Нюрнберг — город I и III Германских Рейхов, Альбрехта Дюрера и фонтана «Корабль дураков»


31 августа 2009 года, находясь в поездке в Мюнхене, мне довелось посетить крупнейший город исторического германского региона Франкония — Нюрнберг (по-немецки Nürnberg, по-баварски Niamberg, на восточно-франкском диалекте Nämberch). Население его достаточно велико: сейчас около полумиллиона жителей, причем рубеж в сто тысяч он перешагнул уже в 1880 году. Впервые Нюрнберг был упомянут в 1050 году как Nuorenberc (Скалистая гора). Благодаря стратегически выгодному расположению на скалистом холме, доминирующем над достаточно плоской равниной, Нюрнбергская крепость стала укрепленной резиденцией немецких Королей и имела большое значение для всей Священной Римской Империи Германской нации.

Нюрнберг, конец XIX века

Нюрнберг, конец XIX века

Нюрнберг славится многими важными и интересными событиями. Например, 8 декабря 1835 году из Нюрнберга в Фюрт по железной дороге отправился первый поезд в Германии. Самый известный уроженец Нюрнберга — знаменитый художник времен Средневековья Альбрехт Дюрер. В Нюрнберге Петер Хенляйн изобрел карманные часы, а Мартин Бехайм — глобус. Естественно, важной вехой в истории Нюрнберга являются съезды НСДАП. Выстроенные там колоссальные постройки засняты в фильме «Триумф воли» Лени Рифеншталь и в других фильмах.

Хотя старая часть города была разрушена во время Второй Мировой войны более чем на 90%, самые важные исторические сооружения удалось отреставрировать. В частности, удалось восполнить разрушения в нюрнбергской городской стене, которая является самой длинной из ныне существующих в Германии. Старинная стена протянулась по меньшей мере на пять километров, и башен в ней сохранилось около 70, а раньше их было 128.

Сочетание наследия Священной Римской Империи и Третьего Рейха дало название экскурсии, в которой я принял участие: «Нюрнберг — город Империй».

Старый город

От стоящих напротив вокзала Ворот Богоматери (Фрауэнтор) берет начало Историческая миля, которая ведет в Старый город.

ворота Фрауэнтор

ворота Фрауэнтор

ворота Фрауэнтор, конец XIX века

ворота Фрауэнтор, конец XIX века

Пройдя над глубоким рвом по длинному 20-метровому мосту, мы попали в Ремесленный двор, приютившийся с внутренней стороны укрепленных каменных стен. Больше всего он напоминает миниатюрный город в старинном стиле. В одноэтажных домиках торгуют мастера-стеклодувы, гончары, чеканщики и пекари.

Церковь Святого Лаврентия

Быстро попался на глаза один из двух нюрнбергских храмов–близнецов — лютеранская церковь Святого Лаврентия (Лоренцкирхе), построенная в XIII веке и приобретшая современный облик в XV веке:

В градостроительном отношении Лоренцкирхе образует пандан (объект, парный к другому) к более старой церкви Святого Себальда и к Императорскому замку. Почему в городе оказалось два одинаковых собора, точно никто не помнит. В северной части Нюрнберга, на правом берегу реки Пегниц (Pegnitz), жили преимущественно дворяне, построившие для себя церковь Зебальдускирхе, а в южной, на левом берегу, обосновались купцы–бюргеры, посещавшие Лоренцкирхе. Может быть, из-за того, что оба сооружения строили примерно в одно время, или по какой-то иной причине, храмы получились похожими друг на друга, словно братья. Различаются они только нюансами декоративной отделки, при этом бюргерская церковь больше разукрашена снаружи и выглядит богаче, чем дворянский храм Святого Зебальда.

Лоренцкирхе, конец XIX века

Лоренцкирхе, конец XIX века

В Лоренцкирхе находится второй по величине в Германии церковный орга́н (самый большой — в Пассау, тоже в Баварии). Особенно впечатляют огромное витражное окно–роза на фасаде Лоренцкирхе и ажурный стрельчатый портал, сплошь покрытый каменной резьбой и скульптурами.

Фонтан добродетелей и фонтан «Мужичок с гусями»

В нескольких шагах от храма Святого Лаврентия расположился Фонтан добродетелей (Tugendbrunnen), которому больше 400 лет. Он был создан в литейной мастерской Бенедикта Вурцельбауэра в 1584–1589 годах:

Фонтан добродетелей

Фонтан украшают семь фигур, символизирующих добродетели (первые три — христианские; последние четыре — античные): 1) вера (держит крест); 2) любовь (мать с ребенком); 3) надежда (якорь); 4) смелость (лев); 5) мудрость, представленная как терпение (ягненок); 6) благоразумие / умеренность (кувшин и сосуд для питья); 7) венчает фонтан справедливость (фигура с повязкой на глазах, весами и мечом). Ангелы в среднем ярусе держат щиты с гербом Нюрнберга.

Другим симпатичным фонтаном является композиция «Мужичок с гусями» (Gänsemännchenbrunnen). Это самый старый сохранившийся фонтан в Нюрнберге; изготовлен мастером Панкрацем Лабенвольфом в середине XVI столетия:

Фонтан «Мужичок с гусями»

Река Пегниц и Госпиталь Святого Духа

После Лоренцкирхе идем в самый центр города по мосту. С него отлично видна еще одна романтичная достопримечательность города — Госпиталь Святого Духа, неизменно привлекающий внимание художников, фотографов и всех гостей Нюрнберга.

Привлекает тем, как величаво и грациозно он возвышается над рукавом Пегница, протекающего под изгибом арки в нижней части дома. Кстати, в 1424–1796 годах в Госпитальной церкви хранились некоторые Имперские реликвии, пока их не увезли в Вену — столицу Империи Габсбургов.

Госпиталь Святого Духа, конец XIX века

Госпиталь Святого Духа, конец XIX века

Старинные здания

Во время экскурсии можно было наблюдать различные старинные строения, формирующие архитектурный облик Нюрнберга:

Поскольку я интересуюсь геральдикой, хочу акцентировать внимание на гербах Нюрнберга:

Орел — основной элемент Малого герба Нюрнберга

Орел — основной элемент Малого герба Нюрнберга

Гарпия — основной элемент Большого герба Нюрнберга

Гарпия — основной элемент Большого герба Нюрнберга

Фонтан «Прекрасный источник»

Необычных фонтанов в городе очень много, но ни один из них не знаменит так, как «Прекрасный источник» на Главной Рыночной площади:

Над наполненной водой чашей возвышается огромная 18-метровая пирамида, напоминающая церковный готический шпиль. Местные жители уверены, что это и в самом деле шпиль, просто на дальнейшее строительство храма в то время не хватило денег, вот и поставили колонну над колодцем. Средневековые мастера постарались на славу, недаром второе название архитектурного чуда — Фонтан Сорока Фигур. Здесь и статуи–аллегории искусств, и святые евангелисты; Юлий Цезарь соседствует с Александром Македонским, Король Артур — с Карлом Великим; а в довершение композиции наверху пирамиды примостились ветхозаветные пророки во главе с Моисеем. Поражают великолепием яркие одежды, пышные балдахины, золоченые водостоки–пеликаны.

Но славу источнику принесло не только пышное убранство, но и маленькое медное колечко, непонятным образом вделанное в ограду. У кольца нет сварного шва, и снять его невозможно. По традиционному поверью «счастливое колечко» исполняет все желания, стоит только его трижды повернуть. Я не знал, что загадать, а пока думал, нужно было идти дальше.

«Прекрасный источник», конец XIX века

«Прекрасный источник», конец XIX века

Фонтан «Корабль дураков»

Забавный контраст с Прекрасным источником составляет фонтан «Корабль дураков» (навеяно, наверное, одноименными поэмой Narrenschiff Себастьяна Бранта 1494 года и картиной Het narrenschip Иеронима Босха примерно того же времени):

Церковь Фрауэнкирхе

Напротив Прекрасного источника стоит монументальная церковь Фрауэнкирхе, сложенная из кирпичей различных оттенков желто-коричневого цвета:

В ярких солнечных лучах (именно такая погода была в тот день в Нюрнберге) она показалась мне позолоченной. Местоположением и значимостью своей она как бы примиряет соперничающих Лоренцкирхе и Зебальдкирхе. Ее главная достопримечательность — часы с движущимися фигурками:

Рыночная площадь

Мы пришли на площадь как раз в полдень, благодаря чему имели возможность насладиться великолепным представлением. Под часовой звон по сигналу трубачей (один из которых темнокожий мавр) перед Кайзером Карлом IV, восседающим на троне, прошли семь облаченных в красное курфюрстов Империи — архиепископы Майнца, Кёльна и Трира, Король Богемии, пфальцграф Рейна, герцог Саксонии и маркграф Бранденбурга, демонстрирующие ему свою покорность. Согласно «Золотой булле» 1356 года именно эти семь электоров получили право выбирать Императора, который до 1543 года каждый первый Рейхстаг проводил именно в Нюрнберге.

Фрауэнкирхе мало пострадала во время бомбардировок Второй мировой войны; чудесным образом ее главный фасад сохранился целым.

На Рыночной площади стоит множество торговых палаток, в которых продают разные продукты, в основном овощи и фрукты, классические нюрнбергские колбаски (Bratwürstchen) — предмет особой гордости нюрнбергцев перед мюнхенцами, и всевозможные кондитерские изделия. Главный нюрнбергский эксклюзив, конечно, знаменитые лебкухены — душистые мягкие имбирные пряники, которые едят на Рождество. Нюрнберг ведь именуют еще пряничным городом.

Рыночная площадь Нюрнберга, конец XIX века

Рыночная площадь Нюрнберга, конец XIX века

Дом Пилата, Старая Ратуша, Дом Бехайма

После того как Рыночная площадь осталась за спиной, пологие улицы уступили место извилистым переулкам и лесенкам, взбирающимся все выше по склону замкового холма. Из-за каждого поворота на крутом подъеме появлялись нарядные фахверковые дома на высоких фундаментах, расчерченные ярким графическим узором коричневых и красных балок. По пути миновали дом Пилата (многие средневековые здания в Нюрнберге имеют имена, иногда очень необычные), который легко узнать по стоящей на его углу фигуре рыцаря — победителя дракона.

Сразу видно, что это Святой Георгий, а в блестящие доспехи он одет не случайно. Хозяин дома был богатым оружейником и таким образом рекламировал свою работу.

Интересно также посмотреть на здание Старой Ратуши, за которой расположен Дом Мартина Бехайма:

Памятник Мартину Бехайму на площади Терезиенплатц

Памятник Мартину Бехайму на площади Терезиенплатц

Кайзербург и вид Старого города

Наконец, мы достигли последней точки сопровождаемой гидом первой части экскурсии — Императорского замка Кайзербург:

круглая башня Зинвелльтурм и Капелла Св.Вальпурги

круглая башня Зинвелльтурм и Капелла Св.Вальпурги

башня Лугинсланд

башня Лугинсланд

Колодезный домик и здание секретариата

Колодезный домик и здание секретариата

Двойная капелла с «языческой» башней Хайдентурм

Двойная капелла с «языческой» башней Хайдентурм

башня Хайдентурм, конец XIX века

башня Хайдентурм, конец XIX века

К сожалению, именно здесь я испытал чувство, которому сложно подобрать определение; слово «разочарование» лишь отдаленно передает его. Пожалуй, скорее это была грусть. Грандиозное, похожее на зубчатую корону архаичное здание с обтрепанными временем толстыми стенами, жесткими, как рыцарский шлем, круглыми башнями, темными деревянными дверями, на которых висят гербы Нюрнберга со знаком особой важности — Имперским орлом: напоминание об эпохе, когда этой страной правили выдающиеся личности.

Сразу на ум приходит Фридрих I Гогенштауфен по прозванию Барбаросса, называвший Нюрнберг Castrum nostrum, то есть «Наш город». Его потомок Фридрих II, великий правитель, сделал Нюрнберг Имперским городом, то есть перевел его в непосредственное подчинение Кайзеру. Строитель Праги Карл IV из династии Люксембургов побывал в Нюрнберге более 50 раз.

ворота Шпиттельтор, конец XIX века

ворота Шпиттельтор, конец XIX века

Теперь это место показалось мне каким-то отчужденным, опустошенным. Что-то пропало из Кайзербурга… Очень глупо смотрелись тут всякие развлекательные заведения типа ресторана в виде большой пивной кружки прямо на крепостной стене. Неприятное впечатление, вероятно, мог бы сгладить Музей Императорских покоев, но у нас не было времени посетить его. В итоге нюрнбергский Кайзербург показался мне мертвым, как долина Фараонов.

Далее я поднялся на смотровую площадку, с которой Нюрнберг виден как на ладони. Вид Старого города согрел меня:

Памятник Альбрехту Дюреру

Потом я некоторое время прогуливался по улицам Старого города. Впечатление в целом неоднозначное. Особенно разозлила меня некая скульптура (1984 года) под названием «Дань уважения Дюреру» перед домом сего великого уроженца Нюрнберга — на деле это воплощенный образ современности, нагло паразитирующей на культуре предков. Увидев его издали, я уже приготовил фотоаппарат, но напрасно. Скульптура изображает гигантского зайца, который оказался монстром ростом со среднего бегемота; он ест не траву, а почему-то гвозди, проломил ящик, в котором сидит, а заодно кого-то придавил — по крайней мере, из-под него торчат бронзовые руки и ноги неведомого страдальца.

В конце концов, я предпочел остающиеся до сбора минут 10–15 провести в книжном магазине, специализирующемся на продаже материалов по искусству. Именно благодаря ему я узнал, что вышеупомянутое безобразие инспирировано знаменитой дюреровской работой начала XVI века, представляющей собой милого пушистого зайчика. Кстати, неподалеку стоит нормальный памятник Дюреру, выполненный в XIX веке:

А вот и сам Дом Дюрера:

Документационный центр истории Третьего Рейха

Вторая часть экскурсии «Нюрнберг — город Империй» была посвящена осмотру единственного уцелевшего на сегодняшний день объекта в Нюрнберге, связанного с Третьим Рейхом. Он представляет собой огромную кирпичную структуру. На ней вывеска, информирующая о том, что здесь расположен документационный центр истории Третьего Рейха.

Вернее, центр занимает только небольшую часть гигантского подковообразного здания вроде амфитеатра, который является незавершенной постройкой Конгресс–Халле НСДАП. Вышло так, что из всего архитектурного наследия Третьего Рейха здесь сохранился только недострой. Обширная окружающая территория 70 лет назад была полностью отведена под партийные мероприятия национал-социалистов, по-английски называемые словом «ралли». Сейчас тут парк и большой пруд, часть площади парка занята временной городской трассой Норисринг, которая прокладывается вокруг нее во второй половине июня и принимает различные автогонки.

Некоторое время я побродил внутри этого амфитеатра. Здесь было тихо, чуть прохладно из-за гуляющего ветерка. Царила атмосфера отрешенности от внешнего мира. В какой-то мере мне это нравилось. В музее было более или менее любопытно было посмотреть кое-какие фотоснимки и кинохроники. Но в целом я бы не стал никому рекомендовать этот объект к посещению.

Несомненно, Нюрнберг оставил след в моей душе, но я не могу сказать, что в тот момент позитивно проникся им, в отличие от почти всех мест, посещенных мной в предыдущие 10 дней турне. Отчасти сказалась накопившаяся усталость, отчасти — беглость экскурсий. Но со временем неприятные для меня черты Нюрнберга стерлись из памяти, и этот город засверкал в ней, подобно алмазу — как и подобает Городу Империй.