Венский дворцовый комплекс Гофбург — корона державы Габсбургов: Национальная библиотека, музей глобусов, собрание старинных музыкальных инструментов и коллекция средневекового оружия


Национальная библиотека

Рядом с этой сокровищницей мысли, — неторопливо думал Васисуалий, — делаешься чище, как-то духовно растешь.

И.Ильф, Е.Петров «Золотой теленок»

Австрийская национальная библиотека (Österreichische Nationalbibliothek) образовалась из средневековой Императорской придворной библиотеки, расположенной во дворце Гофбург. Датой основания считают 1368 год. Собирать книги начал еще герцог Альбрехт III. Это самая большая библиотека Европы в стиле барокко. Скульптуры на здании выполнены Лоренцо Маттиелли, а над средним ризалитом установлена аллегорическая фигура Минервы (Афины) на квадриге, которая побеждает зависть и невежество. На боковых крыльях строения находятся два глобуса — Земли и Неба.

В Австрийской национальной библиотеке собрано свыше 7.5 млн. книг. В библиотеке также находятся коллекции печатных документов, рукописей и первопечатных изданий, коллекция папирусов, собрание глобусов и карт, коллекция портретов, архив фотодокументов, музыкальная и театральная коллекции. Имеется отдел литературы на искусственных языках. В 1920 году библиотеку переименовали из Императорской в Австрийскую национальную.

Особое впечатление производит грандиозный Парадный зал (Prunksaal), занимающий два этажа по всей длине здания. Здесь хранится более 200,000 книг.

Помещение разделено на 3 части: от центральной ротонды отходят два больших крыла, богато украшенных прославляющими величие Габсбургов аллегориями. Парадный зал имеет длину 77.7 м. Свод ротонды расписан в 1730 году на тему апофеоза Императора Карла VI.

В центре находится статуя самого Императора в римском одеянии. Шестнадцать статуй других Императоров из рода Габсбургов находятся у колонн, украшающих помещение.

Небесный глобус Винченцо Коронелли (1650–1718), основателя Academia Cosmografica degli Argonauti — первого Географического общества:

На мой взгляд, доступный широкой публике Парадный зал — не «универсальная» достопримечательность. Цена входа довольно высокая, поэтому его посещение имеет существенный смысл, если интересна временная экспозиция. В период моего пребывания в Вене Австрия отмечала 500-летнюю годовщину смерти Императора Максимилиана I Габсбурга. Естественно, Национальная библиотека не могла остаться в стороне. Мне довелось осмотреть выставку предметов, являющихся либо подлинниками эпохи Максимилиана, либо репликами.

Максимилиан I (22 марта 1459 — 12 января 1519) — Король Германии (Римский Король) с 16 февраля 1486, Император Священной Римской Империи с 4 февраля 1508, эрцгерцог Австрийский с 19 августа 1493, реформатор государственных систем Германии и Австрии и один из архитекторов многонациональной державы Габсбургов. В период правления Максимилиана I в Германии наблюдался расцвет гуманистического движения. Максимилиан всегда уделял большое внимание физическим упражнениям, охоте и обладал такой физической силой, что о ней ходили легенды. Он был замечательным турнирным бойцом и признанным знатоком турнирных правил, что отразилось в составленном под его личным руководством труде «Фрейдал» (Freydal, 1512–1515), содержащем 255 гравюр с изображениями поединков, в том числе с личным участием Императора.

Император Максимилиан I Габсбург

Император Максимилиан I Габсбург

Император Фридрих III (1415–1493), отец Максимилиана I

Император Фридрих III (1415–1493), отец Максимилиана I

учебник грамматики юного Максимилиана. Вена, пергамент, ~ 1465 г.

учебник грамматики юного Максимилиана. Вена, пергамент, ~ 1465 г.

учебник Максимилиана. Вена или Винернойштадт, ~ 1466/67 г.

учебник Максимилиана. Вена или Винернойштадт, ~ 1466/67 г.

Мария Бургундская (1457–1482), первая жена Максимилиана I. Бьянка Мария Сфорца (1472–1510), вторая жена Максимилиана I

Мария Бургундская (1457–1482), первая жена Максимилиана I. Бьянка Мария Сфорца (1472–1510), вторая жена Максимилиана I

Ниже демонстрируется иллюстрация наивной версии «происхождения» династии Габсбургов от древнеегипетского бога Аписа (из «Книги естественных лекарств», Флоренция, после 1508 г.). Более обоснованные версии предполагают, что эта графская фамилия произошла либо от названия расположенного в Северной Швейцарии замка Габихтсбург (Habichtsburg), что означало «Ястребиный замок»; либо от старонемецкого hab — «брод» (крепость охраняла переправу через Аре).

Карта звездного неба работы великого германского художника Альбрехта Дюрера (Нюрнберг, 1515). Показывает северное полушарие небесной сферы и знаменитых астрономов.

карта звездного неба Альбрехта Дюрера

карта звездного неба Альбрехта Дюрера

Universalis Cosmographia Secundum Ptholomaei Traditionem et Americi Vespucii Alioru[m]que Lustrationes (Карта мира, построенная в соответствии с методом Птолемея и дополненная новыми землями от Америго Веспуччи) — географическая карта, опубликованная в апреле 1507 года в Страсбурге картографом Мартином Вальдземюллером (1470–1521):

карта мира Мартина Вальдземюллера

карта мира Мартина Вальдземюллера

Является одной из первых карт с точно нанесенными показаниями широты и долготы. Карта была выполнена в технике ксилографии и напечатана с 12 деревянных досок, каждая размером 46×62 см. В настоящее время известно лишь об одном сохранившемся напечатанном экземпляре карты из тысячи существовавших копий (хранится в Библиотеке Конгресса США; оттуда я скачал изображение). Всеобщее признание нашло название южной части Нового Света, предложенное Вальдземюллером в честь Америго Веспуччи. Северная и Южная Америки на карте Вальдземюллера изображены как два больших континента, соединенные перешейком. Интересно, что на карте Америка отделена от Азии большим океаном, хотя Тихий океан в то время еще не был известен европейцам.

праздничное шествие эпохи Максимилиана I

праздничное шествие эпохи Максимилиана I

Музей глобусов

Единственным в мире местом, где собраны разнообразные глобусы, является специализированный венский музей Globenmuseum. Он расположен во дворце Моллард и соседствует с Австрийской национальной библиотекой. Особый интерес представляют два глобуса Меркатора — 1541 (земной) и 1551 (небесный) годов изготовления; глобус Петера Аниха (1759); глобус Геммы Фризия, который был сделан в 1536 году — самый старый глобус на территории Австрии.

В 1921 году, проводя инвентаризацию, географ Ойген Оберхуммер обнаружил восемь глобусов различных размеров и две армиллярных сферы. К 1922 году глобусы перенесли в Географическое собрание, где в 1948 году их стало уже 28 штук. В этом же году директор собрания отметил в своем отчете, что глобусы довольно редко используются по назначению. Наверное, именно тогда и возникла идея о создании музее.

Благодаря энтузиазму коллекционера Роберта Харта Музей глобусов открылся 14 апреля 1956 года; в нем были представлены 63 экспоната. В течение последующих тридцати лет коллекция возросла до 145 экспонатов. Пополнялась она за счет подарков, покупок и обмена с различными музеями. С 1996 года в музее экспонируется уже 260 глобусов.

Также в музее есть прочие научные инструменты, в том числе изящные модели Солнечной системы:

Иезуитский миссионер и астроном Адам Шалль фон Белль (1592–1666). Занимался научной деятельностью в Китае.

небесный глобус работы Йозефа Юттнера. Вена, 1851 г.

небесный глобус работы Йозефа Юттнера. Вена, 1851 г.

карта мира работы Герарда ван Кёлена. Амстердам, 1728 г.

карта мира работы Герарда ван Кёлена. Амстердам, 1728 г.

карта [точнее, схема] созвездий работы Реммета Тёниссе Баккера, Амстердам, ~1730 г.

карта [точнее, схема] созвездий работы Реммета Тёниссе Баккера, Амстердам, ~1730 г.

Выставка оружия

В Гофбурге обязательно нужно посетить выставку оружия, расположенную в Новом дворце. Ее легко найти по украшающим фасад скульптурам соответствующей тематики.

Вестибюль зала, где находится вход в собственно собрание оружия, оформлен фресками несколько неподобающего содержания.

Но в связи с общей музейной темой, посвященной Максимилиану I, здесь добавлены рисунки, изображающие сцены конца XV — начала XVI века.

Венская коллекция оружия (Waffensammlung) считается одной из лучших в мире.

Это наиболее тщательно документированная коллекция оружия и доспехов в Западном мире, поскольку экспонаты, как правило, создавались или приобретались в связи с важными политическими событиями: по случаю военных кампаний, имперских служб, церемоний почтения, коронаций, помолвок, браков и крещений.

Ни одна семья правителей не была связана браками с таким количеством европейских стран, как Габсбурги. По этой причине почти все представители западноевропейского нобилитета с XV по начало XX века представлены доспехами и декоративным оружием.

В первом зале меня поразила гигантская настенная картина генеалогического древа:

Особый интерес представляет раздел доспехов многочисленных войн с Османской державой. Они активно велись в течение XVI–XVII веков. Первой кульминацией была первая осада турками Вены в 1529 году, закончившаяся поражением Турции. Вторая кульминация произошла в 1683 году, когда турки были разбиты во время второй осады Вены.

турнирный шлем (Южная Германия, 1480–1485 гг.) и турнирные принадлежности (Аугсбург, 1486 г.) Императора Максимилиана I

турнирный шлем (Южная Германия, 1480–1485 гг.) и турнирные принадлежности (Аугсбург, 1486 г.) Императора Максимилиана I

доспехи Императора Максимилиана II. Ландсгут, 1571 г.

доспехи Императора Максимилиана II. Ландсгут, 1571 г.

доспехи польского Короля Стефана Батория (1533–1586)

доспехи польского Короля Стефана Батория (1533–1586)

доспехи Императора Максимилиана II. Аугсбург, 1557 г.

доспехи Императора Максимилиана II. Аугсбург, 1557 г.

облачение эрцгерцога Фердинанда II. Мантуя, ~1550 г.

облачение эрцгерцога Фердинанда II. Мантуя, ~1550 г.

слева — доспехи эрцгерцога Фердинанда II. Инсбрук, 1547 г.;. в центре — доспехи Императора Фердинанда I. Инсбрук, 1547 г.

слева — доспехи эрцгерцога Фердинанда II. Инсбрук, 1547 г.;. в центре — доспехи Императора Фердинанда I. Инсбрук, 1547 г.

Запомнились роскошные морионы с ренессансным декором:

щит с ренессансным декором

щит с ренессансным декором

Завершу обзор музея данью почтения великому Императору Максимилиану I. Нижеследующий снимок демонстрирует: черно-красные турнирные доспехи — Инсбрук, 1485/90 год; черно-белые: турнирные доспехи — Инсбрук, ~1515 год

Выставка старинных музыкальных инструментов

Музыкальная выставка входит в единый комплекс с музеем оружия (билет общий). Коллекция старинных музыкальных инструментов (Sammlung alter Musikinstrumente) содержит большое количество экспонатов эпохи Возрождения и барокко.

Кроме того, в музее представлены многочисленные инструменты, на которых играли известные музыканты и композиторы венского классицизма. Коллекция включает в себя особенно многочисленный ассортимент клавиров и венских фортепиано. Кстати, звуки многих инструментов можно послушать, для чего надо не забыть взять аудиогид.

Коллекция берет свое начало в фондах Габсбургов; с тех пор они постоянно расширяются за счет покупок, подарков и займов. Историческим ядром (инструменты XVI века) служит собрание замка Амбрас в Инсбруке, которое является плодом усилий эрцгерцога Фердинанда, второго сына Императора Фердинанда I. Когда эрцгерцог в 1563 году стал сувереном земли Тироль, он нанял итальянских архитекторов для перестройки средневековой крепости в ренессансный замок. Эрцгерцог Фердинанд II был одним из самых щедрых покровителей искусств в династии Габсбургов.

Я слабо разбираюсь в музыке и инструментах, поэтому обращал внимание в основном на экспонаты, которые казались мне особенно причудливыми. Например, я не представляю, как можно было играть на сдвоенном струнном инструменте:

Здесь поразила степенью своей извилистости труба:

Каменная столешница принадлежала епископу Пассау Урбану фон Треннбаху (1525–1598). Музыкальный инструмент исполнял «пение» четырьмя голосами либо воспроизводил мелодии (духовные и светские) по выгравированным на нем нотам.

Гарнитур со встроенным спинетом (разновидность клавесина). Проигрывание музыки доступно двумя способами: посредством клавиш и автомата (настроенного на шесть мелодий).

Рега́ль, обнаруженный в монастыре Ламбаха в 1960-х годах. Регаль — переносной орган с язычковыми трубами без раструбов, с бьющими языками. Регаль, имевший форму складывающейся книги (Bibelregal), употреблялся в основном в придворной и домашней музыке в Европе XVI–XVIII веков; его клали на стол, иногда ставили на ножки. Лучшие регали изготавливались в Вене.

И с особым удовольствием я осмотрел музыкальные инструменты эпохи Максимилиана I: