. Затем Король возводился на престол, после чего ему вручалась держава со словами «Прими это золотое яблоко, означающее единовластие над всем королевством…». На призыв «Будь честным» Король отвечал: «Да будет так». Далее звучало пение католического гимна Te Deum (лат. «Тебя, Бога, хвалим» — один из главных христианских гимнов, по преданию написанный в конце IV века Амвросием Миланским).

Коронация Королевы начиналась с молитвы «Всемогущий предвечный Бог, источник и начало…» и затем сопровождалось освятительной молитвой «Бог, Кто один…». Потом совершалось миропомазание плеч Королевы со словами «Во имя Отца, Сына и Святого Духа помазуешься этим елеем…» в сопровождении молитвы «Милость Духа Святого…».

Затем Королеве вручалось кольцо со словами «Прими это кольцо, знак веры в Святую Троицу…» в сопровождении молитвы «Господь, начало всех добродетелей…». Королева короновалась со словами «Прими корону славы…» в сопровождении молитв «Нашим недостойным духовенством…» и «Всемогущий предвечный Бог, вселяющий дух…».

Исполнялась месса Ambrosian Missa pro imperatore («Амвросианская месса для Императора»).

Железная корона в литературе и кинематографе

Неожиданный образ Железной короны представлен в 37-ой главе «Восход» романа «Моби Дик» американского писателя Германа Мелвилла. Короткая глава посвящена монологу капитана Ахава. Наряду с бредовыми фантазиями и галлюцинациями насчет своего преследования и величия он воображает себя коронованным Железной короной Королевства лангобардов.

Фильм «Железная корона» 1941 года, снятый выдающимся режиссером Алессандро Блазетти (его считают основателем современного итальянского кино), повествует фантастическую историю о прибытии короны в Италию. Это фильм тогда же получил приз Венецианского кинофестиваля, несмотря на явный антимилитаристский пафос.

Железная Корона в Соборе города Монца

С 1866 года Железная Корона постоянно хранится в Соборе в городе Монце.

интерьер Собора Монцы

интерьер Собора Монцы

Корона обычно находится в сейфе в зарешеченном помещении под названием La cappella di Teodolinda («часовня Теоделинды»). Она бывает открыта для публичного осмотра только групповым экскурсиям, по записи в определенное время. Одиночному посетителю храма тоже можно попасть в эту комнату, если повезет присоединиться к записанной группе. Но надо вовремя успевать, ибо когда группу заводят в часовню Теоделинды, решетка закрывается.

Благодаря тонко откалиброванному освещению Железная Корона сияет великолепием золота, блеском драгоценных камней, изяществом древних эмалей и элегантностью своих форм.