Взгляд на пражские красоты со стороны Влтавы


Прага, которую я посетил в августе 2008 года, является настолько грандиозным, насыщенным достопримечательностями городом, что браться за описание всех ее великолепных черт — задача, решение которой заведомо почти обречено на провал. Поэтому я выбрал для рассказа о чешской столице только взгляд со стороны пересекающей ее реки Влтавы. Хотя также рассмотрю некоторые интересные объекты, расположенные не совсем возле реки (но поблизости от нее), мысленно находясь рядом с ними или на них.

Рекомендую посмотреть ретро–фотографии Праги (первая треть XX века).

Взгляд на пристань у моста имени Чеха и Национальный театр

Итак, начало круиза — от пристани неподалеку от моста имени Чеха (на заднем плане):

Круизные суда бывают разных типов, но в любом случае они предоставляют возможность либо сидеть на закрытой окнами палубе (на случай дождливой погоды), либо занять место на открытой палубе. Если погода сухая, это идеальный вариант для наблюдения. Пример корабля (на заднем плане здание Академии наук):

Сейчас я не восстановлю для рассказа и подборки фотографий порядок мест, мимо которых проплывал, да это и не важно. Приведу просто наиболее запомнившиеся объекты.

Импозантное здание Национального театра постройки 1881 года с красивым куполом:

Строительство велось на народные пожертвования под лозунгом «Нация — себе» (Národ sobě; эти слова украшают зрительный зал). Первоначально Национальный театр должен был стать площадкой только для национального чешского искусства, однако потом здравый смысл победил, и в настоящее время в его репертуаре присутствуют произведения мировой драматургии и музыки.

Характерная особенность пражской архитектуры — ее, скажем так, неоднородность:

Ряд однотипных домов никогда не бывает слишком длинным и обязательно через короткий довольно промежуток сменяется каким-нибудь оригинальным симпатичным зданием. Впрочем, и вид однотипных братьев / сестер–домов не вызывает неудовольствия благодаря приятной гармоничной гамме цветов.

Взгляд на Петршинский холм, мост Манеса, Стрелецкий остров, Танцующий дом

Местами взгляд падает не только на архитектуру, но и на большие массивы лесов в отдалении:

На переднем плане мост имени Манеса, а на заднем, на левом берегу Влтавы — Петршинский холм с одноименной 60-метровой башней, построенной в 1891 году под влиянием Эйфелевой башни в Париже. Петршинский — наиболее высокий холм Праги (его даже иногда называют горой, хотя для высоты 327 метров это некоторое преувеличение). В языческие времена холм был местом поклонения Перуну. Согласно легенде, с Петршинского холма княгиня Либуше предсказала рождение Праги.

На Влтаве в Праге есть несколько островов; например, Стрелецкий:

Тут же видны гидротехнические устройства, предназначенные для регулирования течения Влтавы и ледохода.

Прага имеет богатую историю, но в ее архитектуре присутствуют и элементы модернизма (и даже постмодернизма, наверное). Примером является «Танцующий дом» хорвата Владо Милунича и канадца Фрэнка Гери (построен в 1994–1996 годах):

Стиль этого дома именуется деконструктивизмом (не пытаюсь понять, что это такое). Это офисное здание состоит из двух цилиндрических башен: нормальной и деструктивной. Танцующий дом является архитектурной метафорой танцующей пары, в шутку называется «Джинджер и Фред» в честь пары Джинджер Роджерс и Фред Астер. Одна из двух цилиндрических частей (та, что расширяется кверху) символизирует мужскую фигуру (Фред), а вторая часть здания визуально напоминает женскую фигуру с тонкой талией и развевающейся в танце юбкой (Джинджер).

Взгляд на церкви Святого Франциска, Святого Николая и Святого Фомы

В качестве «противовеса» такой архитектуре назову попавшиеся на глаза во время круиза пражские церкви:

Церковь Святого Франциска

Церковь Святого Франциска

Церковь Святого Франциска (1679–1689 годы) расположена в северной части площади Крестоносцев (Кржижовницкой) и является ценным памятником раннего барокко в Праге. Церковь, названная по имени Святого Франциска Ассизского (одного из столпов Католической церкви) относится к монастырю крестоносного Ордена Красной Звезды. Сначала церковь была скромной, нынешнее великолепие отстроили в XVII веке, когда магистры Ордена стали одновременно и пражскими архиепископами. На углу храма, у подножия столба со Святым Вацлавом XVII века, увитого каменной лозой, сохранилась часть мостовой с самой старой пражской брусчаткой.

Церкви Святого Николая и Святого Фомы

Церкви Святого Николая и Святого Фомы

Восьмидесятиметровая церковь Святого Николая (1704–1755) с элегантным округлым куполом и высокой колокольней и церковь Святого Фомы (1727–1731) с тонким многогранным шпилем расположены в районе Праги, который называется Малая Страна.

Мода и стиль XVIII века требовали от зодчих богатого убранства, и церковь Святого Николая щедро украшена скульптурой и росписью как снаружи, так и внутри. Отдельно стоящая колокольня в свое время вызывала у горожан сомнения в своей прочности, и они даже протестовали против возведения такого высокого сооружения. Однако уже вскоре после окончания строительства в мастерство архитекторов поверили и стали использовать звонницу как дозорную башню. В коммунистические времена храм был закрыт, а на его колокольне чехословацкая служба госбезопасности устроила секретную лабораторию. Отсюда велось наблюдение за иностранными посольствами в Малой Стране. Сегодня в ее помещениях устроена выставка, посвященная секретному полицейскому наблюдению социалистической Чехословакии.

Современный вид церкви Святого Фомы тоже относится к эпохе расцвета барокко. В церкви примечательны картины, изображающие сцены жития апостола Фомы (в частности, его мученическую смерть в Индии). Примыкающий к церкви августинский монастырь знаменит собственной пивоварней, одной из старейших в Праге (августинцы вообще знатные пивовары).

Взгляд на Малую Страну и остров Кампу

Малая Страна находится на левом берегу Праги и является местом проживания наиболее богатой части населения города, связанной с резиденцией правителей Богемии — Градчанами. Там много достопримечательностей, связанных с высшей знатью Богемии и Священной Римской Империи (например, дворец Валленштейна, дворцы Лихтенштейнов, Смиржицких, Штернбергов и др.). Вид на один из районов Малой Страны — маленький остров под названием Кампа:

Берега Кампы омываются волнами Влтавы с одной стороны и Чертовкой (ручьем, который отделяет остров от Малой Страны) с другой. Чертовка была прорыта в XII веке для того, чтобы приводить в движение мельничное колесо. Поэтому Кампу можно считать искусственным островом. Здесь до сих пор существуют три мельницы, точнее, мельничных колеса.

Название «Кампа» было дано в начале XVII века испанскими солдатами, которые квартировались здесь после битвы при Белой Горе. А название «Чертовка», само собой, происходит от некоей сварливой женщины, проживавшей по соседству в «Доме Семи чертей». На Кампе сейчас расположен одноименный музей, в котором экспонируются произведения современного искусства.

Малая Страна соединяется с лежащим на правом берегу Влтавы историческим ядром Праги посредством, пожалуй, одной из главных достопримечательностей чешской столицы — Карловым мостом. Западная часть моста переходит через вытянутую оконечность острова Кампы (с которым мост связан монументальной неоготической лестницей) и выходит к Малостранским мостовым башням:

Низкая башня называется Юдитина (по имени Ютты или Юдифи Тюрингской, жены Короля Чехии Владислава I, жившей в XII веке). Башня построена в романском стиле во второй половине XII века. Приблизительно в 1591 году башня была перестроена в духе ренессанса. Зубцы заменили щитами, фасад был украшен сграффито (особая техника изображения и разновидность декорирования), прорубили окна. Позднероманский рельеф из мергеля на первом этаже Юдитиной башни датируется последней третью XII века и первоначально, возможно, украшал ее восточный фасад. Позже он оказался скрыт под отложениями различных строительных модификаций и был случайно обнаружен лишь в конце XIX века. На рельефе изображены две мужские фигуры: одна сидит на троне, другая стоит перед ним на коленях и жестом что-то дает монарху или что-то получает от него. Фигуры, их автор и точное время создания достоверно не известны. Это могут быть Император Фридрих Барбаросса и коленопреклоненный богемский монарх Владислав I, которому Кайзер вручает королевскую корону. Эту сцену также можно рассматривать как символическую передачу достроенного моста Юдифи в руки Короля Владислава I его строителем.

Высокая готическая башня стоит приблизительно на месте старой, второй романской башни. Ее фундамент был сформирован предположительно в начале XV века; однако построена она была позже — в 1464 году, при Короле Иржи (Генрихе) из Подебрад, из-за Гуситских войн. Готический портал был построен, вероятнее всего, во времена Короля Германии Венцеля I (был также Королем Богемии как Вацлав IV), в конце XIV — начале XV века. Он состоит из двух готических арок и когда-то закрывался дубовыми воротами и железной решеткой.

Со стороны моста за башенными зубцами есть проход, соединяющий обе башни. На зубцах со стороны моста они украшены символами времен Короля Вацлава IV: Люксембургский лев, Чешский лев и Моравский орел. Со стороны Мостецкой улицы на зубцах изображены Силезский орел, Чешский лев и герб Нижней Лузации, или Лужицы (историко-географическая область, расположенная на территории современных германской земли Бранденбург и Западной Польши). [Любопытно, что в чешской геральдике одноглавого орла принято именовать термином женского рода — орлицей]. С обеих сторон под символами на зубцах изображены знаки Старого Города (Старе-Место) и Малой Страны.

Малостранские мостовые башни, конец XIX века

Малостранские мостовые башни, конец XIX века

Взгляд на Карлов мост

Карлов мост, конец XIX века

Карлов мост, конец XIX века

Далее совершу наблюдение за Карловым мостом. Взгляд с Влтавы:

Длина моста 520 метров, ширина — 9.5 метра. Мост опирается на 16 мощных арок, облицованных тесаными блоками из песчаника. Можно заметить возле моста укрепления из группы выступающих из воды бревен — это волно- и ледорезы, крайне важное гидротехническое сооружение, которое защищает мост от разрушительного воздействия наводнений и ледохода. Это была существенная проблема Средневековья: например, предшественник Каменного моста — Юдитин мост — был разрушен в 1342 году во время потопа.

Карлов Мост и Пражский Град

Карлов Мост и Пражский Град

Каменный мост изначально назывался Пражским. По легенде первый камень заложил Карл IV 9.7.1357 в 5:31 утра. Эта дата и время были выбраны по рекомендации астрологов. Если записать числа следующим способом: 1 3 5 7 (год) 9 (день) 7 (месяц) 5 (час) 3 1 (минуты), то получится сначала восходящий, а потом нисходящий ряд нечетных чисел (палиндром). В те времена очень большое значение придавали магическим цифрам. Заложенный в такой момент мост должен был выстоять столетия.

В 1870 году он был переименован в честь Императора–основателя. Его украшают тридцать скульптур, преимущественно религиозного содержания; установлены с 1683 по 1714 год. Мне больше всего запомнилась композиция, изображающая христиан в турецком плену (работы Фердинанда Максимилиана Брокоффа):

Наверху святые Иоанн де Мата, пустынник Феликс де Валуа и Иван Чешский. Они представляют монашеский Орден Святой Троицы (тринитариев). Иоанн де Мата родился в 1160 году в Провансе, в набожной дворянской семье. Предание рассказывает, что Иоанну было видение: ему представился ангел в белой одежде с красным крестом, по бокам которого в оковах стояли два невольника в кандалах — один христианин, другой язычник. Феликс де Валуа был его единомышленником и сподвижником. Святой Иван Чешский происходил из княжеского рода, правившего на территории нынешней Хорватии. Он отказался от предназначавшей ему короны, бежал из дома в Чехию, где прожил 14 лет в пещерах в долине реки Бероунки, неподалеку от замка Карлштейн. Трое святых организовали Орден для выкупа христиан из рабства, встретив в лесу оленя с крестом между рогов, изображение которого находится на постаменте. Фигура турка является, конечно, отсылкой к эпохе создания статуй, когда шла борьба Европы с Османской Империей.

Взгляд на Старый город

Староместская мостовая башня

Восточное направление Карлова моста ведет к Старому Городу (Старе-Место). Вход в Старый Город охраняет Староместская мостовая башня 1830 года постройки (это год строительства нынешнего здания, сменившего предыдущее):

Ее украшает фигурная пластика высокого художественного уровня, гербы земель Священной Римской Империи; над воротами размещены изображения зимородка. Скульптуры, изображающие Святого Вита (покровителя моста), Карла IV и Вацлава IV находятся на втором этаже. Скульптуры покровителей Чешской земли — Святого Войтеха и Святого Сигизмунда — расположены на самом верху. Кстати, в старину здесь выставляли на всеобщее обозрение головы казненных преступников.

Староместская мостовая башня, конец XIX века

Староместская мостовая башня, конец XIX века

Памятник Карлу IV

В Старом Городе, как историческом центре Праги, находится невообразимое число достопримечательностей, и знакомство с ними, несомненно, займет у гостя столицы много времени и доставит много удовольствия. На одной только Староместской площади можно ходить часами, любуясь на Тынский храм, городскую Ратушу со знаменитыми курантами, памятник Яну Гусу и многие другие шедевры чешской культуры.

Пройдя по Карлову мосту в Старый Город, оказываешься на уже упомянутой мной Кржижовницкой площади, где рядом со Староместской башней обращает на себя внимание памятник великому Императору, строителю столицы Богемии — Карлу IV Люксембургу:

Карл родился в Праге в 1316 году и там же умер в 1378 году. С его именем ассоциируется «золотой век» Чехии. Он хорошо знал чешский язык, заботился о развитии городов и много внимания уделял сельскому хозяйству. Карл ввез в Чехию виноградную лозу из Бургундии и сливовые деревья из Лотарингии, устроил водоемы для разведения рыб: так появились знаменитые чешские карпы. Он сделал Влтаву судоходной до Эльбы, построил в Праге «Новый Город» (Нове-Место), Градчаны, Карлов мост, основал архиепископство и в 1348 году первый в Империи университет (по образцу парижского), привлек в Прагу большое количество художников и ремесленников. Именно с университетом связан этот памятник, открытый в 1848 году по случаю пятивекового юбилея учебно-научного заведения. Памятник украшен аллегориями четырех факультетов Карлова университета и фигурами четырех выдающихся сподвижников Карла IV: Арношта из Пардубиц, Яна Очека из Влашима, Бенеша из Коловрат и Матвея (Матиаша) из Арраса. Также Карл IV прославился своей резиденцией — замком Карлштейн.

Взгляд на Пражский Град и Градчаны

Завершить рассказ о прогулке по Влтаве и окружающим ее замечательным местам я хочу взглядом вверх — а именно на Пражский Град и район Градчаны:

Старая Императорская резиденция Пражский Град и примыкающий к ней крепостной город Градчаны расположены на просторном скалистом холме левого берега реки Влтавы, простираясь за Малой Страной. Название района произошло от слова «hrad», что на чешском языке означает «замок, крепость, укрепленное поселение». В Градчанах находится большое количество интересных церквей и дворцов знати, а в Граде — замок Римских Императоров и Чешских Королей (ныне присвоенный президентами Чехии). Архитектурной доминантой является кафедральный Собор Святого Вита, где хранятся реликвии чешской Монархии, включая корону Святого Вацлава. Здесь же, в Граде, находится знаменитая улица алхимиков — Золотая улочка. Для меня Пражский Град прежде всего связан с фигурой Императора Рудольфа II Габсбурга.

Пражский Град производит впечатление грандиозного и весомого, но в то же время удивительно легкого и грациозного произведения многовекового чешского зодчества. Таким было и мое общее впечатление от чудесной Праги, столицы Чехии.