Район Алфама и замок Святого Георгия — древнее сердце Лиссабона


Общий обзор

Алфáма (Alfama) — старейший исторический район Лиссабона, расположенный на крутом склоне холма между замком Святого Георгия и рекой Тежу (известной в Испании под названием Тахо). На нижеследующем снимке замок Сан-Жоржи выделяется большим зеленым пятном:

Название Алфама произошло от арабского Аль-Хама, что означает «теплый источник». В давние времена владычества мавров (до XII века) Лиссабон ограничивался Алфамой, затем город начал расширяться на запад (район Байша). С XVI века Алфама переживала упадок, состоятельные граждане переселялись в более престижные районы, в результате чего Алфама стала кварталом бедноты. Благодаря скальному грунту Алфама лучше других районов города пережила катастрофическое лиссабонское землетрясение 1755 года; здесь сохранилась средневековая хаотичная планировка улиц.

Многие туры в Лиссабон включают в себя обзорную экскурсию по городу, которая совершенно не затрагивает район Алфама, что является серьезнейшим упущением при знакомства с португальской столицей. Именно в этом районе находится несколько исключительно важных исторических достопримечательностей. И никак нельзя считать полноценным знакомство с историей и духом этого города без того, чтобы побродить по извилистым улицам Алфамы.

Ориентироваться в Алфаме непросто, поэтому советую запастись планом достаточно крупного масштаба (обычные карты Лиссабона для этого плохо годятся). И даже этого плана может оказаться мало. Надежными нитями Ариадны служат трамвайные пути, в том числе знаменитого маршрута № 28. Я предпочел не трамвайную поездку, а прогулку пешком. А с прославленными лиссабонскими трамваями подробно познакомился в Музее городского транспорта.

В районе Алфама расположено несколько смотровых площадок, которые называются miradouro. Я посетил несколько; затрудняюсь сравнить их удобство для широкого обзора Лиссабона (для этого, наверное, лучше всего использовать холм, на котором стоит статуя Христа). Одна из площадок находится возле церкви Носса-Сеньора-да-Граса:

Еще одна площадка расположена возле церкви Санта-Лузия, основанной в XVIII веке Мальтийским Орденом:

Нынешнее здание построено уже в XVIII веке. На обращенном к смотровой площадке боковом фасаде церкви есть два панно из азулежу (характерных для Португалии изразцов). Первое изображает подвиг рыцаря–крестоносца Мартина Мониша в 1147 году во время португальской Реконкисты. Дело было во время осады замка Святого Георгия, удерживаемого маврами. Взять замок было не просто. Мартин Мониш со своим отрядом патрулировал территорию вокруг осажденного замка. Рыцарь заметил небольшую дверь в крепостной стене, которую пытались закрыть мавры. Мартин отправил гонца к Королю Афонсу I, а сам вступил в неравный бой. Он пожертвовал жизнью ради победы, своим телом не дав закрыть дверь в крепостной стене. На втором панно изображена Дворцовая площадь до землетрясения 1755 года.

Также на смотровой площадке Санта-Лузии можно полюбоваться на большое азулежу с видом на Лиссабон и реку Тежу XIX века:

Несколько взглядов сверху на Алфаму:

Выглядит местами бедновато. Зато на юге район выходит к причалу гигантских круизных лайнеров:

Если есть много свободного времени, можно побродить по улицам и улочкам Алфамы, поглазеть на керамическую облицовку, «классически» развешанное белье (вроде бы для того, чтобы пропитывалось свежим морским воздухом), ажурные балкончики и многое другое.

Монастырь Сан-Висенте-де-Фора

Мой дальнейший путь лежит к одному из тех мест, ради посещения которых я приехал в Лиссабон — монастырю Сан-Висенте-де-Фора (Igreja de São Vicente de Fora), величественное здание которого возвышается над жилыми кварталами (справа — Национальный Пантеон, о котором речь в следующем разделе).

Монастырь был основан в 1147 году первым Королем Португалии Афонсу I Великим и посвящен Викентию из Сарагосы, святому покровителю Лиссабона.

Современная церковь монастыря была построена в 1582–1629 годах. В интерьере церкви обращают на себя внимание, помимо многочисленных статуй, картины на металле:

Подойдя к фасаду церкви, надо обязательно обратить внимание на стену справа, сквозь которую ведет проход. После знакомства с внутренним убранством церкви надо держать путь к этой двери.

За дверью расположен уютный красивый дворик:

Оттуда путь идет к внутреннему пространству монастыря, которое включает небольшой музей (в котором, к сожалению, нельзя фотографировать), два двора–клуатра, часовни и еще несколько важных мест.

Дворы декорированы 81 панно азулежу(из в общей сложности 14,521 плитки), которые созданы в 1737 году в период правления Короля Жуана V.

Кроме них в монастыре представлено несколько десятков панно, иллюстрирующими басни французского писателя XVII века Жана де Лафонтена (некоторые творческие идеи которого использовались русским баснописцем И.А. Крыловым):

Медведь и человек, который любил сады

Медведь и человек, который любил сады

Доктора

Доктора

Также я ознакомился с большой коллекцией морских раковин (Португалия — морская страна):

В вышеупомянутом музее я узнал новую для себя информацию о том, что архиепископы Лиссабона носили, помимо титула кардинала, титул патриарха (наряду с архиепископами Венеции и Иерусалима). Патриархи Лиссабона могут использовать в своем гербе трехкоронную тиару (но без ключей, как у Папы Римского), что выделяет их из числа других латинских патриархов. Этот титул был дарован Папой Римским в XVII веке (1716 год) за заслуги Португалии в борьбе с Османской Империей.

герб Его Высокопреосвященства кардинала Мануэла Гонсалвиша Сережейры, четырнадцатого Патриарха Лиссабона (1929–1971)

герб Его Высокопреосвященства кардинала Мануэла Гонсалвиша Сережейры, четырнадцатого Патриарха Лиссабона (1929–1971)

Похоронены лиссабонские патриархи в весьма скромном пантеоне:

Также в монастыре находится усыпальница большинства португальских Королей из династии Браганса (вместе с представителями ветви Браганса-Кобург). Она была основана в 1855 году по приказу короля–консорта Фернанду II.

гробница Короля Жуана IV

гробница Короля Жуана IV

Фигура в белом оплакивает Короля Карлуша I и его сына Луиша Фелипе, которые были убиты террористами в 1908 году на площади Коммерции:

Заметно выделяется саркофаг Королевы Амелии, супруги Короля Карлуша I; во время покушения Амелия сумела защитить их младшего сына Мануэла. А в 1910 году после революции в Португалии Амелия вместе с Королем Мануэлом II и королевой–бабушкой Марией Пией Савойской (их останки, кстати, тоже покоятся в Сан-Винсенте-де-Фора, будучи возвращенными с чужбины) отправилась в изгнание. Амелия остаток жизни прожила во Франции.

Сине-белые цвета характерны для флага Королевства Португалии и Алгарве:

Завершу обзор монастыря Сан-Винсенте-де-Фора интерьером восхитительно красивой часовни:

Национальный Пантеон Португалии

Далее мой путь лежит к церкви Санта-Энграсия, которая служит Национальным Пантеоном Португалии (вид с крыши монастыря Сан-Винсенте-де-Фора):

Национальный Пантеон (Panteão Nacional) Португалии расположен в церкви Санта-Энграсия (Igreja de Santa Engrácia), которую строили почти 300 лет — с 1670-х до 1966 года, когда был достроен купол, и церковь торжественно открылась.

Уникальным для португальской церковной архитектуры является то обстоятельство, что крыша Санта-Энграсии имеет форму греческого креста. С 1966 года эта церковь служит Национальным Пантеоном Португалии. Здесь можно увидеть как гробницы, так и кенотафы (надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного; своего рода символическая могила). Например, кенотафами являются саркофаги шести выдающихся героев Португалии: принца Генриха Мореплавателя, путешественника и колонизатора Васко да Гамы (открывателя морского пути из Европы в Индию), адмирала Педру Кабрала (открывателя Бразилии), второго вице-короля Индии и строителя португальской колониальной державы Афонсу де Албукерки, полководца Нуну Алвареша Перейры, поэта Луиса де Камоэнса. Эти кенотафы находятся в центральном зале.

Из более близких к нашей эпохи я обратил внимание на гробницы (реальные, не кенотафы) знаменитого футболиста Эйсебио и фадишты (исполнительницы португальских песен фáду) и киноактрисы Амалии Родригеш:

Кстати, о фаду. Это музыкальное направление, появившееся в Португалии примерно в XVII веке. В переводе фаду означает «судьба»; первоначально это была песнь рыбаков, которые уходили в море. Самые популярные в Лиссабоне рестораны с фаду находятся именно в Алфаме. Мне довелось побывать в одном из них (к сожалению, я не помню его название). Без колебаний могу сказать, что посещение концерта фаду — поистине обязательное условие при визите в Португалию. Кроме того, на концерте, свидетелем которого я был, состоялось песенное и танцевальное выступление представителей маленького народа мирандéс, который проживает на северо-востоке Португалии (единственное коренное этническое меньшинство этой страны). Мирандес чем-то похожи на шотландцев — носят клетчатую одежду, мужчины носят юбки, и танцы у них изобилуют прыжками вверх–вниз.

Покидая церковь Санта-Энграсия, я обратил внимание на экскурсию группы подростков недалеко от органа XVIII века. Так с детства впитывается национальная история и культура.

Замок Святого Георгия

Следующее место на моем пути находится не в районе Алфама, а рядом; это — Замок Святого Георгия (São Jorge, по-русски Сан-Жоржи). Он расположен на высоком холме; несомненно, очень выгодное стратегическое положение.

Первое фортификационное сооружение появилось здесь в 48 году до Р.Х. при римлянах; впоследствии использовалось другими народами, а в X веке крепость была реконструирована маврами–берберами.

Вход в замок Святого Георгия декорирован португальским гербом — на [белом] геральдическом щите изображено в форме креста пять малых [синих] щитов. На малых щитах изображено по пять [серебряных] безантов (простая гербовая фигура, происхождением византийская монета; представляет собой окрашенный золотом кружок (шар), символизирующий в широком смысле тепло, удачу и радость). По краям большого щита широкая [красная] кайма с семью [золотыми] зáмками. Щит увенчан Королевской короной, а под ним находится орден Христа (духовно-рыцарский орден, правопреемник тамплиеров на территории Португалии. Учрежден в 1318 году португальским Королем Динишем).

В 1147 году крепость (как и весь Лиссабон) была взята армией португальского Короля Афонсу I, что стало единственным успехом Второго Крестового похода. Скульптура великого Короля украшает парк за входом в крепостной комплекс.

После освобождения от мавров крепость стала Королевской резиденцией. Свое название в честь Святого Георгия замок получил после заключения Португалией и Англией Виндзорского договора (Георгий Победоносец считается покровителем Англии). В 1386 году в английском городе Виндзоре бракосочетание Жуана I, первого португальского Короля Ависской династии, с Филиппой Ланкастерской, дочерью Джона Гонта, положило начало англо-португальскому союзу, который является самым длительным в дипломатической истории и продолжался вплоть до Мировых войн XX века.

Здесь пышно праздновалось возвращение Васко да Гамы из Индии, а после того, как в 1511 году Королевская резиденция переехала в роскошный дворец Рибейра в лиссабонском районе Байша, замок Святого Георгия использовали в разное время как театр, тюрьму и арсенал. Постепенно он обветшал, а землетрясение 1755 года превратило его в руины (как, кстати, и Рибейру). Эти руины можно видеть и сейчас.

Некоторые фрагменты стен, башни и барбаканы сохранились довольно хорошо (либо восстановлены — я не уверен).

По ним удобно бродить, созерцая окрестные виды Лиссабона и дыша чудесным свежим воздухом. Мне очень понравилось то, что замок Сан-Жоржи буквально утопает в лесах, что придает ему исключительно живой характер.

Поэтому гостей тут много; ручьи и потоки туристов обильно текут поверх всех стен.

Итак, на прощание еще один взгляд на замок Святого Георгия, над которым реют флаги Португалии и Лиссабона.

Кафедральный Собор, церковь Святого Антония и церковь Непорочного Зачатия Девы Марии

Возвращаюсь в район Алфама. В последнем разделе статьи уделю внимание трем церквям этой части Лиссабона.

Начну с Кафедрального собора. В Португалии все соборы называются Се (Sé), что образовано инициалями слов Sedes Episcopalis, означающих «место, где сидит епископ» (в современном португальском языке слово Sedes означает «офис»).

Выглядит Кафедральный собор весьма архаично (и, кстати, по внешнему виду даже сложно поверить, что это здание является главной церковью столицы немаленького государства).

Предполагается, что в античную эпоху на этом месте стоял римский храм, в IV–V веках превращенный вестготами в христианскую церковь. После завоевания арабами Пиренейского полуострова, хотя христианам и позволялось жить в Лиссабоне, церковь была разрушена, а на ее месте построена мечеть. После осады 1147 года город был освобожден христианами, мечеть была разрушена, а на ее месте стал возводиться новый собор, здание которого было построено уже в 1150 году. Лиссабонское землетрясение 1755 года серьезно повредило собор, но он был отреставрирован.

Во внутреннем дворе (клуатре) по-прежнему ведутся активные археологические работы.

Каждое готическое окно имеет свою неповторимую конфигурацию узора:

В специальной капелле Собора похоронены Король Афонсу IV Храбрый (1291–1357) и его супруга Беатриш. Сей Король известен своими, мягко говоря, сложными отношениями с сыном Педру, о которых можно узнать в статье про монастырь в Алкобасе. Мне на глаза попались три саркофага:

гробница рыцаря Лопу Фернандеша Пашеку, соратника Короля Афонсу IV

гробница рыцаря Лопу Фернандеша Пашеку, соратника Короля Афонсу IV

гробница жены Пашеку Марии де Вилалобуш с часовником в руках

гробница жены Пашеку Марии де Вилалобуш с часовником в руках

третья гробница принадлежит неизвестной принцессе, жившей в XV веке

третья гробница принадлежит неизвестной принцессе, жившей в XV веке

В целом интерьер Кафедрального собора Лиссабона удивительно аскетичный. Из общего сурового ряда выпадает, на мой взгляд, лишь рождественский вертеп:

Рядом с Собором находится церковь Святого Антония (Igreja de Santo António):

Алфама — место, где в 1195 году родился Святой Антоний, покровитель Лиссабона наряду со Святым Викентием. Он более знаменит как францисканец Антоний Падуанский. На том месте, где, как считается, он родился, стоит церковь постройки 1767 года. Святой Антоний является покровителем бедных и путешествующих. К нему обращаются как к помощнику в обретении утраченных ценностей. С конца XIX века распространился обычай называть пожертвования на бедных, собранные в церкви, «хлебом Святого Антония».

Завершаю рассказ о лиссабонском районе Алфама упоминанием церкви Непорочного Зачатия Девы Марии (Igreja de Nossa Senhora da Conceição Velha) на улице Алфандега. Фасад здания считается одним из лучших творений в стиле мануэлино, сохранившимся после землетрясения 1755 года. Это сказочно красивый стиль, в котором есть немного от готики, Ренессанса и мавританской архитектуры. Он получил свое название в честь Короля Мануэла I, при котором Португалия проложила морской путь в Индию и вошла в свой Золотой Век.