Под Внутренним городом Вены я имею в виду территорию между Дунайским каналом на севере и длинным полукольцом широких улиц, в названии которых присутствует слово «ринг» (круг, кольцо). Достопримечательности за пределами Внутреннего города Вены сконцентрированы в довольно узком хронологическом диапазоне (в основном это XVIII–XX века), зато отличаются большим разнообразием форм и стилей.
Дворец Шёнбрунн
Дворец Шёнбрунн (Schloß Schönbrunn, то есть «Прекрасный источник») расположен довольно далеко от центра Вены. Я не буду подробно сосредоточиваться на этом дворце, так как в моем восприятии он оказался в тени другого Императорского дворца — Гофбурга. Ограничусь несколькими описательными фразами.
Интерьер дворца ярко подтверждает его императорский статус — каждое помещение (общим числом 1,441) своеобразно и неповторимо. Мне больше всего запомнился Гобеленовый зал с сюжетами, чья популярность у нобилитета выглядит довольно забавно.
Помимо созерцания предметов роскоши и искусств было интересно также вникнуть в быт XIX века — в то, как и где обитатели дворца принимали пищу, обогревались, мылись, где одевались, где занимались письменной деятельностью. Интересны многочисленные предметы, среди которых мне особенно понравились кубки с изображениями на исторические сюжеты (коллаж с открытки):
В окрестностях Шёнбрунна особенно выделяется колонная галерея под названием Лорето, или Глориетта. Это тип небольшого садово-паркового сооружения — как правило, павильон с колоннадой; обычно венчает возвышенность или замыкает перспективу. Название представляет собой игру французских слов: gloriette («беседка») и glorieux («славный»):
Павильон построен в 1775 году по распоряжению Императрицы Марии Терезии в честь австрийской победы над армией прусского Короля Фридриха II в битве под Колином. Глориетта состоит из центральной части в форме триумфальной арки и боковых крыльев с полукруглыми арками. Колонны и фрагменты арок заимствованы у заброшенного замка Максимилиана II (эпоха Ренессанса) в юго-восточной части Вены. Сверху над центральной частью надпись: JOSEPHO II. AVGVSTO ET MARIA THERESIA IMPERANTIB. ERECT. CI)I)CCLXXV («Возведено в правление Императора Иосифа II и Марии Терезии. 1775»). Аттик павильона венчает изображение имперского орла
Парк Бельведер
Парк Бельведера — одно из моих самых любимых мест в Вене. Дворцово-парковый барочный комплекс Бельведер (Schloß Belvedere) — чудо архитектуры и ландшафтного дизайна. В состав этого красивейшего ансамбля входят два дворца, которые построил Иоганн Лукас фон Гильдебрандт, и прекрасный парк. Бельведер создавался по приказу знаменитого полководца принца Евгения Савойского, став его летней резиденцией
В Нижнем Бельведере (Unteres Belvedere), построенном в 1714–1716 годах, находились жилые покои принца. Сейчас здесь размещен музей барокко и средневекового искусства. В комплекс Нижнего Бельведера также входят бывшие дворцовые конюшни и оранжерея, превращенная в выставочный зал.
В Верхнем Дворце (Oberes Belvedere), построенном к 1722 году, сейчас расположен Художественный музей. В этом грандиозном здании раньше была приемная принца Савойского, в нем проходили торжественные встречи гостей. Сейчас под зелеными шатровыми крышами Верхнего Бельведера собраны бесценные коллекции австрийского и немецкого искусства периода XIX — начала XX века: исторические полотна, картины барбизонской школы и французских импрессионистов; произведения в стиле классицизма и романтики.
Парковый ансамбль в 1717 году проектировал архитектор Доминик Жирар. Его французское происхождение нашло отражение в планировке парка, соответствующей строгой геометрии (по образцу Версаля). Бельведерский парк включает просторные поля, террасы, фонтаны, каскады, ступенчатые переходы, бассейны, живые изгороди, цветники и аллеи.
Здесь много скульптур на мифологические темы:.
Лестницы декорированы скульптурами 12 мальчиков, которые символизируют месяцы (на снимке представлены летние месяцы).
Мне особенно понравились таинственные сфинксы. Их тайна для меня в том, что сколько я ни смотрел на разных сфинксов, мне все время мерещились меняющиеся выражения лиц.
В парке много красивых фонтанов с причудливыми скульптурами:
Будучи любителем геральдики, я не мог пройти мимо герба Евгения Савойского, изображения которого украшают как Верхний Бельведер, так и входные ворота.
Это герб принцев Кариньяно, каковой титул был создан герцогом Савойским Карлом Эммануилом I для своего младшего сына Томаса Франциска (деда Евгения) по названию города Кариньяно вблизи Турина.
В центре находятся два основных герба. Серебряный крест в алом поле — главный символ герцогства Савойского. Три золотые лилии в синем поле с красной косой балкой — герб французских принцев крови линии Конти (младшая ветвь дома Бурбон-Конде). Супругой Томаса Франциска была Мария, принцесса крови из дома Бурбонов, графиня Суассона и Дрё в своем праве.
Верхняя левая четверть большого щита: составной герб Кипра, относящийся к временам Крестовых походов. Золотой крест — Королевство Иерусалимское. Алый лев в сине-белом поле — династия Лузиньянов, королей Кипра. Алый лев в золотом поле — Королевство Армения. Алый лев в серебряном поле — Королевство Кипр.
Верхняя правая четверть и нижняя левая четверть большого щита представляют Савойское герцогство после Эммануэля Филиберта (1528–1580).
Верхняя правая четверть относится к Северо-западу современной Германии. Серебряный конь в алом поле — Вестфалия. Рутовая корона в черно-золотом поле — Саксония. Три алых листа водяной лилии (кувшинки) в серебряном поле — герцогство Энгерн.
Нижняя левая четверть относится к региону на стыке современных Италии, Франции и Швейцарии. Черный лев и черные гонты в серебряном поле — герб Шабле, северной провинции герцогства Савойского, примыкавшей к Женевскому озеру. Серебряный лев в черном поле — графство Аоста.
Нижняя правая четверть большого щита: поле сине-золотых клеток — графство Женевское; алая полоса над серебряным полем — маркграфство Монферрат.
Ввиду колоссальных заслуг Евгения Савойского перед Священной Римской Империей в его герб была включена актуальная символика Габсбургов (Австрии, Испании и Португалии), добавлены орден Золотого руна и львы-держатели. Герб увенчан княжеской короной.
Парламент, Новый Университет, Новая ратуша, Народный театр
Парламент Австрии был построен в 1874–1883 годах зодчим Теофилем фон Ганзеном. Архитектурный стиль явно апеллирует к античности, что дополнительно подчеркивает величественная статуя Афины Паллады перед зданием Парламента (как шутят венцы, мудрость находится за пределами парламента). Четыре фигуры, лежащие у подножия постамента, аллегорически изображают наиболее важные реки Австро-Венгерской Империи: Дунай и Инн спереди, Эльба и Влтава сзади. По сторонам расположены путти (маленькие мальчики в искусстве Ренессанса, барокко и рококо) на дельфинах. Женские фигуры, расположенные выше, олицетворяют законодательную и исполнительную власть (намек на матриархат?). Выше всех стоит Афина, богиня мудрости, в позолоченной эгиде и шлеме, держа в левой руке копье, а в правой — статуэтку богини победы Ники:
На улицу Рингштрассе фасадом выходит величественное здание Новой ратуши, которое было построено в период 1873–1883 годов. Дизайн соответствует модели Брюссельской ратуши в неоготическом стиле.
Ширина строения — 127 м, длина — 152 м. Симметричный главный фасад выходит на улицу и выделяется средним ризалитом. У главного фасада ратуши 5 башен: центральная — высотой 103.3 м, и 4 поменьше — по 65 м. На верхушке главной башни стоит железный страж «Ратхаусман», имеющий в высоту 3.5 м и представляющий собой знаменосца в латах, что выполнены по типу амуниции Императора Максимилиана I. У ее подножия расположена смотровая площадка, на которую удастся попасть, преодолев 256 ступеней (на что я, к сожалению, не сподобился). Следует отметить, что у каждого этажа своя высота. Подобный ход придуман для того, чтобы можно было невооруженным глазом распознать парадные и рабочие комнаты.
На площади перед Ратушей я обратил внимание на несколько памятников, которые изображают 8 великих деятелей австрийской и венской истории.
Сверху:
● Герцог Австрии Генрих II Язомирготт (1114–1177)
● Герцог Австрии Рудольф IV Великодушный (1339–1365)
● Фельдмаршал Эрнст Рюдигер фон Штаремберг (1638–1701)
● Архитектор Иоганн Бернгард Фишер фон Эрлах (1656–1723)
Снизу:
● Герцог Австрии Леопольд VI Славный (1176–1230)
● Граф Никлас фон Зальм (1459–1530)
● Архиепископ Эстергома и примас Венгрии, кардинал Леопольд Карл фон Коллонич (1631–1707)
● Юрист и экономист Йозеф Зонненфельс (1732–1817)
Также мне очень понравился дизайн памятника художнику Фердинанду Георгу Вальдмюллеру (1793–1865), одному из корифеев жанра бидермейер:
Современный главный корпус Венского Нового Университета был построен на Рингштрассе в 1877–1784 годах; в его облике использованы основные приемы архитектуры итальянского Возрождения.
В Университете есть внутренний двор, окруженный ренессансными аркадами. Бюсты выдающихся ученых позволяют ознакомиться с историей этого учебного заведения.
Примерно в центре внутреннего двора находится статуя с небольшим источником под названием Kastalia-Brunnen. Она создана в 1910 году Эдмундом Хеллером. В Древней Греции Кастальский родник почитался как священный источник бога Аполлона и муз, дарующий вдохновение поэтам и музыкантам. Позднее ему начали приписывать способность давать пророческую силу. Водой Кастальского источника омывались паломники перед посещением Дельфийского храма, а также прорицательница Пифия перед началом своих прорицаний. Топоним «Касталия» прославился благодаря знаменитому роману немецкого писателя Германа Гессе «Игра в бисер» — там он означает вымышленную страну, где расположены Орден интеллектуалов и Педагогическое ведомство. Главным достижением касталийской интеллектуальной жизни является «игра в бисер», по сути представляющая собой искусство сочинения метатекста, синтез всех отраслей искусства в одно, универсальное искусство.
Самое нелепое, что в XXI веке эта статуя оказалась инструментом феминистского скудоумия, так как тамошними идеологами стала интерпретироваться как способ акцентировать внимание на прискорбно малом числе женщин-ученых. Точнее говоря, в галерее славы во внутреннем дворе нет ни одной женщины. Интересно, а как трактовать имеющуюся тут змею?
Народный театр создавали по просьбе горожан, как гражданскую альтернативу чопорному придворному Бургтеатру.
Главным направлением деятельности Фолькстеатра до сих пор остается популяризация классики, однако ставят здесь и произведения современных авторов. Проект здания был разработан в эклектичном стиле маньеризма и венского Сецессиона. В здании с самого начала использовалось только электрическое освещение, были внедрены передовые для того времени театральные технологии.
Сецессион, улица Винке Линцайле, рынок Нашмаркт
Изначально здание выставочного зала «Сецессион» (Secessionsgebäude) принадлежало объединению художников под названием Secession. Это латинское название было дано объединению молодых художников после отделения в 1892 году творческой группы из 19 человек от Союза художников Австрии. Возглавил объединение «Сецессион» знаменитый художник Густав Климт. Здание было построено в 1898 году по проекту архитектора Йозефа Ольбриха.
Стиль Ольбриха (или стиль венского модерна) на годы вперед получил название Secession. Золотой ажурный купол здания выставочного зала виден издалека. Венцы в шутку называют его «золотой капустой» (на самом деле поверхность купола состоит из трех тысяч золотых листьев лавра). Фронтон украшен золотым девизом творческого объединения, придуманным венским критиком и историографом движения Людвигом Хевеши: «Времени — его искусство, а искусству — свободу» (DER ZEIT IHRE KUNST, DER KUNST IHRE FREIHEIT). В конце XIX — начале XX века члены объединения выпускали собственный журнал — «Весна священная» (VER SACRUM). Название альманаха такими же золотыми буквами увековечено на белоснежной стене. На фасаде здания изображены совиные орнаменты и головы Медуз Горгон, загадочным образом символизирующие творчество (от него, видимо, люди становятся каменными).
У восточной стены стоит колесница Марка Антония, запряженная бронзовыми львами. Кстати, в некоторых источниках по Вене этого деятеля древнеримской истории путают с Императором Марком Аврелием. Наверное, эта путаница обусловлена тем, что Марк Аврелий, в отличие от Марка Антония, имел отношение к Вене (римской Виндобоне).
Дома Отто Вагнера на улице Винцайле (Wienzeilenhäuser von Otto Wagner) — ансамбль из трех зданий в стиле модерн, построенных в 1898–1899 годах. Они расположены на левом берегу закрытого канала речки Вены вдоль набережной Линке Винцайле недалеко от рынка Нашмаркт. Это Майоликхаус (Linke Wienzeile, 40), Дом с глашатаями (Linke Wienzeile, 38) и угловой дом на Кёстлергассе, 3 (Köstlergasse, 3), которые стали частью проектируемого бульвара между Карлсплац и Шёнбрунном. Архитектор Вагнер спроектировал и построил эти дома, окончательно порвав с канонами Рингштрассе и идейно приняв лозунги Сецессиона: функциональное предназначение здания обусловливает его форму.
Дом с майоликой (Majolikahaus) был построен в 1898 году. Фасад дома украшен глазурованной майоликой, расписанной цветочными мотивами.
Керамическая плитка должна быть устойчива к смене погодных условий, а фасад здания должен легко очищаться от грязи и обладать высокими эстетическими свойствами — это одна из важных идей архитектора, которая соответствовала «моде на гигиену» того времени. На фризе здания размещены оригинальные барельефы львиных голов.
Фасад Дома с глашатаями (я неофициально назвал его Ruferinnenhaus, причем надо иметь в виду, что слово Ruferinnen означает глашатаев женского пола во множественном числе; их скульптуры представлены на краях карнизов) строится на контрасте оштукатуренной гладкой поверхности и декоративных позолоченных элементов (в том числе женских «модерновых» профилей на псевдопилястрах дома).
На улице Линке Винцайле находится еще несколько красивых или исторически примечательных домов. Например, здание театра An der Wien и дом, где расположено кафе Savoy.
Нашмаркт (Naschmarkt) – самый большой открытый рынок Вены, расположен на участке между выходом из метро Кеттенбрюкенгассе и Карлсплац. Существует с XVIII века. Под рынком течет, заключенная в трубу, маленькая (и мало кому известная) речка Вена. Отсюда и названия улиц, между которыми он стоит: Rechte Wienzeile и Linke Wienzeile, то есть Правая сторона (или Правый ряд) Вены и Левая сторона (или Левый ряд) Вены. По одной из версий название «Naschmarkt» переводится как «Рынок лакомств». Не могу сказать, что это выдающаяся достопримечательность австрийской столицы (поэтому ограничусь старым изображением), но заглянуть туда было довольно любопытно.
Старые павильоны метро, Городской парк, бывшее военное ведомство
В 1890 году архитектор Отто Вагнер работал над планом реконструкции Вены. Однако власти города приняли только проекты железной дороги (S-Bahn). Otto Wagner Pavillon — первый павильон городской железной дороги. Открыли его на станции Карлсплац в 1899 году. Наземные павильоны станции богато украшены цветочными орнаментами, выполненными в стиле модерн. В период 1976–1981 годов в ходе реконструкции Венского метрополитена старые наземные павильоны были перенесены на другое место.
Венский городской парк (Stadtpark) появился в 1860 году после сноса старых городских стен и строительства широкого проспекта Рингштрассе.
Городской парк оформлен садовником Рудольфом Зибеком по проекту специалиста садово-парковой архитектуры Йозефа Селлени в старинном английском стиле. Цветочные клумбы, поляны, экзотические деревья, большой пруд делают парк превосходным зеленым оазисом в центре города.
Изначально парк разбили на левом берегу реки Вена в 1-ом районе. Идея состояла в том, чтобы в парке был чистый воздух, живописные дорожки, кустарники и растения, цветочные клумбы. В 1862 году состоялось официальное открытие парка.
В 1865–1867 годах Иоганн Гарбен построил Курсалон в стиле итальянского Возрождения. В октябре 1868 года Иоганн Штраус-сын дал здесь свой первый концерт, и Курсалон сразу стал популярным местом проведения концертов и танцев. Помпезный и аристократичный облик Курсалона великолепно вписывается в парковый ландшафт.
С удивлением я узрел этот невзрачный ручей, который является тезкой блистательной Вены:
Также среди достопримечательностей Городского парка выделю Венский речной портал (Wienflußportal) постройки 1902–1906 годов.
В основном Городской парк не произвел на меня большого впечатления, но есть один объект, ради которого, по моему убеждению, его нужно посетить. Это памятник вышеупомянутому Иоганну Штраусу-сыну; от него исходит исключительная светлая эманация.
Несколько севернее Городского парка на Ринге (улица Штубенринг) стоит запомнившееся мне украшенное Двуглавым Орлом могучее здание бывшего военного ведомства. Оно построено в 1909–1913 годах. Перед зданием находится памятник фельдмаршалу Радецкому, который был перенесен сюда с площади Ам Гоф в 1912 году.
Дом Хундертвассера
Фридрих Хундертвассер (1928–2000) — выдающийся австрийский архитектор и живописец. Одним из ключевых мотивов его творчества была постоянно видоизменяющаяся спираль. Причем необходимо заметить, что источником вдохновения послужили картины больных шизофренией. Интересно, что любимое живое существо Хундертвассера — улитка с раковиной (домиком) на спине.
Хундертвассер считал, что нельзя жить в одинаковых домах: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него, куда хватит длины рук и кисти (не говоря уже о внутренности дома). Он возглавил несколько проектов по реабилитации бывших мануфактур — унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема. Как и знаменитый каталонец Антони Гауди, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из нее мозаику, расцвечивающую прежде ровную и унылую поверхность. Он также насаживал на дома золотые или голубые купола–маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев. Идея с «деревьями–квартиросъемщиками» не случайна: Хундертвассера занимала экология, и он считал, что предоставление деревьям и траве место в доме и на нем — хоть какая-то компенсация за урон, который индустриальное общество наносит природе.
Дом Хундертвассера (Hundertwasserhaus) — жилой дом, который содержит 52 квартиры, 4 офиса, 16 частных и 3 общие террасы, а также в общей сложности 250 деревьев и кустарников.
Напротив дома находится так называемая «Деревня Хундертвассера» — торгово-выставочный центр.
На некотором удалении расположена связанная с творчеством Хундертвассера галерея Кунстхаус:
Когда я первый раз увидел дом Хундертвассера (в 2008 году), испытал большой восторг. В 2019 году мое впечатление было более сдержанным. На мой взгляд, такие дома хороши как эксклюзив, как единичный объект. Если бы весь городской пейзаж состоял из подобного рода построек, подозреваю, следствием были бы массовые психические расстройства; и не зря я выше упоминал о шизофрениках. Чудачества могут вызывать у меня симпатию и уважение только в мире господства здравого смысла. Поэтому я посчитал благотворным соседством расположенный через улицу дворец Изящных искусств (Palais des Beaux Arts) 1908 года, который представляет стиль арт-нуво.
Дом Моря
Хотя в названии Haus des Meeres указано море, на самом деле в экспозиции водные существа (рыбы, кораллы, ракообразные, водоросли и прочие) занимают только часть, хотя и весьма большую и зрелищную. Архитектурно все это выглядит как башнеобразное, расположенное на возвышенности здание высотой с пятиэтажный дом, с круглой террасой наверху:
Аквариумы:
Помимо них, есть террариум для пресмыкающихся и земноводных, пространство для насекомых, а центральное место отведено тропическому саду:
Концептуально это некая реконструкция фрагмента тропического леса, по которому протянуты мостки и лесенки для людей и где обитают кое-какие тропические птицы и мелкие млекопитающие.
Примат игрунка; фото вышло только со спины:
Пратер
Завершу статью развлекательной темой. Пратер (Prater) — одна из достопримечательностей Вены, расположенная между Дунаем и Дунайским каналом. История Пратера началась в 1162 году, когда территория венского парка была подарена Императором Фридрихом I Барбароссой дворянской семье по фамилии Де Прато. Долгое время земля парка принадлежала частным лицам и использовалась для охоты. Только в конце XVIII века Император Иосиф II сделал Пратер общественным местом и разрешил благоустраивать для отдыха и развлечения населения. Очень быстро в парке появилось множество кафе, однако охота тут продолжалась вплоть до 1920 года. К 2008 году добираться до парка стало еще удобнее: на территории Пратера находятся три станции метро. Однако площадь парка (более 6 кв.км) заметно уменьшилась за счет стадиона, ипподрома и шоссе.
Парк развлечений Пратер (Wurstelprater) считается старейшим в Европе. Сейчас Пратер — современный мир развлечений. Горожане особенно гордятся старым колесом обозрения (Riesenrad), поскольку оно является самым старым в мире. Возведено колесо высотой 64.75 м в 1897 году англичанином Вальтером Бассетом. 15 красных кабинок колеса напоминают небольшие вагончики, 6 из которых предназначены для празднования особых торжеств.
На территории парка два колеса обозрения. Новое, насколько я могу судить, выше старого.
Пратер предлагает свыше 250 аттракционов, среди которых особенно выделяется гигантская цепочная карусель — Башня Пратер (Praterturm), высота которой 117 м (люди поднимаются на высоту 95 м), а скорость 60 км/ч. Я не отказал себе в удовольствии воспользоваться этой Башней. Однозначно рекомендую гостям Пратера последовать моему примеру.