Каталонский город Фигерас, как правило, ассоциируется со знаменитым театром-музеем Сальвадора Дали. Но у меня при посещении этого города была другая (во всяком случае, основная) цель, и напишу я только о ней. А именно — Каталонский музей игрушек (Museu del Joguet de Catalunya). Расстояние между двумя музеями невелико, и его легко преодолеть за 5 минут спокойной ходьбы. Ориентиром послужило здание церкви Святого Петра, на котором я обратил внимание на рисунок на фризе, показавшийся мне символичным. Я полагаю себя в некотором смысле попавшим в сети увлечений, что было заложено в детстве прежде всего благодаря игрушкам и играм. Кстати, мое первое визуальное знакомство с европейскими игрушками состоялось в 2009 году в Мюнхенском музее соответствующей тематики.
Каталонский музей игрушек был открыт в 1982 году по инициативе коллекционера Жозепа Марии Жоан-и-Росы, который с тех пор является его бессменным директором. Музей расположен в здании постройки 1767 года, и хотя все экспонаты датируются более поздними сроками, возраст дома каким-то образом сказывается на восприятии представленных в музее предметов, дополнительно придавая им шарм архаики. Мне нравилось находиться в этом музее, так как было приятно погрузиться в уже ушедшую эпоху. Особый интерес у меня вызывала миниатюрная железная дорога, которую я покажу в конце статьи.
Многие экспонаты, невзирая на их безыскусность (точнее, благодаря ей), вызвали у меня смешанное ощущение грусти и радости — то, что в японской культуре обозначается термином «моно но аварэ», то есть «печальное очарование вещей».
Забавное впечатление создает набор изображений гримасничающего Жоана Амадеса — выдающегося каталонского этнографа и фольклориста. Глядя на эти фотографии, сразу вспоминаешь знаменитую фразу о том, что «умное лицо не есть признак ума».
Вход в один из залов эффектно оформлен в театральном стиле:
В свое время такие миниатюрные театры с бумажными декорациями были весьма популярны, хотя уже в XX веке в основном исчезли:
Игрушки, имеющие отношение к театральным представлениям:
Конечно, в таком музее не могло обойтись без кукольного домика:
Многочисленные игрушки условной категории «Транспорт»:
Интересной деталью музея является то, что многие экспонаты как бы «привязаны» к их владельцам, фотографии которых присутствуют рядом. Этот прием усиливает глубину ощущения при рассматривании вещей, в каком-то смысле «оживляя» их.
На предыдущем снимке в центре — Сальвадор Дали; по сторонам — возможно, тоже он (в том числе в девичьей одежде), хотя в этом я не уверен.
Игрушки, условно говоря, прикладного характера (соседствуют с прочими):
Всевозможные проекторы и проигрыватели:
Разнообразен отдел кукол этнографического направления:
Матрешки отмечены надписью, которую я указываю дословно: MATRIOXKA BERIOZKA RÚSSIA.
Некоторые куклы рассчитаны на всякие манипуляции типа переодевания, надевания масок и париков и проч.:
Есть также раздел, который символизируют гуси — они называются «гусеки». Это тип настольных игр, который происходит от игры «Гусь», популярной в средневековой Франции и быстро распространившейся в Европе. Цель таких игр — довести свою фишку до конечного пункта посредством серии ходов, определяемых бросанием игральных костей (кубиков).
Стратегии и прочие настольные игры:
Завершу свой рассказ о Каталонском музее игрушек несколькими изображениями модели железной дороги. Она не очень большая по площади и количеству деталей (намного меньше, чем в Музее истории Гамбурга), но все равно очень приятная.