Легендарный город–страна Норумбега в Северной Америке


Норумбега (Norumbega, Norumbègue, Nurumbega, есть другие варианты написания; этимология достоверно неизвестна, хотя по одному из более или менее принятых объяснений это слово на языке индейского племени алгонкинов означает «тихое место между порогами» или «тихий участок русла реки») в географии XVI–XVII веков являлась легендарным поселением и страной–регионом в северо-восточной части Северной Америки. Подобно полумифическому топониму «Катай», название «Норумбега» использовалось для заполнения пустот в географических познаниях. Норумбега по сути была обозначением Нового Мира, представляющего людям новые возможности. Такой образ стал характерен для открытого для Европы в конце XV века Американского континента.

Первое появление топонима «Норумбега» на географических картах

Впервые это название (в написании «Оранбега») появилось в 1529 году на карте тосканского картографа Джироламо Верраццано (составлена по материалам путешествия его брата Джованни Верраццано, который, видимо, узнал о Норумбеге по слухам). Самым ранним известным в настоящее время указанием на посещение Норумбеги было сообщение французского мореплавателя Жана Альфонса, датируемое 1542 годом. Он докладывал, что достиг побережья к югу от Ньюфаундленда и открыл большой залив, переходящий в реку: было определено, что оный водоток имеет в ширину 40 лье в устье [кстати, совершенно невероятное значение, учитывая что 1 лье — до 1674 года — равнялся примерно 3.25 км] и выше по течению сохраняет ширину в 30–40 лье. Залив полон островов, выдвинутых на 10 или 20 лье в море. В пятнадцати лье выше по течению этой великой реки находится город Норомбега (Norombega), населенный мудрыми жителями, которые торгуют мехами всех видов. Сами они одеваются в соболиные меха. Люди эти используют много слов, звучащих подобно латинским. Они высоки, красивы фигурой и поклоняются солнцу. Страна, где находится Норомбега, лежит на возвышенности и имеет удобное расположение.

Закрепление топонима «Норумбега» на географических картах со второй половины XVI века

Впоследствии Норумбега часто показывалась на европейских картах Северной Америки и обычно располагалась западнее Акадии (французской колонии в Восточном Квебеке), где-то в северо-восточной части того района Америки, который позже стал именоваться Новой Англией. Предполагалось, что это богатый туземный город с прилегающей территорией. Норумбега фигурировала в изданном в 1548 году атласе венецианского картографа Джакомо Гастальди (редакция Географии Птолемея).

В легенду о Норумбеге внес весомый вклад английский моряк Дэвид Ингрэм, который заявлял, что, потерпев в 1568 году кораблекрушение, пересек Америку от Мексики до Новой Шотландии. В его рассказе Норумбега (которую он описывал как город Бега, где улицы шире лондонских, а дома имеют колонны из хрусталя и серебра) представляла собой классический Офир или Эльдорадо. Ингрэм якобы видел королей с рубинами длиной 6 дюймов; они носили серебряные цепи и хрустальные украшения, декорированные драгоценными камнями. Ингрэм созерцал жемчужины в таком изобилии, словно гальку, и везде золото и серебро были в избытке.

Норумбега была также показана на карте 1597 года работы фламандского картографа Корнелия Витфлита, автора первого атласа Северной Америки:

карта Корнелия Витфлита, 1597 г.

карта Корнелия Витфлита, 1597 г.

В 1602 году город и страна Норумбега присутствуют на карте великого нидерландского картографа Абрахама Ортелия (пожалуй, последнего крупного представителя картографической школы Возрождения):

карта Америки работы Абрахама Ортелия, 1602 г.

карта Америки работы Абрахама Ортелия, 1602 г.

фрагмент карты Ортелия

фрагмент карты Ортелия

Тщетные поиски Норумбеги в начале XVII века. Инерционное сохранение топонима «Норумбега» на географических картах до начала XVIII столетия и его последующее исчезновение

В 1604 году Норумбегу искал выдающийся французский путешественник Самюэль де Шамплен, который был уверен, что обнаружил указанные Альфонсом места. Он идентифицировал их как достоверно известную реку Пенобскот, протекающую между Аппалачами и заливом Мэн. Шамплен добрался до порогов Пенобскота в том месте, где позже появился современный город Бангор (штат Мэн), но отыскал только мелкие и бедные туземные деревушки. Однако название «Норумбега» по-прежнему можно встретить на многих картах XVII (например, на карте Виллема Янсзона Блау 1640 года как Norembega) и даже начала XVIII века (например, на карте Иоганна Баптиста Гоманна 1720 года как Norumbeag), как копии с более старых произведений.

 карта Иоганна Баптиста Гоманна, 1720 г

карта Иоганна Баптиста Гоманна, 1720 г

С середины XVIII века Норумбега окончательно исчезла с карт и из актуальной географической науки.

Перенос топонима «Норумбега» на объекты американского города Бангора. Теория связи Норумбеги с викингами

Во второй половине XIX века, в эпоху «историзма», название «Норумбега» стало использоваться в некоторых объектах города Бангора (который стал рассматриваться как в некотором роде «преемник» Норумбеги — по крайней мере, в территориальном аспекте): общественное здание Норумбега-Холл, парк Норумбега-Молл, Норумбега-Банк, поместье Норумбега-Касл и другие.

Тогда же появилась теория американского археолога Эбена Нортона Хорсфорда, связавшая Норумбегу с экспедицией викингов под предводительством Лейфа Эрикссона. Эта теория, в частности, зиждилась на наивной фонетической ассоциации топонимов «Норумбега» и «Норвегия».

Норумбега как отражение неоплатонических учений

Для меня наиболее интересным аспектом легенды о Норумбеге является ее таинственная подоплека, проистекающая через неоплатонические размышления Возрождения из мистики Средневековья. Название «Норумбега» встречается не только на вышеупомянутой карте Джироламо Веррацано, но и в его переписке с Себастьяном Мюнстером — немецким ученым–энциклопедистом, автором грандиозного свода историко-географических и биологических данных «Cosmographia». Оба ученых были неоплатониками, которые пытались ввести новый термин для обозначения мистических перспектив Нового Света. Но оно не прижилось — возможно, не только из-за географической недостоверности конкретного вымышленного места, но и из-за Контрреформации, во время которой иезуиты, защищая католическую веру, стерли с карт все неоплатонические названия. С рационалистической точки зрения иезуитов (фактически создателей точной науки в ее современной парадигме), карты должны отображать сотворенный Богом мир в точности, иначе может быть нарушен Его план творения.