Город Мостар в Центральной Герцеговине — славянские краски мусульманского мира


Мостар и гора Хум (с 33-метровым крестом на вершине)

Мостар и гора Хум (с 33-метровым крестом на вершине)

Мостар (население около 105 тысяч) — крупнейший город исторического балканского региона Герцеговина. Я посетил его в сентябре 2016 года в рамках экскурсии из черногорской Будвы (она включала также расположенные недалеко от города Требине монастыри Герцеговачка-Грачаница и Тврдош).

Хочу отметить, что мой интерес к этому городу выходил далеко за рамки присущего некоторым туристам принципа «коллекционировать» страны. Я прежде никогда не был в странах мусульманской культуры; к тому же впервые знакомился с Балканским полуостровом и, в частности, с территорией бывшей Югославии. Поэтому был настроен весьма любознательно. Однако экскурсия произвела не слишком благоприятное впечатление. Во-первых, расстояние между Будвой и Мостаром очень большое (более пяти часов езды в одну сторону) — поэтому очевидно, что нельзя было бы рассчитывать провести много времени в Мостаре. Но, во-вторых, оказалось, что много времени там не очень-то нужно. Примечательных объектов там, на мой взгляд, мало; а увидеть особенности славянско-мусульманской культуры оказалось проблематично. Хотя я видел людей (главным образом женского пола) в мусульманской одежде (в том числе самого закрытого типа), но это были исключения. В основном же восточный колорит проявлялся в форме шумной базарной торговли в историческом центре — то, что мне не слишком по душе.

Тем не менее, я постараюсь вкратце поведать о полученных впечатлениях. А поначалу хочу представить несколько изображений Мостара в конце XIX века.

общий вид на Мостар, конец XIX века

общий вид на Мостар, конец XIX века

общий вид на Мостар, конец XIX века

общий вид на Мостар, конец XIX века

река Неретва, Мостар, конец XIX века

река Неретва, Мостар, конец XIX века

Мостар, набережная Неретвы и Старый мост, конец XIX века

Мостар, набережная Неретвы и Старый мост, конец XIX века

Старый (Римский) мост, Мостар, конец XIX века

Старый (Римский) мост, Мостар, конец XIX века

Кривой мост, Мостар, конец XIX века

Кривой мост, Мостар, конец XIX века

Мостар, Турецкий квартал, конец XIX века

Мостар, Турецкий квартал, конец XIX века

кафе в Мостаре, конец XIX века

кафе в Мостаре, конец XIX века

Также хочу обратить внимание на топоним «Герцеговина». Это современная историческая область на юге государства Босния и Герцеговина. Название Герцеговины происходит от венгерского herceg — «воевода». Оно связано с боснийским феодалом Степаном Вукчичем Косачей (1404–1466), который в 1448 году принял новый титул (воеводы и герцога) и послал Императору Фридриху III сообщение, под которым подписался «Герцог Святого Саввы, правитель Захумья и Приморья». А также он потребовал, чтобы Боснийский Король признал этот титул. Впоследствии его владения, составлявшие средневековую область Хум, получили название Герцеговина.

герб Герцогства Святого Саввы

герб Герцогства Святого Саввы

Во времена турецкого владычества название закрепилось за образованным на хумских землях Герцеговинским санджаком.

В настоящее время Мостар относится к мусульманско-хорватской автономии — Федерации Боснии и Герцеговины. Мусульман в городе проживает несколько меньше половины, а хорватов — чуть больше. Исторически город состоял из двух частей, населенных разными этно-религиозными общинами — боснийской мусульманской и хорватской католической, разделенными рекой Неретвой. Сейчас этот раздел имеет условный характер.

Главная достопримечательность Мостара, которая породила его название — Старый мост (Stari most). По неизвестной мне причине в прошлые века этот мост западными гостями назывался Римским. Пешеходный арочный мост через реку Неретву в наши дни представляет собой современную копию оригинального сооружения, полностью уничтоженного хорватскими комбатантами в 1993 году. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мост был построен в 1557–1566 годах в период Османской Империи при Султане Сулеймане Великолепном под руководством архитектора Мимара Хайруддина-младшего (Мимар — это не имя, а «зодчий» на турецком языке). Конструкция состояла из 456 известняковых блоков. Сводчатый пролет моста имел длину 30 метров и ширину 4 метра. Интересно, что восстановление Старого моста было произведено по аутентичным технологиям середины XVI века.

В XVII веке по обеим сторонам моста были сооружены крепостные башни: Тара и Халебия.

Башня Халебия (правый — западный — берег Неретвы):

башня Халебия

башня Халебия

Башня Тара (левый — восточный — берег Неретвы; вид с восточной стороны); она много выше Халебии:

башня Тара

башня Тара

Поэт Дервиш-паша Баезидович в XVI веке сравнивал мост с радугой. А турецкий географ Хадзи-Калфа считал, что свод моста «удивит всех мастеров мира».

Одним из развлечений туристов и традиционным заработком специально подготовленных жителей города являются прыжки в Неретву (вода в которой весьма холодная) с центра Старого моста. Высота прыжка зависит от уровня воды в реке и варьирует от 24 до 30 метров. Первое письменное свидетельство этой традиции относится к 1664 году. Сейчас эти действия поставлены, как говорится, на широкую ногу; при мне велась профессиональная видеосъемка. На мосту и берегах реки стояли толпы зрителей.

Виды вдоль берегов Неретвы привлекают внимание главным образом благодаря мечетям. Для меня такой городской пейзаж был в новинку.

Есть две основные версии происхождения названия реки (обе, по-моему, сомнительные). По одной – это название придумали греки, устроившие в нижнем течении реки свою колонию. Тогда название звучало чуть иначе — Нарента — и значило что-то вроде «зеленая красавица». По другой — это слово кельтского происхождения (в древности здесь жили кельтские племена, оставившие множество топонимов). «Нер-етва» означает «божество, которое течет».

Обширный базар простирается от восточного края моста по правому берегу Неретвы. Он скрывается среди множества зданий лавок и кафе:

Раньше вся старая часть города была одним большим рынком, главным торговым центром целого региона. В османские времена здесь было пятьсот лавок, не считая кофеен и трактиров. Торговали там же, где и производили: в Мостаре были кварталы чеканщиков, ткачей, оружейников, кожевенников и прочих ремесленников. От всего этого многообразия остался только Куюнджилук — улица ювелиров. Ее название происходит от слова «куюнджия» — золотых дел мастер. Улица начала застраиваться в XVI веке, многократно достраивалась и перестраивалась — в основном в XVII–XIX веках. Это создало колоритный «хаос» строений и стилей.

Мечеть Коски Мехмед-паши 1617 год замыкает улицу Куюнджилук:

«Классический» элемент восточного города — извилистая улочка, которая вполне может закончиться тупиком:

Самое высокое здание в Мостаре — приходская церковь Святых Петра и Павла (Župna crkva Svetog Petra i Pavla). Это францисканский католический костел.

колокола в церкви Святых Петра и Павла

колокола в церкви Святых Петра и Павла

Его кампанила — самая высокая в Боснии и Герцеговине: 107 метров. На высоте 75 метров находится смотровая площадка (туда можно добраться на лифте, хотя еще около сотни ступеней придется преодолеть пешком). Правда, фотографировать панораму Мостара придется через стекло.

В правой части снимка — мечеть Чейван-Чехаина (Ćejvan-Ćehajina džamija). Она построена в 1552–1553 годах и, вероятно, является самой старой из сохранившихся мечетей в Мостаре. Чейван-Чехаина был богатым человеком, построившим в Мостаре и окрестных местах много сооружений. В Мостаре на левом берегу Неретвы он построил мечеть, мектеб (начальную религиозную школу), мувекитхан (что-то вроде мини-астрономии для точного измерения времени) и библиотеку. Уже после его смерти на оставленные им средства были построены шадрван (беседка с фонтаном) возле мечети и медресе (средняя религиозная школа). В народе ходит и другое название мечети — Инат-мечеть. «Инат» на боснийском языке означает дух противоречия, строптивость. «Строптивость» Чейван-Чехаиной мечети состоит в положении минарета: слева от входа вместо положенного справа. Наиболее правдоподобным является такое объяснение: архитектор не стал строить минарет на крутом берегу прямо над Неретвой, чтобы строение не обрушилось при сильном наводнении.

В левой части видна мечеть Незир-аги. Сразу над Кривым мостом на Радоболи (небольшая река, приток Неретвы) находится небольшое плато, известное как Шпиле. В 1550 году на нем по инициативе значительного горожанина — Незир-аги, зятя Несух-аги Вучияковича (знаменитого тем, что построил одну из трех купольных мечетей Мостара) — была построена мечеть. По народным преданиям Незир-ага таинственным образом исчез еще до того, как строительство мечети его имени была завершено. Мечеть была полностью разобрана в 1950-х годах; восстановлена в 1990-х. Об этой мечети мостарский поэт Хулуси написал: «Там, где Радоболя Неретве шепчет вечные тайны, стремится к небу зданье Незир-аги».

По нижеследующим снимкам можно увидеть, что Мостар в основном город современной застройки:

Выглядит он достаточно ухоженно, но если побродить по улицам более или менее вдали от отреставрированного центра, можно встретить такие здания:

Этому не приходится удивляться. Гражданская война закончилась всего 20 лет назад, а денег у государства на все реконструкции не хватает. Очень много жителей покинуло свои места, и многие дома по-прежнему пустуют. Боснии и Герцеговине предстоит пройти еще длинный и сложный путь к благополучию.