Дьёр — эркерная и балконная столица Венгрии и город Святого Короля Ласло


Дьёр расположен примерно в 130 километрах к западу от Будапешта, в Северо-Западной Венгрии, неподалеку от границы со Словакией (в столицу которой — Братиславу — я попал позже). По-венгерски название пишется Győr; на этом примере замечу, что интересной особенностью венгерского языка является то, что если после буквы g идет буква y, то первая произносится не как «г», а как «дь». Население Дьёра около 130 тысяч человек. Его вряд ли можно назвать яркой достопримечательностью Венгрии. Чтобы высоко оценить и проникнуться этим городом, нужно найти какую-то особую черту, «изюминку». Я нашел ее в местном Соборе.

По улицам Дьёра

Новая Ратуша Дьёра

Новая Ратуша Дьёра

Исторический центр Дьёра представляет собой хорошо сохранившийся памятник городской планировки XVIII века. Множество красивых церквей, дворцов и зданий могут служить примером австрийского барокко. Дьёр входит в число четырех городов Венгрии, состоящих в Союзе барочных городов Европы.

Роскошное украшение на здании аптеки (корабль символизирует средство доставки веществ, используемых для приготовления лекарственных препаратов):

Отличительной особенностью Дьёрской архитектуры является большое количество закрытых балконов самой разнообразной формы, из-за чего Дьёр прозвали «городом балконов». Более всего в глаза бросаются многочисленные эркеры.

Площадь Сеченьи

Площадь Сеченьи — центральная площадь Старого города, окруженная великолепными барочными строениями.
Колонна Девы Марии была выполнена в 1686 году в стиле раннего барокко.

Колонна украшена гирляндами фруктов и фигурными рельефами, а по ее углам расположены скульптуры нескольких святых — Иоанна Крестителя, Антония Падуанского, Стефана и Леопольда. Колонну венчает фигура Марии с младенцем на руках, установленная на шикарном постаменте.

Богородица смотрит на церковь Святого Игнация, построенную в 1634–1641 годах. В 1667 году здесь были образованы монастырь и школа иезуитов.

В правой части снимка находится построенный в XVII веке красивый дом Ваштукош, которым в течение ста лет владели семьи городских судей:

На его углу, под эркером, можно найти так называемое «железное дерево»:

В городе историю его происхождения рассказывают по Гансу Христиану Андерсену: «На одной из улиц стоит железное дерево, как последняя память о древнем лесу на берегу Дуная. Странствующие подмастерья вбивали в его древесину свои гвозди, пока было на нем свободное место. И вот стало оно железным деревом, состоящим лишь из гвоздей. Такой дубины и у Геркулеса не было …». Правда заключается в том, что в 1833 году дом приобрел местный бакалейщик и, предположительно на манер венского «Stock im Eisen» (находится в Вене в непосредственной близости к Собору Святого Стефана), изготовил и установил перед входом в свою лавку собственный, обернутый в железо чурбан. Тот стал привлекать внимание публики.

Правее дома Ваштукош расположен Дом аббата:

Он известен также под названием Дом Апатур. Раньше здесь была резиденция аббата, а сейчас в здании находится исторический музей. Главный фасад дома великолепно украшен большим треугольным фронтоном, на котором изображен масонский символ «Всевидящее Око».

Памятник Аньошу Йедлику (1800–1895) — физику и электротехнику, и Гергею Чучору (1800–1866) — писателю и монаху:

Йедлик изобрел динамо-машину, а также, кроме много чего прочего, такое полезное устройство, как сифон. По этому поводу в Дьёре есть соответствующая фонтанная композиция:

Примечательные скульптуры и памятники

Одной из достопримечательностей Дьёра является скульптура «Ковчег Завета». На огромном постаменте, выполненном в стиле барокко, два ангела на поднятых над головами руках держат сокровищницу, на которой в круге золотых шестиконечных звезд и солнечных лучей покоится Агнец Божий. Он возлежит на Книге за семью печатями и левым копытцем придерживает позолоченную Глорию.

Скульптура установлена в 1731 году на площади Гутенберга по приказу Короля Карла III (Императора Карла VI) в знак примирения с католической церковью и горожанами. История гласит, что в 1729 году одного венгерского солдата заподозрили в многоженстве и мошенничестве. Под чужим именем он дезертировал из армии и укрылся в обители иезуитов. Беглый солдат переоделся в священника и спрятался в колонне Крестного хода, но преследователям удалось его опознать, и они бросились на колонну. В результате священник, несший Нлорию, уронил ее на землю. После этого случая Карл III решил искупить грех перед церковью и приказал на месте происшедшего инцидента установить Ковчег Завета.

Возле моста через реку Раба находится памятник венгру Миклошу Пальфи и австрийцу Адольфу фон Шварценбергу, под руководством которых в 1598 году Дьёр после четырех лет ига был отвоеван у турок:

Войско Священной Римской Империи под командованием Миклоша Пальфи и Адольфа фон Шварценберга 29 марта 1598 года подошло к Раабу (немецкое название Дьёра, принятое в те времена). Если учесть методы ведения войны того времени, то следовало бы ожидать многомесячной осады города. Но полководцы применили техническую новинку, изобретенную богемским аристократом Яном Перштейном — маленькую, но очень эффективную пушку особой конструкции, называемую петардой Перштейна. Солдаты подтащили это орудие к самым крепостным воротам Рааба и единственным выстрелом разнесли их. После этого город был взят штурмом всего за три часа.

На снимке видно, что Шварценберг держит в правой руке обломок флюгера с петухом на вершине. Согласно легенде, во времена турецкого ига городской наместник запугивал жителей Рааба тем, что власть турок будет длиться до тех пор, пока не запоет железный петух — установленный на крепостной стене флюгер в форме петуха. Тогда один из жителей города взобрался на эту стену и закукарекал. На следующий день к Раабу подошли войска освободителей. А петух теперь украшает один из городских фонтанов:

Река Раба, впадающая в Дунай (на месте впадения расположен Дьёр) не является особенно живописной; минутного взгляда вполне достаточно:

Церковь кармелиток построена в 1725 году; перед ней стоит памятник венгерскому поэту–романтику Карою Кишфалуди (1788–1830), основателю национальной драматургии.

Я не являюсь любителем современной скульптуры, но эта композиция под названием «Лодочник» мне понравилась:

Фонтан «Георгий Победоносец» представляет собой маленькую круглую чашу, в которой установлена бронзовая статуя Святого Георгия.

Скульптура имеет довольно необычный вид. Святой Георгий изображен стоящим с небольшим мечом в руках, а у его ног примостился маленький змей. На лице Георгия — выражение сомнения, и именно это чувство и борьбу с ним символизирует скульптура. Маленький дракон олицетворяет именно такой, на первый взгляд, небольшой порок, как сомнение. Но его последствия могут быть огромными.

Холм Капталан: Кафедральный Собор и Замок епископа

На холме Капталан возвышаются Епископский замок и Кафедральный Собор (слева и в центре фотографии):

Епископский замок представляет собой комплекс из епископского дворца, четырехэтажной башни и готической часовни.

Строение является примером сочетания барокко и готического стиля. Сегодня на территории замка обустроен краеведческий музей, а также небольшая выставка, организованная в честь епископа Вильмоша Апора. Его история меня глубоко тронула.

28 марта 1945 году в Дьёр вошли советские войска. В резиденции епископа, где имелся большой подвал, укрылись приглашенные им женщины, дети, старики и священники. Вечером 30 марта 1945, в Страстную Пятницу, несколько советских солдат заметили одну из девушек и погнались за нею. Выскочившие на ее крики епископ и его 17-летний племянник Шандор Палффи пытались остановить их и были застрелены. 2 апреля 1945 епископ Вильмош Апор скончался от полученной раны.

Почитание Вильмоша Апора как мученика очень быстро распространилось по всей Венгрии, невзирая на всяческие противодействия коммунистических властей. В 1997 году епископ был беатифицирован. Девизом епископа Вильмоша Апора было «Crux firmat mitem, mitigat fortem» — «Крест укрепляет слабого и смягчает сильного».

Кафедральный Собор Пресвятой Девы Марии выполнен в стиле барокко и был построен в начале XVIII столетия. Рядом с Собором находится монумент архангела Михаила, поражающего дьявола. В стенах Собора установлен гранитный саркофаг, где захоронен прах епископа Вильмоша Апора.

В Соборе мне особенно запомнились барельефы боковых алтарей:

Для меня Собор оказался той особой чертой Дьёра, о которой я говорил в начале статьи. Это связано с почитанием Святого Короля Ласло I из династии Арпадов.

В Соборе находится реликварий, представляющий собой серебряную с позолотой герму Короля Ласло. Это самое старое из сохранившихся доныне изображений венгерских Королей, которое было сделано примерно в 1400–1425 годах (гораздо более поздняя копия находится в Церкви Матьяша в Будапеште); корона добавлена в XVII веке. Насколько я понял, эта герма сделана из черепа Ласло I с использованием его посмертной маски:

Плечи Короля выполнены эмалью, что является первым использованием этой художественной техники в Европе.

При жизни (1046–1095) Король Ласло I был окружен широким почитанием, после смерти народ стал почитать его святым задолго до официальной канонизации, состоявшейся в 1192 году. День его памяти — 29 июля. Вокруг имени Короля Ласло I возник цикл легенд; его идеализированный образ рассматривался в Венгрии как образец идеального христианского Короля–Рыцаря.