Гаага — нидерландский город мира и законов


набережная Ньиве Эйтлег, конец XIX века

набережная Ньиве Эйтлег, конец XIX века

Гаа́га (Den Haag) — город и община на западе Нидерландов, у берега Северного моря, резиденция нидерландского правительства и парламента, столица провинции Южная Голландия и местопребывание Королевского двора. В Гааге расположены крупные международные правовые органы: Международный суд ООН, Международный уголовный суд, Международный арбитражный суд и другие. Гаага является третьим по величине городом Нидерландов после Амстердама и Роттердама: ее население составляет около полумиллиона жителей.

набережная Биркаде, конец XIX века

набережная Биркаде, конец XIX века

Пожалуй, главной достопримечательностью Гааги является музей под открытым небом Мадуродам (его можно определить как «Нидерланды в миниатюре»). Здесь я расскажу о других интересных местах города, которые причудливым образом ассоциировались в моем сознании с миром и законами (и не только в юридическом смысле).

улица Спёй, конец XIX века

улица Спёй, конец XIX века

Историческая справка

В 1230 году граф Голландии Флорис IV построил малый замок на месте, где теперь находится город Гаага. Сейчас на месте замка расположен комплекс Бинненхоф. Дворянство Голландии использовало Гаагу как свой административный центр. Дословно Des Graven Hage переводится как «графский лес». Позднее именно в Гааге проживал штатгальтер, или по-нидерландски статхаудер (stadhouder, буквально — «держатель города / места») — в ряде стран Европы должностное лицо, осуществлявшее государственную власть и управление на какой-либо территории данного государства, т.е. наместник или губернатор; равнозначно венецианскому титулу «дож».

Благодаря тому, что в Гааге находились дворец статхаудера, Генеральные штаты, резиденции иностранных послов и аристократов, деревня была гораздо «аристократичнее» иных нидерландских городов. Существовал огромный контраст между элегантным районом вокруг Рыцарского зала и рабочими районами Гааги. Только в 1806 году, под французским правлением, Гаага, наконец, получила городские права.

канал Принцессы, конец XIX века

канал Принцессы, конец XIX века

Торфяной рынок и Новая церковь, конец XIX века

Торфяной рынок и Новая церковь, конец XIX века

Министерство юстиции

Старое здание министерства юстиции (Het oude Ministerie van Justitie) построено в 1876–1883 годах архитектором Корнелисом Хендриком Петерсом, учеником Петруса Кёйперса, знаменитого такими шедеврами, как Рейксмюзеум и Железнодорожный вокзал в Амстердаме. Те, кто видел эти величественные сооружения, сразу узнают характерный монументальный стиль этого зодчего. Мне же больше всего понравились большие часы в обрамлении геральдических щитков. Под часами возлежит (странная поза, надо заметить) женщина с весами и топором; рядом с ней написано разбитое на три части слово Rechtvaardigheid, то есть «Правосудие».

На расположенной рядом площади стоит памятник Вильгельму Оранскому, вождю национально-освободительного движения Нидерландов в XVI веке.

Бинненхоф

Самым знаменитым архитектурным сооружением Гааги является Бинненхоф («Внутренний двор»), в котором располагаются Генеральные штаты (парламент Нидерландов) и резиденция премьер-министра. Рядом с Бинненхофом находятся различные музеи и исторические памятники; например, выдающийся музей изобразительного искусства Мауритцхёйс:

Входы в Бинненхоф украшены гербом графства Голландия:

Бинненхоф представляет собой классику нидерландского готического стиля.

Внутренняя часть Бинненхофа (так сказать, «внутренний двор в квадрате»):

Бинненхоф, внутренний двор, конец XIX века

Бинненхоф, внутренний двор, конец XIX века

Сын Флориса IV, граф Голландии Вильгельм (Виллем) II, провозгласивший себя Римским Королем, в 1248 году построил охотничий замок. При его сыне Флорисе V по проекту архитектора Герарда ван Лейдена был возведен замок Риддерзал (Ridderzaal — «Рыцарский зал»).

Рыцарский зал, конец XIX века

Рыцарский зал, конец XIX века

Риддерзал представляет собой здание в готическом стиле с треугольным фасадом и двумя башнями по краям. Над входом находится большое круглое окно («роза»), декорированное гербами правивших в Нидерландах династий. В конце XVI века Мауритц Оранский сделал Риддерзал резиденцией штатгальтеров Нидерландов. Сейчас Риддерзал используется для торжественных мероприятий, в том числе для ежегодной церемонии открытия сессии Генеральных штатов (Принсъесдаг), во время которой обе палаты парламента на совместном заседании заслушивают программное выступление монарха.

Самое пристальное внимание посетителей обращает на себя фонтан из кованого железа Binnenhoffontein:

Он создан архитекторами Петрусом Кёйперсом и Людвигом Юнкерсом в 1885 году. Имеется надпись в память о Вильгельме II, Римском Короле и графе Голландии, поддерживающем городские свободы, покровителе искусства, основателе замков в Гааге и Харлеме; MCCXXVII † MCCLVI † (1227–1256).

Мне также запомнился домик кузнеца по золоту второй четверти XVII века с красивым гербом гильдии (кстати, любопытно, что апостроф стоит после, а не до буквы t, что не соответствует правилам нидерландского языка):

К северу от Бинненхофа находится водоем Хофвейвер (Hofvijver — «Дворцовый пруд»).

озеро Хофвейвер, конец XIX века

озеро Хофвейвер, конец XIX века

Совсем недалеко от центра Гааги вздымаются крупные современные здания:

Когда-то здесь протекал Гаагский ручей (Haagse Beek). Хофвейвер образовался из дюнового озера, на котором располагался остров, где Вильгельм II построил свой охотничий замок. В XIV столетии граф Альберт придал Хофвейверу прямоугольную форму. В XVII веке на пруде появились набережные, а в XIX его удлинили. Примерно 300 лет назад на Хофвейвере появился небольшой островок, причем неизвестно, как и зачем его создали. Островок зарос лесом.

Также в пруду есть фонтан:

озеро Хофвейвер, конец XIX века

озеро Хофвейвер, конец XIX века

Тюремные ворота, Старая ратуша и Большая церковь

Теперь я намереваюсь отправиться к высокому ориентиру — церкви Гротекерк и расположенной рядом Старой ратуше.

По пути меня ждет интересная остановка. Мой дальнейший путь по Гааге предусматривает пересечение украшенной флагами магистральной улицы Бёйтенхоф, которая окаймляет Дворцовый пруд:

Нижеследующее фото показывает суровое здание с гербом графства Голландия (алый лев). Это Гевангенпорт (Gevangenpoort) — средневековые «Тюремные врата». В период 1420–1828 годов помещение над воротами использовалось в качестве тюрьмы для многих известных властителей тех времен. Сейчас это музей пыток.

Тюремные ворота, конец XIX века

Тюремные ворота, конец XIX века

Здесь 20 августа 1672 года взбунтовавшаяся толпа линчевала братьев Яна и Корнелиса де Виттов (высших государственных деятелей Нидерландов); их изувеченные тела были повешены на всеобщее обозрение, а внутренности (как минимум — печени) съедены озверевшими мятежниками. Я указываю эти подробности для того, чтобы, во-первых, при посещении музея пыток у гостей не возникало излишне веселых эмоций (это неэтично); во-вторых, на заметку тем, кто витает в сусальных облаках образа извечно просвещенной и благостной Европы.

Памятник Яну де Витту на площади перед Тюремными воротами:

Ренессансная Старая ратуша в Гааге построена в 1565 году возле Большой церкви Гротекерк; существенно реконструирована и увеличена в 1882.

В прежние времена здесь находилась резиденция городских властей. Сейчас в Старой ратуше проходят свадебные церемонии, а также регистрируются акты рождений в Королевской семье.

Статуи на фасаде созданы около 1742 года и символизируют Веру, Надежду, Любовь, Силу и Справедливость.

На фасаде Старой ратуши изображен герб Гааги:

С XV века символом этого города является аист, держащий в клюве черного угря (не змею, как можно поначалу подумать). Кстати, в 2012 году в герб был добавлен девиз Vrede en Recht, то есть «Мир и Право [Справедливость]». Точная причина размещения в гербе Гааги аиста неизвестна; возможно, это связано с тем, что оная птица служила символом удачи. Гнезда аистов располагались, например, в Риддерзале и на Тюремных воротах. Также аисты (с подрезанными крыльями) часто использовались на голландских рынках в качестве чистильщиков мусора.

Ратуша, конец XIX века

Ратуша, конец XIX века

Наконец, перехожу к Гротекерк, которая официально называется церковью Святого Иакова.

Церковь Синт-Якобскерк является бывшим протестантским (с 1574 года) храмом; наряду с Бинненхофом это одно из старейших зданий Гааги. Готическая церковь была основана в XIII веке; строительство велось в XIV–XVI столетиях. В настоящее время не используется для религиозных обрядов, за исключением крещений и венчаний членов Королевской семьи Нидерландов (Оранско-Нассауской династии).

Королевская фамилия

Дальше по симпатичной улочке под названием Anna Paulownastraat (его смысл станет яснее чуть позже) я ухожу от центра в северо-западную сторону Гааги.

Как я уже писал в начале статьи, Гаага является местом пребывания Королевского двора. В пользовании Королевской семьи находится дворец Нордейнде (Noordeinde), построенный в стиле голландского классицизма. Но мне этот дворец показался слишком скучным, и я не буду заострять на нем внимание. Больше запомнились мне дворцовый парк Палестёйн и монументальный вход в Королевские конюшни (Koninkijke stallen) с гербом Нидерландов. Конюшни были основаны в 1815 году первым Королем Нидерландов Вильгельмом I, а современный вид приобрели в 1878 году. Кстати, они не доступны для публичного посещения.

На площади Конингсплейн находится интересная статуя, которую обычно называют «дама на скамейке». Она была создана в 1999 году русским скульптором Александром Таратыновым (проживает в нидерландском Маастрихте) и изображает Королеву Нидерландов Анну Павловну (1795–1865).

Анна — дочь российского Императора Павла I, сестра Александра I и Николая I; таким образом, она приходится двоюродной бабушкой Николаю II. В 1816 году в Зимнем дворце в Петербурге состоялось бракосочетание Анны с принцем Оранским Вильгельмом (с 1840 по 1849 год — нидерландский Король Вильгельм II). Все монархи Нидерландов являются ее прямыми потомками. Анна Павловна весьма популярна в этой стране; в провинции Северная Голландия есть даже город с названием Anna Paulowna (произносится голландцами примерно как «Анна Полона»).

Дворец Мира

Моя следующая цель — великолепный Дворец мира, который является одним из наиболее выдающихся архитектурных шедевров Гааги.

Дворец Мира (Vredespaleis) был построен в 1907–1913 годах для Постоянной палаты Третейского суда на средства, безвозмездно пожертвованные американским промышленником и филантропом Эндрю Карнеги. Идея создания дворца родилась на Первой мирной конференции по разоружению, созванной по инициативе российского Императора Николая II от 24 августа 1898 года. Дворец был построен под патронажем Николая II и Королевы Нидерландов Вильгельмины.

Дворец Мира располагается в парке площадью 7 гектаров в центре Гааги. С 1946 года в нем размещается также Международный суд ООН.

Здание с покатой крышей из сероватой черепицы построено из гранита, песчаника и красного кирпича по проекту французского зодчего Луи Кордонье. Оно сочетает в себе романский, готический и византийский стили. На фасаде, перед которым находятся лужайки, расположены несколько скульптур, свидетельствующих о предназначении дворца. Слева находится 80-метровая башня с курантами.

Интересно то, что перед дворцом выложены каменные плиты с надписями «мир» на многочисленных языках нашей планеты. А кованые двери украшены изображениями Правосудия (слева) и Согласия (справа), коих олицетворяют [почему-то] полуобнаженные женщины — первая держит меч и лист, а вторая держит чашу и, кажется, блюдо с плодами. Видимо, изобилие пищи считается залогом согласия.

Музей Мауритца Корнелиса Эшера

В Гааге находится великое множество музеев, хранящих предметов искусства, в особенности живописи. Я посетил один из них — музей Мауритца Корнелиса Эшера (1898–1972).

Эшер использовал оригинальный художественный стиль, основанный на геометрических законах и формах (в том числе так называемых «невозможных»), для визуализации весьма экспрессивных и нетривиальных арт-идей. Геометрические экстраваганции, иллюзии и парадоксы Эшера сделали меня поклонником его творчества, в котором Мауритц Эшер создал свой мир — Вселенную эзотерической математики.

Сразу скажу, что в гаагском музее экспонируется небольшое количество работ Эшера, и его главных шедевров здесь нет. Наверное, посещение этого музея можно рекомендовать главным образом для углубленного знакомства с биографией Эшера и его творческим мировосприятием. Здесь можно купить разнообразные сувениры — книги, футболки, головоломки и проч.

Первую часть коллекции образуют пейзажи, написанные Эшером на основе его наблюдений во время путешествий по Тоскане, Калабрии, Корсике и другим регионам Западного Средиземноморья. Например, я сразу обратил внимание на башни тосканского городка Сан-Джиминьяно:

Сан-Джиминьяно, 1922 год

Сан-Джиминьяно, 1922 год

На мой взгляд, художественное выражение создает впечатление какой-то скрытой фантасмагории.

Помимо эстетической функции, музей предназначен также для просвещения гостей.

Так, можно узнать подробности одной из использованных Эшером техник, которая по-английски называется tesselation, то есть «тесселяция» (точным эквивалентом на русском языке является понятие «изоэдральная плитка», а в геометрии — «паркет»). Это означает разбиение плоскости многоугольниками (или пространства многогранниками) без пробелов и перекрытий. Математики и кристаллографы классифицируют 17 различных систем тесселяции, в соответствии с видами симметрии. Не будучи математиком, Эшер открыл эту технику самостоятельно, посредством постоянных экспериментов. Начиная с 1922 года, гениальный художник сделал тесселяцию одной из своих важнейших тем, выражающей ключевые аспекты его фантазии, — вечность и бесконечность. Кстати, одним из источников вдохновения для Эшера послужили мавританские мозаики в Альгамбре (Севилья) и декоративные этрусские плитки в южно-итальянском городе Равелло.

Самым знаменитым примером в творчестве Эшера является серия картин «Метаморфозы». В гаагском музее можно посмотреть следующие примеры (условно определяю как «Ангелы и демоны», «Ящерицы» и «Жуки» — то что-то вроде заготовок для будущих картин).

Интересно также было посмотреть на картины из стекла, сделанные двумя современными голландскими художницами-дизайнерами (их фамилии я, к сожалению, не запомнил). Они в каком-то смысле «интегрируют» такие прославленные картины Эшера, как «Рука с зеркальным шаром» и «Автопортрет в сферическом зеркале».