Каналы Амстердама, площадь Дам и ее окрестности (компиляция 2011 и 2018 годов)


карта Амстердама работы Георга Матеуса Зойтера, 1730 год (ориентирована на юг)

карта Амстердама работы Георга Матеуса Зойтера, 1730 год (ориентирована на юг)

Статья написана мной по результатам короткой экскурсии из Брюсселя 6 августа 2011 года, во время которой я совершил круиз по каналам Амстердама; а также поездки в конце июля — начале августа 2018 года.

Введение

Большой шлюз, конец XIX века

Большой шлюз, конец XIX века

Амстердам пересечен и опоясан сотнями километров каналов, в городе расположено более 1500 мостов и около 90 островов. Четыре главных канала: Сингел, Херенграхт, Кейзерсграхт и Принсенграхт (перечисляю в порядке удаления от центра Амстердама).

канал Кловенирбургвал, конец XIX века

канал Кловенирбургвал, конец XIX века

Сингел (Singel — это слово на нидерландском языке означает «обхват») был выкопан в 1428–1450 годах. Канал начинается в бухте Амстердама рядом с Центральным вокзалом и впадает в реку Амстел около площади Мюнтплейн. Канал Сингел не следует путать с каналом Сингелграхт (Singelgracht), который стал внешней границей города только в XVII веке.

пейзаж в южной части канала Сингел

пейзаж в южной части канала Сингел

Херенграхт (Herengracht, то есть «Господский канал») построен в XVII веке. Херенграхт назван в честь господ-регентов, правивших Амстердамом в XVI–XVII веках. На его набережных расположены двух- и трехэтажные особняки с внутренними дворами, а его фешенебельная часть имеет прозвище «Золотая излучина» (Gouden Bocht). Русский Царь Петр I останавливался в доме № 527 во время своего второго посещения столицы Нидерландов.

канал Херенграхт, конец XIX века

канал Херенграхт, конец XIX века

Кейзерсграхт (Keizersgracht, то есть «Императорский канал») назван в честь германского Короля Максимилиана I (также Императора Священной Римской Империи), чья корона первоначально украшала герб Амстердама. Это самый широкий канал в Амстердаме. Петр I останавливался в доме № 317 во время своего первого посещения столицы Нидерландов.

Принсенграхт (Prinsengracht, то есть «канал Принца») — самый длинный из всех каналов Амстердама. Назван в честь принца Оранского Вильгельма I. Большинство зданий на набережных этого канала построены в период Золотого Века Голландии.

Подробное представление о каналах Амстердама можно получить в соответствующем музее — Museum Het Grachtenhuis (что означает «Музей домов на каналах»), который расположен неподалеку от пересечения каналов Херенграхт и Лейдсеграхт в импозантном особняке постройки XVIII века. Музей рассказывает историю каналов посредством интерактивной и мультимедийной выставки. Выставка включает в себя модели, анимации, 3D и стенные проекции, а также кукольный дом (обустроенный помещениями и населенный персонажами разных веков, что особенно интересно в плане сравнения), в котором использована «призрачная» техника Пеппера. «Призрак Пеппера» — техника иллюзионизма, используемая в театре и магических фокусах. Используется лист стекла и специальная технология освещения, которая может заставить объекты появляться или исчезать, становиться прозрачными, плавно превращаться из одного объекта в другой. Эта техника названа в честь английского химика XIX века Джона Генри Пеппера, который пытался популяризовать этот эффект (на самом деле изобретение принадлежит его коллеге Генри Дирксу).

Также можно посмотреть модели зданий на каналах в разные исторические периоды:

Ландшафты набережных каналов

Лодка, в которой проходил круиз, довольно крупная, у нее есть стеклянные стенки–окна и крыша. Разумеется, есть немало других вариантов.

Для начала характерный вид с моста на канал, архитектуру и гигантское множество велосипедов:

Поверхность воды показалась мне довольно грязной из-за мусора, но химический состав, видимо, более или менее нормальный, поскольку плавает немало уток и лебедей. Осторожно скользим под цепочкой низеньких мостиков.

В тот день в Амстердаме проходил ЛГБТ-парад, о чем можно было заранее догадаться по заполонившим город соответствующим флагам. В поле зрения попало много лодок с разноцветно одетыми людьми. На берегах толпились многочисленные зрители. Я предпочел как можно меньше обращать на них внимание.

К счастью, погода благоприятствовала экскурсии — стояла средняя облачность, хотя изредка с неба падали капли. Круиз продолжался около часа и позволил внимательно осмотреть исторический центр Амстердама, который отличается большим количеством красивых, хорошо сохранившихся старинных зданий, особенно XVII века (золотая эпоха Нидерландов) — церквей, жилых или купеческих домов.

Несколько снимков старинной застройки:

Я бы не сказал, что виды Амстердама «поражают воображение», но наблюдать их из окна лодки во время безмятежного плаванья весьма приятно. Несмотря на некоторую скудость цветовой гаммы и небольшое разнообразие архитектурных форм, пейзажи Амстердама совершенно не утомляют взор. Здесь всегда легко отыскать какие-то примечательные детали, а за внешне неброским обликом часто скрываются значительные исторические особенности.

канал Грунбургвал, на заднем плане Южная церковь (Зёйдеркерк); конец XIX века

канал Грунбургвал, на заднем плане Южная церковь (Зёйдеркерк); конец XIX века

Кстати, из-за большой и разветвленной сети каналов многие постройки держатся на массивных деревянных сваях, со временем некоторые подгнивают и дома начинают «плясать», удерживаясь от разрушения о соседние.

На некоторых фасадах можно встретить поперечные балки, торчащие наружу:

С помощью системы блоков и канатов эти балки использовались для поднятия грузов с бортов морских и речных судов прямо в складские помещения на чердаках.

канал Аудезёйдс Кольк, конец XIX века

канал Аудезёйдс Кольк, конец XIX века

Скульптурный декор фронтонов чаще всего выполнен в виде лепной рамки квадратной или округлой формы в сочетаниях с украшениями, символизирующими род занятий хозяина дома (рабочий инструмент, фигурки булочников, рыбаков, портных и т.д.).

Пейзажи в устье реки Амстел

научный музей «Немо» (основан в 1997 году), стилизованный под корпус большого корабля

научный музей «Немо» (основан в 1997 году), стилизованный под корпус большого корабля

музей судоходства

музей судоходства

Старинный корабль входит в комплекс музея судоходства:

плавучий ресторан восточной кухни

плавучий ресторан восточной кухни

пример современной застройки

пример современной застройки

Крайней точкой плавания служит вход в залив Эйсселмер — амстердамские ворота в Атлантику. Зрелище залива произвело на меня неизгладимое впечатление. Почему — сейчас трудно сказать. Это из области невыразимого.

Внутренний Амстел, конец XIX века

Внутренний Амстел, конец XIX века

Амстел, конец XIX века

Амстел, конец XIX века

Цветочный рынок

На канале Сингел расположен знаменитый Цветочный рынок (Bloemenmark). Я не считаю его для себя важной достопримечательностью Амстердама, но не сомневаюсь в том, что посетить его нужно обязательно.

Три примечательных моста через реку Амстел и самая высокая деревянная мельница в Нидерландах

Мое особое внимание привлекли три моста через реку Амстел. Первый не имеет названия (во всяком случае, я не нашел на карте). Он соответствует улице Сарфатистрат. Мост украшен великолепными фонарями:

Севернее находится раскрывающийся мост Магере-Брюг (Magere Brug, в буквальном переводе — «Тощий мост»), который соединяет улицы Керкстрат и Ньиве-Керкстрат, между каналами Кейзерсграхт и Принсенграхт. Раздвижной деревянный мост, окрашенный в белый цвет, был построен в 1691 году (по легенде — за средства двух старушек, живших неподалеку) и расширен в 1871 году. До 2003 года по мосту разрешался проезд всех видов транспорта, однако после реставрационных работ было разрешено движение только для велосипедистов и пешеходов.

Тощий мост

Тощий мост

Пожалуй, самый знаменитый мост Амстердама носит название Синий (Blauwbrug). Он соединяет площадь Рембрандта с площадью Ватерлоо. Мост получил свое название от раскрашенного в один из цветов национального нидерландского флага деревянного Синего моста, который располагался на этом месте примерно с 1600 года. Это название сохранилось и после 1883 года, когда возникли каменные пролеты нового моста, созданного по образцу архитектуры мостов через Сену в Париже.

Синий мост

Синий мост

Синий мост и река Амстел, конец XIX века

Синий мост и река Амстел, конец XIX века

Каменный мост имеет три прохода для судов и богато украшен. Шикарные фонари декорированы корабельными носами и увенчаны короной Австрийской Империи (точнее, короной Императора Священной Римской Империи Германской Нации Рудольфа II). По мосту осуществляется автомобильное и трамвайное движение.

Особое очарование Амстердаму придают дома на воде, называемые «вонботы» (woonboot) — старые списанные маломерные суда. Пример сфотографирован мной в северо-восточной части исторического центра Амстердама. Между прочим, на заднем плане видна мельница De Gooyer (Де Гойер), которая является самой высокой деревянной мельницей в Нидерландах — 26.6 метров. Построена в XVI веке; на нынешнем месте стоит с 1814 года. В настоящее время мельница не функционирует, хотя ее крылья способны двигаться.

Прогулка по центру Амстердама: площадь Дам, улица Дамрак и окрестности

В этом разделе я рассмотрю некоторые (естественно, далеко не все) достопримечательности центральной амстердамской площади Дам (de Dam) и ее окрестностей.

площадь Дам в 1698 году

площадь Дам в 1698 году

Название площади, как и всего города, связано с дамбой, которая была построена на реке Амстел в XIII веке. Дамба постепенно укреплялась и позднее стала достаточно широкой для возникновения городской площади, ставшей центром образовавшегося вокруг нее города.

Главный объект на площади Дам — неоклассический Королевский дворец (Koninklijk Paleis), который служил в качестве ратуши с 1655 по 1808 год, когда он был преобразован в Королевскую резиденцию. Для строительства дворца был заложен мощный фундамент из 13,659 деревянных свай. Кстати, древесина для свай в Амстердам завозилась из Скандинавии и служит верой и правдой уже около 4 веков. Стены дворца возведены из желтого песчаника, привезенного из Германии, а три этажа венчает купол с флюгером в виде морского судна — такой тип корабля называется «когг».

Королевский дворец, конец XIX века

Королевский дворец, конец XIX века

Угол площади Дам, конец XIX века

Угол площади Дам, конец XIX века

В северо-западной части площади готическая Новая церковь XV века (о ней я расскажу в отдельной статье, посвященной храмам Амстердама) и Музей восковых фигур мадам Тюссо.

На противоположной стороне площади доминирует Национальный монумент — белая каменная стела, возведенная в 1956 году в память о жертвах Второй Мировой войны.

Прямо за Королевским дворцом, через улицу со сложным названием Nieuwezijds Voorburgwal, расположено роскошное здание торгового центра Magna Plaza. Оно было построено в 1895–1899 годах в нео-готическом и нео-ренессансном стилях. До 1987 года здание служило главным офисом Амстердамской почты, а с 1992 года было переоборудовано в торговый центр.

Центральный почтамт, конец XIX века

Центральный почтамт, конец XIX века

Дом неподалеку от Magna Plaza:

Пройдя немного на запад по улице Радхёйсстрат (через каналы Сингел и Херенграхт), я обратил внимание на импозантные здания отелей Di-Ann и Nadia:

Улица Дамрак представляет собой бывший канал, засыпанный в 1845–1883 гг. Она проходит с севера на юг между Центральным железнодорожным вокзалом и площадью Дам.

железнодорожный вокзал

железнодорожный вокзал

фасад Железнодорожного вокзала

фасад Железнодорожного вокзала

железнодорожный вокзал, конец XIX века

железнодорожный вокзал, конец XIX века

На улице Дамрак расположены культурные центры, множество кафе, ремесленных мастерских и музеев. Здесь меня особенно заинтересовало монументальное здание биржи Берлаге (Beurs van Berlage).

Ее юго-западная сторона, выходящая к площади Бёрсплейн, украшена любопытным барельефом. Любопытным он показался мне потому, что показывает занятия, как будто бы слабо соотносящиеся с деятельностью на фондовых рынках.

Написана фраза нидерландского поэта Альберта Вервея (1865–1937):

Als voorhoofd strekt de steen op de ingangsbogen. ‘T verstand des handels breke in de heldere lijn. Daar uit: tussen zoo mensch en dingen zijn veel omgangsdaden die ‘t bestaan béogen.

[Мой несколько вольный перевод]:

Твердь камня покрывает входные арки. Разум торговли простирается четкой линией. Здесь: между людьми и вещами, множество актов общение направлены на осуществление.

Фонарь на площади Бёрсплейн и дома на улице Дамрак:

Здание биржи производит впечатление крепости; в этом, полагаю, заключается своеобразный символизм.

Приведу краткую историческую справку. Амстердамская фондовая биржа была основана в 1606 году, когда Нидерландская Ост-Индская компания (имевшая в XVII-XVIII веках монополию на торговлю с Азией) первой среди коммерческих учреждений принялась торговать акциями из-за большой потребности в инвестициях. Здесь также были созданы первые фьючерсы. Первое здание биржи было построено в 1611 году.

Амстердамская биржа в 1698 году

Амстердамская биржа в 1698 году

Важность фондового рынка увеличилась по мере продажи большего количества акций, в том числе Нидерландской Вест-Индской компании, которая в XVII-XVIII веках получила от нидерландского правительства монополию на торговлю со всеми колониями в Вест-Индии: точнее, на территориях Северной и Южной Америки и Западной Африки. Впоследствии возникла необходимость сменить здание биржи. Новое здание из красного кирпича было построено в 1896–1903 годах по проекту архитектора Хендрика Петруса Берлаге, получив его имя. В бирже Берлаге особенно выделяется 40-метровая часовая башня. В настоящее время для биржевой торговли здание не используется.

Интересно, что 2 февраля 2002 года (красивое число!) здесь состоялась гражданская церемония бракосочетания принца (нынешнего Короля Нидерландов) Вильгельма-Александра и гражданки Аргентины Максимы Соррегьеты.

Вид на северо-восточную сторону биржи Берлаге через шлюз Дамрак:

Также хочу высказать соображения о двух аспектах комплекса биржи Берлаге, которые показались мне своего рода лукавством. Первый — барельеф на западной стороне биржи, который изображает группу людей явно совершенно разных сословий (можно подумать, что все они участвуют в деятельности фондового рынка) и содержит пространную надпись:

De aard wordt straks een: de volkren zijn als groepen Van d’eenen bond die heel haar bol beheerscht. Door land, door zee, streeft trein, streift vloot om’tzeerst Naar’twisslend doel waar heen ze elkander roepen.

[Мой несколько вольный перевод] Природа скоро станет единой: люди заключат союз, который будет управлять всем земным шаром. По суше, по морю, на поездах и кораблях они стремятся к первой и главной цели, где призовут друг друга.

Второй хитрый аспект представлен статуей быка на площади Бёрсплейн:

К чему она здесь и что символизирует, думаю, объяснять не надо. Хитрость тут в том, что быку в пару должен наличествовать медведь. А его тут нет! Из этого можно сделать вывод, что биржи отданы во власть быков; на самом же деле это совсем не так, и знаменитая нидерландская история тюльпаномании свидетельствует об этом самым ярким образом.

Завершу обзор запомнившихся мне достопримечательностей в окрестностях площади Дам упоминанием Акцизного дома (Accijnshuis). Здание постройки 1637–1638 годов стоит на улице Аудебрюгстег (Oudebrugsteeg). Здесь коллегия из пяти человек собирала акцизы (импортные пошлины), которые нужно было платить за судовые грузы (например: зерно, пиво, вино, торф, уголь и специи). Это единственное городское учреждение, которое не располагалось в Ратуше (ныне Королевский дворец). Само здание не особо выразительное, но мое внимание привлекли изображения Городской печати (очень характерный рисунок корабля типа «когг» — того же, что венчает шпиль Королевского дворца) и герба Амстердама (три белых Андреевских креста в алом поле).