Португальские монастыри в Алкобасе, Баталье и Томаре — роковые страсти, триумф военной победы и наследие тамплиеров


Монастырь Санта-Мария де Алкобаса

Небольшой городок Алкобаса расположен в бывшей исторической провинции Эштремадура примерно в 100 километрах к северу от Лиссабона. Центр городка, где протекает одноименная река (она возникает из слияния речушек Алкоа и Басы) и стоят дома, облицованные красивой плиткой, производит спокойное симпатичное впечатление.

Приоритетной целью гостей Алкобасы, однако, является не пребывание среди этих легких пейзажей, а знакомство с большим старинным монастырем Санта-Мария (Santa Maria de Alcobaça). Цистерцианский монастырь был основан в далеком 1153 году первым португальским Королем Афонсу I Великим. Собор аббатства — первое португальское здание в готическом стиле. Монастырь был расширен при Мануэле I и обновлен в духе барокко в XVIII веке.

Центральным сооружением монастыря является Собор — трехнефная базилика, чей фасад в 1725–1726 годах был частично переоформлен в стиле барокко.

При этом портал и окно–роза сохранили оригинальные черты готической архитектуры. Получилось любопытное смешение стилей. Скульптуры по сторонам от окна–розы (например, Юстиция с завязанными глазами), конечно, являются классикой барокко.

Примечательна Комната Королей, в которой можно посмотреть на скульптуры правителей Португалии и картины из азулежу, рассказывающие историю этой страны, начиная  с Афонсу I.

В интерьере мне запомнились две композиции. Во-первых (и это не главная деталь монастыря), сцена явления Девы Марии детям в португальском городе Фатиме в 1910 году. Это чрезвычайно популярный сюжет в искусстве Португалии.

Особенно порадовали ангелы с музыкальными инструментами. От этой композиции вообще веяло светлой позитивной энергией. Чего я не скажу о второй композиции.

В монастыре Алкобасы находится несколько королевских захоронений. В часовне Святого Бернарда покоятся Афонсу II и Афонсу III. По правую сторону трансепты расположен пантеон, где в гробницах XIII века (весьма скромного вида, что естественно для той небогатой и безыскусной эпохи) покоятся португальские Королевы Уррака Кастильская (супруга Афонсу II Толстого) и Беатрис Кастильская (супруга Афонсу III Булонского), а также несколько принцев, чьи имена неизвестны. Все они принадлежали Бургундской династии.

А самые знаменитые гробницы (посмотреть на них и приезжает большинство гостей монастыря) принадлежат Королю Педру I и его супруге (но не Королевского сана!) Инес де Кастро. Они находятся в трансепте церкви.

Саркофаг Педру I стоит на львах:
А саркофаг Инес де Кастро — на неких уродцах:

Я не буду подробно пересказывать историю этих двух людей, ибо она, на мой взгляд, слишком одиозна даже для нравов XIV века. Вкратце она такова.

Педру был сыном Короля Афонсу IV Храброго и Беатрисы Кастильской. В 1339 году был запланирован брак (дипломатического значения) между Педру и Констансой, дочерью кастильского Короля Хуана Мануэля. С ней в Португалию приехала фрейлина Инес де Кастро. Констанса умерла в 1345 году, родив сына Фернанду (он много позже стал Королем). Педру, давно полюбивший Инес, стал открыто жить с ней, причем еще до истечения традиционного траурного срока. Также Педру предоставлял братьям Инес, изгнанным из кастильского двора, важные посты в Португалии, что тревожило Афонсу IV и местную знать. Король опасался, что после его смерти португальский трон попадет в кастильские руки. В 1355 году Афонсу послал трех человек, чтобы найти Инес в Коимбре, где она была заточена. Убийцы обезглавили Инес на глазах одного из ее маленьких детей.

Взбешенный Педру восстал против отца. Спустя несколько недель был достигнут мир. Вскоре после этого Афонсу умер, Педру вступил на престол в 1357 году и начал поиски убийц Инес (они как раз изображены теми самыми уродцами под гробницей). В 1360 году он сумел заполучить двоих. После суда и обвинительного приговора Педру лично вырезал им сердца. Третий убийца сумел избежать казни.

Последующие события описаны в легенде, поэтому их достоверность вызывает большие сомнения. Спустя год Педру собрал во дворце вельмож и поклялся им, что был обвенчан с Инес. После этого ее труп перевезли из Коимбры, одели в королевские одежды и посадили на трон. На голову возложили корону, и все придворные должны были отдавать мертвой фаворитке королевские почести и целовать край ее платья. Вслед за тем она с чрезвычайной пышностью была погребена в Королевской усыпальнице.

Педру намеренно обустроил две гробницы — для себя и Инес — друг напротив друга, чтобы увидеть свою жену перед Страшным Судом. На мраморе гробниц выбито Até o fim do mundo — «До конца света».

Запутанные любовные отношения Педру I создали благодатную почву для борьбы за власть между его детьми. От Педру родились вышеупомянутый Фернанду I, у которого было много прозвищ — Прекрасный / Неразумный / Непостоянный; и внебрачный сын Жуан. Фернанду не оставил наследников мужского пола, из-за чего прекратилась Бургундская династия. Жуан стал магистром Ависского рыцарского ордена, а по итогам кризиса 1383–1385 годов — основателем новой династии на португальском троне, которая получила название Ависской. Именно этой династии было суждено привести Португалию к Золотому веку.

Монастырь Санта-Мария да Витория в Баталье

Доминиканский монастырь Санта-Мария (Santa Maria da Vitória na Batalha) в городе Баталья — одна из самых ярких достопримечательностей центральной части Португалии. Настоятельно рекомендую гостям этой страны посетить монастырь в Баталье, поскольку он, во-первых, представляет собой поистине грандиозное и эффектное архитектурное сооружение — готический шедевр; а, во-вторых, знакомит с важной вехой в истории Португалии. Монастырь можно назвать триумфальным символом независимости Португалии, которой эта страна добилась в тяжелейшей борьбе с могущественными врагами.

Возведение монастыря началось в интернациональном готическом стиле в 1385 году по обету Короля Жуана I в знак благодарности Деве Марии за одержанную португальцами (при помощи 600 английских лучников) победу над кастильцами в битве при Алжубарроте. Важность этой битвы такова, что в честь нее был назван город Баталья. Португальской армией командовал коннетабль Нуну Алвареш Перейра.

Шесть последующих Королей продолжили строительство обители. Строительство прекратилось в 1517 году, когда основные силы были переброшены на возведение монастыря иеронимитов в Белене (Лиссабон). В XIX веке в Баталье проводились масштабные восстановительные работы.

Необычное впечатление создает цвет сооружения: серовато-золотистый известняк со временем окислился и приобрел необычайное многообразие оттенков.

Фасадная сторона привлекает внимание благодаря замечательным узорам окон и порталу.

А боковые стороны привлекают ажурным изяществом шпилей и оград.

В центре тимпана главного портала изображен Христос в окружении евангелистов.

Во внутренней части монастырского комплекса находится клуатр (двор) с арками, отличающихся несколькими конфигурациями украшений.

Любоваться потрясающе искусной работой можно, по-моему, часами. В этом узоре на центральной вертикальной линии можно заметить знаменитую армиллярную сферу — навигационный прибор для измерения расстояний, который имеет колоссальную значимость для Португалии и входит как один из ключевых элементов в ее геральдику.

А в некоторых узорах просматриваются кресты рыцарского Ордена Христа, который был преемником Ордена тамплиеров на территории Португалии.

Каждая забавная физиономия на фонтане неповторима:

Важным местом монастыря является Часовня Основателя (Capela do Fundador). Вдоль стен капеллы, на широком ложе мраморного саркофага, покоятся увенчанные коронами фигуры Короля Жуана I и его супруги Королевы Филиппы Ланкастерской (к сожалению, из-за большой высоты постамента их скульптуры плохо видно). Король облачен в доспехи и держит в руке меч, Королева — в парадном одеянии. Сам саркофаг стоит на шести каменных львах. Брак Жуана и Филиппы ознаменовал установление многовекового союза между Португалией и Англией.

По периметру капеллы в нишах находятся гробницы членов Ависской династии.

В левой части снимка — саркофаг принца Энрике (Генриха) Мореплавателя, который являлся инициатором португальской навигационной школы и морских экспедиций.

Скульптурная сцена на тему Страстей Христовых увенчивает саркофаг принца Жуана, магистра Ордена Сантьяго и преемника Нуну Алвареша Перейры в должности коннетабля Португалии.

И Энрике, и Жуан (не только они) были детьми Жуана I и Филиппы.

Особенно искусно мастера стиля мануэло выполнили пантеон–ротонду — шедевр португальской архитектуры под названием Незавершенные Часовни (Capelas Imperfeitas).

Считается, что именно в монастыре Баталья появились первые в Португалии витражи, завезенные из Германии.

В одной из Незавершенных часовен находится саркофаг, увенчанный трогательным союзом скульптур Короля Дуарте (Эдуарда) I и его супруги Элеоноры Арагонской. Дуарте тоже был сыном Жуана I и Филиппы.

Восхитительный мануэлинский декор–орнамент на стенах:

В завершение отмечу, что в монастыре Батальи в бывшем помещении Капитула расположена португальская Могила Неизвестного Солдата (Túmulo do Soldado Desconhecido).

6 апреля 1921 года здесь были захоронены два португальских солдата, погибших в Первой Мировой войне — один во Фландрии, другой в Северной Африке. Над могилой постоянно горит светильник с маслом, сделанным из олив со всех регионов Португалии.

Замок–монастырь Ордена Христа в городе Томаре

Особняком среди португальских монастырей стоит средневековый крепостной комплекс Ордена Христа (Convento de Cristo), расположенный в городе Томáре (Tomar). По-португальски название города произносится как Тумар, но в русский язык уже прочно вошло произношение и написание через «о», которого буду придерживаться и я.

В 1118 году (задолго до того, как появился город Томар) была заложена крепость португальского отделения Ордена тамплиеров. В 1190 году замок успешно выдержал осаду мавров. Как известно, после 1312 года этот Орден был разгромлен во Франции (где находился его центр), но в Португалии сохранился, будучи по указу Короля Диниша I заново учрежденным под названием Орден Христа. С 1347 года Томарский замок стал служить резиденцией Великого магистра Ордена Христа. Позднее замок стал монастырем.

Трудно переоценить значение Ордена Христа для Португалии. Есть подозрение, что огромные богатства тамплиеров, не найденные французскими властями во время судебного процесса, были перемещены в Португалию и послужили источником финансирования морских экспедиций. Томарские рыцари, подобно своим ависским собратьям, приняли самое активное участие в заморских путешествиях португальцев. Васко да Гама и другие странствующие рыцари–томарцы плавали под парусами с эмблемой Ордена. Король Мануэл I, видевший в томарцах одну из опор Королевской власти, в качестве Великого магистра последовательно секуляризировал орден Христа. Его преемник Жуан III объявил пост Великого магистра наследственным среди Королей Португалии. В 1789 году Орден был окончательно секуляризован, в 1834 году было национализировано его имущество. После падения португальской монархии (1910 год) все старинные ордена были упразднены, но в 1917 году президент Португалии восстановил орден в качестве сугубо гражданской награды.

Знак Ордена Христа представляет собой белый латинский крест, вписанный в красный крест с расширяемыми концами. Увидеть его (в том числе в каменном варианте) в Португалии можно во множестве мест. Например, в качестве эмблемы ВВС.

Первый взгляд на стены Томарского замка–монастыря производит неизгладимое впечатление:

Монастырь окружает живописный парк–сад:

Не знаю, насколько удобно сидеть на такой скамейке, декорированной азулежу, но выглядит она красиво:

Некоторые сооружения комплекса под воздействием веков и природы превратились в руины.

Самое старое здание монастырского комплекса — круглая церковь, называемая шаролой или ротондой. Подобно лондонскому Темплю и другим тамплиерским церквям, она построена в подражание не столько храму Гроба Господня, сколько арабскому куполу Скалы (который крестоносцы ошибочно принимали за фрагмент Соломонова Храма).

Капители колонн сохраняют черты романского стиля. А вход в церковь оформлен в знаменитом португальском стиле мануэлино:

Этот стиль использован для декорирования монастыря, ибо в первых декадах XVI века при Короле Мануэле I здесь проводились активные работы.

Интерьер церкви–шаролы выполнен в течение XVI века:

Огромный предмет на стене, похожий на обращенный острием вниз карандаш — гонг:

Герб Португалии — на белом геральдическом щите изображено в форме креста пять малых синих щитов. На малых щитах изображено по пять серебряных безантов (простая гербовая фигура, по происхождению — византийская монета; представляет собой окрашенный золотом кружок (шар), символизирующий в широком смысле тепло, удачу и радость). По краям большого щита широкая красная кайма с семью золотыми зáмками.

Западный фасад церкви украшен тщательно вырезанными башенками–пинаклями и фигурами героического вида:

Окно Капитула на западном фасаде несет множество типичных мануэлинских мотивов:

Среди них разные растительные орнаменты и символы мореплаваний — канаты и кораллы. Человеческая фигура под окном, вероятно, изображает создателя окна — Диогу де Арруда.

В монастырском комплексе имеется несколько клуатров (внутренних дворов). Готический клуатр с первой половины XV века исполняет функцию кладбища:

Гробницы знатных членов Ордена расположены по периметру клуатра и украшены гербами:

Ренессансный клуатр Короля Жуана III, созданный в XVI веке:

И, поскольку я интересуюсь символикой, не могу не пройти мимо колоритного барельефа с изображением армиллярной сферы и герба Португалии, которые держат младенцы сурового (если не сказать — грозного) вида — на мой взгляд, вполне адекватный замку–монастырю художественный штрих:

В завершение — пара взглядов на расположенные в окрестностях монастыря районы Томара: