Жирона — старинный каталонский город под защитой мух


Жиро́на (Girona), или по-испански Херо́на (Gerona) — город на северо-востоке Каталонии, центр одноименной провинции Жирона. Название города происходит от древнеримского топонима Герунда. Этимология этого топонима достоверно неизвестна (предполагается, что оно могло означать «среди Ундария», что является тогдашним названием реки Оньяр). Население Жироны составляет около ста тысяч человек. Я посетил Жирону в октябре 2017 года.

История Жироны тесно связана с борьбой против мавров. Этот город служил столицей графства, вошедшего в состав Испанской марки Франкского Королевства. В 878 году графство Жирона было присоединено Вифредом I Волосатым к графству Барселонскому, сохранив, однако, до XIII века автономию. Графство Жирона — одно из 14 первоначальных каталонских графств. В 1351 году Жирона стала центром герцогства в составе Арагонского Королевства, а Король Педро III дал титул герцога Жиронского своему наследнику. В 1414 году Король Фернандо I дал своему наследнику титул принца Жиронского. Эти факты подчеркивают высокую значимость Жироны для Арагонского Королевства.

Река Оньяр, Жиронская львица и мухи

Прмечательной особенностью архитектурного ландшафта Жироны являются ряды выкрашенных в разные цвета зданий вдоль берегов реки Оньяр.

Они создают вид, не типичный для Испании и Каталонии; мне показалось, что пейзаж напоминает набережную реки Арно во Флоренции. Эти разноцветные дома века построены преимущественно в XVII–XVIII веках на цоколе старых крепостных стен, которые были разобраны за ненадобностью.

На правом берегу Оньяра расположен исторический центр Жироны, где возвышаются две его крупные достопримечательности — церковь Сан-Фелиу и Собор Святой Девы Марии.

По пути к коллегиальной (т.е. управляемая секулярными канониками) церкви Сан-Фелиу всем туристам попадается на глаза забавная скульптура так называемой «Жиронской львицы», датируемая XII веком. Легенда гласит, что «на самом деле» этим курьезным существом была волчица, которая некогда спасла город от врагов своим громким воем. Зачем она это сделала, и почему потом трансформировалась в львицу — загадка.

Но незадолго перед церковью Сан-Фелиу путники видят еще более курьезную скульптурную композицию — примостившихся на стене одного из домов каменных мух.

Церковь Сан-Фелиу

Мухи являются символом Святого Нарцисса, покровителя Жироны.

Наряду со Святым Феликсом Святой Нарцисс в III веке был одним из первых распространителей христианства в этом районе. О мухах я скажу немного ниже, а пока, наконец, обращу взор на церковь Сан-Фелиу, которая посвящена как раз второму святому — Феликсу (на каталанском языке его имя произносится как Фелиу).

Интересной особенностью архитектурного облика Жироны является тот факт, что в силу свойств строительных материалов здесь чем старше здание, тем светлее оно выглядит.

Сан-Фелиу в архитектурном плане весьма разнородна — основная часть представляет собой готику XIV века, а фасад создан в XVIII столетии. Предполагалось наличие двух башен (видимо, в соответствии с двумя святыми епископами), но по финансовым причинам жиронцы сумели построить только одну. Эта башня была одной из немногих в Испании, что имела настоящий шпиль, но и она лишилась его по причине попадания молнии.

В церкви Сан-Фелиу находится часовня Святого Нарцисса, созданная в XVIII веке. Кстати, интересно отметить, что Святой Нарцисс воспринимался местным населением не только как покровитель города, но и как защитник от наводнений реки Оньяр. В связи с этим возник ритуал подношения ему яблок нового урожая.

Возможно, я ошибаюсь, но рискну высказать мнение, что под статуей стоит небольшой саркофаг, который служил первой гробницей святого Нарцисса. На этот саркофаг следует обратить особое внимание, так как именно с ним связана легенда о мухах Святого Нарцисса. В 1285 году французская армия под началом Короля Филиппа III Смелого осадила Жирону и ворвалась в город. Захватчики пытались разорить гробницу Святого Нарцисса, но он наслал на них рой огромных мух, которые до смерти искусали многих французов. В страхе те бежали из Жироны. Французские летописи, в свою очередь, сообщают об эпидемии дизентерии в армии. От нее несколько позже умер сам французский монарх. Эта версия более «реалистична», но, в принципе, не противоречит возможности чуда Святого Нарцисса.

В 1328 году мощи Святого Нарцисса были перенесены из простого древнего саркофага в новый, работы фламандского мастера. Выглядит он куда роскошнее.

Кафедральный Собор Жироны

На следующем этапе экскурсии предстояло познакомиться с Кафедральным Собором Жироны, для чего было необходимо пройти через внушительные врата:

Еще одно интересное наблюдение связано с политикой — осенью 2017 года буквально на каждом шагу на глаза попадались флаги. В данном случае я обратил внимание на черный флаг с белыми звездой и косым крестом — это инсигния наиболее радикальных сторонников независимости Каталонии.

Кафедральный Собор Святой Девы Марии, расположенный на Соборной площади — второй по величине (после Собора Святого Петра в Риме) однонефный Собор Европы.

Построенный в 1416 году неф Собора имеет в высоту 35 метров и в ширину 23 метра, что делает его самым большим в мире готическим нефом. Все части Собора построены в готическом стиле, за исключением западного фасада, лестница, портал и окно-роза которого являются произведениями каталонского барокко. На стене можно видеть дату создания западного фасада — 1733 год.

В XVII веке с западной стороны фасада здания, где находится вход в Собор, была пристроена лестница, состоящая из девяноста ступеней. На тот момент лестница была самой большой на территории всей Испании. Едва строительство лестницы было завершено, как сразу же появилось поверье, согласно которому верующий человек, желающий попасть внутрь храма, еще до того, как перешагнет порог, находясь на ступенях лестницы, должен был начать отмаливать свои грехи: одна ступень — один грех и так далее.

Пара взглядов на Соборную площадь:

Герб какого-то архиепископа (об этом ранге можно судить по количеству кистей на шляпе галеро — 20 штук) 1586 года:

Неподалеку виднеется верхушка церкви Сан-Фелиу:

Южная сторона Собора:

Мне очень понравилось оформление водосточной трубы в виде змея, который, кажется весьма веселым:

Еще несколько декоративных элементов Собора я представил в виде коллажа:

В галереях клуатра (внутреннего двора) расположены могилы известных людей, которые были покровителями местного монастыря в период с XIV по XVIII век:

На заднем дворе есть еще одна необычная скульптура — водосточный желоб, выполненный в виде ведьмы. В народе он так и называется: «Крик ведьмы».

С ним тоже связана легенда. Согласно преданию, в старые времена в Жироне жила колдунья, которая отрицала веру в Бога и старалась помешать возведению Собора. Этим она разгневала Высшие Силы. В наказание ведьму превратили в камень, который отныне должен был всегда висеть на фасаде как символ победы Добра над Злом. С тех пор уста ведьмы источают не проклятья, а только чистую питьевую воду

Также следует обратить внимание на башню Карла Великого:

С Карлом Великим в Соборе Жироны связано несколько объектов, хотя эта связь чисто легендарная. Например, здесь имеется стоящий за алтарем алебастровый трон, приписываемый великому Императору Запада (на самом деле он создан в XI веке, то есть как минимум на 200 лет позже жизни Карла). Но мне больше запомнилась статуя Императора в сокровищнице Собора.

Одним из самых выдающихся предметов в сокровищнице Кафедрального Собора Жироны является шпалера (или гобелен) «Сотворение Мира».

Предполагается, что эта картина была соткана в женском монастыре Святого Даниила в Жироне во второй половине XI века. Картина сочетает историю Сотворения Мира с космографическим календарем и легендой об Истинном Животворящем Кресте. В настоящее время шпалера имеет размер 358 x 450 см (изначально 480 x 480 см)

В центре изображен Иисус Христос, обозначенный как REX FORTIS (Царь Сильный). Имеются две круговые надписи, которые содержат слова из 1-ой главы Книги Бытия. Первая: Dixit quoque Deus fiat lux et facta est lux (Бытие I, 3) – «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». Вторая: In principio creavit Deus coelum et terram (Бытие I, 1), mare et omnia qua in eis sunt et vidit Deus cuncta que fecerat et erant valda bona (Бытие I, 31) — «В начале Бог сотворил небо и землю, море и все, что в нем. И увидел Бог, что все, что Он создал, хорошо».

Воспринимать такой графический стиль сейчас тяжело, поэтому я не слишком подробно разбирался в деталях картины. Более всего отметил для себя тот элемент, что изображен непосредственно под Христом: на нем показано сотворение животных, некоторые из которых имеют восхитительно монструозный вид.