Содержание
- 1 Площадь Марии Терезии
- 2 Внешние городские ворота (Ворота Героев)
- 3 Площадь Героев
- 4 Новый дворец
- 5 Старый дворец, Швейцарский двор и Швейцарский портал
- 6 Крыло Архангела Михаила
- 7 Двор Ин-дер-Бург
- 8 Крыло Леопольда, Крыло Амалии, Крыло Императорской канцелярии, Императорские апартаменты
- 9 Площадь Святого Иосифа
- 10 Церковь Августинцев
- 11 Альбертина
- 12 Дворцовый и Народный сады
- 13 Дом бабочек
Площадь Марии Терезии
На противоположной от Гофбурга стороне проспекта Бургринг находится обширная площадь Марии Терезии (Maria-Theresien-Platz). С боков ее окружают два очень похожих друг на друга роскошных дворца (отличия можно найти в скульптурном оформлении фасадов, соответствующих содержанию расположенных там музеев). В одном находится Музей природоведения, а в другом — Художественно-исторический музей. Будучи любителем нидерландской живописи, я получил много положительных эмоций от посещения Художественно-исторического музея.
Интерьеры обоих музеев разработал Карл фон Хазенауэр. Архитектурный ансамбль площади проектировал Готфрид Земпер. Комплекс Мария-Терезиен-плац успели закончить к 1889 году. Широкое пространство площади украшено изумрудными коврами газонов и темно-зелеными шарами мастерски остриженных фигурных кустов. Между музейными зданиями, в самом центре площади, возвышается ее «хозяйка» — сама Императрица Мария Терезия.
Грандиозная бронзовая композиция (создана в 1874–1888 годах) спроектирована архитектором Карлом Хазенауэром. Он разработал общий план монумента, а скульптор Каспар Цимбуш изваял все статуи.
Императрица восседает на пьедестале–троне двадцатиметровой высоты, в окружении четырех фигур, символизирующих ее добродетели: Мудрость, Силу, Сострадание и Справедливость. Вокруг трона установлены четыре конные статуи знаменитых полководцев: Людвига Кевенхюллера, Леопольда Дауна, Эрнста Лаудона и Отто Фердинанда. У пьедестала стоят государственные деятели и советники Марии Терезии.
Внешние городские ворота (Ворота Героев)
Внешние городские ворота (Äußeres Burgtor), расположенные между площадью Гельденплац и Бургрингом, открывают вход в дворцовый комплекс Гофбург.
Первые ворота на этом месте были построены в 1660 году как часть крепостного сооружения. В 1683 году во время Второй турецкой осады Вены, вокруг них велись ожесточенные бои. В 1809 году во время Пятой коалиционной войны солдаты Наполеона взорвали ворота.
Новые ворота были возведены в 1824 году по проекту архитектора Пьетро Нобиле в честь юбилея битвы народов под Лейпцигом, когда австрийские войска вместе с Россией, Пруссией и Швецией разбили армию Наполеона. Строительство осуществлялось солдатами Австрийской Императорской армии. Теперь пройти через ворота и войти в Гофбург мог любой.
В 1916 году в память о жертвах Первой Мировой войны на портале Внешних городских ворот были установлены медные лавровые венки, и они получили название Ворота Героев (Heldentor). Но это второе название сейчас официально не используется.
Площадь Героев
Грандиозная площадь Гельденплац (Heldenplatz), некогда сцена внушительных парадов, была построена в XIX веке, во времена правления Франца Иосифа I, пожелавшего разобрать бастион старых фортификационных укреплений напротив Крыла Леопольда как расширение Гофбурга в рамках проекта «Императорского форума» (Kaiserforum). Но поражение Австро-Венгрии в Первой Мировой войне в 1918 году аннулировало бóльшую часть этого грандиозного проекта.
Название «площадь Героев» появилось в 1878 году благодаря двум бронзовым конным памятникам австрийским полководцам — эрцгерцогу Карлу (1860) и принцу Евгению Савойскому (1865).
Полководческие таланты Евгения Савойского общеизвестны (он входит в число наиболее выдающихся и оказавших наибольшее влияние на военное искусство европейских полководцев XVIII века до периода Семилетней войны). А вот насчет эрцгерцога Карла я хочу отметить, что в Асперн-Эсслингской битве 21–22 мая 1809 года он одержал победу над самим Наполеоном Бонапартом. Эта битва была первым серьезным поражением Наполеона на поле боя. Правда, это не сказалось на общем неудачном для Австрии ходе кампании.
Новый дворец
Помпезный Новый дворец (Neue Burg) Гофбурга, расположенный справа от площади Героев, построен в 1913 году в стиле неоампир и является последним свидетельством власти Габсбургов. Он также планировался как часть колоссального «Императорского форума». В нем находится несколько примечательных музеев, среди которых меня особенно заинтересовали собрание старинных музыкальных инструментов (Sammlung alter Musikinstrumente) и коллекция средневекового оружия (Waffensammlung).
Старый дворец, Швейцарский двор и Швейцарский портал
В центре Гофбурга арсположен Старый дворец (Alte Burg), который впервые упомянут в документе Короля Рудольфа Габсбурга в 1279 году. Вероятно, это здание было возведено в 1275 году по указу Короля Оттокара II Богемского. От примитивного квадратного здания с четырьмя массивными угловыми башнями сохранился только Швейцарский двор (Schweizerhof). Здесь жила личная охрана Марии Терезии, состоявшая из солдат Швейцарской гвардии. Швейцарский двор открывают красивые ренессансные Швейцарские ворота (Schweizertor). Надпись 1552 года над порталом посвящена Императору Фердинанду I (с перечислением его главных титулов), начавшему обновление замка.
На фасаде слева от Швейцарских ворот размещена полихромная мемориальная доска (1536) с двумя грифонами, поддерживающими герб Фердинанда I как Римского [Германского] Короля (Императором он стал позже, в 1558 году). Любопытно, что именно грифон стал держателем щита Габсбургской Австрии. Также примечательно, что грифон является геральдическим символом российской династии Романовых.
Из Швейцарского двора через вход, который находится под лестницей Императорской капеллы (Burgkapelle), можно попасть в Сокровищницу (Schatzkammer), где собраны великие реликвии династии Габсбургов.
Крыло Архангела Михаила
Главный фасад здания крыла Архангела Михаила (Michaelertrakt), связанного проходом с двором Ин-дер-Бург, выходит на площадь Михаэлерплац (Michaelerplatz).
Интересной особенностью этой площади является стоянка фиакров (в Вене их несколько). Это особый тип конного такси, использовавшегося в Европе до изобретения автомобиля. Слово «фиакр» произошло от названия гостиницы Hôtel de Saint Fiacre («Отель Святого Фиакра») на улице Сен-Мартен в Париже. Сейчас больше всего фиакров (туристического назначения, само собой) можно увидеть именно в Вене; здесь, кстати, используется словесная форма Fiaker. Австрийские фиакры прославились в операх Иоганна Штрауса-сына и Рихарда Штрауса.
Окончание строительства крыла Архангела Михаила пришлось на 1889–1893 годы. Великолепный полукруглый фасад имеет высокий рустованный цоколь, двойные пилястры и по краям два фонтана с наивно-напыщенными названиями: левый — «Владычество Австрии на море» (1895), правый — «Владычество Австрии на суше» (1897).
Центральный корпус фасада, слегка выступающий вперед, занят большим вестибюлем с медным куполом. Три входа в здание украшены четырьмя мраморными группами, представляющими подвиги Геракла, а центральный портал обрамлен внушительной кованой решеткой.
Двор Ин-дер-Бург
Обширный внутренний двор прямоугольной формы, называемый Ин-дер-Бург (In der Burg), окружен ренессансными и барочными зданиями Старого дворца.
В центре двора Ин-дер-Бург стоит памятник Императору Францу I, воздвигнутый в 1842–1846 гг. У постамента расположены аллегорические статуи: Мир, Сила, Вера и Справедливость.
Крыло Леопольда, Крыло Амалии, Крыло Императорской канцелярии, Императорские апартаменты
Напротив входных ворот в Ин-дер-Бург, в южном направлении, находится Крыло Леопольда — Леопольдинишертракт (Leopoldinischertrakt), названное в честь Императора Леопольда I, построившего его в 1660–1670 годах. Сейчас это официальная резиденция президента Австрийской Республики.
Крыло Амалии, или Амалиентракт (Amalientrakt), построено в 1575–1611 годах по указу Императора Рудольфа II; в XVII веке дворец был существенно переделан. Этот дворец с характерной восьмиугольной башенкой с медным куполом назван он в память Императрицы Амалии, супруги Иосифа I, которая проживала здесь во время своего продолжительного вдовства (1711–1742).
Главным украшением является дворцовая башня 1764 года с лунными часами работы знаменитого датского ученого Тихо Браге, придворного астронома при Рудольфе II.
Крыло Императорской канцелярии, или Рейхсканцляйтракт (Reichskanzleitrakt), было возведено Йозефом Эммануэлем Фишером фон Эрлахом в 1726–1730 годах по желанию Императора Карла VI. Главный корпус здания, выходящий на Шауфлергассе, — проект Иоганна Лукаса фон Гильдебрандта (1723). Крыло использовалось в качестве резиденции знаменитых гостей Империи, а с 1806 года здесь находилась Государственная канцелярия.
Между крылом Амалии и Канцелярией расположены Императорские апартаменты, где находятся музей Императрицы Елизаветы и Серебряная палата (Silberkammer).
Площадь Святого Иосифа
На протяжении веков территория Йозефплац (Josefsplatz) использовалась под августинское кладбище, как площадка для школы верховой езды и парк. В 1722 году Император Карл VI в рамках общей программы преобразования Гофбурга построил здесь императорскую библиотеку, отчего это место стало называться Библиотексплац. Иосиф II, разобрав старую городскую стену, открыл тем самым площадь для публики. И после установки в 1807 году конной статуи Иосифа II (в облике римского триумфатора, одетого в тогу и с лавровым венком на голове) она получила современное название в его честь.
Площадь представляет собой квадратный двор, который заключен с трех сторон дворцовыми сооружениями Гофбурга в стиле позднего барокко.
Перед площадью Йозефсплац находится импозантный дворец Паллавичини (Palais Pallavicini). Простой классический фасад дворца на фоне помпезных строений выглядит очень элегантно. Нынешнее здание возведено в 1784 году. Красивый фронтон поддерживают четыре могучие кариатиды. Аттик украшен большим фамильным гербом Паллавичини (не путать его Двуглавого Орла с символом Австрии!), который удерживают две аллегорические фигуры.
Церковь Августинцев
Высокое здание церкви Ордена августинцев (Augustinerkirche) изначально построено в 1330–1339 годах; стилистически реконструировано в эпоху расцвета барокко, однако позже, при Императоре Иосифе II, церкви вернули ее готический вид. Здесь, по соседству с Гофбургом, проводились торжества по случаю коронации и обряды венчания, в том числе: Марии Луизы и Наполеона I (который, правда, сам не присутствовал, а прислал своего представителя), Франца Иосифа I и Елизаветы Баварской, кронпринца Рудольфа и Стефании Бельгийской.
Одним из величайших шедевров пластики эпохи классицизма в Вене является надгробный памятник Марии Кристины (любимой дочери Марии Терезии) работы Антонио Кановы (1805). Латинская надпись Uxori Optimae Albertus означает «Лучшей супруге. Альберт».
В Аугустинеркирхе находится «Склеп сердец»: здесь в серебряных урнах хранятся сердца 54 представителей династии Габсбургов (в склепе церкви Капуцинов похоронены их тела, а внутренности — в Соборе Святого Стефана). Однако попасть в этот склеп я не смог из-за неудобного расписания.
Особое внимание я уделил портрету последнего царствовавшего Императора Австро-Венгрии Карла I, который особо почитаем современными австрийскими и венгерскими монархистами.
Альбертина
Галерея Альбертина (Albertina) находится на площади Альбертина-плац (Albertinaplatz) в бывшем дворце Альбрехта, герцога Саксен-Тешинского и принца Саксонского (1738–1822). Это муж вышеупомянутой Марии Кристины.
Когда-то это была самая крупная городская резиденция Габсбургов. Сейчас здесь расположен уникальный художественный музей — собрание живописи, графики, фотографии и архитектурных моделей.
Начало музейному собранию было положено принцем Евгением Савойским — большим знатоком графики. Герцог Альбрехт продолжил дело принца. В 1795 году он приобрел дворец в центре столицы и перевез туда коллекцию. В 1796 году Император Франц II передал ему 370 рисунков Альбрехта Дюрера, в том числе знаменитого «Зайца».
В 1860-е годы фасад был реконструирован в историческом стиле. В этот период выстроили фонтан Альбрехта на площади. В 1899 году над фонтаном был установлен конный памятник эрцгерцогу Альбрехту (1817–1895). Кстати, его не следует путать с первым Альбрехтом, который не был эрцгерцогом. Эрцгерцогом был его приемный сын (и племянник) Карл, чьим сыном, в свою очередь, являлся этот второй Альбрехт.
Мне также понравились симпатичные детские скульптуры:
Дворцовый и Народный сады
На месте взорванного в 1809 году французскими войсками бастиона Император Франц Иосиф I повелел разбить небольшой парк в английском стиле. Он получил название Дворцовый сад — Бурггартен (Burggarten). Расположен между Опернрингом и восточным крылом Нового Гофбурга, рядом с Альбертиной. Некоторое время он служил личным садом Императора и его супруги Елизаветы. Спустя три года после смерти Франца Иосифа, в 1919 году, парк открыли для публики.
Дворцовый сад украшают два памятника. Первый изображает пожилого Франца Иосифа, который выглядит совсем не торжественным, а скорее грустным. Складывается впечатление, что он находится в тревожном предчувствии относительно будущего своей державы.
Другой памятник изображает Моцарта, и при взгляде на него возникает светлое радостное чувство.
С другой стороны комплекса Гофбурга находится Фольксгартен (Volksgarten), что означает Народный сад.
Возраст этого живописного ландшафтного сада составляет почти два столетия. Парк Фольксгартен был разбит на месте старинных фортификационных валов, разрушенных армией Бонапарта в 1809 году. С 1817 года возле площади Героев был обустроен небольшой французский сад для отдыха семьи и приближенных эрцгерцога.
По предложению городских властей частный сад был преобразован в общественный парк. Народный сад открылся 1 марта 1823 года. Вначале его посещали только аристократы, в парке даже существовала закрытая платная зона — «аристократический уголок» (Aristokraten-Eck). С течением времени Фольксгартен стал полностью общедоступным местом отдыха.
В удаленном уголке парка с 1904 года установлен мемориал Императрицы Елизаветы. Увековеченная в белоснежном мраморе одинокая Елизавета восседает на скамье–пьедестале.
Памятник Императрице отделен от гуляющей публики большим цветником и прямоугольным бассейном, и подойти к нему слишком близко нельзя.
Дом бабочек
Дом бабочек (Schmetterlinghaus) расположен в Пальмовом павильоне парка Бурггартен. Этот райский экзотический уголок существует с 1993 года. Тропические бабочки числом около 500 особей живут в красивом стеклянном здании начала XX века, построенном в Югендстиле. Чтобы бабочкам комфортно жилось, в павильоне воссоздана их природная среда обитания: посажены тропические растения; для поддержания влажности обустроены пруды и маленькие водопады; обеспечивается постоянная температура — около 28°C.
Фотографировать бабочек оказалось для меня довольно трудным делом, поэтому результаты моих усилий вышли скромными. Но это потому, что в период моего пребывания в павильоне бабочки находились в большой активности.
Не менее благоприятное впечатление произвели на меня многочисленные тропические растения ярких цветов.