Охватить все достопримечательности Амстердама — столицы государства, в течение XVII века бывшего одним из сильнейших и богатейших в Европе и впоследствии сохранившего и вновь приобретшего многие черты величия — в одной статье совершенно нереально. Кое о чем я написал в статье о каналах и площади Дам с окрестностями, отдельный рассказ посвятил религиозным сооружениям Амстердама. В этом повествовании я сосредоточу внимание на некоторых местах и объектах центра Амстердама, которые соответствуют основным темам моего интереса — истории, символике и в некоторой степени флористике.
Содержание
Герб Амстердама
Будучи любителем геральдического искусства, я решил начать эту обзорную статью с исследования герба Амстердама, каковой использую в качестве ключа к познанию некоторых аспектов истории столицы Нидерландов.
На одном из домов (если не ошибаюсь, где-то на канале Херенграхт) я увидел группу гербов неизвестной мне принадлежности. А над ними — устаревший вариант герба Амстердама. Прежде чем описать его, я обращусь к историческим истокам города.
Наименование города произошло от двух слов: «Амстел» — название реки; «дам» — «дамба»; нынешнюю форму обрело примерно в 1327 году. В XII веке это была небольшая рыбацкая деревня. В начале XIII века появились сведения о населенном объекте на реке Амстел (название происходит от Aeme stelle, что на старонидерландском означает «просторы с обилием воды») — замке aggrem Aemestel влиятельного знатного рода ван Амстелов. В то время эта территория находилась под юрисдикцией князей-епископов Утрехта.
Официальной датой основания Амстердама считается 27 октября 1275 года, к которой приурочена первая точная запись о существовании деревни Амстелредамме. Граф Голландии Флорис V (с которым, кстати, боролся Гейсбрехт IV ван Амстел) даровал жителям деревни — торговцам, морякам и рыбакам — освобождение от пошлин, благодаря чему они право беспрепятственно передвигаться по графству Голландия.
В 1280–1282 годах территорией деревни Амстелредамме управлял рыцарь Ян ван Персейн. На гербе рода Персейнов были изображены красные косые (Андреевские) кресты. Приобретя белый цвет, они впоследствии перешли на герб Амстердама. Есть также версия, что эти символы характеризуют опасность, которая может угрожать городу: водная стихия — потоп; огненная стихия — пожар; и чума, несущая мор. Черный цвет центральной вертикальной полосы означает, вероятно, воду реки Амстел. Во всяком случае, в гербах более старых нидерландских городов Дордрехта и Делфта центральные полосы означают именно речную воду.
Венчает герб Австрийская Императорская корона. История этого элемента герба Амстердама такова. Король Германии Максимилиан I поддерживал в нидерландской внутренней борьбе Трески (горожане) и Крючков (знать) первую сторону. Амстердам совершил щедрые выплаты в казну Императора, и в 1489 году тот наградил город правом украсить герб королевской короной. В 1508 году корону заменили Императорской короной Максимилиана, которого короновали как Императора Священной Римской Империи. Затем корона Максимилиана была заменена короной его наследника — Императора Рудольфа II, которая впоследствии стала Австрийской Императорской короной. Любопытно то, что корона этой державы сохранилась в гербе Амстердама, несмотря на то, что с 1581 года Нидерланды де-факто стали независимым государством (отделялись они, впрочем, от Империи не австрийских, а испанских Габсбургов).
Львы, придерживающие с обеих сторон щит и корону, появились на гербе в конце XVI века, когда была образована Республика Семи Объединенных Нижних Земель. До 1810 года морды львов были обращены в сторону зрителя (как на приведенном мной изображении); в период 1813–1898 — в стороны от щита. Затем они развернулись в сторону щита.
Еще одним изменением стало то, что в 1947 году в герб Амстердама был добавлен девиз: Heldhaftig, Vastberaden, Barmhartig, что означает «доблестный, мужественный, сострадательный».
Три средневековые башни
Монетная башня
Монетная башня Мюнтторен (Munttoren) стоит на оживленной Монетной площади, при слиянии реки Амстел и канала Сингел, у Цветочного рынка и восточной части торговой улицы Калверстрат.
Башня первоначально была частью Регулирспорт (Regulierspoort), одних из главных ворот в средневековой городской стене Амстердама. Ворота, построенные в 1480–1487 годах, состояли из двух башен и дома стражи. После пожара 1618 года сохранились только дом стражи и часть западной башни. Башня была восстановлена в стиле ренессанса в 1619–1620 годах. В восьмигранной верхней части с элегантным шпилем находятся часы с четырьмя циферблатами и карильоном колоколов. Сейчас карильон состоит из 38 колоколов (на два больше, чем первоначально). Колокола звонят каждые четверть часа. По субботам между 14 и 15 часами карильонер Амстердама дает концерт на колоколах.
Свое современное название башня получила потому, что в XVII веке она временно использовалась вместе с домом стражи в качестве монетного двора.
На стене Монетной башни можно увидеть интересное изображение. Это городская печать Амстердама.
Здесь трижды повторяется геральдический символ Амстердама, а в центре находятся две человеческие фигуры в корабле типа «когг», который является одним из символов столицы Нидерландов (его можно увидеть на шпиле Королевского дворца и многих церквей). Между людей из-за борта судна выглядывает голова собаки. Все они связаны с легендой об основании Амстердама. Существует несколько версий легенды; все они сводятся к тому, что два изгоя искали во Фризской земле место для приюта. А место было выбрано там, где сойдет на берег собака. Эта легенда про собаку сразу породила у меня большую симпатию к Амстердаму.
В 1306 году Утрехтский епископ Гвейде ван Хенегаувен даровал деревне городские права. После его смерти в 1317 году Виллем III, правитель объединенного графства Геннегау (французское название — Эно), Голландии и Зеландии, унаследовал территорию Амстелланда. На городской печати Амстердама имеется щит с изображением объединенного герба графства: черный лев — символ Геннегау, алый лев — символ Голландии.
Башня Схрейерсторен
Бывшая крепостная башня Схрейерсторен (Schreierstoren) была построена в 1487 году и получила название Schrayershoucktoren (от слова schray — «острый»), так как городская стена в этом месте поворачивала под острым углом.
Со временем была придумана легенда, что название башни происходит от слова schreien — «плакать», то есть означает «Башня плача», так как на этом месте женщины прощались с мужьями, уходившими в плавание на кораблях Ост-Индской компании. В 1966 году башня была отреставрирована, и теперь в ней находится кафе.
На северо-восточной стене башни в сентябре 1927 года была установлена памятная доска, свидетельствующая о том, что отсюда 4 апреля 1609 года английский мореплаватель Генри Хадсон (Гудзон) по поручению нидерландской Ост-Индской компании отправился в экспедицию в Америку с целью найти западный путь в Индию. Результатом экспедиции стало описание Атлантического побережья Северной Америки от Ньюфаундленда до современного Нью-Йорка, открытие острова Манхэттен и реки, ныне носящей название Гудзон.
Башня Монтелбансторен
Башня Монтелбансторен (Montelbaanstoren) была построена на канале Ауде Сханс в 1512 году как крепостное сооружение для защиты города. Фернандо Альварес де Толедо и Пиментель, 3-й герцог Альба-де-Тормес, в 1567–1573 годах штатгальтер (наместник) Нидерландов, хотел построить рядом с этой башней замок Монте-Альбано. Замок не удалось построить, но башня получила в честь него свое название Monte-Albaens-tooren, впоследствии несколько исказившееся.
В 1606 году было закончено строительство верхней деревянной части башенки в ренессансном стиле. С тех пор башня имеет высоту 48 метров.
Квартал Бегейнхоф и изобилие настенной символики
В центре Амстердама, который почти всегда многолюден и шумен, мне порой хотелось отыскать какой-нибудь тихий островок, где можно было бы, как говорится, прийти в себя. Однажды утром, идя по бурной улице Рокин, я решил перейти на улицу Калверстрат (Kalverstraat), для чего свернул в переулок Такстег (Taksteeg). Тут мне понравились часы с колокольчиками.
Моей целью было отыскать расположенный между площадью Спёй (Spui plein) и улицами Ньивезейдс Ворбургвал (Nieuwezijds Voorburgwal) и Калверстрат старинный квартал Бегейнхоф. Контраст между шумной улицей и тишиной этого уединенного места оказался просто потрясающим.
Вид на Бегейнхоф со стороны площади Спёй:
Бегейнхоф (Begijnhof) — комплекс исторических сооружений в центре Амстердама, в котором раньше размещался монастырь бегинок. Вход во внутренний двор Бегейнхофа на ночь закрывается.
Сейчас Бегейнхоф представляет собой ряд домиков, построенных по периметру внутреннего двора-сада, в котором находится принадлежащий Английской Реформатской Церкви (не путать с Англиканской Церковью!) храм Engelse Kerk, католическая часовня Иоанна и Урсулы Бегейнхофкапел (Begijnhofkapel) и скульптурные изображения Иисуса Христа и женщины-бегинки.
Английская Реформатская Церковь — одно из старейших зданий в Амстердаме, расположенное в центре города. Это дом для англоговорящей конгрегации, связанной с Церковью Шотландии и Протестантской Церковью Нидерландов, ранее называвшейся Нидерландской Реформатской Церковью. Она подчиняется европейской пресвитерии Шотландской Церкви и также известна в Амстердаме под названием Скотс-Керк.
Бегинки — одинокие женщины из благородных семей, которые вели уединенный, почти монашеский образ жизни. Они собирали пожертвования на благотворительные цели и в пользу бедных и посвящали свое время обучению неимущих и уходу за больными. Религиозное движение бегинок возникло в Европе в XII веке, а амстердамский монастырь был основан в 1346 году. Бегинки Амстердама были известны своим трудолюбием, и на них не распространялись законы о католиках, которым после 1578 года, когда Амстердам стал протестантским городом, запретили отправление религиозных обрядов и образование религиозных общин. Последняя амстердамская бегинка умерла в 1976 году.
Во внутреннем дворе расположены старинные дома, среди которых — самый красивый и строгий, почти черный Houten Huis — Хаутенхёйс. Этот построенный примерно в 1420 году домов является одним из самых старых сохранившихся по сей день зданий с деревянным фасадом в Амстердаме (наряду с еще одним домом на улице Зедейк). После великих пожаров 1421 и 1452 годов власти города запретили строительство деревянных жилых зданий.
Сегодня помещение бывшего монастыря по сходной цене арендуют католички – престарелые вдовы и студентки Амстердамского Университета.
С севера к Бегейнгофу примыкает здание музея Амстердама. Он расположен в доме Бюргервесхёйс постройки 1580 года.
Вход в музей украшает барельеф Йоста Янсзона Бильхамера, который относится к приюту для сирот. Эмблема детского дома содержит белого голубя — символ Святого Духа. Надпись (Wy groeien vast in tal en last. Ons tweede Vaders klagen / Ay ga niet voort, door deze poort, of help een luttel dragen) под барельефом порицает тех, кто не помогает нуждающимся детям.
Если пройти еще немного севернее, можно выйти на переулок Синт-Люциенстег (Sint Luciënsteeg). Здесь интересовавшая меня тема старинных настенных изображений (в том числе символики) получила неожиданно широкое продолжение.
Суть этих рисунков в основном ясна, хотя в некоторых случаях можно только гадать. Например, что кроется в изображении козла, объедающего куст?
Любопытно изучать быт Нидерландов (очевидно, их Золотой эпохи — XVII столетия): символику гильдий и прочее.
Кстати, следует обратить внимание на то, как изменилась орфография голландского языка. Например, на нижеследующей картинке есть надпись De swarte raf. Сейчас это пишется как De zwaerte raaf, то есть «Черный ворон».
Не обошлось и без моей любимой геральдики (внизу гербы городов Алкмара, Аудеватера и Делфта):
Завершу обзор района Бегейнхоф фотографией понравившегося мне магазина почтовых предметов, который гордо несет на себе гербы Оранско-Нассауской Королевской династии и Амстердама:
Рейксмюзеум и площадь Рембрандта
Нидерланды пользуются всецело заслуженной репутацией одного из мировых центров изобразительного искусства. В своих прогулках по Амстердаму я не мог обойти стороной эту тему. Хотя мне более всего импонирует творчество таких нидерландских художников XX века, как Антон Пик и Мауритц Эшер, в этой статье я обращусь к одному из виднейших представителей нидерландского Золотого века живописи — Рембрандта ван Рейна, чья жизнь тесно связана с Амстердамом.
Его самая известная и прославленная картина — «Ночной дозор» (1642 год) — хранится в Государственном музее (Рейксмюзеуме), чье здание представляет собой шедевр зодчества.
Для желающих ознакомиться (причем бесплатно) с этой картиной есть своеобразная альтернатива — можно сказать, трехмерная. Она находится на площади Рембрандта (Rembrandtplein), которая называется так потому, что художник проживал поблизости с 1639 по 1656 год. Раньше площадь называлась Ботермаркт (Масляный рынок). В 1852 году бельгийский скульптор Луис Ройер установил здесь памятник Рембранду, вследствие чего в 1876 году ее переименовали.
В 2006 году в рамках празднования 400-летия со дня рождения великого нидерландского живописца на площади была установлена группа бронзовых фигур, представляющих 22 основных персонажа «Ночного дозора» (всего на картине изображено 34 человека). Скульптурная композиция создана в России русскими художниками Михаилом Дроновым (Москва) и Александром Таратыновым (ныне проживает в Маастрихте, Нидерланды).
В силу случая я попал на площадь тогда, когда часть фигур оказалась в грузовой машине (видимо, их забирали на реставрацию).
Удивительный персонаж — солдат столь маленького роста, что его можно принять за мальчика-подростка. Еще более странным является присутствие в группе девочки в длинном платье, у которой на поясе прикреплены пистолет и курица (или петух), а в левой руке она держит рог для вина.
Насколько я знаю, вечерами скульптурную композицию подсвечивают, поэтому трехмерный «Ночной дозор» было бы резонно рассматривать в полумраке. А я видел ее при дневном свете. Но самое интересное заключается в том, что «Ночным дозором» картину назвали условно (это не оригинальное название, данное самим художником) — из-за того, что люди изображены на темном фоне. И только при реставрации в 1947 году обнаружилось, что картина успела покрыться слоем копоти, исказившим ее колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днем; по положению тени установлено, что время действия — не более 14 часов.
Старинные коммерческие здания
Весовая Палата
Весовая Палата (De Waag) — здание XV века на площади Ньивмаркт (Новый рынок). Является старейшим из сохранившихся до наших дней зданий нерелигиозного назначения в Амстердаме.
Здание было построено в 1488 году как ворота городской стены Амстердама. Некоторые исследователи полагают, что оно существовало с 1425 года, а в дальнейшем было надстроено.
В конце XVI века город вырос за пределы стены, и ворота Святого Антония (Sint Antoniespoort), как тогда называлось здание, утратили свою функцию. В XVII веке в бывших воротах начала работу весовая служба, осуществлявшая взвешивание товаров для рынка. В верхних этажах здания расположились резиденции нескольких гильдий — кузнецов, художников, каменщиков и хирургов. При гильдии хирургов работал анатомический театр, один из уроков в котором был запечатлен на знаменитой картине Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 год).
Резиденция Голландской Ост-Индской компании
На канале Кловениерсбургвал расположен красивый длинный дом коричневого цвета. Ныне это здание принадлежит Амстердамскому Университету. А с 1603 года оно являлось резиденцией выдающегося (в мировом масштабе) коммерческого учреждения — Голландской Ост-Индской компании (официально называлась Verenigde Oostindische Compagnie — «Объединенная Ост-Индская компания»).
Эта нидерландская торговая компания была основана в 1602 году и просуществовала до 1798 года. Осуществляла торговлю (среди прочего — чаем, медью, серебром, текстилем, хлопком, шелком, керамикой, пряностями и опиумом) с Японией, Китаем, Цейлоном, Индонезией; монополизировала торговлю со многими странами Тихого и Индийского океанов. Интересно, что в сентябре 2010 года в архиве города Хорна студент Утрехтского Университета обнаружил самую старую в мировой истории акцию, которая была выпущена Голландской Ост-Индской компанией 9 сентября 1606 года.
В 1697 году бургомистр Амстердама и по совместительству директор Голландской Ост-Индской компании Николас Витсен организовал рабочую стажировку для представителей Российского государства, входивших в состав «Великого посольства». Среди них был молодой Царь Петр I, ставший после своей «рабочей практики» на верфях Амстердама личным другом директора Голландской Ост-Индской компании.
Ботанический сад
С Голландской Ост-Индской компанией тесно связана еще одна полюбившаяся мне достопримечательность — Ботанический сад, или Ортус Ботаникус (лат. Hortus Botanicus, то есть «ботаническая местность»). Это один из старейших в мире ботанических садов; расположен в престижном районе Плантаге (Plantage).
Амстердамский ботанический сад был основан в 1638 году и служил травяным садом для врачей и аптекарей. Он постоянно расширялся и в 1877 году перешел в собственность Амстердамского Университета. Ботанический сад сейчас является одной из достопримечательностей нидерландской столицы. Его коллекция славится многочисленными видами деревьев и растений, некоторые из которых находятся в опасности.
Эта коллекция пополнялась с XVII века растениями и семенами, привезенными торговцами Ост-Индской компании. Она использовалась в качестве лекарственных средств и часто служила сырьем для будущей торговли. Так, одно кофейное дерево (кофе аравийский) из коллекции сада стало прародителем культур кофе в Центральной и Южной Америке. Кроме того, две масленичные пальмы, привезенных Ост-Индской компанией с острова Маврикий, произвели семена, которые были распространены по всей Юго-Восточной Азии, став основным источником доходов Голландской Ост-Индской компании и в настоящее время — Индонезии.
Помимо классической схемы здесь можно найти план, который в легкодоступной форме показывает практическую пользу растений в той или иной части Ботаническом саду.
В оранжерейных павильонах я не стал сильно задерживаться, так как и без того изрядно утомился от аномальной жары в Амстердаме (в период моего пребывания там температура доходила до 30°). Обратил особое внимание только на излюбленные мной большие кактусы:
Понравились мне также мимозы Calliandra emarginata из Гватемалы:
Оригинально выглядит дизайнерская композиция из огородных культур:
Интересная конструктивная идея — домик (на пояснительной табличке он назван отелем) для насекомых. Кстати, в 2018 году в Амстердаме насчитывался 61 вид пчел — на 10 больше, чем в 2000.
Помимо оранжерей, можно прогуляться по открытому саду и посмотреть на растения, наверное, внешне не сильно притязательные, но мне такой тип красоты как раз больше по душе.
В Ботаническом саду есть небольшой павильон, где среди растений проживает несколько видов бабочек. Выглядят они довольно скромно, и их, конечно, не сравнить с бабочками экзотических южных стран. Но я провел там немало времени не для созерцания, а для азартной фотографической «охоты» за этими насекомыми. Оказалось, что фотографировать бабочек, когда они находятся в суточной фазе активности, весьма непросто.
Эстетическое удовольствие можно получить и в коммерческом разделе Ботанического сада — там, где можно купить растения. Покупок я не делал, зато «увез» с собой отличные воспоминания и несколько снимков.
Музей тюльпанов
Завершу свою пеструю статью о некоторых достопримечательностях Амстердама еще одним объектом флористической тематики. Это Музей тюльпанов. Кстати, сразу хочу подчеркнуть, что целью музея является предоставление информации о тюльпанах, а не демонстрация живых цветов. Цветы тут можно рассмотреть в виде графики (фотографий и картин).
Сперва можно узнать географию распространения тюльпанов. Считается, что центр происхождения и наибольшего разнообразия видов тюльпанов — горы Северного Ирана, Памиро-Алай и Тянь-Шань. Но в музее почему-то указано, что тюльпаны происходят с территории современного Казахстана. Благодаря оптимальным условиям (близость к морю и комфортный климат) тюльпаны идеально прижились в Нидерландах.
Культивирование тюльпанов зародилось на Ближнем Востоке: сначала у турок-сельджуков, потом получило широкое развитие в XVI столетии у турок-османов, которыми правил Султан Сулейман I Великолепный. Название «тюльпан» в европейских языках восходит к заимствованному из турецкого языка слову «тюрбан»; точнее — к османско-персидскому tülbend, означающему название используемой в тюрбанах ткани. По одному объяснению, название зафиксировало турецкую моду XVI века на украшение тюрбанов живыми цветками, по другому — лишь внешнее сходство головного убора с цветком.
В Европе целенаправленное культивирование тюльпанов впервые отмечено в документе 1559 года, который описывает ботанический сад в Аугсбурге (Бавария). Ученые полагают, что несколькими годами раньше в своем саду тюльпаны высадил французский натуралист Пьер Белон.
Распространившись в Нидерландах, тюльпаны, разумеется, быстро стали объектом изобразительного искусства. А вот какова связь тюльпанов с черепами в музейной экспозиции, я не уловил.
Любопытнее всего место тюльпанов в живописи проявилось в связи с так называемой «тюльпаноманией». Общеизвестно, что «тюльпаномания» — кратковременный всплеск ажиотажного спроса на луковицы тюльпанов в Нидерландах в 1636–1637 годы. Однако необходимо подчеркнуть, что уже в 1650-е годы предание о разгуле тюльпановых спекуляций превратилось в миф, имеющий мало общего с историей. Исследователи сходятся лишь в том, что зимой 1636–1637 годов в Голландии произошло нечто чрезвычайное, не имевшее до того аналогов в истории. Тем не менее, нидерландская художественная школа не преминула использовать эту странную историю в нравоучительных целях, создав множество картин соответствующей тематики, в которых обличались те, кто был охвачен тюльпановой лихорадкой. Например, на нижеследующей картине спекулянты тюльпанами представлены в образе обезьян.
Флора держит в руке тюльпаны сортов Generael Bol, Admirael van Horn и Semper Augustus. Красно-белый пестролепестной сорт Semper Augustus стал самым известным олицетворением тюльпаномании. Несмотря на множество живописных изображений и исторических анекдотов, история этого сорта известна лишь фрагментарно. Женщины в колеснице имеют прозвища «Накопи их все» и «Тщетная надежда». Дураки представлены тремя мужчинами в шутовских нарядах; они носят прозвища «Алчущий богатства», «Сладкая борода» и «Путешествующий свет».
Павильон торговцев тюльпанами имеет форму шутовского колпака и называется «Под знаком луковицы глупцов». Флора восседает на осле (символе глупости), которого бьют неизвестные флористы. Подписи к картине раскрывают суть: одна Глупость порождает другую; праздное Богатство теряет свое состояние; Разум теряет свое здравомыслие.
Интересна также картина неизвестного художника «Дьявол и торговец тюльпанами». Мне понравилось удачное обрамление картины, выполненное в музее — луковица в обмен на дом.
Насколько поучительна эта история, каждый волен судить сам. Не забывая, впрочем, классическую мудрость, согласно которой история учит только тому, что ничему не учит…