Святые Короли замка Нойшванштайн


В августе 2009 года мне довелось побывать на экскурсии в баварском замке Нойшванштайне (Neuschwanstein; название означает «Новый лебединый камень / утес»). Сколько ни видел я его прежде на фотографиях и картинах, лицезреть его в реальности было качественно иным ощущением. Выражение «захватывает дух» здесь не банальный речевой штамп, а подлинное переживание. Рассказать о замке в целом — задача, которую я не считаю для себя посильной. Поэтому выберу для темы записи один аспект, один фрагмент Нойшванштайна, который «зацепил» меня особенно. Будучи в Тронном зале, я увидел на стене изображения шести людей. С первого взгляда было ясно, что это Короли, но кто они поименно? И почему здесь представлены именно они?

Личность Короля Людвига II

Начну с личности баварского Короля Людвига II Виттельсбаха, который является создателем Нойшванштайна. Кстати, именно в этом замке наиболее резко ощущаешь драматизм его личности и судьбы — ведь именно в Нойшванштайне он был признан недееспособным и отстранен от власти…

На этой открытке Людвиг изображен в Монаршем величии; в правом нижнем углу — регалии и гербовый щит Баварии. А в правом верхнем — сам замок.

Людвиг II в форме кавалериста 4-го шеволежерского полка

Людвиг II в форме кавалериста 4-го шеволежерского полка

На другой открытке виден замок Берг, где Людвиг впоследствии содержался как «душевнобольной». Отсюда он отправился на Штарнбергское озеро на свою последнюю трагическую прогулку. Небольшой колесный парходик называется «Тристан».

О Людвиге написано необъятное количество литературы, но для меня наиболее интересными были два факта. Поэт Поль Верлен назвал его «последним настоящим королем в Европе», а уж французы, тем более французские поэты, знают в этом толк. Хоть они в основном смутьяны и бунтари, возможно, тем острее они понимают суть понятия «Король». И второе. До сих пор во многих крестьянских домах Баварии портреты Людвига II соседствуют с иконами. Мнение поэтов и крестьян для меня авторитетно. Мнение «серьезных» людей — нет.

Людвиг II в моем восприятии — человек, который в жизни своей вдохновлялся идеями и идеалами. Часть их проистекала из европейской средневековой куртуазной культуры — рыцарство, галантность, верность и любовь, духовный поиск и подвиг. Их проявления можно видеть и слышать в операх любимого композитора Людвига — Рихарда Вагнера, с которым его некоторое время связывала тесная творческая дружба. Другой идеей является Монархия. Из чего она проистекала? Вряд ли в полной мере из европейской истории (точнее, историографии) — это ведь, в конце концов, не более чем плоская «реальность». Понимание Монархии Людвигом можно считать выдумкой, фабуляризацией «реальной» истории. Так и есть, так и должно быть; ведь Монархия, как я глубоко убежден, связывает Землю с Небом. Поэтому в ее понимании нет места примитивной фактологии.

Но Людвиг не только понимал Монархию, он пытался реализовать ее, как-то воплотить в нашем дольнем мире. В условиях второй половины XIX века, когда монархии (пишу сознательно с маленькой буквы) в Европе превратились либо в бутафорию, либо в империалистические предприятия, средством воплощения идеи подлинной Монархии Людвиг избрал искусство — в форме строительства замков. Одним из них является Нойшванштайн. Для меня он не просто красивое здание, но, прежде всего, послание от Людвига II.

Виды Нойшванштайна: в конце XIX века и в наше время

Нойшванштайн в конце XIX века

Нойшванштайн в конце XIX века

Нойшванштайн в наше время

Нойшванштайн в наше время

Верхний двор: слева жилая часть, в центре Главное здание, справа Рыцарский дом

Верхний двор: слева жилая часть, в центре Главное здание, справа Рыцарский дом

Тронный зал Нойшванштайна

Тронный зал

Тронный зал

Тронный зал в конце XIX века

Тронный зал в конце XIX века

Планы помещения, задуманного в роскошном византийском стиле, были созданы Эдуардом Илем и Юлиусом Гофманом. Навеянный архитектурой храма Айя–София в Константинополе, Тронный зал был завершен в 1886 году — в год смерти Короля Людвига II.

Высота зала почти 14 метров, длина — 18 метров. Верхнюю галерею образует арочная анфилада, которую поддерживают небольшие колонны из белого мрамора и ляпис–лазури; нижняя колоннада состоит из 16 больших колонн из красного порфира. Мозаика пола работы мастера Дермота из Вены, выложенная из более чем двух миллионов плиток, представляет собой стилизованное, несколько наивное изображение животного (львы, жирафы, лисы, крокодилы, экзотические птицы и другие) и растительного мира в Круге Земном.

Потолок Тронного зала усыпан золотистыми звездами на зеленом фоне:

С него свисает огромная люстра из позолоченной бронзы в форме царской короны, выполненная мастером Воленвебером. Она весит 18 центнеров, рассчитана на 96 свечей и опускается на железных цепях с помощью лебедки. Люстра символизирует Королевскую корону. Король Людвиг так и не увидел эту люстру — она была установлена только в 1904 году.

Византийская люстра

Византийская люстра

Одна группа картин зала (друг напротив друга) изображает Святых Апостолов:

Другая — дохристианских проповедников веры и закона: Гермеса, Заратустру, Ману, Солона, Римского Императора Августа:

Отдельно Моисей:

На стене Тронного зала напротив мраморной лестницы изображены Георгий Победоносец на белом коне и в одежде рыцаря–лебедя и Архангел Михаил с мечом — покровитель Баварии:

Другие интерьеры Нойшванштайна

украшения в Лестничной башне

украшения в Лестничной башне

коридор

коридор

Музыкальная комната (конец XIX века)

Музыкальная комната (конец XIX века)

Рабочий кабинет с изображениями сцен легенды о Таннгейзере (конец XIX века)

Рабочий кабинет с изображениями сцен легенды о Таннгейзере (конец XIX века)

Гостиная с изображениями сцен легенды о Лоэнгрине (конец XIX века)

Гостиная с изображениями сцен легенды о Лоэнгрине (конец XIX века)

Спальная комната с изображениями сцен легенды о Тристане и Изольде (конец XIX века)

Спальная комната с изображениями сцен легенды о Тристане и Изольде (конец XIX века)

Столовая с изображениями миннезингеров и сцен легендарного состязания певцов в Вартбурге в 1207 году (конец XIX века)

Столовая с изображениями миннезингеров и сцен легендарного состязания певцов в Вартбурге в 1207 году (конец XIX века)

Святые Короли в Тронном зале

В полукруглой нише в глубине Тронного зала — Христос Во Славе, окруженный херувимами и венком из звезд; по сторонам — Богородица и Иоанн Креститель, молящиеся за все человечество. Над ними изображены Семь Даров Святого Духа. А ниже — шесть Святых Королей.

Хотя канонизированных Монархов в Европе намного больше, но, как я понимаю, для замка отобраны те, кто наиболее связан с католической Баварией в культурно-историческом плане.

В нишу, где должен был стоять трон, ведет лестница из каррарского мрамора. Однако трона там нет — после смерти Людвига II Королевская семья отменила планы по его изготовлению.

Описание биографий (житий) Святых Королях дано на основе сведений из Википедии. По порядку — слева направо, если смотреть на картину.

Казимир Польский

Казимир (по-польски Кази́меж; 3 октября 1458, Краков — 4 марта 1484, Гродно) — Литовский Княжич и Польский Королевич, Святой покровитель Польши и Литвы. В 1481-1483 годах наместник Казимира IV в Королевстве Польском. Представитель династии Ягеллонов.

При жизни Казимир обращал на себя внимание современников образованностью, скромностью и набожностью. Ранняя смерть члена правящего семейства вызвала сочувственный отклик в Польше и Литве, выразившийся в прославляющих Королевича высказываниях и эпитафиях.

В канонизации Казимира играли роль политические факторы. У крещенной в 1387 году Литвы не было «своего» святого. Кроме того, святой Ягеллон дал бы дополнительный вес династии и связанным с нею знатным родам. По поводу канонизации был вскрыт гроб Казимира и останки его, по свидетельству очевидцев, оказались нетронутыми тленом. Церемония канонизации состоялась в 1604 году в Кафедральном соборе Святого Станислава в Вильне.

В 1613 году Святой Казимир был провозглашен патроном Великого Княжества Литовского и с тех пор считается главным покровителем Литвы, а в 1636 году объявлен покровителем Литвы и Польши. Папа Пий XII 11 июня 1948 года провозгласил его небесным покровителем молодежи. Кроме того, в Литве считается покровителем ремесленников.

Казимир — единственный святой с таким именем. День его памяти приходится на день смерти 4 марта.

Иконографический канон предписывает изображать Казимира в княжеском облачении с княжеской митрой на голове и с лилией в руке. В Кафедральном соборе хранится образ Святого Казимира с тремя руками. Считается, что образ чудотворный. По преданию, художник, почти закончив его, заметил, что правая рука неестественно отведена в сторону и непропорционально длина. Он закрасил ее и написал другую руку, но первая рука проступила сквозь краску, и сколько художник ее ни закрашивал, она вновь и вновь появлялась. Тогда художник принялся закрашивать новую руку, но и она не поддавалась.

Стефан Венгерский

Стефан I (по-венгерски (Szent István I, Иштван, в латинизированном варианте Стефан I) (около 970/975 — 15 августа 1038) — нитранский князь (995–997), венгерский надьфейеделем (с 997) и первый Король Венгерского Королевства (с 1000/1001) из династии Арпадов.

Стефан был сыном первого христианского правителя венгров Гезы и княгини Шарлотты, первоначально носил имя Вайк (то есть «герой» или «лидер»). Продолжая инициативы отца, он приложил много усилий для завершения оформления в Венгрии раннефеодального государства.

После коронации Королю Стефану был дарован титул апостола с властью в 10 епархиях, а также право свободного распространения веры и автономное управление церковью в Венгрии (это позволило стране сохранить реальную независимость от Папы, в то время как Чехия и Польша не смогли этого добиться). После коронации Стефан с помощью латинских и греческих священников начал осуществлять христианизацию страны, обращая венгров в новую религию. Стефан ликвидировал племенное деление страны, провел весьма успешные финансово-экономические реформы (в частности, было отменено рабовладение). До 1028 года он подчинил венгерскому влиянию весь Карпатский регион.

Стефан окончательно интегрировал Венгрию в круг цивилизованных народов и завоевал себе право считаться после смерти ее святым покровителем, поэтому был канонизирован Католической церковью.

День Св. Стефана (Иштвана) — 20 августа — главный национальный праздник Венгрии, который отмечается массовыми гуляниями, фейерверками и театрализованными представлениями на тему национальной истории.

Генрих II Немецкий

Генрих II (по-немецки Heinrich II der Heilige, 6 мая 973, Бад-Аббах или Хильдесхейм — 13 июля 1024, Гроне) — Император Священной Римской Империи, представитель баварской ветви Саксонской династии. Титулы: 12-й король Германии (7 июня 1002 — 13 июля 1024), 4-й Император Священной Римской Империи (14 февраля 1014 — 13 июля 1024), 31-й герцог Баварии (995 — 1005, под именем Генрих IV), 33-й герцог Баварии (1009 — 1017, под именем Генрих IV).

Генрих II, в отличие от своего предшественника Оттона III, направил свою политику на консолидацию земель и решение проблем рейха к северу от Альп. Время правления Генриха считается периодом интенсификации и централизации Королевской власти, а также усиления связи государства и церкви. Основал в 1007 году Бамбергское епископство, ставшее значительным политическим и культурным центром Франконии.

Многочисленные пожертвования и церковная политика императора создали образ (особенно в монастырских источниках) благочестивого и заботливого правителя. В посвящении поэмы аббата Герарда из Зееона (1012–1014) Генрих представлен «блестящей жемчужиной Империи и процветания всего микрокосма, дарованной Богом как высшая награда правления» и именуется Pie Rex Heinrice («благочестивый Король Генрих»).

После смерти Генриха почитание Императора поддерживалось деятелями церкви и более всего в Бамберге, где по нему служили ежегодные панихиды. В середине XI века о Генрихе II сложилось мнение как о наделенном особой «святостью». Так, Адам Бременский в 1074 году титуловал Императора Sanctitas. Его канонизации предшествовали сообщения из Бамберга (1145–1146) о явлении чуда у могилы Генриха. Наконец, епископ Бамберга Эгильберт добился в 1146 году канонизационной буллы от Папы Евгения III. В 1200 году была канонизирована его жена Кунигунда.

Вслед за епископством Бамберг почитание Генриха распространилось еще на несколько епископств Империи, находящихся преимущественно в Баварии, но также и в Эльзасе, и в области Боденского озера. С 1348 года день памяти Генриха (13 июля) стал отмечаться в епископстве Базель.

В XIX веке интерес к Императору побудил историков к выяснению облика «настоящего Генриха», до той поры скрываемого аурой святости и сопутствующих ей легенд. Начались систематический поиск документальных свидетельств, фактов и деталей его деятельности и публикация их в немецких исторических ежегодниках. Сложилось мнение, что Генрих был «политическим главой», «создателем Немецкой Империи», а его политической идеей от первого до последнего года царствования была Монархия, как защита «всех и всего». Только его последователям удалось поднять Империю на высоту, которой более никто не достиг ни до них, ни после. Генрих II был идеальным, но трагическим государственным деятелем.

Современные оценки личности Генриха и его деятельности крайне различны. Генрих представляется как идеальным олицетворением властителя оттоновско-салической церковно-имперской системы, «Королем–монахом, так и властителем коварным, способным на измену, не останавливающимся в применении грубой силы. Однако все историки сходятся на том, что он использовал любую возможность для усиления Королевской власти. Королевская политика представительства претерпела существенное изменение: в отличие от трех Оттонов, Генрих II правил, «последовательно присутствуя во всех частях Империи».

В настоящее время значение Генриха в истории базируется на анализе центральной Королевской идеи Царствования Моисея (Königsidee des Moses Königtums). Концепция «заместителя Бога на троне» (Stellvertreterschaft Gottes im Königtum), на которой остановился Генрих, вошла в противоречие с традиционными представлениями знати о роли Монарха и стала причиной отдаления Императора от аристократии.

Людовик IX Французский

Людовик IX (по-французски Louis IX, Saint Louis), 25 апреля 1214 — 25 августа 1270) — Король Франции в 1226–1270 годах. Представитель династии Капетингов.

Руководитель VII и VIII Крестовых походов. Людовик не враждовал с системой феодализма и уважал права вассалов, хотя был уже не первым между равными, а Государем. Недостатки феодального строя, не допускавшего верховного суда в Королевстве, Людовик устранил, установив как общий принцип право вмешательства Короля в дела подданных. Людовик запретил судебный поединок и частные войны. Людовик внушал неограниченное доверие: на его решение отдавали свои споры даже иноземцы. Сохранился рассказ о том, как Людовик после обедни выходил из дворца, садился под дубом и выслушивал жалобы всех.

При Людовике был составлен свод постановлений обычного права и законов, изданных в его царствование («Etablissements de St. Louis»). Людовик с достоинством защищал интересы Франции от притязаний Рима. Французское духовенство стояло более за Людовика и за интересы светской власти, чем за Папский престол. В марте 1269 года Людовик обнародовал «Прагматическую санкцию», которой ограждалась независимость французской церкви от Рима, уничтожались денежные поборы и взносы в пользу римского двора и т.п. Во время борьбы Германского Императора Фридриха II Гогенштауфена с Папой Иннокентием IV Людовик открыто порицал действия Папы.

Людовик любил книги и искусство. Его называют Периклом средневекового зодчества. Он усердно воздвигал храмы: к его времени относится собор в Реймсе, церковь Сен-Шапель в Париже, монастырь Ройомон и др.

К сожалению, время правления Людовика отмечено введением во Франции папской инквизиции и гонениями на иудеев (в форме массового сожжения Талмудов).

Людовик IX умер во время VIII Крестового похода в Тунисе от чумы. Тело Короля было перевезено Карлом Анжуйским на Сицилию и погребено в соборе Монреале, где и сейчас в алтаре, посвященном Людовику, хранится урна с его внутренностями. Впоследствии останки Людовика были перенесены в Сен-Дени.

Сразу после кончины Людовика вопрос о канонизации умершего короля был поднят его сыном, всей Францией и Европой, единодушно прославлявшими святость благочестивого Короля. В 1297 г. булла Папы Бонифация VIII провозгласила его святым. Во Франции Людовик традиционно считается святым покровителем парикмахеров. Именем Св. Людовика названо множество католических храмов как во Франции, так и за ее пределами, в том числе церковь Св. Людовика Французского в Москве.

В честь Людовика Святого получил имя и Король Баварии Людвиг II. В Нойшванштайне есть капелла, посвященная Людовику Святому.

Она примыкает к Королевской опочивальне. Створчатый алтарь, встроенный в расписанный стрельчатый свод, украшен исключительно тонкой резьбой. Возле него — маленькая скамейка. На стене триптих, созданный в мастерской придворного художника Майера, изображающий в центре фигуру Людовика Святого. На витражах — сцены из его жизни.

Фердинанд III Кастильский

Фердинанд III (по-испански Fernando III de Castilla, el Santo Fernando III, 5 августа 1199, Самора — 30 мая 1252, Севилья) — Король Кастилии, Толедо и Эстремадуры с 1217 года, Король Леона и Галисии с 1230 года. Представитель Бургундской династии, Леонская ветвь.

Фердинанд окончательно объединил в своих руках Кастилию и Леон с Галисией, образовав единое Королевство Кастилия и Леон. Во время своего правления Король активно проводил реконкисту, завоевав практически все мусульманские государства на юге Пиренейского полуострова и присоединив их к своим владениям. После завоевания Севильи Фердинанд занялся внутренней организацией Королевства. Понимая необходимость создания сильного флота, он основал верфи в Севилье, в которую перенес столицу страны, и щедро вознаграждал мореплавателей. Кроме того, Фердинанд провел ряд реформ в системе управления Королевством, даровал фуэрос (привилегии) ряду городов. Также способствовал развитию университетов — например, во время его правления основан знаменитый университет в Саламанке (до конца XVI века Саламанка слыла в Европе не менее значимым центром образования, чем Болонья, Париж или Оксфорд).

Фердинанд похоронен в Севильском Кафедральном соборе. 30 мая 1671 года Папа Климент X канонизировал Короля. Считается покровителем многодетных семей, так как был отцом девяти сыновей и пяти дочерей. А также покровитель губернаторов (ибо был весьма искусен в администрировании) и заключенных (по той причине, что, будучи весьма строгим в правосудии, все же часто миловал преступников).

Эдуард Английский

Эдуард Исповедник (по-английски Edward the Confessor; ок. 1003 — 5 января 1066) — предпоследний англо-саксонский Король Англии (с 1042 года) и последний представитель Уэссексской династии на английском престоле. Кстати, в немецком языке Исповедник — der Bekenner, так что в рунете может встретиться именование Эдуард Бекеннер (или Бекеннерский).

Его правление ознаменовалось ослаблением Королевской власти в стране и всевластием магнатов, а также дезинтеграцией англосаксонского общества и ослаблением обороноспособности государства. Тем не менее, Король не был марионеткой в руках крупной англосаксонской знати. Он постоянно сопротивлялся давлению магнатов, пытался проводить собственную политику и создать себе социальную опору в стране. Для этого он активно привлекал на королевскую службу выходцев из Нормандии и других регионов Северной Франции, которым Эдуард жаловал земли и добивался их назначения на церковные должности (включая архиепископа Кентерберийского). Эти факторы облегчили Вильгельму Завоевателю подчинение Англии вскоре после смерти Эдуарда в 1066 году. Эдуард Исповедник большое значение уделял пропаганде христианских добродетелей и аскетизму.

Когда в 1154 году на английский престол взошел Генрих II, в его лице объединились нормандская и англо-саксонская династии. Двойное право на корону Генрих II решил подкрепить канонизацией Короля Эдуарда. В 1161 году Папа Римский Александр III причислил Эдуарда к лику святых. В 1163 году его останки были торжественно перенесены в Вестминстерское аббатство в Лондоне, где пребывают поныне. Поскольку в то время святые обычно делились на две группы: мучеников, погибших насильственной смертью за веру, и исповедников, умерших обычной смертью, то Король получил прозвище «Исповедник».

Римско-католическая церковь почитает Эдуарда Исповедника как покровителя Королей, трудных браков и разошедшихся супругов. Со времени правления Генриха II до 1348 года Эдуард считался святым–покровителем Англии, после чего его в этом качестве заменил Святой Георгий. Эдуард Исповедник остался покровителем английской Королевской семьи.

Православная церковь также признает святость Короля Эдуарда. Он местночтимый святой Сурожской епархии Русской православной церкви.

И последнее. Чем объясняется порядок, в котором расположены Святые Короли? Предлагаю свою версию. Если смотреть со стороны картины, то есть как бы «глазами» самих Королей, то получается, что справа находятся Казимир и Стефан, слева Фердинанд и Эдуард. В центре — Генрих и Людовик. На географических картах справа — Восток, слева — Запад. То есть справа картины стоят Короли, представляющие Восточную Европу, слева — крайний Запад. А в центре — правитель Германии, тяготеющей к Востоку; и правитель Франции, тяготеющей к Западу.