Монсеррат — горный монастырь с великой христианской реликвией Каталонии


Несмотря на то, что в названии статьи я указал на наличие в монастыре Монсеррат важной религиозной реликвии Каталонии — Черной Мадонны, в своем рассказе я не уделю существенного внимания этому предмету. Моей мотивацией было просто познакомиться с одной из выдающихся достопримечательностей Каталонии. Хотя я не испытывал большого интереса к Черной Мадонне Монсеррата и тем более не имел желания посмотреть на нее вблизи, при посещении монастыря в октябре 2017 года мной двигало предположение, что монастырь и особенно ландшафт, в который он гармонично вписан, должны производить сильное и яркое впечатление. Мне думалось, что не может такая значительная святыня храниться в каком-то заурядном месте. Так оно и оказалось.

Монастырь Святой Марии Монсерратской (Monestir Santa Maria de Montserrat) расположен на высоте 725 м над уровнем моря, в 50 км к северо-западу от Барселоны, где на небольшом пространстве высятся тысячи известняковых скал, которые имеют весьма причудливые формы. Название Монсеррат означает «Разрезанные горы».

Много миллионов лет назад на месте современной Каталонии простиралось море. Затем морское дно вздыбилось, и образовался горный хребет, ставший впоследствии Пиренеями. Монсеррат откололся от хребта и отошел в сторону, и с тех пор так и располагается отдельно посреди плоскогорья. Надо отметить, что внешним видом Монсеррат заметно отличается от Пиренеев.

Виды по дороге к монастырю:

Существует легенда, согласно которой некогда на гору спустились ангелы, но она показалась им такой скучной и однообразной, что ангелы распилили ее на множество разнообразных скал, каждая из которых была отдельной фигурой. Другая версия гласит, что эти формы горы приобрели под действием ветра и воды. Никакого противоречия между этими версиями я не вижу, ибо что мешает полагать, что ветер и вода есть инструменты или проявления ангелов на Земле?

Первое упоминание о монастыре Монсеррат датируется 880 годом. В IX веке здесь находились четыре скита, один из которых был посвящен Деве Марии. В 1025 году был заложен бенедиктинский монастырь в романском стиле. Во время своего второго путешествия в Америку Христофор Колумб назвал в честь монастыря Монсеррат остров в составе Малых Антильских островов (поскольку это британское владение, на русском языке сложилась традиция писать его название с «т» после «н» — Монтсеррат). В 1522 году паломничество в Монсеррат совершил будущий основатель Ордена иезуитов Игнатий Лойола, который здесь исповедовался и, видимо, пережил значительную духовную трансформацию. В 1592 году состоялось освящение нового Собора, построенного в стиле Возрождения с элементами готики. В 1811 году монастырь был разрушен войсками Наполеона. Некоторое время бенедиктинский монастырь находился в руинах и запустении. В 1844 году при поддержке бенедиктинской общины и каталонского населения началось восстановление монастыря, которое заняло около ста лет. На 1000-летие монастыря, которое праздновали в 1881 году, считая датой основания дату первого упоминания о скитах, Папа Римский Лев XIII объявил Деву Марию Монсерратскую покровительницей Каталонии. Интересно, что имя Монсеррат очень популярно в Каталонии (более всего известна певица Кабалье).

Современная базилика, где хранится Черная Мадонна, была построена в 1901 году. Ее внутренним убранством занимались многие каталонские мастера.

К монастырю ведет проспект Пассеч-де-Эсколания (Passeig de l´Escolania), название которого связано с расположенной рядом с неороманской апсидой (1876–1885) базилики музыкальной школой «Эсколания» при монастыре Монсеррат.

Длинный проспект проходит под навесом, буквально нависая над пропастью, и служит замечательной смотровой площадкой, с которой открывается вид на достопримечательности окрестностей монастыря Монсеррат.

В 1987 году монастырь и прилегающие к нему территории были объявлены национальным парком. Между скалами проложены многочисленные трекинговые маршруты, которые ведут к святыням.

На заднем плане возвышаются пик Фригийский колпак (Gorra Frígia) высотой 1,152 метра, а также соседние вершины Magdelenes.

В монастырь можно добраться не только на автомобиле и (естественно) пешком, но и на фуникулере и кремальере (зубчатой железной дороге).

По пути от автомобильной площадки к монастырю на проспекте Пассеч-де-Эсколания можно уделить время рынку, где продается много местных продовольственных товаров; а я обратил особое внимание на необычного (для жителя северного региона Евразии) вида дуб с мелкими листьями. Это каменный дуб. Кстати, на каменном дубе часто паразитирует сумчатый гриб Taphrina kruchii, вызывающий появление «ведьминых мётел» (во время поездок по Каталонии я наблюдал их много раз).

Следующая достопримечательность на пути к монастырю — площадь аббата Олибы (Plaça Abat Oliba). Олиба (971–1046), в миру граф Берги и Рипольеса, был величайшей фигурой каталонского бенедиктинства, аббатом многих монастырей, епископом Вика, крупным ученым, поэтом и писателем. Интересно отметить, что аббат Олиба способствовал развитию движения «Мир и Божье Перемирие» (Pax et Treuga Dei), утвердившего, что все дворяне, рыцари, крестьяне и монахи соглашаются с введением дней в году, в которые никто не мог ни с кем ссориться и беглецы могли находить укрытие в церквях и святых местах, уверенные в защите. Бронзовая скульптура аббата была установлена на площади в 1992 году. В левой руке аббат держит план первой романской церкви Монсеррата, а правой по традиции бенедиктинцев приветствует всех паломников и гостей монастыря.

На площади растут прекрасные тисы, а также столетние кедры, привезенные из ливанских гор монахом Монсеррата — известным исследователем библейского Востока по имени Бонавентура Убак (1879–1960).

От площади аббата Олибы к площади Девы Марии, за которой расположено главное здание Монсеррата, ведет поднимающаяся в горку улица, ведущая начало от красивого портала — главного входа в монастырь.

Портал декорирован скульптурным гербом Монсеррата, который датируется 1565 годом. На щите хорошо видны горы и пила над ними. Стена, в центре которой находится портал, является участком старинной монастырской стены.

Идущая в гору дорога носит название Pujada de Nostra Senyora («Подъем Богоматери») и засажена магнолиями. Далее — обширная площадь Девы Марии. Нижеследующая фотография демонстрирует ее издали в общем архитектурном комплексе.

Площадь была спроектирована в 1929 году знаменитым каталонским архитектором Жозепом Пуч-и-Кадафалком (Puig y Cadafalch) (1867–1956).

Первый камень в строительство нового главного фасада Монсеррата был заложен в 1942 году, а завершилось строительство в 1968 году. Фасад сооружен из полированного монсерратского горного камня по проекту каталонского архитектора Франсеска Фольгера-и-Грасси (Francesc Folguera i Grassi) (1891–1960), кстати, помогавшего Антонио Гауди при строительстве храма Саграда-Фамилия в Барселоне.

В верхней части фасада можно прочесть латинскую надпись Urbs Jerusalem Beata Dicta Pacis Visio («Блаженный град Иерусалим, названный Видением Мира»). Три большие верхние аркады фасада украшены барельефами работы скульптора Жоана Ребуля (1899–1981). Сцена с левой стороны посвящена покровителю Европы, родоначальнику западного монашеского движения Святому Бенедикту. Центральная композиция показывает провозглашение догмата о Вознесении Девы Марии Римским Папой Пием XII в 1950 году. Барельеф с правой стороны изображает Святого Георгия Победоносца в окружении монахов Монсеррата, трагически погибших во время Гражданской войны в Испании (1936–1939).

Миновав одну из пяти входных арок главного фасада, гость попадает в вестибюль. Здесь с левой стороны можно увидеть фигуру Святого Бенедикта (создана в 1962 году), которую выполнил из кованого железа каталонский художник и скульптор Доменек Фита-и-Молат (род. 1927). Выглядит эта скульптура довольно своеобразно, но мне это показалось уместным художественным приемом, так как святые — люди не от мира сего, и их изображения могут быть не вполне реалистичными.

С противоположной стороны находятся два ренессансных надгробия XVI века, неаполитанской работы.

Первая гробница принадлежит каталонскому дворянину адмиралу Бернату II Виламари (Bernat II de Vilamarí 1471–1512), находившемуся на службе у Короля Неаполя Фердинанда I и Короля Арагона Фердинанда II.

Второй мавзолей служит местом упокоения рыцаря Жоана (Хуана) Арагонского, графа де Рибагорса (Joan II de Ribagorça / Joan II d’Aragó, 1457–1528), вице-короля Неаполя, кастеляна Ампосты, 1-го герцога ле Луна, кавалера Ордена госпитальеров (впоследствии известного как Мальтийский). Рыцарь был незаконнорожденным внуком арагонского Короля Хуана II Великого (Безверного). Любопытно, что этот граф стал для Каталонии ренегатом, так как во время войны 1462–1472 годов между Хуаном II и каталонским Женералитетом принял сторону первого.

Из вестибюля можно попасть в атриум — внутренний двор базилики, именуемый также клуатром аббата Аржерика. Атриум датируется XVIII веком, однако был существенно перестроен в середине XX столетия. Он представляет собой открытое пространство без крыши. С трех сторон двор окружен арочной галереей со скульптурами и узорами в технике сграффито, а с четвертой стороны его замыкает великолепный фасад базилики.

Рисунки на стенах галереи выполнены в стиле сграффито в 1952–1956 годах. Поскольку Монсеррат является святилищем, местом поклонения, а монастырская церковь носит статус малой базилики (присвоенный ей Папой Львом XIII в 1881 году), то и эти настенные изображения посвящены соответствующим темам.

Композиции с правой стороны изображают важнейшие базилики и святилища христианского мира (среди них, например, Собор в Сантьяго-де-Компостела), а изображения с левой стороны рассказывают краткую историю монастыря Монсеррат.

В галереях, окружающих внутренний двор, установлен ряд скульптур, изображающих важных исторических деятелей разных эпох — королей и святых, так или иначе связанных с монастырем Монсеррат. Все эти памятники были созданы в 1954–1957 годах.

Арагонский Король Хуан I (1350–1396); подпись означает «Король–друг Монсеррата»:

Император Священной Римской Империи Карл V Габсбург (1500–1558), Король Кастилии и Арагона под именем Карл I; подпись означает «Император, преданный Монсеррату»:

Устилающая внутренний двор красивейшая мостовая из белого и черного мрамора была создана в 1952 году художником Бенито Мартинесом по образцу спроектированной Микеланджело площади Капитолия в Риме. Центральную часть мостовой украшают изображения морских животных, обведенные круговой латинской надписью на тему крещения.

Храм был построен в XVI веке и реконструирован в конце XIX века. В 1901 году появился новый фасад базилики. Зайдя внутрь церкви через центральный вход, можно полюбоваться ее великолепным убранством, созданным на рубеже XIX–XX веков рядом каталонских художников, скульпторов и архитекторов, в том числе выдающимися представителями каталонского модернизма, включая знаменитого Антонио Гауди. На заднем плане виден проем, в котором находится та самая знаменитая Черная Мадонна. Каталонцы называют ее Ла Моренета (Темноликая), из-за того, что скульптура сделана из дерева очень темного цвета.

Деве Марии посвящен один из самых впечатляющих витражей:

Единственный неф базилики по всему периметру украшен разными лампадами. Нет ни одной похожей на другую.

После осмотра церкви, если есть свободное время, лучше всего отправиться на прогулку по окрестностям Монсеррата. Большинство выбирает тропу Святого Михаила, хождение по которой в силу ее небольшой протяженности занимает немного времени и сил. Отсюда можно взглянуть на внушительный комплекс монастыря на фоне гор:

В ясную погоду с тропы открывается великолепный вид на долину реки Льобрегат, петляющей среди множества городов и деревень в окрестностях Барселоны, и на горный массив Сьерра-Литораль.

Мне очень понравился монумент одного из крупнейших подвижников Католической церкви — Святого Франциска Ассизского (тоже выполнен в манере, в каком-то смысле напоминающей сюрреализм):

Конечной целью моей прогулки был крест Святого Михаила:

Неподалеку стоит маленькое скромное строение, посвященное Святому Михаилу. Его обычно называют часовней, но в подписи на испанском языке использовано слово ermita, означающее «скит / пустынь».

Ощущение широты пространства, как говорится, захватывает дух. Пейзажи, кстати, совершенно лишены утомляющего дух однообразия: