Дворец Мафра
Мое впечатление от португальского Королевского дворца Мафра (Mafra) можно охарактеризовать весьма популярным нынче, обтекаемым словом «неоднозначное». Размер дворца колоссален; форма и внешний вид, пожалуй, не отличаются оригинальностью; а содержание, на мой взгляд, довольно невнятное. Многое в нем вызвало недоумение и даже растерянность.
В 1711 году Король Жуан V дал обет, что если у него родится ребенок, он построит монастырь. 4 декабря того же года его супруга, Анна Австрийская, родила дочь Барбару, что впоследствии, начиная с 1716 года, инициировало строительство. Первоначально предполагалось построить скромное здание монастыря для 13 францисканцев. Однако тем временем в Португалию хлынули огромные объемы золота из Бразилии. В итоге проект претерпел существенные изменения. Жуан V решил построить роскошный дворец, задумывая его как грандиозный вызов испанскому Эскориалу. Мне это напомнило баварский дворец Герренкимзее, который Король Людвиг II строил как посвящение Версалю. Но там результат получился куда более успешным.
Мафра была последней крупной строительной задачей португальской Королевской власти — своего рода архитектурным манифестом ее величия. Строительство шло 13 лет и привлекло до 45 тысяч рабочих (из них 1,383 погибло). В итоге, однако, во дворце остались значительные недоделки, для устранения которых у Португалии после землетрясения 1755 года уже не хватило сил.
В 1807 году, когда Португалия была оккупирована наполеоновской Францией, здесь размещалась ставка французского полководца Жюно. Позднее его сменил вытеснивший французов английский полководец Веллингтон.
В результате получился комплекс площадью около 40 тысяч квадратных метров, 220 метров в периметре, с 1,200 комнатами, более чем 4,700 дверями и 156 лестницами.
В центре комплекса находится базилика, посвященная Богородице и Святому Антонию. Она окружена четырьмя квадратными башнями.
В церкви, как почти всегда у католиков, много статуй. Особенно запомнилась статуя Христа, несущего Крест:
В монастыре жило до 300 монахов Ордена Аррабида, ветви францисканцев. Они занимались лечебной деятельностью, о чем сообщает специальная выставка.
В 1834 году Королева Мария II распустила все религиозные ордена в Португалии, и францисканцы покинули Мафру. Некоторые неудачные особенности конструкции дворца привели к тому, что жить в нем было практически невозможно, поэтому до середины XIX века последние члены династии Браганса использовали его в качестве охотничьего дома (после Мафры королевские резиденции располагались сначала в Келуше, потом во дворцах Ажуда в Лиссабоне и Пена в Синтре). Среди этих особенностей можно назвать отсутствие отопления, а также то, что между кухней и столовой пролегало расстояние более двух километров (!), из-за чего еду на столы доставляли уже холодной.
В 1849 году вся бывшая монашеская часть дворца была передана военным, которые используют его (кроме небольшого числа доступных для туристов помещений) до сих пор.
Интерьеры дворца Мафра показались мне довольно безликими. Запомнились только несколько шпалер, бюст Жуана V и библиотека с 40 тысячами раритетных фолиантов, в которой несут бдительную охрану маленькие летучие мыши.
Самой интересной деталью дворца Мафра была экспозиция хищных охотничьих птиц.
Правда, поскольку они были на привязи, это вызвало довольно грустное ощущение.
Оживили ощущение также рыбки в бассейне:
Брошу последний взгляд на фасад дворца Мафра, от площади перед которым отходят лучи в сторону города.
Для меня важным историческим обстоятельством, связанным с дворцом Мафрой, было то, что именно отсюда 5 октября 1910 года, во время революции, последний Король Португалии Мануэл II с семьей отправился в приморский поселок Эрисейру, откуда лежал его дальнейший путь в изгнание.
Городок Обидуш
Городок (или, точнее, поселок городского типа) Обидуш (Óbidos) имеет население около 3,300 жителей. Поселение известно с XII века. Название происходит от лат. oppidum — «укрепленный город». Традиционно Обидуш передавался в качестве приданого многих португальских Королев, в частности: Урраки (супруги Короля Афонсу II), Изабел (супруги Короля Диниша), Филиппы Ланкастерской (супруги Короля Жуана I), Элеаноры Арагонской (супруги Короля Дуарте), Леоноры Ависской (супруги Короля Жуана II) и других. Это обстоятельство в моем восприятии придало Обидушу характер уютного городка, ассоциирующегося с теплом домашнего очага.
Самой яркой достопримечательностью (впрочем, отнюдь не «уютной») является замок, который приобрел нынешний вид в XV веке. Он давно необитаем, но от того не утратил привлекательность (возможно, даже наоборот).
Интересны Городские ворота, построенные около 1380 года. Они украшены панно из азулежу на библейские темы.
Церковь Святого Иакова основана в 1186 году по приказу Короля Саншу I. Церковь, построенная в римско-готическом стиле, была полностью разрушена в результате землетрясения 1755 года. Восстановлена в 1755–1778 годах. В настоящее время в здании расположен муниципальный концертный зал.
На следующем снимке из-за домов выглядывает верхушка церкви Иоанна Крестителя. Она была основана в 1309 году Королевой Изабел. В настоящее время в церкви расположен музей прихода Обидуш.
И небольшая галерея фотографий, сделанных во время кратковременного (из-за дождя) блуждания по уютным, утопающим в цветах улочкам и дворикам Обидуша:
Традиционная деревня Жозе Франку
В деревне Собрейру, расположенной неподалеку от Мафры, находится самобытная португальская достопримечательность — парк «Традиционная деревня Жозе Франку», которая названа по имени ее создателя.
Жозе Франку ((José Silos Franco; 1920–2009)) — португальский художник, гончар и мастер керамики — родился в бедной семье в Собрейру. У него было 15 братьев и сестер. Его родители были по профессии гончарами и всегда приобщали детей к этой творческой работе, тем более что прокормить такую большую семью было тяжело, поэтому вся семья трудилась над изготовлением посуды, блюд, кувшинов и небольших украшений. В 25 лет Жозе задумался о создании музея и постепенно, в свободное от работы время, начал конструировать миниатюрную деревню, где были бы представлены традиционные профессии и быт крестьян. Музей открылся в 1945 году.
Жозе Франку дружил с бразильским писателем Жоржи Амаду, чей дом в городе Салвадоре декорирован изделиями португальского мастера. Фраза Жоржи Амаду о его друге написана на памятнике, на котором Жозе Франку изображен с фигуркой ангела с гармошкой в руках:
José Franco. Artista do barro e da vida… Жозе Франку. Художник по глине и жизни…
Um grande homem do provo. Великий человек из народа.
Um português que nasceu com o dom misterioso da beleza e a distribui como um bem de todos. Португалец, что родился с таинственным даром красоты и блага, распространяемых для всех.
Жозе Франку называл себя самым счастливым человеком на свете — ибо жил так, как ему хотелось, и делал то, что ему нравилось.
В парке есть несколько детских аттракционов, поскольку дети — главные гости деревни.
В парке можно познакомиться с условиями жизни португальских крестьян в начале XX века: маленькие домики, церковь, мельница, магазин, мастерские и многое другое.
Есть там и сельская португальская школа:
Отдельного внимания заслуживают миниатюрные модели.
Вход в парк бесплатный — это принципиальная позиция Жозе Франку. Средства на содержание обеспечиваются за счет продаж сувениров (особенно керамики) и нехитрой пищи. На территории парка есть ресторанчики, собственная пекарня, где можно попробовать деревенский хлеб с колбасой, а также отведать местные сладости и вина.