Экскурсия по Южной Богемии — высокородный замок Глубока-над-Влтавой и маскарадный город Чески-Крумлов


В августе 2008 года я ездил из Праги на экскурсию под интересным названием «Южная Богемия» (или что-то вроде этого — суть в том, что использовался именно этот топоним). Почему интересным? Поскольку я увлекаюсь историей, в особенности Священной Римской Империи Германской Нации, мне было приятно увидеть слово «Богемия». Перед рассказом об объектах экскурсии я немного расскажу о том, что такое Богемия, и Южная Богемия, в частности.

Общий обзор региона Южная Богемия

Топоним Богемия происходит от названия кельтских племен бойев, населявших территорию современной Чехии в течение нескольких веков и позднее вытесненных другими племенами. Королевство Богемия — государство в Центральной Европе, располагавшееся на территории современной Чехии. Формально было образовано в 1212 году Императором Священной Римской Империи Фридрихом II Гогенштауфеном после подписания Сицилийской золотой буллы. Богемия входила в состав Священной Римской Империи вплоть до ее распада в 1806 году, затем стала частью Австрийской Империи. Королевство Богемия было ликвидировано в 1918 году, вместе с падением Австро-Венгрии. В 1526–1918 годах Богемия — официальное название Чехии (без Моравии) как части Империи Габсбургов. Термин Богемия также ранее использовался в российской историографии для обозначения исторической области Чехия и Чешского государства в Средние века.

Экскурсия проходит по региону, который показан на карте:

Начальный пункт — Прага, цели назначения — замок Глубока-над-Влтавой и город Чески-Крумлов. Эти объекты расположены в пределах Южно-Чешского края — административной единицы Чехии, расположенной на юге исторической области Богемия. Леса занимают одну треть территории края (в основном это хвойный массив Богемский лес), 4% занимают водные поверхности, в основном, пруды. По территории Южной Богемии протекает главная река страны — Влтава (которую я подчеркнул на карте зеленой полоской). Край является аграрным регионом, основу экономики которого составляет сельское хозяйство, рыбоводство и лесное хозяйство.

Геральдическая таблица основных городов Южной Богемии, венчает таблицу герб современного Южно-Чешского края:

гербы городов и градов Южной Богемии

гербы городов и градов Южной Богемии

Наиболее крупные города края, исторические центры которых являются охраняемыми историческими памятниками: Ческе-Будеёвице, Табор, Писек, Страконице, Йиндржихув-Градец, Чески-Крумлов (около 14 тысяч жителей, объект всемирного культурного наследия ЮНЕСКО), Прахатице, Тршебонь (главный город «зеркального края», названного так из-за обилия озер).

Внимание туристов привлекают многочисленные замки, а также историческая деревня Голешовице (объект Всемирного наследия ЮНЕСКО) как пример сельской архитектуры XVII века, известной как «крестьянское барокко».

Открытки с видами Южной Богемии в начале XX века

Поскольку я глубоко интересуюсь историей Европы до событий 1917–1918 годов (и Австрийской Империи, в частности), для иллюстрации Южной Богемии представлю несколько видов городов этого региона в начале XX века; названия приведены в немецком и (в скобках) чешском вариантах.

Будвайзер (Ческе-Будеёвице), Главная площадь, 1918 г.

Будвайзер (Ческе-Будеёвице), Главная площадь, 1918 г.

Будвайзер (Ческе-Будеёвице), улица Ланна, 1910 г.

Будвайзер (Ческе-Будеёвице), улица Ланна, 1910 г.

Табор, Главная площадь, 1911 г.

Табор, Главная площадь, 1911 г.

Богемский Круммау (Чески-Крумлов), зима 1905 г.

Богемский Круммау (Чески-Крумлов), зима 1905 г.

Штракониц (Страконице), 1902 г.

Штракониц (Страконице), 1902 г.

Нойхаус (Йиндржихув-Градец) и озеро Вайгерзее (Вайгар), 1915 г.

Нойхаус (Йиндржихув-Градец) и озеро Вайгерзее (Вайгар), 1915 г.

Усыпальница княжеской семьи Шварценбергов в Виттингау (Тршебонь), 1909 г.

Усыпальница княжеской семьи Шварценбергов в Виттингау (Тршебонь), 1909 г.

Мюльхаузен (Милевско), 1916 г.

Мюльхаузен (Милевско), 1916 г.

Озеро Плёкенштейнзее (Плешне) с монастырским памятником, 1907 г.

Озеро Плёкенштейнзее (Плешне) с монастырским памятником, 1907 г.

И в завершение — две картины чешских художников XIX века. Мне показалось, что они изображают именно Южную Богемию; хотя это не более чем домысел.

Бедржих Гавранек: «На ручье» (1871 г.)

Бедржих Гавранек: «На ручье» (1871 г.)

Адольф Косарек: «Пейзаж с мостом» (1855 г.)

Адольф Косарек: «Пейзаж с мостом» (1855 г.)

Регион Южная Богемия сейчас в основном выглядит не совсем так, но все равно сохраняет многие черты естественности и красоты.

Замок Глубока-над-Влтавой

Замок Глубока-над-Влтавой (Zámek Hluboká nad Vltavou) находится в 140 км к югу от Праги. Замок был воздвигнут в середине XIII века на скале высотой 83 метра над рекой Влтавой недалеко от местечка Подграби и выстроен в готическом стиле. Его первоначальное название — Фрауэнберг. Позднее он неоднократно перестраивался, приобретая то ренессансные, то барочные черты. В 1660 году замок стал собственностью рода Шварценбергов (владели также Чески-Крумловым), и именно с этой фамилией связан современный облик замка. В XIX веке замок подвергся значительной реконструкции в стиле неоготики. В качестве образца для перестройки Глубоки послужил Виндзорский замок в Англии. Довольно необычно увидеть такой пример архитектуры в Центральной Европе.

Комплекс замка включает 140 комнат, 11 башен, 2 внутренних двора, застекленную оранжерею, конюшни. Стены замка и внутри, и снаружи украшены охотничьими трофеями его прежних владельцев. Интерьеры замка обставлены в стиле позднего периода английского ренессанса. Потолки в помещениях замка, двери, рамы для картин украшены искусной резьбой по дереву. Вокруг замка разбит английский парк площадью 190 гектаров с редкими видами деревьев и системой прудов.

Далее — сканы из книги про замок с поясняющими подписями:

Снимок замка с высоты наглядно поясняет причину, почему замок, изначально получивший имя Фрауэнберг, с XIV века стали называть Глубокой:

Монументальная лестница выводит в аркадный вестибюль, украшенный в духе романтизма XIX столетия и обильно увешанный портретами, оружием и доспехами. Особое внимание привлекают двери с богатой резьбой, ведущие в библиотеку замка:

В Салоне для приемов над доминирующим в убранстве камином висит портрет княжны Элеоноры из Лихтенштейна, выданной замуж за Иоганна Адольфа II Шварценберга, которая являлась главным инициатором перестройки Глубоки в XIX столетии:

Утренний салон, в украшении которого видное место занимает портрет покровительницы искусства, высокообразованной дворянки Паулины Шварценберг, которая знала и встречалась с многими художниками Европы; в том числе, с придворным художником Наполеона I Жаном-Луи Давидом (картина 1794 г.):

Вид с другого ракурса:

На фотографии представлены две из трех полных серий редких гобеленов периода 1647 года. Речь идет о части собрания, которые специалисты называют «Кони» или «Испанская школа верховой езды». Эскизы для создания гобеленов были сделаны художником Якобом Йорденсом:

Курительный салон с мраморным камином с девизом Шварценбергов «Nil nisi rectum» («Ничего кроме прямоты»):

Золотой салон, стены которого украшают одни из самых ценных гобеленов, происходящих из собрания министра бранденбургского курфюрста Адама из Шварценберга (1583–1641). Они помечены в то время знаком наивысшего качества — ВВ (Bruxelis Brabantiae):

Большая столовая (последнее убранство периода 1908–1909 гг.), которую отличает ценный деревянный ренессансный потолок, перевезенный из замка в Чески-Крумлове. Стены украшены частью коллекции гобеленов периода 1647 года, известных под названием Провербиа, которые изображают фламандский быт:

Вид с другого ракурса:

Замковая капелла (интерьер)

Замковая капелла (интерьер)

Богатая обстановка замка характеризует дворянскую роскошь знаменитого рода, каким были Шварценберги. Важную и ценную часть коллекций замка составляют (кроме гобеленов) коллекции стекла, оружия и книг наряду с редкими комодами (самые известные из периода «Короля алхимиков» Рудольфа II Габсбурга):

Библиотека замка содержит двенадцать тысяч книг, среди которых найдены и руководства того периода к романтической неоготической перестройке аристократических резиденций в духе XIX столетия. Из интерьера особый интерес представляют позднебарочные регалии третьей четверти XVIII столетия (происходят из вюрцбургских монастырей) и прежде всего вновь сделанный кассетный потолок XVII века (привезен из баварского Шварценберга):

Стены более чем 140 помещений замка украшает ряд экспонатов из собраний стекла (самые ценные с 1604 года, созданные Каспаром Леманом) и керамика (дельфтский фаянс, итальянская майолика, мюнхенский, венский, севрский и славковский фарфор, народная южно-чешская керамика) На фото так называемый Читальный зал с выставленным дельфтским (Дельфт — город в Нидерландах) фаянсом на стенах:

Коллекция глубокского оружия содержит несколько наиболее значительных и ценных экспонатов, которые когда-либо существовали среди замкового оружия. Их самые редкие экспонаты включены в коллекцию так называемой Завершающей экспозиции:

Интерьер и коридоры замка украшают оригиналы и копии исторического оружия, изготовленного в основном во второй половине XIX столетия:

Статуя Адольфа Шварценберга — славного героя войны с турками:

В 1598 году он завоевал османскую крепость Рааб (современный Дьёр) в Венгрии, за что в 1599 году получил титул Имперского графа и разрешение включить в свой герб знак с усеченной головой турка (обращаю внимание — это именно турок).

герб Шварценбергов

герб Шварценбергов

Легенда рассказывает о том, что доблестный Адольф Шварценберг после победного сражения у крепости Рааб смотрел на усеянное павшими врагами поле брани, и это зрелище произвело на него огромное впечатление. Его особенно потряс ворон, который уселся на голове турка и принялся клевать тому глаз. Адольф Шварценберг рассказал об увиденном Императору, и тот, в знак восхищения доблестью полководца, разрешил поместить этот сюжет в фамильный герб. Причем не только в четвертую часть щита, но еще и в клейнод центрального шлема. Кстати, не припомню, где бы я еще видел львов–держателей в шлемах.

Вид на башню замка, находящуюся, по мнению специалистов, приблизительно на том месте, где первоначально стояла средневековая военная башня, которая вместе со рвами, крепостными стенами и подъемным мостом была самым важным защитным звеном:

В завершение — несколько снимков из моей личной коллекции.

главная башня Глубоки-над-Влтавой

главная башня Глубоки-над-Влтавой

главный вход с гербом Шварценбергов

главный вход с гербом Шварценбергов

изысканный балкон

изысканный балкон

Город Чески-Крумлов

Вторая часть экскурсии дала возможность познакомиться с городом Чески-Крумловым (Český Krumlov). Или Чешский Крумлов, так удобнее произносить. Ну а кто-то может предпочесть немецкое название Богемский Круммау (Böhmisch Krummau). Исторический центр Крумлова — крупнейшая городская резервация памятников Южной Чехии с роскошным ансамблем готических, ренессансных и барочных построек, расположенная в Шумавском предгорье. Его исключительность подтверждает тот факт, что всемирная организация ЮНЕСКО включила весь средневековый городской ансамбль в списки самых достойных внимания европейских городов сразу вслед за Венецией. А Крумловский град является самым обширным в Чехии после Пражского.

Историческая справка

Город возник в середине XIII века; немецкое название происходит от того, что река Влтава меандром петляет в центре города (по-немецки krumme — кривой, извилистый; Au — поселение в пойме ручья или реки). Течение воды смоделировало глубокую долину, река внешним изгибом почти прикасается сама к себе, обнажив скальные массивы, круто спадающие к внутреннему изгибу реки, как у града, так и в самом городе. После того, как в узком скальном перешейке был прокопан ров, возникло кольцо обороны града, стоящего в комплексе с подградьем напротив самого города. Нижняя часть города находится в подветренной части вдоль протяженного фронта замка. Вид сверху старинной жилой части Крумлова с двумя высотными доминантами — Замком (слева) и костелом Святого Вита (в центре):

Характерный городской пейзаж с красными черепичными крышами:

Некоторые церкви Чески-Крумлова

Костел Святого Вита (построен в XV веке), конечно, не сопоставим по размеру со своим пражским «тезкой», но тоже производит сильное впечатление:

Интерьер типичен для католического барокко (пожалуй, довольно лаконичный):

Бывшая церковь Святого Йоста: основана в XIV веке; перестроена в стиле Ренессанса в XVI столетии. В XVIII веке при Императоре Иосифе II, который проводил активную политику секуляризации, эта церковь лишилась сакрального статуса и впоследствии была продана. Сейчас основной достопримечательностью бывшей церкви Святого Йоста является музей марионеток.

Тихий монастырь Рыцарей Красного Креста был основан в 1350 году регентом Петром I Розенбергом вместе с женой Екатериной как францисканский монастырь. С этого времени в монастыре обосновалась женская община кларисок, которая занималась уходом за больными и обеспечивала воспитание детей. В 1785 году монастырь передали под контроль Ордена миноритов. С 1950 года помещения монастыря использовались в светских целях, а в 1995 году ему присвоили нынешнее название:

Крумловский замок

Осмотр Замка снаружи

Главный объект Крумлова — Замок (Град) — был заложен в 1240–1242 годах феодалом из рода Витковичей (Витковцев). После разделения Витковичей на ветви замок остался за одной из них — Розенбергами (Рожемберками). Он оставался их собственностью 300 лет вплоть до 1602 года. Затем им владел Император Рудольф II (интересно, бывал ли он здесь лично?). Еще через 20 лет замок Крумлова был подарен князю Эггенбергу с титулом герцога Крумловского. Его род вскоре угас, все владения и титулы были унаследованы знаменитыми Шварценбергами, имя которых очень тесно связано с Южной Богемией (и Богемией в целом).

Справа стоит увенчанное зеленым куполом здание костела при госпитале Святого Йоста у Лазебницкого моста.

Замок, как могучий утес, вырастающий из огромной скалы, возвышается над рекой Влтавой, которая сама по себе является исключительно живописной достопримечательностью Крумлова:

Влтава поделена на рукава и небольшие симпатичные запруды:

При избытке свободного времени я бы с удовольствием посидел на берегу (как то делают многие жители города и некоторые туристы); но надо было двигаться дальше к замку. Несколько удивило меня то, что я не увидел купающихся (или просто плещущихся в воде) людей. То ли вода слишком холодная? — что было бы довольно странно для августа; то ли есть какие-то другие препятствующие факторы.

За время своего существования замок несколько раз перестраивали, привнося в его облик черты ренессанса и барокко. Основную роль сыграли в XVI веке итальянские архитекторы, благодаря которым Крумловский замок стал огромным дворцом, а не феодальной крепостью преимущественно военного назначения. Интересно, что из-за сложности расположения замка на скале во внутренние помещения не проведено электричество.

В крепостном рве уже с XVI века разводили медведей — для целей охраны замковой тюрьмы (то есть пытающиеся сбежать узники должны были становиться жертвами медведей). Традиция разведения медведей ведется в честь рода Орсини («медведи» по-итальянски), от которого берут свои корни Витковичи. Медведи живут тут и сейчас:

Вид у них довольно миролюбивый. Само собой: нет теперь в замке ни тюрьмы, ни заключенных. Хотя толпы туристов, полагаю, едва ли вызывают у медведей приязненные чувства.

Во втором дворе замка возвышается жилой дворец с башней, называвшейся «Градек» («Hradek»). Он является самой старой частью всего комплекса замка:

Глядя на него, задумаешься о чувствах городского люда, созерцавших снизу вверх эту воплощенную в камне гордость аристократов.

Одной из интереснейших особенностей Крумлова являются украшения стен некоторых зданий замкового комплекса в ренессансной технике сграффито (если я не ошибаюсь, это как раз итальянское влияние):

Классический элемент декора в южно-немецких землях и культурно тяготеющих к ним странах, в том числе Чехии — цветы в окошках. Само окно неказистое, но с цветами смотрится совсем иначе.:

Люблю солнечные часы (равно как и песочные), в отличие от «обычных» современных хронометров:

Такие часы время показывают, разумеется, очень приблизительно, зато как красиво выглядят, да и ни к чему людям, по моему мнению, постоянно отмерять каждую секунду своей жизни и тем самым портить ее. Раньше человечество как-то обходилось без минутных стрелок, и при этом столько достигло!

Также я увлекаюсь геральдикой, и здесь много интересного материала по этой теме:

Я не большой специалист в блазонировании и даже просто чтении гербов, но эстетическая сторона геральдики для меня исключительно ценна. И какую-то информацию могу почерпнуть — например, из левой (по отношению к зрителю) части герба видно, что его владелец был кавалером Ордена Золотого руна. А вот экзотический бестиарий в правой части для меня загадка.

Само собой, сейчас в центре Крумлова множество сувенирных магазинчиков. Обратил внимание на лавку охотничьих товаров со шкурой медведя (настоящей или муляжом? — надеюсь на второе) возле входа:

И напоследок — взгляд на неожиданно безлюдную узкую улицу, круто уходящую вниз к реке. А впереди неизменная замковая башня как символ княжеской власти:

Здесь, в Крумлове, мне вспомнилась великолепная книга «Старинные чешские сказания» Алоиса Йирасека, которой я зачитывался с шестилетнего возраста. Есть в таких местах что-то таинственное, легендарное.

Интерьеры замка

Обзора замкового интерьера я представлю посредством открыток:

позолоченная карета Эггенбергов, сделанная в 1638 году в Риме Джузеппе Фиокини. Заказана Яном Антонином Эггенбергом, когда он был отправлен Императором Фердинандом III доставить подарки и послание Папе Урбану III

позолоченная карета Эггенбергов, сделанная в 1638 году в Риме Джузеппе Фиокини. Заказана Яном Антонином Эггенбергом, когда он был отправлен Императором Фердинандом III доставить подарки и послание Папе Урбану III

ренессансная комната, меблированная как спальня, является частью жилого и представительского замкового крыла; перестроена Вилемом Рожмберком в 1574-1576 годах

ренессансная комната, меблированная как спальня, является частью жилого и представительского замкового крыла; перестроена Вилемом Рожмберком в 1574-1576 годах

спальные покои, как и все комнаты в барочных апартаментах, построена во второй половине XVII века и меблирована в первой половине XVIII века

спальные покои, как и все комнаты в барочных апартаментах, построена во второй половине XVII века и меблирована в первой половине XVIII века

малый обеденный зал с простой и практичной нео-ренессансной мебелью; представлены впечатляющие настенные украшения и большая коллекция китайского, японского и европейского фарфора

малый обеденный зал с простой и практичной нео-ренессансной мебелью; представлены впечатляющие настенные украшения и большая коллекция китайского, японского и европейского фарфора

И еще одна весьма оригинальная достопримечательность замка крумловского замка — Маскарадный зал с декорациями 1748 года; вероятно, творение художника Андреаса Альтомонте (1699–1780). Художник, вдохновленный театральным репертуаром, изобразил сцены из итальянских и французских комедий Дель Арте с несколькими характерными персонажами. Фигуры написаны в гротескном стиле, на любителя. Мне понравилось: по-моему, забавно и эффектно.

Маскарадный зал

Маскарадный зал

Группа людей в карнавальных костюмах наблюдает за маскарадными хороводами

Группа людей в карнавальных костюмах наблюдает за маскарадными хороводами

Группа карикатурных образов, олицетворяющих разные человеческие характеры

Группа карикатурных образов, олицетворяющих разные человеческие характеры

Группа танцоров в одеждах с фольклорными элементами

Группа танцоров в одеждах с фольклорными элементами

Пьеро, одетый в белое, стоит перед ложей и разговаривает с участниками карнавала

Пьеро, одетый в белое, стоит перед ложей и разговаривает с участниками карнавала

Человек, одетый в офицерскую униформу, смотрит на пару, покидающую маскарадный хоровод

Человек, одетый в офицерскую униформу, смотрит на пару, покидающую маскарадный хоровод

Знатный человек в ложе разговаривает с Арлекином, который прячет за спиной свою палку

Знатный человек в ложе разговаривает с Арлекином, который прячет за спиной свою палку

Таинственный человек наблюдает за парой аристократов, рассматривающих веселую карнавальную игру

Таинственный человек наблюдает за парой аристократов, рассматривающих веселую карнавальную игру

Сцена, изображающая участников карнавала и год создания картин

Сцена, изображающая участников карнавала и год создания картин