В марте 2013 года, проживая в Лондоне, я записался на международную англоязычную экскурсию с большой насыщенной программой, предполагающей посещение четырех объектов. На мой взгляд, это самая контрастная программа, так как включенные в нее места очень различны. Первое из них — Виндзорский замок неподалеку от Лондона. В этой статье расскажу о впечатлениях от юго-западной части исторического региона Уэссекса — древнего Стоунхенджа, патриархальной деревни Лэкок и города Бата, славного бальнеологическими курортами и первой коронацией Королей Англии. Замечу, что экскурсия по времени весьма длинная (около 11 часов, включая трехчасовой безостановочный переезд из Бата в Лондон), поэтому сил на нее надо планировать много. И вообще изначально решить, будет ли вам это интересно. Содержание
Стоунхендж
Современный вид Стоунхенджа
Дорога между Виндзором и Стоунхенджем занимает около полутора часов, ведя на запад, в графство Уилтшир, в район Солсберийской равнины (где, кстати говоря, вообще самая высокая в Англии плотность мегалитических сооружений времен Неолита и Бронзового века). Окрестности, откровенно говоря, навевали немного унылое настроение. Вид скрашивали только белые пятна — овцы:
На фоне пасмурного неба Стоунхендж смотрелся довольно мрачновато:
Структура Стоунхенджа
Некоторые камни имеют синеватый оттенок (на солнце это, наверное, более заметно), другие представляют собой валуны песчаника (называются сарсены), и все покрыты лишайниками. Камни были доставлены на место строительства Стоунхенджа, вероятно, с расстояния в 380 км, примерно из восточной части Уэльса, поскольку там находится ближайший карьер. Есть версия, что камни привозились даже из Ирландии.
Подробно рассказывать о Стоунхендже я не вижу смысла; тот, кто интересуется многочисленными деталями, без труда найдет море информации в интернете. Приведу лишь несколько справочных сведений.
Название Стоунхенджа (Stonehenge) происходит, по одной из версий, от древнесаксонских слов stan (stone — камень) и hencg (hinge — стержень, шарнир; в другой версии это слово означает «висячий»). Он строился в три этапа с большим временным интервалом. Сейчас археологи сошлись во мнении, что этот архитектурный памятник строился в несколько этапов между 3100 и 1600 гг. до Р.Х. (принципиально важна последняя ориентировочная дата). А недавние исследования этой территории показали, что люди жили здесь еще в 7200 году до Р.Х., задолго до создания Стоунхенджа (до этого считалось, что раньше 3600 года здесь никого не было). Использование комплекса прекратилось задолго до появления дошедших до нас письменных источников, а устная традиция также не сохранила реальную историю этого кромлеха. Отсюда много теорий, в том числе конспирологических и откровенно спекулятивных.
Исследования показали, что Стоунхендж имел следующую структуру. 30 вкопанных в землю обтесанных вертикальных камней (сарсенов) высотой около 5.5 метров с положенными сверху плитами составляли кольцевую «колоннаду» диаметром 33 метра. Внутри нее вокруг центрального камня подковой располагались пять 50-тонных трилитов (тройных камней) в форме узких «трехкаменных ворот». Трилиты устроены симметрично: самая маленькая пара трилитов была 6 метров высотой, следующая пара немного выше, а самым большим был центральный трилит высотой 7.3 метра.
Перед центральным трилитом стоял Алтарный камень (теперь он лежит). Между трилитовой подковой и колоннадой был вкопан круг из голубых камней, ныне почти полностью разрушенный.
Сооружение было окружено тремя концентрическими кольцами лунок, заполненных мелом (два кольца по 30 лунок и внешнее кольцо из 56 лунок Обри, названных по имени ученого, в XVII столетии нашедшего и описавшего их), а на северо-восток от него шла обозначенная валами «аллея» (авеню), в конце которой возвышался каменный столб массой в 35 тонн и высотой 7.6 метра — Пяточный камень.
Между Пяточным камнем и основной частью кромлеха лежит так называемый Эшафотный камень. Он получил это имя из-за красноватого оттенка, который раньше связывали с жертвенной кровью. На самом деле красный цвет является результатом химических процессов вследствие воздействия воды на составляющие камень породы. Назначение этого камня неясно.
Гипотеза о назначении Стоунхенджа
Главный вопрос — для чего был нужен Стоунхендж? Для чего были потрачены огромные усилия? Что вложено в сооружение, которое древние бритты (с которыми нас уже связывает устная культурная традиция) называли Хороводом Великанов?
Попытки ассоциировать Стоунхендж с культами друидов несостоятельны. Во-первых, он появился задолго до этих культов. Во-вторых, друиды никогда не строили ничего даже отдаленно подобного.
Возможно, Стоунхенджский комплекс был многофункциональным средством для астрономических исследований и прогнозов. В 1963 году было высказано предположение, что Стоунхендж использовался для наблюдений за солнцестоянием и для предсказания времени равноденствия. Затем родилась теория, согласно которой геометрия Стоунхенджа была ориентирована на некоторые главные точки цикла движения Луны и рассчитана на возможность предсказания лунных затмений. Астроном Джеральд Гокинс полагал, что Стоунхендж был своего рода счетно-вычислительной машиной, в которой нужно было двигать камни-маркеры из лунки в лунку каждый день (30 лунок) и каждый год (56 лунок), таким образом определяя фазы луны, полнолуния, 19-летние циклы, лунные и солнечные затмения). Профессор астрономии Фред Хойл из Кембрижского университета с помощью компьютерного анализа определил, что создатели Стоунхенджа знали точный орбитальный период Луны и продолжительность солнечного года.
Итак, вероятно, Стоунхендж служил солнечным и лунным календарем, позволяющим прогнозировать даты солнцестояний и равноденствий, а также иные астрономические события, связанные с главными для нашей планеты небесными телами. Важно отметить, что географическая широта Стоунхенджа практически оптимальна для того, чтобы солнечные и лунные направления образовывали прямой угол. Стоило бы сдвинуть комплекс к югу или северу на 50 километров — и вся астрономическая геометрия претерпела бы такие изменения, что фигура, образуемая соединяющими «опорные» камни (на модели — синие конусы на кольце лунок Обри) линиями, превратилась из прямоугольника в параллелограмм. И чем дальше перемещалась бы обсерватория от нынешнего положения в Стоунхендже (51°10′ с.ш.), тем более «перекошенным» становился параллелограмм.
Роль астрономической обсерватории Стоунхендж выполнял до Критской катастрофы (крупнейшее в древней истории землетрясение 1628 года до Р.Х. и взрыв вулкана на острове Санторин примерно 1645–1600 годов до Р.Х.), когда произошло смещение оси Земли. До того мегалиты Стоунхенджа были ориентированы по визирным направлениям с точностью порядка 0.05°, позднее Критского катаклизма ошибка стала составлять 0.9° — слишком много для астрономических наблюдений и вычислений. Перестроить Стоунхендж в соответствии с новыми параметрами Земли люди той эпохи уже не смогли.
Такова астрономическая функция Стоунхенджа. Я думаю, была и сакральная роль. Ведь строительство такого грандиозного комплекса, несомненно, было результатом скоординированных действий большого числа людей. Организовать и направить которых могла только сильная верховная власть, основанная на принципе иерархии (священновластия). Возможно, это была какая-то местная протомонархия, либо перешедшее на Британию эхо царской власти легендарной Атлантиды (предположительно, располагавшейся на месте современного Кельтского шельфа к югу от Британских островов). Другой аспект: до того, как люди научились прогнозировать затмения, эти феномены вызывали ужас как проявления Хаоса. С прогнозами человеческое знание о Солнце и Луне сделало их частью Космоса — упорядоченной формы пространственного устройства. И тут я вижу именно сакральную связь между Монархией как высшей формой социального устройства и порядка, и точным прогнозом небесных явлений.
Опровержение теории о происхождении Стоунхенджа в XX веке
Кстати, существуют теории, что Стоунхендж был чуть ли не впервые построен в 1950-х годах, либо некими масонами под руководством Исаака Ньютона в XVII веке. Я не беру на себя смелость судить о многочисленных гипотезах и предположениях. Из примечательных для конспирологов фактов могу лично подтвердить, что наблюдал в районе Стоунхенджа большое число военных баз, что может быть подозрительно. Однако Стоунхендж существовал задолго до XX века, что подтверждается старинными летописями. Хронист Генрих Хантингдонский в 1130 году писал: «Стэнэнджес (Стоунхендж), чьи камни удивительного размера были воздвигнуты на манер дверей, являет собой одно из чудес древности; никто не может понять, каким образом столь огромные камни были подняты над землей и почему они стоят именно в этом месте». Другой английский историк XII века — Гальфрид Монмутский — связывал строительство Стоунхенджа с магом Мерлином (то есть, по крайней мере, этот комплекс во времена Гальфрида уже существовал как древний артефакт). Кстати говоря, первые научные археологические изыскания в Стоунхендже были проведены по приказу Короля Иакова I в 1620 году как раз в связи с проверкой сведений Генриха Хантингдонского, и это задокументировано. А Ньютон (для справки) родился в 1642 году.
По старым изображениям (которых тоже немало, в том числе в интернете я видел гравюры XVI столетия) можно констатировать, что раньше Стоунхендж выглядел несколько иначе, чем сейчас. Например, эта фотолитография показывает комплекс в конце XIX века (к тому времени сохранилось только два трилита с юго-востока и одна сильно согнутая опора центрального трилита):
В XX веке комплекс реставрировали и частично изменили (особенно центральный трилит), но это в моих глазах не важно. В Германии исторические центры почти всех более или менее крупных городов являются послевоенными копиями–новостроями XX–XXI веков, но это не повод отрицать их ценность и тем более сомневаться в их довоенном существовании.
В завершение отмечу, что время экскурсии в Стоунхендже недолгое (около 50 минут), чего вполне достаточно, чтобы неспешно обойти комплекс по кругу, сфотографировать и прослушать рассказ аудиогида (есть на русском языке). Рассказ интересный, и пренебрегать им не стоит. Ну а было ли у меня какое-то «особое» ощущение в этом месте? Нет. Я думаю, что Стоунхендж уже давно отошел от мира людей, от живого процесса истории, и «прочувствовать» его могут, наверное, лишь имеющие особый дар единицы, к числу коих я не отношусь.
Деревня Лэкок
Справочные сведения о деревне Лэкок
После каменного безмолвия канувшего в пучину веков Стоунхенджа разработчики программы экскурсии очень удачно запланировали посещение старинной, но абсолютно живой деревни Лэкок (Lacock). Она также находится в графстве Уилтшир, неподалеку от города Чиппенгема. В Англии, кстати, понятие «деревня» означает совершенно не то же самое, что в континентальной Европе. Собственно крестьянства здесь нет уже очень давно (по сути, с XVI века, с аграрной реформы Генриха VIII). Люди, занятые сельскохозяйственным трудом, живут в обособленных домах — что-то вроде хуторов. А английские деревни — это особый тип поселения, концентрирующего в себе простые административные функции, ремесленничество и такие социальные объекты, как почта, постоялый двор, церковь, школа, иногда простейшая больница.
Чем же знаменита (буду писать в женском роде, так как это деревня) Лэкок? Во-первых, своей старинностью. Она была упомянута еще в Книге Страшного Суда — великой, беспрецедентной для Средних Веков переписи населения Англии в 1086 году (название происходит от того, что в переписи были дотошно учтены все сведения о человеке, как будто перед Судным Днем). В Лэкок тогда жило примерно 160–190 человек; а сейчас около тысячи. Недалеко от деревни в 1229 году Эла, графиня Солсбери, основала аббатство для Аугустинского Ордена. В рамках экскурсии туда не попасть; просто видели его по дороге:
Черномордые овцы — классика Британских островов (правда, некоторые из них столь густо размалеваны цветными красками, что выглядят довольно нелепо). Много ягнят, что естественно для марта.
В Средние Века в Лэкок было развито производство шерсти, что я символизировал для себя покупкой клетчатого кепи (тоже британская классика).
Таверна
По программе экскурсии в деревне ждал ланч (включенный в стоимость тура; на всякий случай информирую, что напитки, кроме воды, в него не входят), во время которого мы прослушали небольшой рассказ о Лэкок. Примечательно то, что ланч проходил в таверне постоялого двора, основанного в 1361 году. А нынешнее здание датируется XV веком; подворье XVII века.
Я постарался максимально сократить продолжительность трапезы, чтобы как можно дольше погулять по деревне (на что, к сожалению, выделялось не очень много времени). Кстати, постоялый двор здесь не самое старое строение. Есть один амбар XIV столетия. Не уверен, что это именно он, но в любом случае все такие амбары в Лэкок очень старые:
Церковь Святого Кириака
Саксонская церковь Святого Кириака тоже уходит корнями в далекое прошлое (XI век; современное здание позднего Средневековья):
Кутузки
Есть здесь (как и вообще в старинных поселениях Англии) специфический тип зданий, которые по-английски называются lock-up, что в литературном ключе можно перевести как «кутузка»:
Эти маленькие домики предназначались для временного содержания арестованных (людей ненадолго сажали в такие кутузки за всякие мелкие правонарушения — просто, как говорится, чтобы «остыть» и поразмыслить о смысле жизни и прочих высоких материях на грубой деревянной койке; примитивное «удобство» там тоже есть).
Жилые дома
Обычные дома в основном XVIII века. Причем все они жилые, хотя при первом общем взгляде в это трудно поверить, так как в деревне отсутствует наружная кабельная инфраструктура. Вот здесь (в сравнении со Стоунхенджем) мое личное ощущение было очень ярким. Далее я представлю набор снимков уличных пейзажей Лэкок (некоторые фотографии я подрезал, чтобы удалить единственный признак современности — автомобили):
Гостиница «Красный лев»
Самое большое (не считая церкви) здание в Лэкок — гостиница и кафе «Красный лев»:
Лэкок в кино
Чье, помимо туристов, внимание может привлечь деревня Лэкок? Разумеется, кинематографистов. В Англии любили (и, главное, хорошо умели) снимать фильмы о прошлом, и кроме того, в последние десятилетия была популярна тема фэнтези. Из фильмов про старое время отмечу сериалы студии Би-Би-Си «Гордость и предубеждение» по одноименному произведению Джейн Остин и сериал «Кренфорд» по книгам Элизабет Гаскелл. По нереалистическим фильмам отмечу, что в Лэкок снимались две части прославленного цикла про Гарри Поттера: «Философский камень» и «Принц–полукровка» — так что его фанатам надо обязательно попасть сюда. Некоторые сцены этих фильмов снимались в интерьерах аббатства Лэкок.
Вот такая волшебная деревня Лэкок существует в английском графстве Уилтшир.
Город Бат
Справочные сведения о Бате
Из деревни Лэкок экскурсионный путь ведет еще дальше на запад — в город Бат (Bath), что в графства Сомерсет. Относительно Бата у меня были некоторые сомнения в смысле того, понравится ли он мне, будет ли интересен. В путеводителях и рекламных туристических буклетах Бат представляется прежде всего как город-курорт, а я к таким местам отношусь довольно безразлично. Хотя, конечно, было занятно побывать в городе, в некотором роде давшем название английской ванной, ибо Бат — это Bath, то есть буквально «баня». Горячие источники, которым город обязан своим существованием, были известны уже в 44 г. от Р.Х., еще до появления в этих местах римских легионов. Римляне построили здесь термы, создав первый бальнеологический курорт в этом месте.
В Средние Века Бат утратил это значение и вернул его во второй половине XVIII века, когда превратился в фешенебельный город, столицу английских денди. Именно с той эпохи в городе много памятников георгианской архитектуры.
Времени на осмотр Бата было немного, и я исходил из того, что мне следует не распылять внимание, а сосредоточиться на какой-то одной важнейшей в моих глазах достопримечательности. И выбрал ее почти сразу. Но сперва хочу показать дальний план города (фото из Википедии), чтобы у читателя сложилось общее представление о Бате:
На этот снимок не попала река Эйвон. Кстати, эту реку не стоит путать с той, на которой стоит город Стратфорд — родина Шекспира. Более того, в Англии есть и другие Эйвоны, причем довольно близко друг от друга. Причина тому проста — это слово на древнем кельтском языке (одном из местных наречий, точнее) означает «река». Римляне не стали утруждать себя придумыванием разнообразных топонимов для этих рек, а просто использовали слово, которое слышали от аборигенов.
Мост Палтни
На батском Эйвоне стоит красивый трехарочный мост Палтни постройки второй половины XVIII века:
Аббатство
Наружный осмотр Аббатства
За термами возвышается готическое здание Батского аббатства. Оно относится к самым масштабным постройкам английского позднего Средневековья. В основном строительство нынешнего здания велось в первой трети XVI века и завершилось незадолго перед секуляризацией монастырей; в 1539 году из-за этой секуляризации здание стало приходить в упадок и было восстановлено в 1611 году.
На двери изображены гербы, на одном из которых видны скрещенные ключи и меч. Ключи — символ Апостола Петра, меч — Апостола Павла. Именно этим апостолам посвящено аббатство Бата.
Король Эдгар
Как раз в аббатстве я и провел основную часть времени экскурсии. При входе взял информационный проспект, начал читать — и обомлел… Оказывается, именно в Бате, в этом аббатстве (в другом, ныне не существующем здании, но не важно — главное, есть историческая преемственность) в 973 году состоялась первая в истории единой Англии Королевская коронация. Был коронован Эдгар Миролюбивый из уэссекской (западно-саксонской) династии. Для исторической точности замечу, что уже Альфред Великий, предок Эдгара, правивший с 871 года, использовал титул Короля Англии; но без церемонии коронации. Эдгар совершил несколько успешных военных походов, но в общем не усердствовал на милитаристской стезе, отсюда и его прозвище. Он покровительствовал бенедиктинскому монашеству, в том числе в Бате. Во время коронации восемь других британских Королей присягнули Эдгару на вассалитет; потом, по легенде, все они совершили ритуальное плаванье на ладье по реке Ди (вассалы исполняли символическую функцию гребцов):
В заслугу Эдгару ставили то, что он заботился о правосудии, хорошими законами содействовал развитию городов, покровительствовал торговле и промышленности. Эдгар был канонизирован Католической Церковью.
Витражи
Больше всего в Батском аббатстве мне понравились витражи. Вообще люблю этот вид искусства, тем более мне по душе, когда изображения выполнены в тонкой художественной манере XIX века и в эпическом жанре. Именно на витражах я сконцентрировал свои фотографические усилия, и далее продемонстрирую несколько наиболее удачных снимков:
На следующем витраже представлены несколько персонажей, из которых я опознал Короля Артура (второй слева), Святого Георгия (в центре) и Короля Альфреда (второй справа — наверху обратите внимание на саксонского дракона):
Внизу витража написаны названия главных британских владений — Канада, Южная Африка, Индия, Австралия, Новая Зеландия.
И, наконец, витраж, изображающий коронацию Короля Эдгара архиепископом Кентерберийским Дунстаном и архиепископом Йоркским Освальдом (внизу та самая церемониальная ладья):
Запомнился также набор витражей, изображающих 56 сцен из жития Иисуса Христа, но сфотографировать его оказалось слишком трудно.
Пес–чертик
Кроме того, я люблю замечать вокруг себя всякие забавные вещи. Например, таковыми я посчитал резные фигурки на скамьях прихожан:
Кто это на переднем плане? Собака? Похоже, но уши какие-то… странноватые. Похоже на чертенка.
Резюмируя свои впечатления от Бата, могу уверенно сказать, что его посещение было для меня важной и приятной вехой в опыте путешествий.