На дороге к дворцу вновь густая трава поднялась, А в осеннем лесу ветви пышно цветами одеты. Я смотрю с высоты: предо мною бескрайняя даль, Но на чувства души не найду у придворных ответа.
Ли Ан, он же танский Император Вэньцзун (803– 840). «Надпись во дворце».
Содержание
Летняя Императорская резиденция Бишушаньчжуан
Основание Летней резиденции и краткая характеристика ее устройства
Примерно в 250 километрах к северо-востоку от Пекина в провинции Хэбэй находится город Чэндэ (承德 Chéngdé; по-монгольски Халуун Гол), который около ста лет служил летней резиденцией китайских Императоров династии Цин. К северу от Чэндэ простираются территории, некогда бывшие Маньчжурией (сейчас это несколько провинций Китая), а к северо-западу — обширный автономный район Внутренняя Монголия. В общей сложности в Чэндэ сосредоточено более 1,800 исторических памятников и культурных ценностей: например, так называемые Восемь Внешних Храмов, имевших важное значение для династии Цин. Из них я посетил два — Пунин и Малая Потала (Путоцзунчэн). Население Чэндэ составляет около 400 тысяч человек (вместе с пригородами на три миллиона больше).
В XVII веке эта территория была захвачена воинственным народом — маньчжурами, став плацдармом для их дальнейшего успешного наступления на Китай. Здесь была основана провинция Жэхэ, впоследствии упраздненная. Жэхэ переводится как «горячая / теплая река»; так из-за располагающегося поблизости горячего источника называлось маленькое поселение, которое затем преобразовалось в город. В начале XVIII века здесь, посреди живописной местности, окруженной горами, проживало не более ста семей различных национальностей.
Зимой 1701 года в этот тихий уголок Срединной Державы на охоту приехал цинский Император Канси. Заснеженные величественные горы и чистые реки покорили сердце Сына Неба, прибывшего из столицы (где в летний сезон царит жара; нередкой является температура 40 градусов), и он приказал построить здесь свою новую резиденцию. Строительство началось в 1703 году и завершилось 89 лет спустя. Новый Императорский курорт требовал огромный штат прислуги и обслуживающих учреждений, из которых впоследствии родился город Чэндэ, название которого переводится как «передавать [окружающим] добродетель [Императора]». Императоры Канси, Юнчжэн и Цяньлун ежегодно жили здесь примерно по полгода. Таким образом, на целый век Чэндэ фактически превратился во вторую столицу Цинской Империи. Резиденция получила название «Бишушаньчжуан» (避暑山庄 Bìshǔshānzhuāng), что в переводе с китайского языка означает «Горная вилла — убежище от [летнего] зноя». Для пояснения разложу его на составляющие: 避 bì — «убежище»; 暑 shǔ — «зной»; 山 shān — «гора»; 庄 zhuāng — «вилла».
В 1994 году дворцовый комплекс был внесен ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия. На сегодняшний день летняя Императорская резиденция является одним из крупнейших в мире сохранившихся до наших дней дворцово-парковых ансамблей. Площадь резиденции составляет 560 гектаров. Курорт состоит из дворцовой и парковой зон. О масштабах дает первое представление графическая схема:
Дворец и история династии Цин
Первый взгляд на дворцы Бишушаньчжуана вызвал у меня удивление. Дело в том, что выглядят они, скажем так, довольно невзрачно; совершенно не похоже на Запретный Город в Пекине, включая тот факт, что здесь крыши серые, а не желтые (китайский Императорский цвет).
Но это не должно разочаровывать. Предание гласит, что Император Канси хотел, чтобы летняя резиденция напоминала тихую маньчжурскую деревню. Однако такое выказывание равнодушия к славе и богатству было довольно лицемерным, учитывая, что 120 комнат дворцового комплекса обслуживало несколько тысяч слуг.
У меня нет интересного иллюстративного материала по дворцам, поэтому вкратце охарактеризую их для того, чтобы передать красоту китайского подхода к топонимике.
В Главном Дворце находятся:
— зал Бережливости и Спокойствия, где стены помещения отделаны деревом наньму, тонкий аромат которого отпугивал москитов в летний сезон;
— палата Овладения Четырьмя Знаниями, где Императоры встречали важных сановников, отдыхали перед церемониями и занимались будничными делами.
— зал Прохладных туманов и Небольшой войны, то есть жилые покои Императорской семьи, в том числе спальня самого Сына Неба.
Также в комплекс входят Дворец Сосны и Журавля и Восточный Дворец. Сюда можно пройти через Ворота Красоты и Справедливости и Полуденные Ворота.
Внутри Главного Дворца я сфотографировал трон (видно весьма скромное убранство):
Вывеска над входом в Дом Пелены Дождя Яньюйлоу сообщает его китайское название — 烟雨楼 (yān yǔ lóu):
Больше всего здесь меня заинтересовали репродукции двух портретов на стенах перед входом в один дворец. Созерцание их мотивировало меня к экскурсу в историю Императорской династии Цин; некоторые сведения я изложу ниже.
Список (соответствует четырем вертикальным рядам, слева направо):
1. Нурхаци (1559–1626).
2. Абахай (1592–1643).
3. Фулинь (1638–1661), правил под девизом Шуньчжи — Благоприятное правление.
4. Сюанье (1654–1722), правил под девизом Канси — Процветающее и лучезарное.
5. Иньчжэнь (1678–1735), правил под девизом Юнчжэн — Гармоничное и справедливое.
6. Хунли (1711–1799), правил под девизом Цяньлун — Непоколебимое и славное.
7. Юнъянь (1760–1820), правил под девизом Цзяцин — Прекрасное и радостное.
8. Мяньнин (1782–1850), правил под девизом Даогуан — Целенаправленное и блестящее
9. Ичжу (1831–1861), правил под девизом Сяньфэн — Вселенское процветание.
10. Цзайчунь (1856–1875), правил под девизом Тунчжи — Совместное восстановление порядка.
11. Цзайтянь (1871–1908), правил под девизом Гуансюй — Славное наследование.
12. Пу И (1906–1967), правил под девизом Сюаньтун — Всеобщее единение.
В одном из помещений дворцов есть бронзовая статуя Канси в боевом облачении маньчжуров (кстати, в Бишушаньчжуане был специальный участок, который использовался Цинами для старинных воинских развлечений — скачек, стрельбы из лука и т.п.):
Второй портрет — картина 1739 года работы иезуита Джузеппе Кастильоне. Этот монах с талантом живописца долго прожил при Императорском дворе и даже получил второе имя — Лан Шинин. Иезуитов в Китае жаловали, так как они хорошо разбирались в математике и составляли календари. Лан Шинин впервые познакомил китайцев с европейской живописью, а сам достиг высочайшего уровня в китайской традиционной живописи. В качестве примера приведу портрет Ипархан (уйгурское имя), или Сянфэй (китайское имя) — легендарной наложницы Императора Цяньлуна. Она попала в гарем, будучи плененной во время боя (в котором лично участвовала); стать женой Императора отказалась и, в конце концов, из-за депрессии покончила с собой. Чтима уйгурским народом как символ свободы.
Итак, династия Цин. Государство Великая Цин — многонациональная Империя, созданная и управлявшаяся маньчжурами, в которую позже был включен Китай. Согласно традиционной китайской историографии — последняя династия монархического Китая. При ней Срединная Держава достигла второго пика могущества. Первый (больший) был при основанной вождями степного народа табгачей династии Тан (618–907 гг. от Р.Х.), когда Китай контролировал территории от Кореи и Вьетнама до Каспийского моря. Любопытно то, что в обоих случаях могущество достигалось при династиях некитайского происхождения.
Айсиньгёро Абахай, восьмой сын Нурхаци (основателя Маньчжурского государства), в 1626 году был избран Великим Ханом. Кроме того, он получил от монголов Императорскую печать (весьма сомнительной аутентичности) чингизидовской китайско-монгольской династии Юань. Кстати, Айсиньгёро (愛新覺羅 àixīnjuéluó Айсиньцзюэло) — это фамилия маньчжурских правителей (что означает «Золотой род»), но обычно династию называют не по этой фамилии, а по новому названию–девизу Цин.
Первоначально маньчжурская династия называлась «Цзинь» (золото), от Империи Цзинь — бывшего государства чжурчжэней, от которых выводили себя маньчжуры. 5 мая 1636 года Абахай дал своим династии и государству новое название — Цин («Чистое»), как противопоставление соседнему китайскому государству Мин («Светлое»). К титулу «Хуанди» (Император), позаимствованному у Китая, Абахай присоединил монгольский титул «Богдыхан» (Священный Государь).
После гибели последнего китайского Императора династии Мин в 1644 году маньчжурские войска вошли в Пекин; всем его жителям было приказано обрить головы и оставить косу на макушке, что означало подданство государству Цин. Столица Цинского государства была перенесена из Мукдена в Пекин. 30 октября 1644 года Императором провозгласили шестилетнего Айсиньгёро Фулиня.
К слову, это событие формально упразднило Китай как государство. Далее он существовал как часть государства Цин. Но поскольку маньчжурский режим быстро китаизировался (причем со временем китайцам было разрешено переселяться к северу от Великой Китайской стены в Маньчжурию и Внутреннюю Монголию), эту страну вполне правомерно фактически считать Китаем.
Гимн Цинского Китая:
鞏金甌
承天幬
民物欣鳧藻
喜同胞
淸時幸遭。
眞熈皞
帝國蒼穹保。
天高高
海滔滔。
Крепите Империю Златую нашу,
Небом окормляемую!
Упокоится от забот весь мир,
Сплотившись в покое и радости,
Покуда правит Цин.
Империя наша светом озарена,
И границы наши велики и прочны.
Просторы расстилаются, безграничные.
Море ярится бурями.
В первой половине XVIII века Цинскому правительству удалось наладить эффективное управление страной, одним из результатов чего было то, что в этом столетии наиболее быстрые темпы роста численности населения в мире наблюдались именно в Китае. Однако Цинский двор проводил политику самоизоляции, что, в конце концов, привело к тому, что в XIX веке Китай был насильно открыт западными державами. Последующее сотрудничество с западными странами позволило династии избежать краха во время восстания тайпинов (1850–1864), проводить сравнительно успешную модернизацию и просуществовать до начала XX века, однако оно же послужило причиной растущих националистических (антиманьчжурских) настроений. В 1911 году началась либерально-националистическая Синьхайская революция. 12 февраля 1912 года вдовствующая Императрица Лунъюй отреклась от трона от имени тогдашнего малолетнего Императора Пу И. Была провозглашена Китайская Республика — национальное государство ханьцев.
Все дальнейшие попытки реставрации Монархии провалились. Пу И еще некоторое время правил государством Маньчжоу-Го (сателлитом Японии); в 1945 году попал в плен к советским войскам. В 1950–1959 годах сидел в китайском лагере «перевоспитания». Впоследствии работал в библиотеке, был членом политико-консультативного совета КНР.
Хочу подчеркнуть, что несмотря на все бурные перипетии китайской истории после 1911 года, там не произошло цареубийства — даже при коммунистах (Мао, кстати, личным распоряжением освободил Пу И и потом встречался с ним). Брат Пу И, Айсиньгёро Пужэнь (1918 г.р.), до сих пор (т.е. в 2014 году) живет в Китае.
Парк
Далее расскажу о парке. Парковую часть также можно разделить на озерную, равнинную и горную. В этом есть определенная подоплека, ибо такое устройство является моделью Императорской державы. Озеро символизирует власть на морях, а равнины и горы — на соответствующих природных ландшафтах.
Горы можно видеть вокруг парка, а по озеру лучше всего совершить плавание на лодке. Правят лодками люди с шестами, а вот за счет чего она движется, я не знаю. Никакого шума двигателя слышно не было.
Это плавание, благодаря великолепным пейзажам, придаст ощущение покоя и благодати.
Строения в приозерной зоне в основном построены по образцу подобных ансамблей в восточно-китайской провинции Цзянсу.
Во время моего пребывания в Чэндэ стояла туманная погода; это неблагоприятно для фотосъемки, но мне в принципе по душе. Есть свое очарование в таких видах, покрытых загадочной легкой мглой.
Есть на озере небольшой островок под названием Свет Луны и Звук Реки, на котором находится огороженный ансамбль построек с внутренними двориками, где любили отдыхать Императоры. Павильонам даны романтичные названия: Горный приют для уединения, Зал нефритовых сердец, Павильон прохладных ароматов и другие.
В Бишушаньчжуане можно увидеть дерево уникальное реликтовой породы гинкго, плоды которого китайцы называют серебряными абрикосами:
На озере встречаются небольшие огороженные пространства, предназначенные для выращивания лотосов. Но в октябре цветов уже не было.
Далее небольшая прогулка по равнинной части парка, где можно созерцать осеннее засыпание природы:
И еще обратил внимание на домики в монгольском традиционном стиле:
Но это вовсе не юрты кочевников, а туристский кемпинг.
Храм Вечного Благословения
Далее на пути попадается стела, воздвигнутая на спине мифического зверя:
Стела покрыта письменами на китайском, маньчжурском, тибетском и монгольском языках.
Неподалеку возвышается храм Вечного Благословения Юнъю-сы (永佑寺 yǒng yòu sì), на территории которого стоит 66-метровая пагода. Это семейный ламаистский (тибетский) храм династии Цин. Пагода насчитывает 9 этажей, что, согласно китайской нумерологии, соответствует Императорскому числу:
В Бишушаньчжуане не раз гостили Далай-Ламы и Панчен-Ламы — первый и второй ламы в тибетской буддистской иерархии. По данным ряда исследователей, Цинские Императоры были связаны с высшими тибетскими иерархами отношениями «чой — йонг» (наставник — покровитель).
Обзорная прогулка по городу Чэндэ
Улицы Чэндэ
Мое знакомство с Чэндэ началось с ресторана, который я не преминул зафиксировать фотосъемкой:
В Чэндэ заметно влияние монгольской и маньчжурской кухни, что означает обилие соленых блюд. Ресторан находится на улице, застроенной одно- и двухэтажными домами, которые могут создать о Чэндэ впечатление довольно тихого городка:
Но это не совсем так. Местами совсем не так. В действительности пейзаж в значительной мере формируют большие дома, особенно хорошо видимые со стороны реки (точнее, канала):
Первая часть моей самостоятельной прогулки по Чэндэ проходила как раз по берегам канала. Вода в нем очень мутная, но кто-то пытается ловить в ней рыбу:
Кстати, на заднем плане стоят дома с солнечными панелями на крышах. Правда, в дни моего пребывания в Чэндэ Солнце было скрыто сильным туманом.
Рядом с одной из набережных находится уютный парк отдыха, где царит исключительно приятная атмосфера, а люди всех возрастов проводят время за физкультурой и играми:
Горы Яньшань
Наиболее живописным элементом окружающего ландшафта в Чэндэ являются невысокие, поросшие лесом горы Яньшань (燕山 Yānshān). Они видны практически из любой точки города (если не заслоняют большие дома). Именно ради них (а не довольно заурядных городских строений) стоит прогуляться по Чэндэ.
Местами на горах видны участки стен — это, конечно, не Великая Китайская Стена (она находится гораздо южнее), а ограждения Императорских рекреационных территорий:
Особенно эффектен вид на горы со стороны канала и пересекающих его мостов:
Кое-где на глаза попадаются беседки–павильоны в классическом китайском стиле, венчающие вершины гор:
До ближайших из них можно дойти пешком (по благоустроенным дорожкам) за 15–20 минут. Небольшие усилия будут вознаграждены созерцанием красивых пейзажей. К сожалению, я не мог далеко видеть из-за туманов, но все равно рад тому, что имел возможность полюбоваться на горы Яньшань и город Чэндэ:
И еще взгляд наверх (туда я уже не дошел из-за дефицита времени) — на осеннюю природу Северного Китая:
Резюмируя свой рассказ о прогулке по Чэндэ, я могу констатировать, что это место прекрасно подходит для комфортного отдыха в течение нескольких дней, нацеленного на познавательное знакомство с главными достопримечательностями летней Императорской рекреационной области.