Urbi et Orbi — фрагментарные заметки об одном дне в Риме


Из Римини в Рим. Древние сооружения и прочие достопримечательности центра Рима.

Urbi et Orbi — «Граду и Миру». Это древнеримское выражение я использовал в заголовке своего рассказа про столицу великой древней Империи, Папского государства, Итальянского Королевства и современной Италии. Несмотря на столь амбициозную фразу, на самом деле заметки мои весьма скромны и фрагментарны. Я знакомился с Римом суммарно в течение всего одного дня; естественно, это знакомство было поверхностным и точечным. Образно выражаясь, от большого, сложного и многообразного блюда под названием «Рим» я попробовал лишь несколько маленьких кусочков. И остался в исключительном восторге. Восхищение мое основано на необычном комплексном восприятии Рима как города эпически монументального и в то же время легкого и комфортного.

Из Римини в Рим

В Рим я приехал в рамках группового тура в конце сентября 2013 года, начавшегося в Римини. Дорога занимает чистого времени около 5 часов и проходит по территории трех итальянских областей — Эмилия–Романья, Умбрия и Лацио. Самой живописной частью я считаю умбрийскую — там, где Апеннины достигали наибольших высот. Но фотографировать там было слишком трудно. Поэтому покажу несколько снимков, сделанных уже в столичном регионе Лацио:

Эти виды тоже красивы, благодаря волнистому рельефу и обилию лесов.

Днем приехали в Рим — и сразу, как говорится, с корабля на бал, то есть с автобуса на экскурсию. График вообще был очень насыщенным, включая автобусно–пешеходную экскурсию по ночному городу. Но об этом позже. В своем рассказе я разбил достопримечательности Рима на несколько блоков, в зависимости от тематики, истории или географии.

Памятники Древнего Рима

Пользуясь хронологическим принципом, вначале поведу речь о Древнем Риме. Напомню, что Рим был основан в 753 году до Р.Х. (дата спорная, но сейчас это, в принципе, не важно). Большое число археологических памятников обусловлено не только и не столько древностью Рима, сколько его статусом столицы гигантской державы. Причем «вес» Рима был таков, что его население превышало население всех других городов Апеннинского полуострова, вместе взятых. В Древнем Риме на пике его могущества жило больше миллиона человек!

Колизей

Наиболее представительный и узнаваемый объект Древнего Рима — Колизей, колоссальный (его название по одной из этимологических версий как раз происходит от этого слова) амфитеатр постройки второй половины I века от Р.Х. Этот период как раз соответствует апогею власти Римской Империи. Колизей — материальное воплощение знаменитого популистского лозунга «хлеба и зрелищ!».

Колизей был частично разрушен землетрясением в XIV веке, после чего его стали активно разбирать на строительный материал. Но до сих пор это здание сохраняет величественный масштаб. Конечно, его назначение заслуживает осуждения: трудно и страшно вообразить, сколько людей и животных было убито и искалечено на его арене в течение нескольких веков. Но я бы хотел обратить внимание на другое: амфитеатр вместимостью более 50 тысяч зрителей был организован так, что его заполнение и опустошение происходило всего за 15 минут! Это яркий пример римского порядка, до которого европейская цивилизация никогда не доходила. Я бывал на современных стадионах и знаю, сколько времени сейчас уходит на выход всех зрителей.

Большой Цирк

Неподалеку (минут 10 ходьбы) от Колизея находятся руины Большого Цирка:

Он был построен в далеком 329 году до Р.Х. и являлся самым большим ипподромом Империи. Но его «изюминка» в другом: в еще более древние времена, на заре истории города, на этом месте состоялось примечательное легендарное событие под названием «похищение сабинянок» (далее я специально изложу эту легенду в несерьезном стиле). Почему-то у древних римлян в давний период истории города возник дефицит женщин. Тогда они похитили женщин у соседнего латинского племени сабинов, мужчины которых были опьянены на устроенном римлянами пиру. Протрезвев, сабиняне разгневались и отправились в поход на Рим. Во время упорной битвы, когда победа клонилась в сторону сабинов, на поле боя явились женщины — новоявленные римлянки, и упросили своих бывших соплеменников оставить их. Что ж, если эти женщины инстинктивно мечтали о великом будущем для своих потомков, то этот выбор был оптимальным.

Форумы

Следующий важный объект — Форумы:

Это слово происходит от древнеримского foris, то есть «за пределами». Имеется в виду «за пределами своего дома», то есть публичное место. Здесь находились храмы, рынки, площади, то есть элементы политической, религиозной и экономической жизни Рима. Здесь же была Большая Клоака — часть обширной системы городской канализации; название стало нарицательным. И еще отмечу, что здесь находился небольшой храм (сейчас руины) под названием «Пуп города» — центр Рима. Учитывая менталитет римлян, можно сказать, что это был Пуп Земли.

Триумфальная арка

Триумфальная арка Константина — один из ключевых памятников Древнего Рима, бесконечное число раз воспроизведенный последующей европейской цивилизацией в XIX веке:

Арка возведена при Императоре Константине в начале IV века и примечательна тем, что это единственная римская триумфальная арка, построенная по случаю победы в гражданской войне. Ее можно считать ярким показателем упадка Империи, раздираемой внутренними конфликтами.

Пантеон

Наконец, еще один памятник Древнего Рима, о котором я сообщу в своем рассказе, является «мостом» между античностью и христианской эпохой. Это Пантеон.

Рядом с Пантеоном стоит древнеегипетский обелиск; всего в Риме их 13. Почти все они в знак принадлежности новой эпохе увенчаны крестами. Но вернусь к Пантеону. Это храмовое строение создано в 125 году от Р.Х. при Императоре Адриане. Великолепный образец древнеримского строительного искусства, который с легкостью держит купол диаметром 43 метра. Держит посредством бетона — материала, который является изобретением римлян. Купол необычен тем, что в его середине есть отверстие диаметром 9 метров. Благодаря ему в солнечную погоду центр храма как бы пронизывает столб света. Что касается дождя, то если он мелкий, то капли выдуваются наружу из-за сильного восходящего потока воздуха. При интенсивном дожде вода стекает по полу в специальные отверстия.

В начале VII столетия Пантеон стал христианской церковью Святой Марии и Мучеников. По легенде под алтарем хранятся кости мучеников, свезенные сюда на 28 телегах. Сейчас тут есть мемориалы Рафаэля и двух итальянских Королей — Виктора–Эммануила II (ему посвящена надпись «отец нации», ибо при его правлении состоялось объединение страны в 1861 году) и Умберто I. Стены храма декорированы очень редким красным веронским мрамором.

Обелиск на постаменте-слоне

И в завершение античного раздела продемонстрирую еще один обелиск (неподалеку от Пантеона), который мне понравился благодаря постаменту–слону:

Он расположен в центре площади Минервы (это римское название древнегреческой богини Афины Паллады). А любопытен сей памятник тем, что именно он послужил прообразом слона на тонких длинных ножках, который виден на заднем плане одной из самых знаменитых картин Сальвадора Дали под названием «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения». Сам же памятник создан в 1667 году итальянским скульптором Джованни Бернини. Предполагается, что источником вдохновения при создании скульптуры могла стать ксилографическая иллюстрация из анонимного романа конца XV века «Гипнэротомахия Полифила». Обелиск был перенесен из бывшего храма Исиды. Местные жители называют эту скульптурную композицию il pulcin della Minerva, так как слон напоминает поросенка.

Разные достопримечательности центра Рима

В этом разделе покажу несколько запомнившихся мне мест в центре Рима, между собой географически не связанных.

Площадь Навона

площадь Навона, конец XIX века

площадь Навона, конец XIX века

Площадь Навона по форме напоминает стадион — и, действительно, в античные времена она использовалась для спортивных мероприятий. Площадь являлась излюбленным местом для ярмарок, праздников и отдыха римлян. Главными украшениями площади являются церковь Святой Агнессы (середина XVII века) и три фонтана. На снимке церковь и фонтан Мавра:

У здания церкви интересная особенность — изогнутый фасад. Это, можно сказать, фирменный стиль архитектора Франческо Борромини. Я не очень разбираюсь в таких тонкостях, но слышал, что эту изогнутость зодчий считал проявлением Божественного Духа (называл ее Божественной волной).

Второй фонтан посвящен Нептуну:

А третий — самый выдающийся. Он называется фонтан Четырех Рек (Fontana dei Quattro Fiumi); символически изображает главные реки четырех известных в середине XVII века частей мира — Нил (Африка), Ганг (Азия), Дунай (Европа) и Ла-Плату (Америка). В центре расположен египетский обелиск. Покажу несколько фрагментов фонтана.

Ганг держит длинное весло в знак судоходности реки:
Ла-Плата восседает на куче серебряных монет (слово «плата» по-испански означает «серебро»); справа Дунай:
Дунай, как ближайшая к Риму река, держит в правой руке Папский герб:

Нил опознается по характерному признаку — лицо закрыто тканью в знак того, что никто не знает местонахождение истоков этой реки.

Лев (видимо, из Африки):

Площадь Венеции и монумент объединению Италии

Ее название происходит от дворца, где располагалось посольство Венецианской республики; об этом можно догадаться по ее гербу над порталом. С балкона над порталом любил выступать Бенито Муссолини, чьи театрально–ораторские способности всем известны.

Напротив венецианского дворца стоит монумент, посвященный объединению Италии:

Монумент поистине грандиозный (монструозный). Он называется Витториано в честь Короля Виктора–Эммануила II, чья 12-метровая бронзовая статуя находится в центре. Королевскую фигуру окружают шесть 6-метровых статуй, олицетворяющих итальянские ценности: бронзовые Мысль и Действие и мраморные Жертвенность, Право, Сила и Согласие.

Неподалеку от площади стоит симпатичная церковь Святейшего Имени Марии на Траянском форуме (я запомнил ее в том числе из-за непривычно сложного названия):

Капитолийский холм и деревья Рима

После мемориала Витториано мы пришли на Капитолийский холм, к Палаццо Сенаторио. Это мэрия Рима, перед которой стоит бронзовая статуя Императора Марка Аврелия:

Там я впервые обратил акцентированное внимание на символ, который можно встретить в Риме повсюду. Это, пожалуй, самая знаменитая аббревиатура в европейской цивилизации, исходящей корнями от Рима: S.P.Q.R., то есть, вероятно, Senatus Populusque Romanus («Сенат и граждане Рима»). Хотя точное значение доподлинно не известно. Огромно влияние Рима на европейскую и российскую историю — через религии, государственный строй (республику и Империю), язык и письменность, право, философию, технологии, искусство и многое-многое другое.

Сравнивая со многими европейскими столицами, Рим нельзя назвать городом, изобилующим древесной растительностью. Тем не менее, во многих местах (в том числе и на крышах домов) радуют взор красивые деревья. Говорят, что символом Древнего Рима был дуб — и сейчас в городе их почти нет. Символом средневекового Папского Рима был вяз, и их тоже почти нет. Символом Королевского Рима был платан, а символом Рима Муссолини — средиземноморская сосна пиния (есть даже написанная в 1924 году симфоническая поэма «Пинии Рима»). Их в городе очень много, равно как кипарисов, олеандров и многих других красивых деревьев.