Содержание
Парк Городской стены эпохи Мин
Парк реликтов Городской стены эпохи Мин расположен примерно в 3 км к юго-востоку от центра Пекина. Китайское название 明城墙遗址公园 (Мин чэнцян ичжи гунъюань). Переводится следующим образом: Míng (династия Мин) chéngqiáng (городская стена) yízhǐ (руины / реликт) gōngyuán (публичный парк).
Недалеко находится Главная железнодорожная станция. Парк сохранил сегмент Городской стены времен династии Мин, длиной около полутора километров. Площадь парка составляет примерно 15.5 гектаров, из них 3.3 га приходится на фортификационные сооружения, 12.2 га — на покрытую растительностью территорию. Парк всегда открыт и свободен для доступа; угловая башня и верхняя часть крепостного вала открыты в период 08:00 — 17:30 за небольшую плату./span>
Крепостная стена была возведена при династии Мин в 1419 году. Пять с половиной веков она простояла до тех пор, пока в начале 1960-х годов бóльшую ее часть не снесли для строительства пекинского метрополитена.
Стена возвышается на 11.4 м и увенчана рядом зубцов высотой 1.9 м. Стена сложена из кирпичей, проложенных утрамбованной землей. Ее толщина у основания составляет 19.8, наверху 16 м.
Юго-Восточная угловая сторожевая башня Чэндуннань Цзялоу (城东南角楼 chéngdōngnán jiǎolóu) была воздвигнута в период 1436–1439 гг., а затем многократно перестраивалась.
Это крупнейшая угловая башня, сохранившаяся в Китае, что придает ей уникальную историческую и культурную ценность. Высота башни составляет около 29 метров; основание — 12 на 40 метров, общая площадь — около 700 квадратных метров.
В ней расположены 144 стрелковые амбразуры. Они предназначались не только для луков и ручного огнестрельного оружия, но и для пушек. Здесь могло находиться одновременно до 200 воинов; для людей и лошадей есть специальные входные пандусы.
При династии Цин в Юго-Восточной башне располагалась ставка командующего [истинно] Синего знамени Императорской армии. А всего в войске эпохи Цин было восемь знамен: [истинно] Желтое; Желтое с каймой; [истинно] Белое; Белое с каймой; [истинно] Красное; Красное с каймой; [истинно] Синее; Синее с каймой. Также появилось девятое знамя — Зеленое, состоявшее из этнических китайцев; в середине XIX века оно осталось единственным боеспособным формированием.
В 1900 году, во время интервенции Альянса восьми держав, спровоцированной восстанием ихэтуаней (боксеров), Юго-Восточная башня была атакована и захвачена. Она получила серьезные повреждения. Впоследствии они были ликвидированы.
Каждые 80 метров от стены во внешнюю сторону отходят квадратные в плане бастионы, которые называются дуньтай (墩台 dūntái).
Их также называли мамянь (马面 mǎ miàn), то есть «конемордые» — так именовался один из двух стражей Подземного мира в китайской мифологии. Они предназначались для сигнальных огней и для ведения оборонительной стрельбы с трех сторон.
Всего осталось 11 бастионов дуньтай на южном сегменте стены и 2 — на коротком восточном. Из них полноценно реставрирован только один.
Сохранилось несколько сторожевых будок пушэ (铺舍 pù shè, что можно перевести как «спальные домики»). Здесь жили дежурившие на башне солдаты.
В расположенный в Юго-Восточной угловой башне музей ведет проход в стене, который называется мадао (马道 mǎdào), то есть конная дорога. В прошлом им пользовались всадники и караваны. Проезд был восстановлен в 1988 году.
Музей довольно интересный. Здесь много макетов и моделей, а также сохранившихся с давних времен предметов.
Я не могу назвать Парк Городской стены эпохи Мин особенно выдающейся достопримечательностью Пекина, но для углубленного знакомства с историей столицы Китая посетить ее стóит.
Рекомендую совместить посещение Парка Городской стены эпохи Мин с визитом в Старую пекинскую обсерваторию, которая расположена в 5 минутах ходьбы.
Старая Пекинская обсерватория
Каков был довременный мир — Чей может высказать язык? Кто Твердь и Землю — «Верх» и «Низ» Без качеств и без форм постиг? «Был древний хаос», — говорят. Кто четкости добился в нем? В том, что кружилось и неслось, Кто разобрался? Как поймем?
(отрывок)
Цюй Юань 屈原 (около 340—278 до Р.Х.)
Общий обзор Старой обсерватории
Старая Пекинская обсерватория — интересная, хотя и не особо популярная у туристов достопримечательность столицы Китая. Ее китайское название: 北京古观象台 (Бэйцзин Гу Гуаньсянтай). Разложу на составляющие с использованием пиньинь: Běijīng (Пекин) gǔ (старая) guānxiàngtái (это слово состоит из трех: взгляд–явление–площадка).
Обсерватория появилась в 1442 году при династии Мин, используя революционные для своего времени инструменты. В дальнейшем они были усовершенствованы при династии Цин. Она использовалась придворными астрономами для предоставления Императорам отчетов о положениях звезд.
Вся обсерватория занимала площадь примерно в один гектар. Ее астрономическая площадка находится на каменной платформе высотой 15 м и представляет собою квадрат 40 на 40 м. Эта каменная башня является сохранившейся частью крепостной стены времен династии Мин, которая тогда окружала город.
С 1929 года обсерватория не используется для наблюдений и с 1982 года является музеем, входящим в состав Пекинского планетария.
Старая обсерватория представляет собой, помимо квадратной платформы, совокупность небольших зданий (музейных хранилищ) и двориков. Во дворах стоят бюсты выдающихся китайских астрономов (в забавном соседстве со смешного вида львами):
Мифологический зверь писю (貔貅 pí xiū):
Также во дворах представлены интересные антикварные инструменты, о которых я скажу позже. А пока загляну в музей. Здесь можно познакомиться (в меру понимания) познакомиться с историей китайской космологии, вплетенной в мифологию.
Также китайские астрономы наблюдали и описывали небесные тела, противоположные по характеру более стабильным звездам — космические бродяги кометы.
Водяные часы, иначе клепсидра (秤漏 chènglòu чэнлоу). Принцип предложен даосским монахом Ли Нанем в эпоху Северная Вэй (386–534).
Небесный глобус в древние времена назывался хуньсян (浑象 húnxiàng), что примерно означает «полная форма». Ныне принят термин тяньти-и (天体仪 tiāntǐ yí). Этот глобус был создан в 1673 году и весил 3.85 тонны. Он состоит из бронзовой сферы, меридианного круга цзыуцюань (子午圈 zǐwǔquán) и экваториального круга дипинцюань (地平圈 dìpíngquán). Также есть несколько полос, окаймляющих глобус как измерительные маркеры. На глобус нанесено около 800 звезд; некоторые соединены линиями, формируя созвездия. Подписаны названия главных созвездий. В Старой обсерватории экспонируется уменьшенная в 25 раз электрифицированная копия.
Инструментарий
Считается, что первые астрономические инструменты были привезены в 1227 году в Чжунду (столица государства на территории современного Пекина) из Кайфына при династии Цзинь. Затем город был уничтожен монголами, но после того как Хан Хубилай построил в том же месте новую столицу Ханбалык, в 1279 году была возведена обсерватория (к северу от нынешней). Большую пользу китайской астрономии оказал мусульманский персидский ученый Джамал ад-Дин (родом из Бухары), который в 1267 году привез в Ханбалык семь астрономических приборов — дар переднеазиатского монгольского Хана Хулагу, брата Хубилая. В их числе была первая в Китае сферическая модель Земли. Джамал ад-Дин привез также зинджи — персидские и арабские астрономические таблицы. Вероятно, именно у Джамала ад-Дина знаменитый китайский ученый Го Шоуцзин (郭守敬 Guō Shǒujìng; 1231–1316) позаимствовал идею торкветума — астрономического инструмента, позволяющего производить измерения в различных системах небесных координат (горизонтальной, экваториальной и эклиптической) и осуществлять переходы между этими координатными системами.
После свержения монгольской династии Юань астрономические инструменты были перевезены из Бэйпина (Пекина) в Нанкин, тогдашнюю столицу державы Мин-го. Когда к власти пришел Чжу Ди (правил как Юнлэ), он перенес столицу в Пекин и повелел мастерам сделать копии находящихся в Нанкине астрономических инструментов, которые были размещены в Пекинской обсерватории.
Когда в середине XVII века фламандский иезуит Фердинанд Вербист выиграл состязание в знании астрономии, Император Канси отдал обсерваторию в его полное распоряжение. Под наблюдением отца Фердинанда в 1673 году часть инструментов была переделана. Он и другие иезуиты способствовали дальнейшему развитию китайских наблюдений за небесными телами.
Солнечные часы (日晷 rì guǐ жи гуй); слева гномон; справа виден металлический указатель аналемматических солнечных часов:
Гномон (圭表 guībiǎo гуйбяо) — древнейший астрономический инструмент: вертикальный предмет, позволяющий по наименьшей длине его тени (в полдень) определить угловую высоту Солнца. Кратчайшая тень указывает направление истинного меридиана. Гномоном также называют часть солнечных часов, по тени от которой определяется время в солнечных часах. В этом гномоне имеется мера длины чи (尺 chǐ), соответствующая футу. Аналемматические солнечные часы учитывают смещение, возникающее из-за того, что вследствие не совсем правильной формы орбиты вращения Земли вокруг Солнца положение светила на небосводе в полдень немного смещается в зависимости от времени года. Линия, вдоль которой происходит это смещение, называется аналеммой.
Звездные часы (星晷 xīng guǐ син гуй) или часы Созвездия из 6 звезд в Малой Медведице (勾陈晷 gōuchén guǐ гоучэн гуй). Впервые разработаны в эпоху династии Тан (618–907).
Армиллярная сфера (浑仪 húnyí хунь-и) — астрономический инструмент, употреблявшийся для определения экваториальных или эклиптических координат небесных светил.
Сокращенная или упрощенная армиллярная сфера (简仪 jiǎnyí цзянь-и) разработана Го Шоуцзином в 1276 году. Дает хороший обзор небесной сферы, за исключением полярной области.
Другая версия упрощенной армиллярной сферы:
Далее отправлюсь посмотреть на инструменты, расположенные наверху квадратной платформы.
Альтазимут (地平经仪 dì píng jīng yí да пин цзин-и ) разработан в 1673 году Фердинандом Вербистом. Угломерный снаряд, позволяющий измерять как вертикальные, так и горизонтальные углы, то есть определять высоту и азимут какой-либо точки:
Небесный глобус (天体仪 tiāntǐ yí тяньти-и) разработан в 1673 году Фердинандом Вербистом:
Эклиптическая армиллярная сфера (黄道经纬仪 huángdào jīngwěi yí хуандао цзинвэй-и) разработана в 1673 году Фердинандом Вербистом. В основном использовалась для определения эклиптических координат небесных светил:
Экваториальная армиллярная сфера (赤道经纬仪 chìdào jīngwěi yí чидао цзинвэй-и) разработана в 1673 году Фердинандом Вербистом. В основном использовалась для определения эклиптических координат небесных светил, измерения истинного солнечного времени, так же как для времени восходов и заходов небесных тел:
Азимутальный квадрант (象限仪地平纬仪 xiàngxiàn yí dìpíng píngwěi yí сянсянь-и дипин пинвэй-и) 1673 года; прототип секстанта, разработан для измерения высот небесных тел:
Секстант (纪限仪 jìxiànyí цзисянь-и) 1673 года использовался для измерения высоты Солнца и других небесных тел над горизонтом с целью определения географических координат той местности, в которой производится измерение. Секстант позволяет точно измерять угол между двумя направлениями:
Азимутальный теодолит (地平经纬仪 dìpíng píngjīng jīngwěiyí дипин пинцзин цзинвэй-и) создан в 1715 году Бернардом-Килианом Штумпфом. Использовался для измерения горизонтальных и вертикальных углов, а также азимутов и высот небесных тел:
Любопытно, что в калифорнийском музее Гетти есть гобелен работы французской мануфактуры Бовэ (примерно 1697–1705), изображающий китайских астрономов в Старой обсерватории Пекина:
Китайская космология
В многовековой истории китайской цивилизации важное место занимают представления о мироустройстве. Естественно, эти воззрения многократно менялись в соответствии с развитием научных концепций и средств наблюдений.
В старину в Китае существовали три главных космологических теории.
1. Согласно первой («Небесный Навес»; 蓋天 gài tiān гай тянь), появившейся в XII веке до Р.Х., круглое Небо представляет собой гигантский навес, или покров. Земля находится под ним и имеет форму квадрата или куба. Несмотря на свою предельную примитивность, эта архаическая концепция создала устойчивый символический образ круглого Неба и квадратной Земли, сохранявшийся в китайской культуре на протяжении тысячелетий. Замечу также, что, возможно, в приложении к данной концепции у Земли имелся классический архетипический держатель — рыба; это представление в древности было распространено на обширных территориях Восточной Евразии от берегов Южно-Китайского моря до Сибири.
2. Вторая концепция («Всеобъемлющее Небо;» 浑天 hún tiān хунь тянь), выдвинутая ученым Чжан Хэном (78–139 от Р.Х.), сравнивала Космос с яйцом, внутри которого в центре находится Земля.
3. Третья концепция («Всеохватывающая пустота»; 宣夜 xuān yè сюань е) рассматривала все небесные тела плавающими в Космосе. Эта теория, кстати говоря, ближе всего к современным космологическим представлениям.
Китайская астрономия много столетий принимала концепцию Всеобъемлющего Неба Чжан Хэна. Согласно ей, в центре Небес расположена Полярная Звезда; тот факт, что она находится не в зените, первоначально объяснялся народными сказаниями о том, как некогда Юг соскользнул вниз, а Север поднялся вверх относительно Неба. Но Чжан Хэн установил, что Земля «наклонена»: сейчас это можно назвать наклоном оси вращения Земли, или (в другом отношении) наклоном плоскости эклиптики к плоскости небесного экватора. Чжан Хэн оценивал угол наклона в 26.5°, что отличается от значения по современным данным (примерно 23°26′) всего на 3°. Чжан Хэн довольно точно измерил угловые (видимые) диаметры Солнца и Луны; составил карту около 2,500 звезд (из коих 320 были им поименованы) и 120 созвездий.
Солнце и Луна
Ключевое значение китайской астрономией придавалось, естественно, двум главным небесным светилам — Солнцу и Луне.
Солнце в китайской мифологии олицетворял красный трехлапый ворон Саньцзуу (三足烏 Sānzúwū), также именовавшийся Янъу (Солнечный ворон; 陽烏, Yángwū), или Цзиньу (Золотой ворон; 金烏 Jīnwū). Некогда их было 10, и каждый день один из воронов объезжал небо в солнечной повозке. Однажды все 10 воронов выехали вместе, и от их сильного жара Мир загорелся. Меткий стрелок Хоу И убил 9 воронов и спас Мир; этому событию посвящен Праздник середины осени.
Луну в китайской мифологии олицетворяет Лунный Заяц Юэту (月兔 Yuètù). Его также именовали Нефритовым Зайцем Юйту (玉兔 Yùtù), или Золотым Зайцем Цзиньту (金兔 Jīntù). Лунный Заяц сидит под кóричным деревом и вечно толчет в ступе эликсир бессмертия.
Другим обитателем Луны является Чанъэ (嫦娥 Cháng’é) — супруга стрелка Хоу И. Она выпила эликсир бессмертия, предназначавшийся ее мужу, и в наказание была изгнана на Луну. В даосизме Чанъэ почитается как богиня Луны.
Также на Луне живет У Ган (吳剛 Wú Gāng) — персонаж китайской мифологии, приговоренный к непрестанной рубке дерева османтус на Луне, которое затем вырастает снова. Из-за схожести сюжетов У Гана иногда называют «китайским Сизифом».
Календари
Китайский календарь представлен двумя типами: солнечный и солнечно-лунный. Второй из них исторически известен в двух вариантах: отсчитывающий год по весне календарь Ся (по названию первой полумифической китайской династии 夏 Xià), наиболее популярный в Восточной Азии; а также отсчитывающий год по осени календарь Чжуань, о котором речь ниже.
В 1281 году Го Шоуцзин разработал календарь «Шоуши ли» (授时曆 Shòushí lì). По этому календарю продолжительность года составляет 365,2425 суток, то есть совпадает с продолжительностью года по современному григорианскому календарю, введенному в Европе на три столетия позже. За огромные достижения в области астрономии европейские ученые в XVII веке назвали Го Шоуцзина «китайским Тихо Браге».
Тогда же, в XVII столетии, Китай познакомился с европейским Григорианским календарем. Однако официально он был принят гораздо позже. Китайская Республика приняла Григорианский календарь при своем провозглашении с 1 января 1912 года, но он вступил в силу только с 1 января 1929 года благодаря объединению страны под властью Гоминьдана. Тем не менее, Китай сохранил свою традицию нумерации месяцев, а началом летосчисления был назначен первый год провозглашения Китайской Республики — 1912 год. Эта система по-прежнему используется на Тайване, считающем себя преемником Китайской Республики. После провозглашения в 1949 году Китайской Народной Республики, континентальный Китай продолжил использовать Григорианский календарь, но было установлено соответствие с западным летосчислением от Рождества Христова. Григорианский календарь в Китае называют «стандартным» / Гунли (公曆 gōnglì), «западным» / Сили (西曆 xīlì) или «солнечным» / Жили (日曆 rìlì).
В качестве примера опишу китайский 24-сегментный сельскохозяйственный календарь. С давних времен в Китае год делился на 24 сезонных сегмента / сезона (二十四节气 èrshísì jiéqì эршисы цзеци), связанных с сельскохозяйственным циклом. Специальный календарь Чжуань назван по имени мифического правитель Древнего Китая — Чжуаня (顓頊, также известен как Гао-ян (高陽). Он был одним из Пяти Императоров; почитаем как первопредок и упоминается как божество Полярной звезды. Эпохой его правления считаются 2514–2436 годы до Р.Х.). Он определяет деление года на 24 сезона по положению Солнца на эклиптике (15-градусный интервал перемещения по эклиптике). Хотя сезоны не связаны с Луной, календарь является солнечно-лунным, поскольку движение ночного светила использовалось для измерения времени, которое требовалось Земле, чтобы занять определенное положение относительно Солнца (солнцестояние и равноденствие).
В нижеследующем списке представлены примерные даты–соответствия в Григорианском календаре.
1. «Начало весны» / Личунь 立春 (lì chūn): 4–5 февраля.
2. «Дожди» / Юйшуй 雨水 (yǔ shuǐ) 19–20 февраля.
3. «Пора пробуждения насекомых» / Цзинчжэ 惊蛰 (jīng zhé) 5–6 марта.
4. «Весеннее равноденствие» / Чуньфэнь 春分 (chūnfēn) 20–21 марта.
5. «Ясные дни» / Цинмин 清明 (qīngmíng) 4–5 апреля. Отмечается День поминовения усопших (также Праздник чистого света или День душ).
6. «Хлебные дожди» / Гуюй 谷雨 (gǔyǔ) 20–21 апреля.
7. «Начало лета» / Лися 立夏 (lìxià) 5–6 мая.
8. «Малое изобилие» / Сяомань 小满 (xiǎomǎn) 21–22 мая.
9. «Остистый колос» / Манчжун 芒种 (mángzhòng) 5–6 июня.
10. «Летнее солнцестояние» / Сячжи 夏至 (xiàzhì) 21–22 июня.
11. «Малая жара» / Сяошу 小暑 (xiǎoshǔ) 7–8 июля.
12. «Большая жара» / Дашу 大暑 (dàshǔ) 23–24 июля.
13. «Начало осени» / Лицю 立秋 (lìqiū) 7–8 августа.
14. «Прекращение жары» / Чушу 处暑 (chǔshǔ) 23–24 августа.
15. «Белые росы» / Байлу 白露 (báilù) 7–8 сентября.
16. «Осеннее равноденствие» / Цюфэнь 秋分 (qiūfēn) 23–24 сентября.
17. «Холодные росы» / Ханьлу 寒露 (hánlù) 8–9 октября.
18. «Выпадение инея» / Шуанцзян 霜降 (shuāngjiàng) 23–24 октября.
19. «Начало зимы» / Лидун 立冬 (lìdōng) 7–8 ноября.
20. «Малые снега» / Сяосюэ 小雪 (xiǎoxuě) 22–23 ноября.
21. «Большие снега» / Да Сюэ 大雪 (dàxuě) 7–8 декабря.
22. «Зимнее солнцестояние» / Дунчжи 冬至 (dōngzhì) 21–22 декабря.
23. «Малые холода» / Сяохань 小寒 (xiǎohán) 5–6 января.
24. «Большие холода» / Дахань 大寒 (dàhán) 20–21 января.
Четыре части Неба
Пристальное внимание китайскими астрономами уделялось звездам. Кстати, сразу отмечу, что китайский зодиак не имеет отношения к звездам и небесной сфере.
Созвездия (宿 Xiù сю) группировались по четырем сторонам света.
1. Лазурный Дракон Дун Фан Цин Лун (東方青龍 Dōng Fāng Qīng Lóng) занимал Восток и включал созвездия:
● Рога / Цзяо (角 Jiăo)
● Шея / Кан (亢 Kàng)
● Корень / Ди (氐 Dĭ)
● Покои / Фан (房 Fáng)
● Сердце / Синь (心 Xīn)
● Хвост / Вэй (尾 Wěi)
● Сито / Цзи (箕 Jī)
2. Белый Тигр Си Фан Бай Ху (西方白虎 Xī Fāng Bái Hǔ) занимал Запад и включал созвездия:
● Ноги / Куй (奎 Kuí)
● Платье / Лоу (娄 Lóu)
● Живот / Вэй (胃 Wèi)
● Волосатая голова / Мао (昴 Mǎo)
● Сеть / Би (毕 Bì)
● Клюв / Цзы (觜 Zǐ)
● Триада / Шэнь (參 shēn)
3. Алая или Багряная Птица Нань Фан Чжу Цюэ (南方朱雀 Nán Fāng Zhū Què) занимала Юг и включала созвездия:
● Колодец / Цзин (井 Jǐng)
● Дух / Гуй (鬼 Guǐ)
● Ива / Ли (柳 Lǐ)
● Звезда / Син (星 Xīng)
● Лист бумаги / Чжан (张 Zhāng)
● Крыло / И (翼 Yì)
● Телега / Чжэнь (軫 Zhěn)
4. Черная Черепаха (или Воин) Бэй Фан Сюань У (北方玄武 Běi Fāng Xuán Wǔ) занимала Север и включала созвездия:
● Ковш / Доу (斗 Dǒu)
● Бык / Ню (牛 Níu)
● Женщина / Нюй (女 Nǚ)
● Пустота / Сю (虛 Xū)
● Опасность / Вэй (危 Wēi)
● Палата / Ши (室 Shì)
● Стена / Би (壁 Bì)
Зеркало эпохи династии Тан (618–907) содержит символы трех Полярных мест: Пурпурного Запретного Дворца, Небесного Дворца и Небесного Рынка. Здесь же присутствуют Лазурный Дракон, Белый Тигр, Багряный Феникс и Черная Черепаха.