Миланские места силы — замок Сфорцеско, Собор, театр Ла Скала и коммерческие заведения


Милан — самый большой город Северной Италии (население около 1.3 млн чел., второе по величине после Рима), центр области Ломбардия, финансово-экономическая столица страны. Мое знакомство с этим городом было слишком кратковременным, чтобы в сознании сложился его ясный целостный образ. Поэтому я решил сосредоточиться в своем рассказе лишь на нескольких местах, которые в моем восприятии ассоциируются со словом «сила». Это те места, в которых сконцентрировалась колоссальная (можно сказать, тектоническая) социальная и творческая энергия.

вид на Милан, конец XIX века

вид на Милан, конец XIX века

Краткая справка по истории Милана

Предполагается, что Милан был первоначально основан кельтами Северной Италии примерно в 600 году до Р.Х. Завоеван римлянами, давшими ему название Медиолан (то есть срединный), около 222 года до Р.Х. В Темные Века здесь прошли многие варварские племена, включая лангобардов («длиннобородых»). По имени этого племени регион получил название Ломбардия. Богатый Милан, где в Средние Века существовало самостоятельное герцогство, привлекал интерес многих завоевателей (в особенности Священную Римскую Империю, затем Францию, Испанию, снова Францию, Австрию; был даже недолгий период русской оккупации войсками Суворова). С 1859 года Милан в составе Сардинского Королевства, которое в 1861 году стало Италией. Естественно, такая бурная история отразилась в культуре и облике Милана.

Замок Сфорцеско

Замок Сфорцеско (или Сфорца) — в моем восприятии главная достопримечательность Милана. Это резиденция миланских герцогов, изначально построенная в XIV веке династией Висконти. Потом он был разрушен повстанцами и заново построен в середине XV века Франческо Сфорца, зятем последнего герцога из династии Висконти, впоследствии начавшим свою собственную династию. Кстати, слово «Сфорца» в итальянском языке как раз связано с силой: sforzare означает «напрягать, давить» (глагол, производный от итал. forza — «сила»).

Во второй половине XV века к украшению замка был привлечен Леонардо да Винчи; правда, от его деятельности мало что сохранилось. Облик крепости Сфорцеско взяли за образец миланские архитекторы, создавшие московский Кремль (форма башен и венчающих стены зубцов). Центральную башню миланской крепости спроектировал Антонио Филарете, одно время занимавшийся творчеством вместе с Аристотелем Фиораванти — строителем Успенского Собора в Московском Кремле. Перед башней Филарете находится красивый фонтан:

В верхней части башни — часы, украшенные солнцем и знаками зодиака. В нижней части башни, над входом во двор, размещен барельеф Короля Италии Гумберта I (убит анархистом неподалеку от Милана в городке Монце — где, кстати, в местном Соборе хранится Железная корона Королевства лангобардов). В центре — большая фигура Святого Амвросия Медиоланского, покровителя Милана. Слева и справа от Амвросия — вариации герба Миланского герцогства, который называется «бисцион». В конечном варианте это четырехчастный гербовый щит, два золотых поля которого занимают черные орлы (знак принадлежности Милана Священной Римской Империи Германской Нации), а два серебряных — лазурные змеи с человеком в пасти. Согласно одной легенде, в крестовом походе в 1187 году Оттоне Висконти встретился в поединке с сарацинским принцем. Мавр имел на щите изображение змеи, глотающей ребенка, что являлось насмешкой над христианами, так как этот младенец символизировал Христа. Оттоне убил сарацина, забрал его щит и вернулся домой покрытый славой, после чего решил избрать его своим гербом. Согласно другой версии, изображенный дракон, звавшийся колоритным для русского уха словом Tarantasio, в V (или в XIII) веке опустошал окрестности Милана на озере Герундо (ныне исчезнувшем), пожирал детей, отравлял своим дыханием воду и заставлял людей болеть, пока не был убит родоначальником рода Умберто Висконти.

Пройдя центральную башню Торре-дель-Филарете, оказываешься в обширном дворе Пьяцца д’Арми, который раньше служил плацем. При испанцах в замке были казармы на 2,000 солдат. Угловые башни служили в том числе как тюрьмы.

Теперь приведу любопытную и показательную историю. Во время Революционных войн Миланом овладели французы, которых ненадолго вытеснил из города Суворов в апреле 1799 году. После возвращения французов некие лица из числа местных жителей, называвшие себя «патриотами» (!), вручили Наполеону петицию о том, что Кастелло Сфорцеско должен разделить судьбу Бастилии как символ ненавистного им самовластия. Наполеон, однако, проявил благоразумие и вместо уничтожения замка велел разбить перед ним просторную площадь. В 1833 году была проведена масштабная реставрация Кастелло в романтическом духе, предусматривавшая восстановление таких примет Средневековья, как ров вокруг замка. При реставрации 1900 года воссоздали и башню Филарете, которая пострадала от взрыва (из-за удара молнией в пороховой склад) в 1521 году и была разобрана.

Напротив башни Филарета стоит другая башня, пониже. Через нее можно пройти в Герцогский двор, где находятся здания музеев. Но я туда уже не ходил по причине недостатка времени.

Двор Пьяцца д’Арми очень приятен для отдыха. Интересно, что там есть статуя богемского Святого Яна Непомука (по-итальянски Сан Джованни Непомучено). Я полюбовался на старый герб города (не герцогства) Милана — сейчас в гербе остался только крест Святого Георгия:

Этот геральдический крест мне тоже очень понравился, более всего благодаря свирепой «физиономии» льва:
Здесь можно видеть не только камни, но и многочисленных голубей и котов:

Видимо, небольшие отверстия в стенах удобны голубям и котам для того, чтобы прятаться. Кстати, эти отверстия нужны не для военных целей, а для строительных — в них вставлялись детали строительных лесов.

И еще пара видов на прекрасный замок Сфорцеско среди деревьев:

Миланский Собор

Миланский Собор, конец XIX века

Миланский Собор, конец XIX века

Миланский Собор, как и некоторые другие Соборы Европы, строился очень долго — с 1386 года (при Висконти) по начало XIX века (а номинальной датой окончания считается вообще 1965 год). Пятая по величине церковь в мире (после соборов в Ямусукро, Риме, Лондоне и Севилье) расположена в самом центре Милана и является его символом. Это позднеготическое здание содержит множество шпилей и скульптур, мраморных остроконечных башенок и колонн, соединенных большим количеством парящих опор. Итальянцы называют его Дуомо.

Примечателен факт, касающийся высоты Собора. Шпиль имеет верхнюю отметку 106 метров и увенчан 4-метровой позолоченной бронзовой статуей Мадонны. В Милане существует декрет, согласно которому ни одно здание в городе не может быть выше, дабы не заслонять Богородицу. Владельцы более высокого (127 м) небоскреба «Пирелли», построенного в 1956–1960 годах, решили схитрить и поставили на своем здании копию статуи Мадонны. В 2002 году в верхние этажи небоскреба врезался небольшой любительский самолет. Знак свыше?

В Соборе насчитывается около 3,400 статуй; среди них мое внимание привлекла фигура Святого Варфоломея, с которого, как известно, содрали кожу — классический образец католического искусства с его очевидным экспрессивным натурализмом:

Несмотря на обилие разных элементов убранства, на меня интерьер Собора произвел впечатление довольно лаконичного, что мне понравилось. Не было ощущения чего-то «давящего».

Мой любимый сюжет религиозного искусства — тетраморф евангелистов (напомню: лев — Марк, орел — Иоанн, ангел — Матфей, телец — Лука):

Также я обратил внимание на декор одной из дверей, посвященный Богородице:
А на площади перед Собором стоит неизменный памятник Королю–объединителю Италии Виктору-Эммануилу II:

Театр Ла Скала

В театре я побывал не на оперном представлении, а на экскурсии. Не являюсь любителем оперного искусства, но Ла Скала — это нечто гораздо большее, чем просто театр. Это центр истории Милана; место, связанное со многими выдающимися людьми.

Здание построено в 1776–1778 годах на месте церкви Санта-Мария-делла-Скала, откуда произошло и название самого театра. Церковь, в свою очередь, получила название в 1381 году не напрямую от слова «лестница» (scala), а от покровительницы — представительницы рода веронских правителей по фамилии Скала (Скалигер) — Беатриче делла Скала (это как раз род Скалигеров получил название от лестницы).

Внешний вид театра, кстати, довольно скромный, хотя раньше (до строительства других театров) здание считалось одним из красивейших в мире:

К сожалению, во время экскурсии нельзя было фотографировать почти нигде, кроме зала, откуда попадаешь в партер:

И лестницы, где висят исторические афиши:

Зал Ла Скалы (даже, как во время экскурсии, пустой и полутемный) — то место, где ощущаешь большой эмоциональный всплеск. Это место действительно пронизано и пропитано гигантской энергией. Место, где происходило и будет происходить множество триумфов и неудач.

Я считаю нужным немного сказать об экскурсии, чтобы читатель мог иметь основания сделать вывод, пойдет ли он на нее, оказавшись в Милане. В течение экскурсии, помимо интересного (для меня, во всяком случае) рассказа гида, можно ознакомиться с несколькими экспозициями:
1) Коллекция старинных музыкальных инструментов.
2) Выставка итальянского народного театра Дель Арте (вообще-то это искусство было довольно грубым, но некоторые авторы — например, Карло Гольдони — его смягчили).
3) Портреты, разные предметы, в некоторых случаях бюсты, посмертные маски и даже слепки с рук людей, связанных с Ла Скалой — композиторов, певцов и певиц, антрепренеров и т.д.

Особенное значение для Ла Скалы имеет персона Джузеппе Верди. О том, каково было к нему отношение миланцев, свидетельствует тот факт, что когда Верди перед смертью тяжело болел, улицы возле его дома были устланы соломой, чтобы стук подков и шум проезжавших карет не беспокоил композитора. Кстати, Верди был не только композитором, но и горячим патриотом Италии, противником Австрийского господства. Интересно, что его фамилию можно было интерпретировать как аббревиатуру «Vittorio Emmanuele Re D’Italia», то есть «Виктор-Эммануил Король Италии». Так что когда в городе расклеивали патриотические листовки со словами Viva Verdi, австрийцы формально не могли придраться. Австрийцев тут, конечно, страшно не любили, и их власть была обречена на падение.

В то же время отмечу, что в знаменитом австрийском фильме про Императрицу Елизавету (Сисси) с Роми Шнайдер в главной роли есть интересная сцена. Императорская чета приехала в Милан и собралась посетить оперу в Ла Скале. Миланская знать нарядила в свои платья челядь и отправила в театр, тем самым выразив негативное отношение к Австрии и намереваясь спровоцировать скандал. Однако Елизавета благодаря деликатности и выдержке вышла победительницей из этой ситуации. Была ли эта история реальностью, или это вымысел, сейчас уже толком непонятно.

Эту часть повествования я завершу изображением памятника Леонардо (жизнь которого тесно связана с Миланом) с учениками напротив Ла Скалы:

Коммерческие заведения

Насчет написания этого раздела я, признаюсь, испытывал некоторые сомнения. Однако потом подумал, что без него моя передача облика Милана будет неполной, тем более что в сознании эта часть миланской жизни и архитектуры отложилась довольно существенно. Милан — город коммерческий, торговый и деловой. Здесь много помпезных зданий соответствующего профиля:

Самым знаменитым торговым заведением являются Галереи Виктора-Эммануила на площади Дуомо:

Это один из первых в Европе пассажей, построен в 1865–1877 годах (кстати, архитектор при строительстве погиб, что мне показалось фактом, накладывающим неприятный отпечаток на это здание). Здание пассажа имеет форму латинского креста с восьмиугольным центром, украшенным мозаиками, изображающими четыре части Света (Европа, Азия, Африка и Америка), а также аллегорическими изображениями искусства, земледелия, науки и промышленности. Сверху галерея покрыта куполом из стекла и железа.

В пассаже всегда оживленно, и там есть на что посмотреть при самых разных интересах.