Дюссельдорф — сочетание элегантности и экстравагантности


С 6 по 13 августа 2010 года я проживал в немецком городе Дюссельдорфе, приехав туда из Франкфурта-на-Майне и присоединившись к группе по туру «Рейнская сказка».

Общий обзор. Улица Кёнигсалле

Дюссельдорф (по-немецки Düsseldorf; на нижне-немецком диалекте Düsseldörp), на мой взгляд, является удачным образцом буржуазной метрополии, центр которой застроен преимущественно в стиле конца XIX — начала XX века и подвергся значительным (в основном не худшим) изменениям после Второй Мировой войны. Жилая застройка соответствует высокому стандарту столицы большой и очень богатой федеральной земли Северный Рейн–Вестфалия. Рейн здесь очень загружен транспортным потоком — это по-прежнему важная экономическая артерия Западной Европы.

Для иллюстрации Дюссельдорфа воспользуюсь фотографией ночного пейзажа — телевизионная башня Рейнтурм, «танцующий дом» знаменитого архитектора Фрэнка Гэри и, конечно, величественный Рейн:

Первый осмотр Дюссельдорфа я осуществил во время индивидуальной прогулки в день приезда. Мне хотелось пешком дойти от отеля до железнодорожного вокзала, что позволило достаточно близко познакомиться с городом.

Дюссельдорф показался мне очень чистым, хотя в интернете я встречал противоположные отзывы. Многочисленные парки успешно исполняют функцию «легких» города. Дюссельдорф даже называют «городом-садом»: Рейнский парк, Северный парк, Японский сад, Гофгартен (разбит в 1769 году для курфюрста Карла Теодора) — это лишь несколько самых крупных зеленых зон. Между прочим, в парках и даже в маленьких скверах в центре можно запросто увидеть белок и зайцев. Не говоря уж о разных птицах: тут встречаются отнюдь не только вороны, голуби и воробьи.

Количество магазинов в центре города кажется чрезмерным, но на главной торговой улице Дюссельдорфа — Кёнигсалле (Ко, как говорят в обиходе) — есть на что посмотреть и без этого. Внутри аллеи — красивый канал:

Особую элегантность улице придают фонари в виде шишек, сделанные из горного хрусталя:

Дворец Бенрат и окрестности

На следующий день я ездил на самостоятельную экскурсию в Аахен, а обратно возвратился через промежуточную остановку Бенрат. Некоторое время я провел за осмотром (только снаружи) дворца Бенрат, тем самым отдав дань уважения дюссельдорфской аристократии.

Хотя снаружи дворец не назовешь особо выдающимся. Было бы целесообразнее попасть внутрь: в зданиях Бенрата располагаются Музей естественной истории и Музей европейского паркового искусства. Также я немного прогулялся по окрестностям и обнаружил, что вокруг находится много весьма респектабельных жилых и офисных зданий постройки первой четверти XX века. Например, буржуазный дом 1905 года (я его запомнил и взял фото из Википедии):

Мне показалось, что там много домов маленьких частных клиник; хотя, возможно, это заблуждение из-за статусного обозначения Dr, которое в Германии относится не только к врачам, но и ко всем людям с высшим образованием.

На набережной Рейна

В основном в Дюссельдорфе я осматривал прирейнский район.

Кстати, через реку в Дюссельдорфе проложено 7 мостов. Набережная Рейна (Rheinuferpromenade) была сооружена в 1900 году. Тогда были построены 2 уровня; нижний служил для пассажирского и грузового судоходства, а на верхнем располагался променад. В 1995 году променад был открыт заново, что праздновалось с большим размахом, с миллионом посетителей, бесчисленными сценами, киосками, выставками и аттракционами. С тех пор набережная Рейна — популярная цель прогулок у жителей и гостей Дюссельдорфа.

Одной из крупных достопримечательностей здесь является Медиагавань (Medienhafen). Построенная в 1970–1980 гг. на месте старой гавани, ставшей нерентабельной в связи со спадом объемов производства, Медиагавань представляет собой комплекс зданий, в которых находятся штаб-квартиры различных средств массовой информации, ландтаг Северного Рейна–Вестфалии, дюссельдорфская телебашня Рейнтурм. Рядом с ними появились многочисленные кинотеатры и рестораны, обеспечивающие бурную ночную жизнь.

Центром Дюссельдорфа с момента основания и по сегодняшний день является Старый город. Лежащий между Рейном на западе и аллеей Генриха Гейне на востоке, он занимает площадь около 0.5 кв.км, на которой располагаются свыше 260 ресторанов и кафе.

На набережной стоит архитектурная визитная карточка Дюссельдорфа — католическая церковь Св. Ламберта:

В церкви хранилось множество церковных реликвий и святых мощей, поэтому в конце XIV века она стала одной из самых посещаемых паломниками церквей прирейнских земель. Узнаваемым символом города она стала благодаря искривленному шпилю, происхождение которого, как обычно, связывают с чёртом (чья роль в истории человечества, если судить по легендам, чуть ли не превосходит роль Бога).

Другая крупная католическая церковь (вообще-то в Дюссельдорфе преобладают протестанты, но больших культовых сооружений у них нет) — Святого Андрея. При ней одно из самых экспрессивных распятий, что мне доводилось видеть:

Район площади Бургплатц, река Дюссель

Неподалеку на площади Бургплац — круглая башня, ныне служащая музеем судоходства:

Это здание — единственное, что сохранилось от дюссельдорфского замка, уничтоженного пожаром 1872 года. Под ступеньками, ведущими с площади к Рейну, течет речка, давшая название городу — Дюссель. Увидеть это можно лишь при низком уровне воды в Рейне, что бывает довольно часто. В том числе и во время моего пребывания там.

В тихих заводях этой части Дюссельдорфа можно увидеть такие патриархальные суденышки:

К площади Бургплатц сходится много небольших улиц, на которых стоит некоторое число старинных домов; в том числе XVII века, с характерными для Северо-Западной Европы высокими фасадами:

Интересный дом 1632 года с множеством колокольчиков (к сожалению, не знаю их назначения):

Памятник Курфюрсту Иоганну Вильгельму Пфальцскому на фоне Новой Ратуши (1884 год постройки) — дань уважения дюссельдорфцев правителю, который избрал их город в качестве резиденции:

В местном произношении его имя звучит как Ян Виллем; местный диалект немецкого близок к голландскому языку. Период правления Иоганна Вильгельма (рубеж XVII/XVIII веков) отмечен значительной градостроительной активностью. Строительный бум продолжился и при его наследнике Курфюрсте Карле Теодоре, который основал многие замки и институты Дюссельдорфа, положил начало многим коллекциям. В его честь был назван один из центральных районов города — Карлштадт.

Фонтаны «Сказочный» и «Рейн с дочерьми»

Рядом с Новой ратушей находится парк Гофгартен. Он запомнился мне очень симпатичным «Сказочным фонтаном» (Märchenbrunnen) с детьми и забавной лягушкой. Это произведение французского скульптора Макса Блонда, 1905 год. Первоначально фонтан был выполнены из белого мрамора. Но в 1985 году мраморные девочки и лягушата были заменены на бронзовые как следствие большого ущерба от вандализма. Кстати, в Одессе есть похожий фонтан того же скульптора, только лягушек в нем три:

Понравился мне фонтан «Рейн с дочерьми»:

Дюссельдорфское веселье

Также обратила на себя мое внимание забавная скульптура:

Этот шут, сидящий на груде масок, шляп и шлемов — признак склонности рейнских немцев к знаменитым карнавалам. Не зря их называют северными итальянцами — любят они повеселиться. Причем веселье это, как рассказывают очевидцы, может носить весьма буйный или экстравагантный характер. Есть у немцев такое выражение — «выпустить свинью». Кроме того, один из карнавальных ритуалов состоит в следующем: любая женщина на улице имеет право отрезать у любого мужчины галстук. Галстуки в те дни берутся, конечно, старые.

Маленький шут на стене:

Из-за большого количества баров, как в центре старого города, так и на набережной Рейна, этой район получил прозвище «самая длинная барная стойка в мире». Фрагмент «стойки» (утром еще пустой):

Символ Дюссельдорфа — мальчики, крутящие колесо

Еще о скульптурах. Самая классическая скульптурно–графическая «изюминка» Дюссельдорфа — изображение мальчиков, крутящих колесо в форме прыжков:

Их можно встретить даже на канализационных люках. Есть несколько вариантов происхождения этого символа. Например, такой: мальчики крутили колеса перед Адольфом V фон Бергом, который находился в сильной печали после кровопролитной битвы при Воррингене (о ней ниже).

Человеческие скульптуры на афишных тумбах

Экстравагантной особенностью облика Дюссельдорфа являются человеческие фигуры, установленные на высоких афишных тумбах. Они выполнены с фотографической точностью в масштабе 1:1, покрашены в натуральные цвета и выглядят как живые. По крайней мере, сначала я именно и подумал, что это живые люди (тем более что у меня не очень острое зрение). Больше всего мне понравилось изображение женщины с дочерью:

Эта скульптура называется Fremde, то есть «Чужестранка». Почему так? — предоставляю читателям самим сделать предположение.

Памятник битве при Воррингене

И в завершение — апофеоз экстравагантности Дюссельдорфа. Скульптурная композиция работы Берта Герресгейма напоминает о битве при Воррингене 5 июня 1288 года:

Ее можно разглядывать не одну минуту. Жутковатое, поражающее воображение зрелище. На ум приходят классическое лермонтовское «смешались в кучу кони, люди»… Один из участников битвы почему-то изображен в виде скелета (!). Центральный элемент — большие листы, на которых записано дарование городских прав Дюссельдорфу (добытых путем победы в битве), а прямо на них валяются отрубленные руки.

Кстати, поле битвы расположено на пути между Кёльном и Дюссельдорфом, и его можно было увидеть из окна автобуса. Сейчас там растет кукуруза; царят мир и покой.