Герренкимзее — дворец одиночества на острове посреди баварского озера


Баварский Король Людвиг II построил три замка–дворца; но в сравнении с Нойшванштайном и Линдергофом третий известен немного меньше — хотя, кстати, по размеру он больше. Называется этот дворец Герренкимзее (Herrenchiemsee), и я расскажу о нем и об экскурсии, на которой мне довелось побывать в конце августа 2009 года.

Географические сведения

Для начала поясню географическое положение дворца. Он стоит на озере Кимзее (Chiemsee) в юго-восточной Баварии, которое образно называют «Баварским морем», ибо здесь это самое крупное озеро, обязанное происхождением глетчеру. Мне так и осталось непонятным, почему немецкое буквосочетание «ch» произносится тут «к», а не «х». Слово Ким — имя (или фамилия) какого-то купца, жившего в давние времена; возможно, он был итальянцем, что объясняло бы произношение «к». Но это только моя гипотеза.

остров Герренкимзее в конце XIX века

На Кимзее селились еще кельты, позже римляне, которых привлекали богатые запасы рыбы. Отчасти этот регион был связан с соляной дорогой (соль — это вообще отдельная, очень важная тема при характеристике Баварии). Вдоль дороги, по которой мы проезжали, много лесов с таким породным составом: ель, сосна, липа, дуб, бук, граб. Кстати, вырубка лесов в Баварии с 1989 году запрещена (за исключением санитарных чисток), и древесину на дрова сюда завозят.

Путь к острову Герренинзель

На автобусе наша русская группа подъехала к пристани маленького городка Прин на берегу озера. Прямо к пристани подходит также узкоколейная железная дорога, по которой ходит небольшой паровозик с открытыми вагонами.


Берега озера покрыты густыми зарослями высокой травы, плавно переходящей в водную растительность, в которой плавает множество птиц. Вдали я видел яхты и небольшие кораблики типа речных трамваев, причем один из них даже представлял собой пароход (не знаю, копия или оригинал позапрошлого столетия). Экскурсовод обратила наше внимание на то, что перила на пристани сделаны из узких полых бревен, вставленных одна в другую. Оказывается, это что-то вроде макета средневекового солепровода — было здесь и такое. По таким деревянным трубам гнали (естественно, только за счет силы тяжести, то есть с гор на равнины) насыщенный соляной раствор. Удивительно, сколь долго выдерживали трубы агрессивную субстанцию.

На кораблике вместимостью порядка 70–80 человек и заполненному до отказа мы в течение примерно 30–40 минут плыли к Герренинзелю (название означает «мужской / господский остров»). По пути можно было созерцать природу и широкий панорамный вид на Альпы. На фото пример корабля меньших габаритов:

История Герренкимзее. Фасад, фонтаны

Первое, что попадается на глаза после выхода на остров — большой мужской монастырь. Его нынешнее здание сравнительно новое (XVII века); странной особенностью его является то, что здесь писали германскую конституцию отцы–основатели ФРГ в 1949 году.

Желанной целью был дворец Герренкимзее — третья (по хронологии) воплощенная в жизнь мечта Людвига II, ставшая его последним строительством. Первый камень дворца заложили 21 мая 1878 г. Неземная роскошь, поражающая в Линдергофе, здесь многократно превзойдена и в использовании рабочей силы, и в финансовых затратах.

Можно задуматься о том, что расположение государственного королевского замка на отдаленном острове несколько необычно. Но если вспомнить парящий на скале замок Нойшванштайн, скрытый в высокогорной долине замок Линдергоф или высотную резиденцию Шахен, расположенную выше зоны растительности, то выбор для постройки следующего замка–острова, до которого можно добраться только водным путем, уже не удивляет. Король Людвиг искал одиночества, и здесь оно было ему гарантировано, как нигде. Такой выбор Короля Людвига обусловлен более чем тысячелетней монастырской традицией острова, которая не прерывалась вплоть до секуляризации. Здесь, на этой священной земле, он мог воздвигнуть культовый храм в честь Короля Франции Людовика XIV. Именно храм, ибо если Линдергоф стал одой Королю–Солнцу, то Герренкимзее — поистине религиозным гимном, литанией. В заметках Людвига II есть следующие строки: «Он [замок] должен стать, в известном смысле, Храмом Славы, в котором я желаю устраивать празднества в память Людовика XIV». Герренкимзее должен был стать памятником–символом абсолютной Монархии.

В 1874 году Людвиг во время поездки во Францию самым тщательным образом осмотрел Версаль — прототип Герренкимзее. 10 лет спустя ему были продемонстрированы парк и дворец; Король осматривал замок ночью при свете электрических прожекторов. Но в итоге его посещения Герренкимзее были непродолжительными, за исключением осени 1885 года, когда Людвиг провел в своем Версале целых девять дней. На момент смерти Короля 50 из 70 комнат дворца–замка еще стояли без обстановки. Окончательно были отделаны лишь важнейшие помещения, в целом здание осталось незавершенным. Спустя всего два года после смерти Людвига II дворец и парк были открыты для публики.

Внешне дворец не производит такого разящего впечатления, как Нойшванштайн:

Попасть во дворец можно только пройдя через парк. Парк Герренкимзее тоже выполнен лишь частично относительно проекта. Липовые аллеи к востоку и западу от замка выводят к берегу озера и определяют симметрию всей композиции. У подножия большой лестницы под открытым небом разбит французский парк свободной планировки со стилизованными цветочными клумбами, дорожками из гравия и коврами–орнаментами из парковых насаждений. Фонтан «Источник Латоны» — копия одноименного фонтана в Версале:

Фонтан «Источник Латоны»

Фонтан «Источник Латоны»

Украсившие фонтан фигуры лягушек, черепах и амфибий изначально были позолочены. Сейчас они выглядят скромнее и от того, возможно, очаровательнее. Лягушки весьма симпатичны — настоящие царевны.

Фонтан «Слава»

Фонтан «Слава»

Фонтан «Фортуна»

Фонтан «Фортуна»

Интерьеры Герренкимзее

Иллюстрации с небольшими текстовыми пояснениями — из Путеводителя.

Вестибюль, Лестница

В Вестибюле стоит фигура павлина из бронзы, покрытой голубой эмалью:

Вестибюль

Вестибюль

Как грустно шутил Людвиг: «я такой же красивый, как павлин, и так же не умею летать…». Мне показалось символичным это сравнение: на Востоке павлин — священная птица, и удивительным образом тело ее нетленно.

Лестница

Лестница

Роскошный лестничный марш представляет собой копию знаменитой Лестницы Посланников, которая была построена в Версальском дворце для «Короля-Солнце» (лестница была снесена в 1752 г.). Цветная облицовка стен выполнена из штучного мрамора.

Музей Людвига II

Поначалу мы посетили музей Людвига II, открывшийся спустя сорок лет после его смерти короля. В 1989 г. после реставрации он был открыт вновь. Здесь собраны разнообразные памятные предметы, повествующие о жизни и деятельности сказочного короля. Личные вещи и документы, фотографии и картины, одеяние для крещения, посмертная гипсовая маска, а также оригинальные партитуры и эскизы декораций к музыкальным драмам Рихарда Вагнера, а кроме того — ряд фамильных ценностей.

Украшениями коллекции являются предметы отделки королевских апартаментов из резиденции в Мюнхене:

Трон из Комнаты для аудиенций Мюнхенской резиденции

Трон из Комнаты для аудиенций Мюнхенской резиденции

Столовая и спальня из Мюнхенской резиденции

Столовая и спальня из Мюнхенской резиденции

К числу немногих предметов когда-то богато украшенной опочивальни Короля в его Мюнхенской резиденции, которые уцелели во Второй Мировой войне, принадлежат части парадного ложа с тончайшим золотым шитьем на синем Королевском бархате, а также написанная Тито Берти в 1857 году копия «Мадонны делла Седиа» Рафаэля из флорентийского дворца Палаццо Питти. Тяжелая позолоченная мебель украшала прежде столовую в Королевских апартаментах Мюнхена. На кресло нанесен медальон с Королевской монограммой и короной.

Зимний сад

Зимний сад

Зимний сад Людвига II из Мюнхенской резиденции по плану примыкал к Королевским покоям, имел 70 метров в длину и вмещал почти все, что могла себе представить изощренная фантазия для сказочного волшебного сада: сталактитовые гроты и водопады, тростниковая хижина индийского рыбака и мавританский киоск, тонкие тропинки, вьющиеся меж диковинных растений и водоемов, фантастические виды и хитроумнейшие световые эффекты.

Первая спальня из дворца Линдергоф

Первая спальня из дворца Линдергоф

Лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств уцелела первая спальня из замка Линдергоф, которая олицетворяет свойственную той эпохе связь изысканно-элегантных французских мотивов с размашистыми формами баварского рококо. Золотые ангелочки в ногах роскошного ложа поддерживают орнамент из больших и малых раковин и листьев аканта.

Еще в музее мне запомнились макеты задуманных Людвигом зданий, оставшихся нереализованными — замок Фалькенштейн в духе европейского рыцарского Средневековья (при Людвиге он уже начал строиться на границе с Тиролем), Готический, Византийский и Китайский дворцы (жаль, не могу продемонстрировать их модели; они тоже были бы прекрасным украшением Европы). А также интересна скульптура Людвига, выполненная его подругой, обладающей артистическими талантами (ее имя я забыл). Якобы с ней у Короля была романтическая связь, которая закончилась ее внезапным отъездом в Америку. Смешно, что, когда через несколько месяцев у этой женщины появился на свет сын, обрадованная местная пресса вопила, будто «наследник баварского престола родился в Америке». Впрочем, эта шумная история быстро утихла. И еще отмечу, что в музее отражен факт покровительства Людвига II инженеру Сименсу, благодаря чему телефонизация Германии началась именно с Баварии.

Первая и Вторая прихожие

О временах Людовика XIV повествуют картины Первой прихожей, выдержанной в бело-золотых тонах. Под потолочной росписью, изображающей торжествующих богов Бахуса и Цереру, размещается шкаф ручной работы: черепаховая отделка, богатый орнамент позолоченной фурнитуры:

Первая прихожая

Первая прихожая

Образ Людовика XIV — самодержавного властителя и «Короля–Солнце» — преобладает также и во Второй прихожей, которую из-за окон овальной формы называют также «Залом бычьего глаза». Бронзовая конная статуя создана с натуры, которой послужил любимый конь Людвига II:

Вторая прихожая

Вторая прихожая

Зал лейб–гвардейцев, Парадная опочивальня

По образцу Версаля вереница помещений открывается «Гвардейским залом»: в данном случае это Зал лейб–гвардейцев кавалеристов, где выставлены алебарды Королевской стражи.

Зал лейб-гвардейцев кавалеристов

Зал лейб-гвардейцев кавалеристов

Роскошная Парадная опочивальня (по-моему, довольно оригинальное сочетание слов): «сердце» и идеальный центр дворца:

Парадная опочивальня

Парадная опочивальня

Это помещение, являющееся, согласно придворному ритуалу абсолютной монархии, местом утренних и вечерних аудиенций — подлинный образец преклонения перед Людовиком XIV. Как писал Людвиг II: «Здесь дозволяется царить только лишь инициалам «Л.Л.» и лилиям Бурбонов — тому владыке, который был для меня посредником милости Божией». Господствующее место в комнате отведено роскошной кровати размером 3 х 2.6 метра.

Зал совета, Спальня

С северной стороны к Парадной опочивальне примыкает Зал совета:

Зал совета

Зал совета

Потолочная роспись, парящая над бело-золотыми резными панелями обшивки, изображает Меркурия, дающего людям совет из олимпийской обители богов. Снова преобладающим мотивом отделки помещения является образ Людовика XV. Портьеры из голубого бархата украшены вышитыми лилиями Бурбонов.

Так называемые «Каменные часы» с изображениями Земли, Солнца, Луны и знаков Зодиака относятся к числу исторических хронометров, которые заказал Король Людвиг II мюнхенскому часовых дел мастеру Карлу Швейтцеру:

 Голубой — любимый цвет Монарха — господствует в Спальне (можно сказать, обычной спальне):

Спальня

Проект синего светильника в виде шара, который заливал Королевскую опочивальню волшебным, неправдоподобным цветом, разработан тем же мастером, который воплотил в жизнь романтические световые эффекты в Гроте Венеры замка Линдергоф. Позолоченная кровать украшена жанровыми сценами, изображающими Венеру и Адониса. Вышивка-роспись балдахина — работы сестер Эрес. Тонкость этого изделия меряется сотней стежков на квадратный сантиметр, хотя попутно замечу, что в венском Гофбурге этот показатель меряется тысячью…  Туалетный гарнитур изготовлен из драгоценного мейссенского фарфора.

Зал войны и Зал мира, Рабочий кабинет

По Версальскому образцу оформлены оба угловых помещения: Зал войны и Зал мира.

Зал мира

Зал мира

Отделанные мрамором помещения украшены большими многофигурными композициями, в виде аллегорий, представляющих Мир и Войну.

Сбоку от Зала войны и Зала мира простирается анфиладой из семнадцати арочных окон, занимая почти всю западную часть дворца, знаменитая Зеркальная галерея, копия «Галери де Глясе» в Версальском дворце:

Зеркальная галерея

Зеркальная галерея

Бывает, что здесь зажигаются две тысячи свечей, звучит праздничная музыка и сверкают 33 люстры и 44 канделябра. Полагаю, это неповторимое зрелище.

Сцены придворной жизни и огромное полотно в Рабочем кабинете представляют Короля Людовика XV Французского (того самого, чьим жизненным девизом была фраза «давайте веселиться»):

Рабочий кабинет

Рабочий кабинет

Здесь можно увидеть изготовленную для Людвига II в Париже копию знаменитого Королевского письменного стола на колесиках,  предназначавшегося для Лувра. Тонким золотым шитьем окаймлены зеленые бархатные портьеры. Каминные вазы изготовлены по особому заказу на фарфоровой мануфактуре французского города Севр.

Голубой салон, Малая игровая галерея

Как очаровательный зеркальный кабинет, в изобилии украшенный отделкой в стиле рококо, был задуман Голубой салон:

Голубой салон

Голубой салон

Арабески в инкрустациях паркета продолжаются в богатой лепнине золотых орнаментов в форме сплетающихся ветвей и листьев. Белые декоративные детали камина из мейссенского фарфора, мраморная статуя Юпитера и люстры (гипсовая модель, первоначально должна была быть изготовлена из слоновой кости), прекрасно сочетаются с голубым сиянием драпировки.

Как воспоминание о «Пти Гaлeри» в Версале, была задумана Малая игровая галерея длиной в двадцать метров:

Малая игровая галерея

Малая игровая галерея

В нишах стоят фигуры, изображающие четыре части света. Ангелочки и добрые гении — аллегорические изображения искусств и наук, а также вереница персонажей из греческой мифологии населяют эту комнату. Многократно отражается в зеркалах блеск позолоченных бронзовых светильников и пяти хрустальных люстр.

Фарфоровый кабинет, Столовая

Фарфоровый кабинет украшен всеми мыслимыми изысканными произведениями из мейсcенского фарфора:

Фарфоровый кабинет

Фарфоровый кабинет

Росписью на фарфоре покрыты не только створки дверей, но также и стены. Не только откидные столики, светильники и вазы, но и гирлянды фруктов у каминного зеркала и многорожковые, украшенные цветами люстры — все это шедевры мейссенских мастеров.

Один из сюжетов росписи на фарфоре изображает женскую фигуру, сидящую на троне в окружении двух ангелочков:

Это аллегорическое изображение Истории. На медальоне, который держит один из ангелочков — портрет Людвига II. Это единственное изображение Монарха во дворце Герренкимзее. Портрет был поставлен на это место уже после смерти Короля.

Столовая выполнена в форме большого овала:

Столовая

Столовая

Она скопирована с Салона в стиле рококо парижского отеля Субиз. Здесь представлено избранное общество XVIII столетия: бюсты Людовика XV и его фавориток: маркизы де Помпадур (она, кстати, была действительно очень красивой, насколько я могу судить по картине французского живописца Франсуа Буше из Мюнхенской Старой Пинакотеки), герцогини де Ментенон, герцогини Лавалье и графини Дюбарри. Картины воссоздают историю Амура и Психеи. Как и во дворце Линдергоф, Людвиг II велел оборудовать столовую убирающимся обеденным столом «Столик, накройся!». Такой стол можно было накрывать на первом этаже и поднимать его наверх: Король, чуравшийся людей, мог, таким образом, сохранять одиночество во время трапезы. Изысканные украшения стола, а также 18-рожковая люстра изготовлены из мейссенского фарфора.

Купальня, Розовый салон

По винтовой лестнице спускался Людвиг II из своей опочивальни на первый этаж, в Купальню:

Купальня

Купальня

Два лестничных марша погружаются в глубокий овал бассейна. Окружающие его стены превращены художником в средиземноморскую панораму. Здесь же Венера, римская богиня любви, окруженная своей веселой свитой.

К Купальне примыкает Розовый салон, который служил комнатой для одевания:

Розовый салон — Комната для одевания

Розовый салон — Комната для одевания

Подобно Голубому салону, он в изобилии увешан зеркалами, которые превращают золоченую резьбу по дереву в тенистые аллеи, уходящие вдаль. Живописные изображения купания Дианы и Венеры, Нептуна и Амфитриты — копии с картин Франсуа Буше. Нежные фарфоровые люстры и расшитые лилиями портьеры, обивка мебели из розового шелка довершают убранство этого помещения.

Остров Фрауэнинзель

остров Фрауэнинзель в конце XIX века

После визита на остров Герренинзель мы снова на корабле отправились на  Фрауэнинзель. В VIII веке баварский герцог Тассило III основал на острове поселение, которое в IX веке аббатисса Ирмингард, дочь Короля Людовика II Немецкого и правнучка Карла Великого, превратила в монастырь бенедиктинок. На момент нашего посещения в монастыре оставалось всего 17 монахинь — почти все преклонного возраста: приятные старушки в серых одеяниях и белых головных уборах.

Монастырь

В XI веке началось строительство монастырской церкви в стиле высокой романтики. Ее восьмигранный округлый купол возвышается над озером и по сей день:

Главная достопримечательность церкви — гробница Святой Ирмингард, привлекающей бесчисленных паломников. О том свидетельствуют истертые ступени и выщербленный пол — признаки непрестанного шествия людей в течение уже тысячи лет. В церкви есть специальная книга, куда паломники и простые гости пишут просьбы к Богу и святым, зачитываемые впоследствии монахинями. Я заглянул в нее, не удержавшись от не слишком приличного любопытства: там записи на десятках языков.

Стены монастыря своей строгостью наглядно свидетельствуют о его древности:

Типично южно-немецкое католическое распятие:

Дерево друидов и Часовня любви

Прогуливаясь по утопающему в зелени острову, мы подошли также к могучей липе, под которой якобы (хотя почему «якобы»? — это вполне вероятно; ведь некоторые липы имеют возраст более тысячи лет) проводили обряды еще друиды:

Затем осмотрели крошечную часовню, возведенную в память о монахе и монахини, проживавших в монастырях на этих соседних островах:

Между ними возникло чувство — платоническое, но и того хватило, чтобы их подвергли осуждению. Однако у последующих поколений хватило мудрости понять, что никто не имеет права судить за любовь. Потому и построили эту часовню.

Гастхауз

Фрауэнинзель имеет репутацию «острова художников»: среди 300 жителей острова много художников и мастеров прикладного искусства. Местная колония художников была основана в 1828 году и представляет собой старейшее поселение художников в Европе. Несколько небольших домов служат, видимо, отелями (гастхаузами):

На острове царит замечательная атмосфера всегдашнего покоя, все утопает в деревьях, кустарниках и цветах:

Эта атмосфера располагала к изысканной трапезе на открытом воздухе. Отведал в местном ресторане рыбные блюда — уху (очень густая — образно говоря, не кусочки рыбы в воде, а рыба с водой, а также с кабачками и огурцами, помимо традиционных дополнительных ингредиентов типа картофеля и лука) и жареного сига с обильным картофельно-овощным гарниром. Все это готовится из недавно выловленной в озере рыбы, а желающие могут еще купить продукты копчения. Кстати, в ресторане я убедился в том, что в Германии официанта действительно странным образом называют «герр Обер»; до этого мне казалось, что приведенная в туристском справочнике информация на этот счет является шуткой.

Напоследок упомяну, что самый маленький из трех остров — Краутинзель (который мы уже не посещали) — используется исключительно в сельскохозяйственных целях. Название острова происходит от слова Kraut, что по-немецки означает «ботва» или «трава»: в прежние времена на острове был огород женского монастыря Фрауэнверт. На лугах острова пасется скот.

Резюмируя экскурсию, я могу с величайшим энтузиазмом посоветовать всем, кто гостит в Баварии, выделить день на посещение прекрасного озера Кимзее, его уютных островов и великолепного дворца Герренкимзее — плода творческого гения одинокого Короля Людвига II.