Клады в недрах Запретного Города в Пекине — Музей часов и Императорская сокровищница


С чашей вина в руке Любуюсь лазурью небес И вопрошаю: «Когда Луна, сияя, взойдет?» Там, в небесном дворце, В мире тайн и чудес, В этот вечерний час Какой отмечают год?   Как бы я с ветром хотел Умчаться за облака! Туда, где из яшмы дворец, Где башен сверкает нефрит! Только дорога, страшусь, В бездну небес не легка, Стужа там в миг один Сердце заледенит.

(отрывок)

Су Ши 蘇軾 (1037 — 1101).

Введение

Большинство посетителей Запретного Города в Пекине ограничивается внешним осмотром основных достопримечательностей знаменитого Пурпурного дворца; так было и со мной во время моего первого визита в октябре 2014 года. Как правило, это обусловлено групповым характером экскурсий и типичным для такого формата дефицитом времени. К сожалению, такой осмотр часто приводит к чувству если не разочарования, то некоторого недоумения — что же великого и красивого в этом месте? Чтобы преодолеть это чувство, я советую прийти в Запретный Город в одиночку и посетить его музеи. Кстати, надо иметь в виду, что с 2015 года вход в Запретный Город лимитирован: 80 тысяч человек в день. Билет покупается по паспорту.

Итак, прибыв в Запретный Город в апреле 2016 года, я шел уже знакомым путем от с юга на север и вскоре миновал Врата Высшей Гармонии Тайхэмэнь и охраняющих их могучих льва и львицу:

Желтый цвет — символ Императорской власти:

Далее на пути — знаменитая Палата Высшей Гармонии Тайхэдянь:

Музей часов

От Палаты Высшей Гармонии я свернул (в правую сторону) к Палате Почитания Предков Фэнсяндянь (奉先殿 fèngxiān diàn) постройки 1656 года:

Перед входом полюбовался на морских коней, изображенных на лестничном барельефе:

Итак, в Палате Почитания Предков находится Музей часов (билет покупается отдельно). Здесь хранятся европейские (в основном английские и французские; также видел итальянские и швейцарские) часы, подаренные Императорам послами либо даже конфискованные на таможне. Также представлена продукция Часовой мастерской Императорского двора. Она была создана в период правления Императора Юнчжэна в 1723–1735 годах и достигла апогея в своем искусстве и производительности в период правления Императора Цяньлуна в 1736–1795 годах. Специализацией Мастерской было производство ночных часов, сочетавших китайскую систему времяисчисления, при которой ночь с 19 вечера до 5 утра делилась на пять двухчасовых частей «гэн» (更 gēng), с западным делением на часы и минуты. Часы служили не только для показа времени, но, в зависимости от размера и устройства, для развлечения и релаксации (например, в форме проигрывания музыки), украшения (в том числе на Императорскую шляпу), а также как зеркала, при том еще и хранящие косметику.

Особого внимания заслуживают монументальные часы, покрытые резным декором цветочных мотивов; сделаны часовой мастерской Императорского двора примерно в XVIII веке.

Медная клепсидра (водяные часы); произведены часовой мастерской Императорского двора в 1799 г.

Часы средних размеров:
Кабинет Императора — там есть часы, которые использовались для релаксации:

Часы — подарок из Швейцарии:

Позолоченные медные часы с автоматом, пишущим китайские иероглифы; изготовлены мастером Уильямсоном в Лондоне, 1780 год. Автомат (человеческая фигура в европейской одежде) писал иероглифы на свитке, который разворачивали два других автомата с верхнего яруса. Оные иероглифы: 万寿无疆 (wànshòuwújiāng ваньшоу-уцзян) означают «тысячи лет [Вам] без конца».

Панно Девяти Драконов

По пути к своей следующей цели я обнаружил знаменитое Панно Девяти Драконов. Оно имеет размеры 29.4 м в длину и 3.5 м в высоту. Панно создано в 1772 году по воле Императора Цяньлуна. В Китае всего три таких панно, изображающих священную комбинацию из Девяти Драконов; второе находится в пекинском парке Бэйхай, третье в городе Датуне (провинция Шаньси).

Сокровищница

Далее я направляюсь к Сокровищнице. Туда ведут ворота с золотой глазурованной черепицей:

Ниншоумэнь (宁寿门 níng shòu mén) — Врата Спокойного Долголетия:

И вот место, хранящее Сокровищницу — Дворец Спокойного Долголетия Ниншоугун (宁寿宫 níng shòu gōng). Это комплекс, состоящий из нескольких зданий. Основная часть экспонатов находится в большой Палате Императорского Превосходства Хуанцзидянь (皇极殿 huángjí diàn):

Рядом с Палатой Императорского Превосходства стоят тумбы, где кружат хороводы смешные львы:

Также интересен небольшой павильон, хранящий, если я не ошибаюсь, меру для взвешивания риса. Он украшен свастикой (кстати, правосторонней, что лично я в Пекине видел всего один раз):

Всю коллекцию Сокровищницы описывать, конечно, бесполезно. Покажу несколько наиболее заинтересовавших меня предметов. К сожалению, поскольку приходилось фотографировать на ходу или среди толпы, качество снимков оставляет желать много лучшего.

Двенадцать нефритовых фигурок (не знаю, можно ли их назвать аналогом японских нэцкэ):

В ювелирном искусстве Императорского Китая активно применялись непрозрачные камни и материалы (турмалин, бирюза, малахит, агат, коралл, лазурит и другие):

Один из излюбленных материалов китайских ювелиров — жемчуг, в сочетании с драгоценными камнями и золотом:

Коронная (в буквальном смысле) часть сокровищницы посвящена головным уборам.

Фениксовая корона Императрицы Сяодуань, супруги Императора Ваньли (династия Мин, правил 1573–1620):

Шапка Императрицы (династия Цин), с жемчужной инкрустацией, подбитая куньим мехом:

Головной убор с пятью золотыми филигранными фениксами, инкрустированный самоцветами и жемчужинами (династия Цин):

Набор золотых колокольчиков (8 инь, 8 ян) 1791 года.

Напротив — набор каменных гонгов, сделанных из зеленого нефрита; с обеих сторон имеются позолоченные драконьи декоры.

Роскошное резное украшение над дверью:

Набор Императорских печатей:

Идентификация печатей (только для понимающих китайский язык, к коим я, увы, не отношусь):

Далее отправляюсь в следующую часть Сокровищницы, расположенную в Палате Духовного Развития Янсиндянь (养性殿 yǎngxìng diàn).

Запретный Город в эпоху маньчжурской династии Цин (бросается в глаза то, что маньчжурский цвет — синий; но много и оранжевых одеяний буддистского духовенства):

Здесь меня особенно заинтересовали знамена и аристократические мужские головные уборы:

Шлем с помпонами:

Какая-то модель, смысл которой я, к сожалению, не понял:

Снова перемещаюсь — теперь в Зал Счастливого Долголетия Лэшоутан (乐寿堂 lèshòu táng) постройки 1776 года. Он использовался Императорами для отдыха.

Первое, что привлекло мой взор — скипетр:

Далее внимание восхищенных посетителей приковывают роскошные изделия из нефрита и других камней.

«Осеннее путешествие», 1766–1770 годы. Зеленый горный нефрит из провинции Синьцзян (запад Китая). 366 кг, высота 70 см.

«Встреча девяти стариков», окончено в 1786 году. Зеленый горный нефрит из западной провинции Синьцзян. 832 кг, высота с постаментом 145 см.

Великолепная отделка камней разных цветов:

Покинув Зал Счастливого Долголетия, я оказался в маленьком уютном дворике:
Там живет кот (кто знает, возможно, потомок любимцев Императоров и их супруг):

Завершаю поход по Сокровищнице визитом в Домик Гармоничного Питания Ихэсюань (颐和轩 yíhé xuān). Здесь находится буддистский реликварий. Династия Цин придерживалась тибетско-монгольского направления буддизма (также не совсем корректно называемого ламаизмом). Это комплекс учений и медитативных техник традиции Махаяны, включая Ваджраяну. В Пекине тибетский буддизм представлен, прежде всего, храмом Юнхэгун.

Колодец Чжэнь Фэй и Врата Воинской Доблести

Под конец меня ждало печальное место. Это Чжэньфэйцзин (珍妃井 zhēnfēi jǐng), то есть Колодец наложницы Чжэнь Фэй.

Чжэнь Фэй (1876–1900) была любимой наложницей (в ранге консорта) Императора Гуансюя (правил 1875–1908), предпоследнего Августейшего правителя Поднебесной.

Чжэнь Фэй

На Западе Чжэнь стала известна как «наложница–жемчужина». В 1898 году Гуансюй пытался проводить политику реформ и модернизации Китая, в чем его морально поддерживала Чжэнь. Однако консерваторы во главе с Вдовствующей Императрицей Цыси устроили переворот, отстранив Гуансюя. Он был объявлен недостойным сана. В 1900 году, ввиду приближения западных интервентов, Гуансюй был отправлен из Пекина. Чжэнь, по слухам, была утоплена в этом колодце по приказу разгневанной Цыси — якобы за то, что пыталась уговорить суровую властительницу освободить Гуансюя для переговоров с западными державами. Спустя несколько лет Гуансюй умер; он (тоже по слухам) был отравлен по приказу коварной Цыси…

Много сокровищ, тайн и исторических драм скрыто за стенами Запретного Города в Пекине. Напоследок я окинул взглядом северные ворота — Врата Воинской Доблести Шэньумэнь (神武门 shénwǔmén):

Прогулка вдоль тихих вод защитного рва Хучэнхэ (护城河 hùchénghé) настроила меня на позитивный лад.

Сейчас в Запретном Городе царят мир и благополучие. Пурпурный Дворец открыт для всех гостей, а его сокровища приносят посетителям массу интересных впечатлений и положительных эмоций.