Учитель сказал: В древности люди имели три вида недостатков, ныне же и этих недостатков уже нет. В древности люди своевольные могли себя сдерживать, ныне же своевольные безудержны. В древности люди самолюбивые владели собою, ныне же самолюбивые прикрывают стыд гневом. В древности даже глупцы отличались прямотой, ныне же и глупцы творят обман.
Конфуций. «Суждения и беседы» XVII.16.
Введение
Конфу́ций — древний мыслитель и философ Китая. Имя: Кун-цзы (孔子 Kǒngzǐ), реже Кун Фу-цзы (孔夫子 Kǒngfūzǐ: второй слог означает «Муж» как мужчина в старом употреблении); латинизировано как Confucius. Годы жизни: около 551 до Р.Х., близ Цюйфу — 479 до Р.Х., Цюйфу, царство Лу (современная провинция Шаньдун). В Китае его часто называют просто Цзы — «Учитель» (子); интересно, что этот же иероглиф означает «младенец». То есть мудрость китайцами рассматривается как свойство, близкое к восприятию мира младенцами. Конфуцианство выделяет Пять Постоянств праведного человека, среди которых важнейшими являются Жэнь (仁 rén) — человечность, И (义 [義] yì) — долг, Ли (礼 [禮] lǐ) — ритуал. Я читал книги Конфуция, и мне захотелось узнать, каким он был человеком. Поехав в Лу, увидел храм Конфуция, его жилье, повозку, платье и предметы ритуала; ученые в положенное время обучались ритуалу в его доме; я задержался там в раздумье, не в силах был уйти. Царей, как и людей достойных, в Поднебесной было много, они при жизни процветали, а умерли — и канули. Имя же Конфуция, простолюдина, уж более чем десять поколений на устах. Ученые его считают своим родоначальником. Все, кто в Срединном государстве, начиная с Сына Неба и князей, толкуют о шести искусствах, обращаются за истиной к Учителю. Могу назвать его самым великим из людей, достигших высшей мудрости.
Сыма Цянь, 145 или ок. 135 г. до Р.Х. — ок. 86 г. до Р.Х. «Старинный род Конфуция»
Конфуцианство является ключевым культурным феноменом Китая. Dнутри и за пределами Срединного государства cуществует много центров конфуцианства, которые служат распространению китайской культуры в мире. Кстати, в самом Китае не употребляется термин «конфуцианство»: это Учение именуется «школой служилых» — жуцзяо (儒教 rújiào). Насколько я понимаю, рядом с храмом Конфуция (который давно не действует и является музеем) находится как раз такой центр.
Храм Конфуция
Храм Конфуция (孔庙 Kǒng miào) в Пекине является вторым по величине конфуцианским культовым сооружением в Китае (первый по величине находится на родине Учителя в Цюйфу). Слово «мяо» (廟) означает в широком смысле храм или кумирню.
Храм был построен в 1302 году и использовался для почитания Конфуция до конца 1911 года. При династиях Мин и Цин его площадь увеличилась вдвое. Посещение Храма Конфуция удобно совместить с визитом в расположенный почти рядом буддистский ламаистский монастырь Юнхэгун.
К Храму Конфуция и Императорской академии ведет улица Гоцзыцзянь:
Храмовый комплекс состоит из четырех дворов, расположенных вдоль центральной оси «север — юг». С юга на север основные примечательные строения включают:
Врата Первого Учителя — Сяньшимэнь (先师门 Xiānshī mén). Здесь находится билетная касса:
Во дворе за Вратами Первого Учителя расположены три Павильона Каменных Таблиц. Еще 11 находятся во втором дворе. Их устанавливали в ознаменование событий государственного масштаба и значения.
Внутри храма находятся 198 каменных табличек, содержащих имена 51,624 учеников высокой степени цзиньши эпох Юань, Мин и Цин; а также 14 каменных стел, отображающих различные исторические документы Древнего Китая.
Интересно, что для обеспечения роста деревьев в крыше заботливо проделаны отверстия:
Врата Великого Достижения — Дачэнмэнь (大成门 Dàchéng mén):
Перед ними стоит статуя Конфуция. Титул Конфуция можно узнать благодаря информационным табличкам. Император Хайсан (монгольская династия Юань) даровал Учителю посмертный титул «Государь Великой Добродетели и Достижения», а в 1307 году — дополнительный титул «Государь людей грамоты с Великим Успехом и Высочайшим Моральным Достоинством». Добавлю, что 46-й потомок Конфуция, Кун Цзун-юань, получил в 1055 году от Императора Жэнь-цзуна (династия Сун) титул Яньшэн-гун (衍圣公 yǎnshèng gōng) — «Продолжатель Рода Совершенномудрого» (буквально: князь изобильной мудрости).
Лестница к Вратам Великого Достижения:
Слева в воротах установлены копии 10 каменных барабанов, созданных в эпохи династии Западная Чжоу и Цин. Над ними копия каменного колокола древней эпохи Западная Чжоу (XI–VIII века до Р.Х.), сделанная в XVIII столетии.
А также есть 24 алебарды — по 12 с обеих сторон:
Двор изобилует прекрасными деревьями в цвету:
За Вратами Великого Достижения расположена печь для сжигания жертв. Жертвой служил шелк.
Палата Великого Достижения / Дачэндянь (大成殿 Dàchéng diàn). Построена впервые в 1302 году; перестроена в 1411, затем в 1600 году. Окончательный современный вид приобрела в 1737 году, когда получила желтую (цвет Императора) глазурованную крышу.
Над входом висит табличка с надписью 萬世師表 (Wàn Shì Shī Biǎo Вань Ши Ши Бяо) — «Учитель и образец для всех поколений» (о Конфуции). В Дачэндяне находится алтарь, посвященный культу Конфуция. По обеим сторонам алтаря хранятся мемориальные таблицы Четырех Мудрецов и Двенадцати Философов (四配十二哲 sìpèi shíèr zhé) — они посвящены четырем канонизированным последователям Конфуция, которых звали: Янь Юань, Цзы Сы, Цзэн-цзы и Мэн-цзы; и двенадцати философам, ученикам Конфуция.
Есть большая коллекция старинных музыкальных инструментов и ритуальных предметов:
У подножия Палаты Великого Достижения находится еще один барельеф с двумя драконами, играющими жемчужиной.
Дракон — символ Императорской власти, что подчеркивает крайне высокий статус храма. Кроме того, это является аллюзией на древнюю (популяризированную в эпоху Хань) легенду, согласно которой Конфуций был сыном Черного Дракона и основателем новой, скрытой Черной династии (черный цвет в Китае представляет мудрость / тайну / преображение). Жемчужина, которой играют драконы, тоже символизирует мудрость.
К западу от Палаты Великого Достижения стоят каменные стелы, которые описывают Тринадцатиканоние (Шисань цзин 十三經 Shísān jīng), или Тринадцатикнижие — собрание авторитетнейших памятников древнекитайской мысли, канонизированных конфуцианством и являвшихся в традиционном Китае вплоть до начала XX века основой традиционной философии, науки, системы образования и государственных экзаменов. Состоит из 6,544 не повторяющихся иероглифов.
Есть также Молельня Великой Мудрости (Чуншэнцы 崇圣祠 Chóng Shèng cí); построена в 1531 году. Перед ней расположены еще одна статуя Конфуция, а также картина и стена с изображениями мудрецов:
В настоящее время Молельня служит местом небольших театральных представлений, представляющих ритуалы. Расписание 15-минутных представлений — начало в 10:00, 11:00, 14:00, 15:00, 16:00. Они весьма бесхитростные и создают приятную психологическую атмосферу.
В Храме Конфуция есть свой музей, в котором много интересных и познавательных экспонатов. К сожалению, большинство не имеет подписей на английском языке; но многое достаточно понятно и по облику.
Китайский бог войны Гуань-ди (при жизни звался Гуань Юй):
Любопытная достопримечательность храма Конфуция — старый кипарис. С ней связана легенда о том, что в эпоху Мин некий коррумпированный чиновник шел по двору, а кипарис сбил с его головы шляпу. Тогда люди поняли, что дерево способно различать добро и зло. И оно получило имя Чуцзяньбай (触奸柏 chù jiān bǎi) — Кипарис, поражающий пороки. Другой вариант — Бяньцзяньбай (辨奸柏 biàn jiān bǎi), то есть Кипарис, различающий пороки. Сейчас мало кто носит шляпы, поэтому проверить действенность сего кипариса, увы, проблематично.
Осмотрев Храм и Музей, я отправился по коридору, полному огромных стел, густо исписанных иероглифами, в следующую часть архитектурного комплекса — Императорскую академию.
Императорская академия
На золотой дощечке В списке сдавших экзамен Имя свое средь первых Тщетно ищу глазами. Рушатся, гибнут планы Сразу, в одно мгновенье! Где же стезя ненужных Блистательному правленью?
(отрывок)
Лю Юн 柳永 (950 — 1053).
Китайское название Гоцзыцзянь: 国子监 Guó zǐ jiàn (дословно: царство – сын – наставник / школа. Имеется ввиду, что дети, которые там обучаются, считаются в определенном смысле сынами государства, то есть Императора).
Государственные экзамены в Императорском Китае назывались «Кэцзюй» (科舉 kējǔ). Они были неотъемлемой частью системы конфуцианского образования, обеспечивавшей местным элитам доступ в государственный бюрократический аппарат. Система кэцзюй просуществовала (с перерывами) 1,300 лет: от создания в 605 (династия Суй) и до 1905 (закат династии Цин, за год до рождения последнего Императора Пу И). После 1400 года она представляла собой центральный элемент в культурной истории Китая.
Начиная с XVI века, представители китайского чиновничьего класса, сформированного при помощи этой экзаменационной системы, стали известны европейцам как «мандарины». Именно они, а не малозначительная аристократия крови, были подлинной элитой Китая — Ши (仕 shì). Господский класс назывался Шэньши (绅士 shēnshì); буквально — «ученые мужи, носящие широкий пояс» (символ власти в древности). Другими сословиями были:
● Нун (農 nóng) — земледельцы; причем, что любопытно, с ослаблением аристократических линий класс землевладельцев оказался наиболее близким к Ши. Категория нун не указывает на классовое разделение между владеющими землей и работающими на земле.
● Гун (工 gōng) — ремесленники и прочие работники.
● Шан (商 shāng) — торговцы.
В своем классическом варианте, утвержденном в начале эпохи Сун, система кэцзюй состояла из трех ступеней. Впоследствии, по мере увеличения территории страны в эпохи Мин и Цин, каждая из ступеней получила дополнительные градации. Учебный курс для так называемого первого поколения экзаменуемых включал испытания на мастерство владения «Шестью искусствами»: это письменные каноны и культурные практики (с полным исключением военных аспектов) — ритуал, музыка, документы / письмо шу, поэзия ши, гадание и, история чуньцю.
Императорская академия в Пекине — единственное такого высокого уровня учебное заведение, сохранившееся до нашего времени с древности. Это значительный архитектурный комплекс, включающий более сотни зданий.
Передние ворота называются Цзисяньмэнь (集贤门 Jíxiánmén) — Врата Собрания Мудрецов. Следующие за ними — ворота Тайсюэмэнь (太学门 tàixuémén), то есть Университетские Врата. Внутри них расположена декоративная глазурованная Мемориальная арка Люли Пайфан (琉璃牌坊 liúli páifāng).
Она построена в 1783 году и имеет три портала, четыре колонны и четырехскатную крышу в классическом китайском стиле удяньдин (无电顶 wú diàn dǐng). Надписи на таблице сделаны Императором Цяньлуном. Желтый цвет подчеркивает огромное значение, которое Августейшая семья придавала образованию в Старом Китае.
Рядом с Мемориальной аркой приютился веселый дракон (веселье тоже форма мудрости):
Зал Биюн (辟雍 Bìyōng), то есть Государев кабинет — центральный из пяти павильонов для занятий и лекций Императора. Находится к северу от арки Пайфан. Построен в 1783 году.
Он размещен на высокой квадратной платформе, окруженной круглым рвом: это отражает традиционное китайское представление о квадратной Земле и круглом Небе.
Двухъярусная крыша покрыта желтой глазурованной черепицей и увенчана позолоченным шаром, изображающим жемчужину. У Зала Биюн четыре двери, каждая соответствует стороне света. Через ров перекинуты каменные мостики, соединяющие Зал с двором, что символизирует расширения знаний.
В Зале Биюн находятся трон, кресло, ширма и другие предметы Императорской мебели, которые использовались Императором Цяньлуном, когда он приезжал в Академию читать лекции.
К западу и востоку от Зала Биюн стоят 6 небольших зданий «лютан» (六堂 liùtáng), содержащих в общей сложности 33 помещения. Это комнаты для занятий студентов.
Зал Основ Морали Илуньтан (彝伦堂 Yílúntang) расположен к северу от Зала Биюн. До постройки Биюна Императоры читали здесь лекции студентам. Зал не особо интересный (к тому же закрыт); ограничился фотографированием еще одной статуи Учителя.
К востоку и западу находятся 4 дополнительных зала Павильон Докторов Наук Бошитин (博士厅 bóshì tīng), где ученые и чиновники могли посвящать себя занятиям с документами, учебой, чтением книг и исследованиями.
Позади Зала Илуньтан стоит Павильон Почитания Единого Цзинъитин (敬一亭 Jìngyītíng); построен в 1528 году. К востоку и западу от него находятся конторы руководителя Императорской академии цзицзю (祭酒 jìjiǔ) и его помощника сые (司业 sīyè).
Сбоку Илуньтан примостились два странных мифических существа — возможно, это крылатые львы писю (貔貅 pí xiū):
Интересным оказалось то, что перед залом Илуньтан проходил какой-то конкурс танцев; к сожалению, я застал лишь его окончание.
Во дворе Академии мое внимание привлекли также несколько деревьев с именами.
Софора, вернувшаяся к жизни: так назвал это дерево Император Цяньлун. В 1751 году он готовился отмечать 60-летие своей матери. Проходя мимо давно засохшей софоры (посаженной то ли в XIII, то ли в XIV столетии), он увидел, что дерево вдруг зацвело. Государь даровал ему соответствующее имя.
Еще одна софора получила от Императора Цяньлуна имя Горбатая, так как была похожа на спину главного министра Лю Юна:
Это дерево именуется Шелковица на кипарисе. Кипарис был посажен при династии Юань. Впоследствии ствол опустел и оказался заполнен трухой. Семя шелковицы, занесенное птицей, проросло, дав жизнь новому дереву, проросшему в стволе старого.
Наконец, я посетил музей Академии, откуда несколько следующих снимков.
Восемь триграмм символизируют конфуцианскую концепцию гармоничной семьи. Перечислю их против часовой стрелки. ☰ (乾 Qián): Отец / Небо; ☷ (坤 Kūn): Мать / Земля; ☲ (離 Lí): Средняя дочь / Огонь; ☱ (兌 Duì): Младшая дочь / Озеро; ☴ (巽 Xùn): Старшая дочь / Ветер; ☶ (艮 Gèn): Младший сын / Гора; ☳ (震 Zhèn): Старший сын / Гром; ☵ (坎 Kǎn): Средний сын / Вода.
Поездка чиновника со свитой (хорошо видно, что по статусу это действительно аристократ):
Почтение к Учителю (я специально выделяю это слово, которое можно применить далеко не ко всем, кто формально носит это звание):