Венские этюды — Внутренний город в свете Прекрасного фонаря


Под Внутренним городом Вены я имею в виду территорию между Дунайским каналом на севере и длинным полукольцом широких улиц, в названии которых присутствует слово «ринг» (круг, кольцо). Здесь сосредоточено большое количество достопримечательностей, относящихся, по сравнению с Внешним городом Вены, к весьма широкому хронологическому спектру. Естественно, в данной статье речь пойдет лишь о некоторых из них.

Императорский склеп — юдоль венценосной скорби династии Габсбургов

Чрезвычайно важным местом в Вене является Императорская усыпальница (Kaisergruft). Это крипта венской Капуцинеркирхе (церковь Богородицы Ангелов и монастырь Ордена капуцинов на улице Нойер-маркт), где с 1633 года покоятся Императоры Священной Римской Империи Германской Нации, Австрийской Империи и соединенного государства Австро-Венгрии, а также члены их семей из Дома Габсбургов.

Приведу описание погребальной церемонии (кстати, она частично показана в фильме «Кронпринц Рудольф»):

«При внесении гроба в церковь герольд из процессии стучал в ворота; настоятель, монах–капуцин, спрашивал по-латыни: «Кто просит о входе в эту усыпальницу?»; ему отвечали (к примеру): «О входе в эту усыпальницу просит раб Божий Франц; в земной жизни он был австрийским Императором». Капуцин отвечал: «Такого мы не знаем!». Второй раз повторялось то же. На третий раз ответ герольда был: «Раб Божий Франц, бедный грешник!». И двери открывались».

гробница Императора Леопольда I (1640–1705)

гробница Императора Леопольда I (1640–1705)

Первыми похороненными в склепе были основательница Капуцинеркирхе Императрица Анна и ее муж Император Матвей. Они умерли соответственно в 1618 и 1619 годах, а после завершения строительства и освящения церкви в 1633 году их саркофаги были перенесены в «Склеп основателей». Сердца Габсбургов было принято размещать в серебряных урнах отдельно, в Склепе сердец при Августинской церкви, а их внутренности хоронили в медных урнах в Герцогском склепе под Собором Святого Стефана.

Гробница Императора Фердинанда III (1608–1657). Я обратил на него внимание, так как на меня произвел большое впечатление мавзолей в родном для этого Императора городе Граце в Штирии:

гробница Императора Иосифа I (1678–1711)

гробница Императора Иосифа I (1678–1711)

В склепе Капуцинской церкви покоятся двенадцать Императоров (включая Императора Мексики Максимилиана, брата Франца Иосифа I), девятнадцать Императриц (включая Марию-Луизу, вторую жену Наполеона I) и многие другие члены фамилии Габсбургов (всего 146 человек). Кроме Габсбургов, в Императорском склепе погребена также одна дама, к династии не принадлежавшая — графиня Каролина Фукс-Моллард, любимая воспитательница Марии Терезии, пожелавшей покоиться рядом с ней; на ее надгробии Императрица велела написать: «На вечную память благосклонного благодарного сердца о благородном воспитании добродетели».

Гробница Императора Карла VI (1685–1740), строителя резиденции в Клостернойбурге. Любопытно, что эта гробница была основана Карлом VI еще в 1720 году, за 20 лет до смерти.

гробница Елизаветы Кристины (1691–1750) из рода герцогов Брауншвейгских, супруги Карла VI, матери Марии Терезии

гробница Елизаветы Кристины (1691–1750) из рода герцогов Брауншвейгских, супруги Карла VI, матери Марии Терезии

Сравнивая различные захоронения, я отметил два аспекта. Во-первых, явно прослеживается упрощение от помпезного периода XVII–XVIII веков к лаконичному стилю XIX–XX столетий. Это соответствует общей художественной тенденции в европейской культуре. Во-вторых (и это более любопытно и неожиданно), уровень оформления не имеет обязательной связи со статусом захороненного. Проиллюстрирую на следующих примерах:

Декорированная в стиле рококо гробница супругов Марии Терезии (1717–1780) и Императора Франца I Стефана Лотарингского (1708–1765), построенная в 1758 году:

Рядом в предельно скромном гробу покоится Император Иосиф II (1741–1790), сын Франца Стефана и Марии Терезии:

Обращают на себя внимание захоронения трех представительниц Дома Габсбургов, проживших довольно мало. Слева направо: Изабелла Пармская (1741–1763), супруга Иосифа II; Мария Терезия (1762–1770), дочь Иосифа II и Изабеллы Пармской; Мария Каролина (1740–1741), дочь Франца Стефана и Марии Терезии.

Император Франц II (1768–1835), последний правитель Священной Римской Империи (до 1806 г.) и первый правитель Австрийской Империи (как Франц I). Девиз Justitia regnorum fundamentum «Правосудие — основа государства»:

гробница Императора Фердинанда I (1793–1875)

гробница Императора Фердинанда I (1793–1875)

гробница Императора Австрии / Австро-Венгрии Франца Иосифа I (1830–1916)

гробница Императора Австрии / Австро-Венгрии Франца Иосифа I (1830–1916)

знаки почтения у гробницы Елизаветы Баварской (1837–1898, убита террористом), супруги Франца Иосифа I

знаки почтения у гробницы Елизаветы Баварской (1837–1898, убита террористом), супруги Франца Иосифа I

гробницы Франца Иосифа I и Елизаветы

гробницы Франца Иосифа I и Елизаветы

знаки почтения у гробницы кронпринца Рудольфа (1858–1889, покончил с собой), сына Франца Иосифа I и Елизаветы Баварской

знаки почтения у гробницы кронпринца Рудольфа (1858–1889, покончил с собой), сына Франца Иосифа I и Елизаветы Баварской

последний Император Австро-Венгрии Карл I (1887–1922)

последний Император Австро-Венгрии Карл I (1887–1922)

Помимо девяти склепов-палат Императорская усыпальница содержит также склеп-капеллу (Gruftkapelle), где покоится жена Карла I Императрица Цита Бурбон-Пармская, пережившая мужа на 67 лет, и один из их сыновей, умерший в 2007 году.

Последний раз погребние произошло 16 июля 2011 года, когда был похоронен Отто фон Габсбург (1912–2011), старший сын последнего правящего Императора Австро-Венгрии Карла I.

Множество предметов (как дань уважения) отличают также гробницу младшего брата Франца Иосифа I — Максимилиана (1832–1867), который короткое время являлся Императором Мексики и был там расстрелян во время революции. Удивительно почтение перед человеком, бывшим, надо признать, довольно непутевым авантюристом. Но есть люди, жизни которых достоинство придает смерть — Максимилиан как раз один из них.

Многочисленные знаки уважения (причем от представителей разных стран), которые я увидел в Императорском склепе Габсбургов, навели меня на мысль, что Монархия на пространстве бывшей великой Империи не умерла (исчезла), а лишь ушла в Вечность.

Улица Шёнлатернгассе и венский Василиск

Колоритная узкая улочка в Старом городе в Средние Века была известна как улица кавалеров Ордена Святого Креста. В 1780 году получила свое нынешнее романтическое название Шёнлатернгассе (Schönlaterngasse) — переулок Прекрасного фонаря. Знаменитый чугунный фонарь висит на стене дома №6.

Фасад сейчас украшает копия раритетного светильника, а сам «прекрасный фонарь» хранится в музее. На вид это обычный (хотя и симпатичный) уличный фонарь, закрепленный на ажурном кованом кронштейне. Этот фонарь прославился благодаря старинной легенде.

В старой Вене существовало предание о василиске, который в XIII веке обитал в колодце на этой улице и наводил страх на ее жителей. Все знали, что взгляд василиска способен превратить человека в камень. Нашелся герой — пекарь, который перехитрил чудовище, показав ему зеркало. Василиск увидел себя и окаменел. Теперь его неподвижная каменная фигурка установлена на фасаде здания №7, которое называют Домом василиска (Basilikenhaus). Сидит он как раз напротив Прекрасного фонаря. Скульптура чудовища расположена в нише стены, а под нею находится изображение хитреца-пекаря с круглым зеркалом в руках.

По-моему, этот старинный василиск выглядит как-то несолидно. Большее впечатление производят василиски, декорирующие расположенные рядом маленькие кафе и магазины:

Академия наук и дом Лугек

Не только Прекрасный фонарь освещает этот район Вены. Свет (только в фигуральном смысле) изливает также Академия наук, расположенная рядом с церковью Иезуитов.

Идея создания Австрийской академии наук (Österreichische Akademie der Wissenschaften) появилась в 1713 году у философа и математика Готфрида Лейбница после посещения Французской академии и Лондонского Королевского общества. Торжественное открытие Императорской академии наук состоялось 14 мая 1847 года после официального утверждения Фердинандом I. В 1918 году ее переименовали в Академию наук Вены. Свое нынешнее официальное название Австрийская академия наук организация получила в 1947 году.

В комплексе Академии наук особенно выделяется здание Старого Университета (Alte Universität). Оно было построено в 1753–1755 годах по заказу Императора Франца I. При его создании использован стиль рококо, характерный для французских дворцов той эпохи.

Также неподалеку от Прекрасного фонаря я обнаружил немало букинистических магазинов, один из которых поразил меня этой огромной замечательной книгой:

Книжную тему развивает памятник первому европейскому книгопечатнику Иоганну Гутенбергу, за которым стоит импозантный дом Лугек. С XIV века здесь располагалось здание постоялого двора Regensburger Hof, где останавливались купцы из Регенсбурга. Современный вид этот дом получил в 1897 году; сейчас там находится фешенебельный ресторан.

Возле дома Лугек нельзя пройти мимо магазина, продающего многочисленных игрушечных медведей.

Площадь Шток-им-Айзен и улица Грабен

Площадь Шток-им-Aйзен-Плац (Stock-im-Eisen-Platz, то есть «площадь ствола в железе») фактически сливается с площадью Штефана (Stephansplatz), где расположен грандиозный Собор. Своим именем площадь обязана стволу ели, обильно усеянному вбитыми гвоздями. По старинному обычаю заезжие кузнецы и их подмастерья забивали в нее гвозди на удачу и с целью прославить свой цех. Эта ель росла, как показали исследования 1975 года, в период между 1400–1440 годами, и в нее уже тогда забивали гвозди. Сегодня ствол ели высотой 2.19 м стоит на гранитном постаменте и заключен в стекло.

Напротив «железной» ели на месте разрушенного во время Второй Мировой войны торгового дома Хааса (XIX век) австрийский архитектор-авангардист Ганс Голлейн в 1990 гjle возвел сооружение, в стеклянном фасаде которого отражается искаженный силуэт Собора Святого Стефана. Изогнутые линии здания являются одной из его отличительных черт. Многие венцы в штыки восприняли дизайнерскую идею Голлейна. По этому поводу развязалась бурная дискуссия: многие полагали, что стиль здания идет в разрез с окружающей эстетикой. Но страсти со временем поутихли.

Далее отправлюсь на прогулку по улице Грабен. Она славится не только блеском витрин дорогих магазинов и роскошью фешенебельных ресторанов, но и богатым прошлым.

Улица образовалась еще в Средние Века на месте засыпанного древнеримского оборонительного рва (слово Graben буквально значит «ров»). С XIII века улица Грабен служит рыночной площадью, а в 1970 году стала пешеходной зоной столицы.

улица Грабен, конец XIX века

улица Грабен, конец XIX века

Торжественная процессия принесения оммажа Императору Иосифу I на пути из Гофбурга в Собор Святого Стефана по улице Грабен, 1705 г.

Торжественная процессия принесения оммажа Императору Иосифу I на пути из Гофбурга в Собор Святого Стефана по улице Грабен, 1705 г.

Более всего на улице Грабен мне понравилось здание Первой Австрийской Сберегательной кассы, украшенное изображением пчелы — символа бережливости. Многим нынешним людям следовало бы почаще смотреть на этот символ. Впрочем, обилие торговых заведений на Грабене не слишком способствует практике сбережений.

Здесь находится немало памятников и известных исторических объектов. Самый эффектный среди них — мраморная Чумная колонна, или Моровой столб (Pestsäule).

Она появилась после эпидемии 1679 года, которая стала одной из крупнейших на территории Европы. Болезнь выкосила тогда треть населения австрийской столицы. Чума вспыхнула еще в 1678 году в Леопольдштадте (пригороде Вены). В столице срочно построили первый чумной столб — из дерева. Это не возымело действия, и к середине лета эпидемия уже свирепствовала в Вене. Император Леопольд вместе с семьей покинул Вену, пообещав построить новую — каменную — Чумную колонну, если беда отступит от города. Строительство началось в 1683 году и продолжалось 10 лет. В ходе постройки менялись создатели памятника, вносились изменения в проект, однако монумент получился красивым и гармоничным.

Обычно чумные столбы посвящали Деве Марии. Венский Pestsäule посвящен Святой Троице. Классическая молитвенная колонна преобразилась в великолепную барочную композицию — пирамиду, на пьедестале которой изображен Леопольд I. Коленопреклоненный Император молится перед статуей Веры. Над его головой среди мраморных облаков поднимаются к небу фигуры ангелов. Венчает композицию изображение Святой Троицы. Рядом находятся два небольших фонтана. Один из них носит имя маркграфа Австрии Леопольда III Святого (1073–1136) из династии Бабенбергов. Другой носит имя Иосифа Обручника, мужа Девы Марии. Представлены в соответствующем порядке на нижеследующих снимках.

Фонтаны «Австрия» и Свадебный, дворец Даун-Кински

Фонтан «Австрия» установлен в 1846 году на площади Фрейунг возле Шотландского монастыря. Четыре фигуры внизу олицетворяют реки Эльбу, Вислу, Дунай и По; а также основные языковые группы Габсбургской Империи: германцев, славян, венгров и итальянцев.

Возле фонтана «Австрия» расположен роскошный дворец Даун-Кински (Palais Daun-Kinsky):

Это выдающийся пример высокого барокко. Здание строили по заказу фельдмаршала Вириха Филиппа Лоуренца, графа Дауна, под руководством Иоганна Лукаса Гильдебрандта. К 1719 году работы завершились; обновления проведены в 1798 (в духе барокко) и 1865 годах. В 1764 году сын графа Вириха Леопольд продал фамильный дворец графу Фердинанду Бонавентуре Гарраху. Дочь графа Роза Даун вышла замуж за чешского дворянина Йозефа Кински. И дворец получил название Даун-Кински.

Свадебный фонтан (Vermählungsbrunnen), также называемый «Обручение Девы Марии» или «Фонтан Иосифа», представляет собой великолепную композицию в стиле барокко, которая украшает площадь Хоэр Маркт с 1732 года. Фонтан из бронзы и мрамора построил сын знаменитого архитектора Иоганна Бернгарда Фишера фон Эрлаха — Эммануэль.

Площадь Ам Гоф

Рихард Покорны. Площадь Ам Гоф

Рихард Покорны. Площадь Ам Гоф

площадь Ам Гоф, конец XIX века

площадь Ам Гоф, конец XIX века

В Средние Века на месте современной площади Ам Гоф (Am Hof) находился двор Бабенбергов. Отсюда и пошло название Ам Гоф, что значило — «при дворе». Площадью со временем стал центральный внутренний двор между зданиями резиденции герцога Генриха II Язомирготта.

Марианская колонна (Mariensäule) была поставлена в центре площади Ам Гоф в конце Тридцатилетней войны (1618–1648). Бронзовая статуя Марии Иммакулаты (это слово означает Непрочное Зачатие) возвышается над квадратным постаментом, на концах которого четыре вооруженных путти победоносно сражаются с драконом (голод), львом (война), змеем (неверие) и василиском (чума).

Долгое время Ам Гоф была обычной базарной площадью. Как и на большинстве средневековых площадей, здесь часто проводились публичные казни. На месте сегодняшнего здания Цейхгауза был еврейский мясной двор — Fleischhof. Там по кошерным канонам забивали скот для нужд еврейской диаспоры. В 1560 году мясной двор снесли. Вместо него выстроили арсенал — Цейхгауз Ам Гоф (Bürgerliches Zeughaus am Hof).

Там хранилось оружие для выдачи горожанам, чтобы они могли защищать столицу в случае внешней агрессии. Здание арсенала было разрушено в 1683 году, при очередной осаде Вены. На восстановление долго не хватало средств, и работы завершились только к 1732 году. Наверху видны латинская надпись IMPERANTE CAROL VI INSTAURAVIT, означающая примерно «Властвующий Карл VI установил» (он правил в 1711–1740 гг.) и аббревиатура S.P.Q.V., которая является порождением древней аббревиатуры S.P.Q.R., что по одной из версий означает «Сенат и граждане Рима». Литера V в данном контексте означает, естественно, Вену.

Добавлю также, что летом 1698 года здесь побывал Петр I. С 1883 года здание перешло под опеку Венской пожарной охраны. Этой организации оно принадлежит и сейчас. В доме находится пожарная часть, а ценные артефакты перенесены в Исторический музей.

История церкви Ам Гоф (Kirche am Hof) восходит к рубежу XIV/XV веков. На восточном краю площади Ам Гоф, на месте придворной романской капеллы, в 1403 году кармелиты построили трехнефный костел «Девяти ангельских хоров» (Kirche zu den neun Chören der Engel). Его название связано с тем, что в оформлении алтаря присутствует Дева Мария, окруженная девятью ангельскими хорами. Реформация привела церковь к упадку, и в 1554 году Император Фердинанд I отдал ее Ордену иезуитов. С 1773 года, после ликвидации иезуитского Ордена, церковь стала гарнизонным костелом. После восстановления в 1962–1981 годах церковь Ам Гоф стала принадлежать хорватской католической общине Вены.

С XVII века церковь имеет вид барочного дворца со светлым фасадом, декорированным пилястрами, фигурными фронтонами и множеством статуй, а также с весьма нехарактерным для храмов просторным балконом за каменной балюстрадой. Балкон неоднократно становился ареной важных выступлений, в том числе Римских Пап. А Франц II (1768–1835) в 1806 году отказался здесь от короны Священной Римской Империи, оставшись просто Императором Австрии (как Франц I).

Старая Ратуша и Богемская придворная канцелярия

Здание Старой ратуши (Altes Rathaus) появилось в Вене в XIII веке и сначала принадлежало зажиточному бюргеру. Герцог Фридрих Красивый конфисковал его у богатого семейства из-за того, что хозяин якобы участвовал в заговоре против Габсбургов, и в 1316 году подарил городу.

Фасад дома неоднократно перестраивался; в 1700 году были оформлены барочные порталы.

20 июня 1885 года состоялось последнее заседание городского совета в здании Старой ратуши. Городские власти переехали в новое здание на Ринге, а в этом особняке разместились административные учреждения.

Бывшая Богемская придворная канцелярия находится в красивом здании на Юденплац, построенном в 1714 году в стиле итальянского и французского высокого барокко. Канцелярия Богемского двора была создана по поручению и под властью Императора Фердинанда I в 1527, когда он стал Королем Богемии и Венгрии.

Площадь, кстати, тоже весьма красивая и интересная. Евреи жили в Вене с XII века. Старинная площадь, на которой тогда стояла синагога, была средоточием жизни общины. Название Еврейская площадь (Judenplatz) она получила в 1437 году. На протяжении веков еврейское население Вены страдало от погромов. В 1421 году иудеев, не пожелавших принять крещение, изгнали из города, а непокорные были публично сожжены. Об этом факте свидетельствует рельеф с изображением крещения Иисуса в Иордане и надпись на самом старом здании площади — Доме Иордана (на нижеследующем снимке — второй слева дом). В южной части площади установлен памятник немецкому поэту-просветителю XVIII века Готхольду Эфраиму Лессингу — поборнику религиозной терпимости (в то время в Европе это означало терпимость к иудеям). В центре площади стоит монументальный серый куб —памятник жертвам холокоста в Австрии.

Биржа, Бургтеатр и Опера

В XVIII веке Австрия постоянно участвовала в войнах. Государство нуждалось в привлечении финансовых средств. Венская биржа (Wiener Börse AG), созданная в 1771 году по указу Императрицы Марии Терезии, стала основной площадкой для торговли государственными ценными бумагами. Кроме операций с облигациями на бирже проводился обмен валюты. Все операции осуществляли лицензированные брокеры. В 1875 году был принят Закон о Фондовой бирже, который сделал финансовое учреждение полностью независимым от государства. В 1877 году биржа распахнула двери нового здания. Построил его датский архитектор Теофиль фон Ганзен. Строгий внешний облик строения соответствовал его назначению. Фасад был сложен из красно-белого кирпича в античном стиле.

Дворцовый театр (Бургтеатр) открылся в 1748 году по воле Императрицы Марии Терезии и стал вторым театром Европы после парижского «Комеди Франсез». В первые годы существования он носил название «Королевского театра при дворце». На его сцене царил французский репертуар, выступали оперные и балетные труппы из Франции и Италии.

Растущей успешной труппе требовалось более масштабное, вместительное и современное здание. Проект нового театра разработали архитекторы Готфрид Земпер и Карл Хазенауэр. Новое здание Бургтеатра открылось в 1888 году напротив городской Ратуши и украсило парадную линию роскошных построек ансамбля Рингштрассе.

Бургтеатр, конец XIX века

Бургтеатр, конец XIX века

Главный фасад ренессансного здания выступает вперед грандиозным полукругом. С двух сторон от него стоят два симметричных крыла. Входной портал огражден двухъярусной лоджией; аттик увенчан статуями муз и античных богов (главным среди которых является Аполлон); фасады украшены мифологическими барельефами и бюстами знаменитых драматургов.

Венская государственная опера (Wiener Staatsoper), до 1918 года Венская придворная опера (Wiener Hofoper) — хранительница традиций классического искусства, символ музыкальной Вены, крупнейший оперный театр Австрии.

Франц Витт. Опера, зима 1917/18 гг.

Франц Витт. Опера, зима 1917/18 гг.

Спектакли придворной оперы ставили в Вене с XVII столетия, они шли на разных сценических площадках. Отдельное здание для оперного театра начали строить в 1861 году. Над проектом работали Август Зиккард фон Зиккардсбург и Эдвард ван дер Нюлль. Открытие состоялось 25 мая 1869 года. Труппа Wiener Staatsoper в тот день представила публике спектакль «Дон Жуан» Вольфганга Амадея Моцарта.

Венская Придворная опера, конец XIX века

Венская Придворная опера, конец XIX века

Кстати, с Оперой связана весьма неприглядная история. Общественность подвергла его жесткой критике: здание выглядело приземистым, потеряв в высоте из-за подъема уровня улицы на один метр. Его сравнивали с тонущим ящиком и называли Кёниггрецем (место крупного военного поражения Австрии) от искусства. Раскритиковал здание и Император Франц Иосиф I. Ван дер Нюлль, не выдержав травли, повесился 4 апреля 1868 года. Его коллега Зикардсбург умер спустя 10 недель от туберкулеза. Самоубийство архитектора шокировало Императора и заставило его впоследствии быть осторожнее в оценках произведений искусства.

Памятник Либенбергу

Завершить статью я хочу небольшим рассказом о памятнике человеку, без которого история Вены могла сложиться совсем по-другому, и, несомненно, в худшую сторону. Это Иоганн Андреас фон Либенберг, который с 1680 по 1683 год был бургомистром Вены. Уже в 1679 году он внес большой вклад в борьбу с эпидемией чумы в городе. Однако его самое большое достижение относится к 1683 году во время второй осады Вены армией Османской Империи, когда он организовал и курировал отряд народного ополчения. Деятельность Либенберга решительно способствовала поддержке стойкости духа и воли к победе осажденного народа. Либенберг не успел увидеть успех своих усилий, поскольку умер за два дня до решающего освободительного сражения гарнизона с турками.

Памятник Либенбергу был открыт 12 сентября 1890 года. На ступенчатом основании поднимается ввысь 9-метровый каменный обелиск. На ступеньках перед обелиском в натуральную величину находится бронзовая фигура лежащего льва. Со стороны Рингштрассе два бронзовых ангелочка держат позолоченный портретный медальон Либенберга. На ступеньках на задней стороне находится бронзовый картузный заряд с двуглавым орлом. Обелиск увенчан позолоченной фигурой богини победы Виктории.

памятник Либенбергу на фоне Нового Университета

памятник Либенбергу на фоне Нового Университета