Содержание
Сиена
Справочные сведения о Сиене
Сиена (Siena) — город среднего размера (население около 55 тысяч) в центральной части итальянской области Тоскана. Я посетил Сиену в конце сентября 2013 года. Визит был кратковременным (всего пару часов), но произвел исключительно яркое впечатление и оставил о городе самые наилучшие воспоминания. В моем восприятии Сиена — самый «живой» город из тех, с которыми я познакомился в этой поездке.
По легенде Сиена была основана Сением и Аскием — сыновьями Рема, брата основателя Рима Ромула. Как известно, в результате ссоры Ромул убил Рема, но потомство несчастного брата выжило и создало новый город. Эта легенда стала первым фактором моей симпатии к Сиене. Правда, проза исторической науки утверждает, что Сиена была основана как военное поселение Юлием Цезарем в 59 г. до Р.Х., то есть примерно через семь веков после легендарной даты. Но это не важно. Во всяком случае, в Сиене тоже есть свой символ волчицы, вскормившей Рема и Ромула. И, кроме того, черный и белый — геральдические цвета Сиены — являются цветами лошадей Аския и Сения.
В начале Средних Веков Сиена принадлежала лангобардам, потом франкам (при которых появился епископ); с IX века город стал независимой республикой. Лучший период пришелся на XII–XIII столетия, когда в Сиене процветали торговля и банковское дело (здесь появился первый в Европе банк). Сиена находилась на так называемой Дороге Франков — пути, по которому паломники шли из Франции и Англии в Рим. Это способствовало преумножению богатств города. В окрестностях Сиены с давних времен делают знаменитое вино кьянти.
Мне было по душе также то, что Сиена в период борьбы имперцев–гибеллинов и папистов–гвельфов была на стороне первых. В 1260 году Сиена одержала, благодаря помощи Священной Римской Империи, победу над главным врагом — Флоренцией. Однако в следующем столетии из-за эпидемий город оказался в упадке. В середине XVI века флорентийская династия Медичи обрела власть над Сиеной.
Взгляд на окрестности Сиены
Экскурсия–прогулка по Сиене началась с площадки на возвышенной окраине города, откуда простирается эффектный вид на типичный тосканский ландшафт:
Улицы Сиены
Далее в сопровождении рассказа экскурсовода — итальянки (собственно сиенской жительницы) мы отправились по извилистым улицам города. Дух Средневековья городские пейзажи передают сполна (если мысленно стереть современные атрибуты типа знаков дорожного движения и проводов):
Вид этой стены может быть определен как ветхий. Но на самом деле мне он показался гораздо более живым, чем многие современные глянцевые здания. Я ощущал излучение, исходящее от этих обшарпанных сиенских стен.
Одна из скульптур волчицы, вскормившей Рема и Ромула:
Кафедральный Собор в честь Успения Девы Марии
Другая скульптура волчицы находится на площади перед Кафедральным Собором (Дуомо). Собор в честь Успения Девы Марии представляет собой шедевр итальянской готики:
Стены сложены из белого и черно-зеленого мрамора; фасад украшен многочисленными скульптурами, резьбой и бронзовым солнцем над центральным порталом:
В цветовом решении просматриваются мавританские мотивы, заимствованные во времена Крестовых Походов. Напротив Собора находится внешне невыразительное здание; но обратить на него внимание стóит — это один из старейших госпиталей в Европе (XI век); предназначался для ухода за паломниками:
Дворики Сиены, церковь Сан-Доменико
Сиена — город в основном «каменный» (так можно было судить по первым фотографиям), но и в историческом центре найдутся и уютные зеленые дворики:
А потом глазам предстает широкий вид на церковь Сан-Доменико, жилые дома и многочисленные деревья:
Старая биржа
Очень интересно здание старой биржи с художественным оформлением — Лоджия-делла-Мерканция:
Площадь Пьяцца-дель-Кампо
Наконец, выходим на площадь Пьяцца-дель-Кампо («кампо» означает что-то вроде «поле»). Площадь по форме напоминает огромную раковину, с заметным невооруженным глазом снижением в сторону городской ратуши (своеобразный способ канализации):
Ратуша называется Палаццо Пубблико; снизу сложена из камня, сверху из кирпича. Такое сочетание материалов типично для Италии. Рядом возвышается 88-метровая башня Торре-дель-Манджа, третья по высоте в Италии:
Площадь украшает живописный фонтан Гайя («Радость») XV века:
Палио и контрады
Самое главное событие в жизни Сиены — то, благодаря которому я считаю ее самым «живым» городом — проходит именно на Пьяцца-дель-Кампо. Ежегодно 2 июля (в честь чудотворного образа Мадонны из Провенцано) и 16 августа (в честь Успения Девы Марии) на площади устраиваются лошадиные скачки под названием Палио. Десять (2 июля) или семь (16 августа) всадников выбирают по жребию лошадей; их задача — быстрее всех проскакать три круга по периметру площади. Лошади, кстати, не из профессионального спорта — скоростные качества таких тут просто не нужны. Дело это довольно опасное, чреватое травмами, ибо скакать нужно без седла. Примерно полторы минуты забега — и одному счастливчику достается невероятная слава и много денег (гонорар исчисляется шестизначными числами).
Перейду к главному феномену Сиены, благодаря которому я влюбился в этот город. Феномен называется «контрады» (во множественном числе). Это районы города, общим числом 17. Список и символику можно увидеть на открытке, купленной мной в Сиене:
Все названия легко понять. Дополню несколькими пояснениями. Контрады Орла (традиционно ее жителями были нотариусы), Гусеницы (мастера по шелку), Гуся (красильщики) и Раковины (гончары) считаются «Знатными»; контрада Жирафа (художники) — «Имперской»; контрада Совы (обувных дел мастера) — «Настоятельницами монастыря»; контрада Дикобраза (кузнецы; также здесь располагалась штаб-квартира Суверенного Ордена Святого Иоанна, то есть Мальтийских рыцарей) — «Правительницами»; контрада Волны (столяры и плотники, их обычно называют Дельфинами) — «Флагманской».
Перечислю традиционных жителей прочих контрад. Контрада Дракона — банкиры; контрада Улитки — мастера по терракоте и кожевники; контрада Единорога — ювелиры; контрада Волчицы — булочники и пекари; контрада Черепахи — скульпторы; контрада Пантеры — бакалейщики и аптекари; контрады Башни (их называют Слонами) — чесальщики шерсти; контрада Леса (их называют Носорогами) — ткачи и лучники; контрада Долины Барана — портные.
Между контрадами существует непримиримое соперничество. Разумеется, шутливое, но иногда выливающееся в перепалки и потасовки, порой в грубоватом раблезианском духе. Но в этом нет злости; в любом случае контрады живут в составе единого сиенского организма. Это подлинный Дух Жизни. Победители Палио пребывают в великой радости, а проигравшие погружаются в великую печаль. Но всегда Палио заканчивается большими застольями и песнями.
О том, что заходишь в ту или иную контраду, легко догадаться по многочисленным символам на улицах:
Кроме того, у каждой контрады есть свой фонтан:
Конечно, я не мог покинуть Сиену, не обзаведясь сувениром–символом. Таковым является флажок (или платок) с изображением моего любимого существа — дракона:
Сан-Джиминьяно
Справочные сведения о Сан-Джиминьяно
Сан-Джиминьяно (San Gimignano) произвел на меня иное впечатление, нежели Сиена. Но об этом позже. Пока представлю краткую характеристику этого города. Сан-Джиминьяно имеет древнее, связанное еще с этрусками, происхождение. В X веке от Р.Х. деревня становится городом и получает название в честь Святого Геминьяна, епископа Моденского, который молитвой остановил нашествие на свой город армии гуннов под предводительством Аттилы. Сан-Джиминьяно, как и Сиена, находился на паломнической Дороге Франков, что обусловило его благополучное развитие до середины XIV века. Его тогдашнее население было вдвое большим, чем сейчас (в настоящее время около 7 тысяч жителей). Впоследствии «Черная смерть» унесла жизни более 60% жителей, и Сан-Джиминьяно оказался в состоянии глубокой стагнации. Именно она в значительной мере сохранила средневековый облик города.
Взгляд на окрестности Сан-Джиминьяно
Сан-Джиминьяно, как и многие тосканские городки, находится на вершине холма (в данном случае высотой более 300 метров). Это повод для того, чтобы поначалу осмотреть окрестности:
Крепостные ворота и стены
Далее путь в город идет через «классические» средневековые ворота:
Как и в Сиене, видно разнообразие строительных материалов: внизу серый камень (травертин), вверху кирпич.
По периметру Сан-Джиминьяно сохранились стены флорентийской крепости середины XIV века:
Сейчас она густо поросла растительностью и выглядит весьма приятно.
Улицы и башни
Внутрь Сан-Джиминьяно ведут узкие извилистые улочки. Кстати, такой тип градостроительства объясняется не небрежностью средневековых людей, а двумя факторами: во-первых, в таких улицах не бывает сильных ветров, опасных при пожарах; во-вторых, извилистые улицы служили препятствием для врагов. Что в Средние Века, разумеется, было чрезвычайно важно.
Вдали видна одна из главных типичных достопримечательностей Сан-Джиминьяно — башня. До нашего времени сохранились четырнадцать башен, построенные в XI–XIII веках наиболее знатными семействами, желавшими подчеркнуть свое общественное положение. Всего было выстроено, по разным данным, от 70 до 76 башен. Можно вообразить, как величественно выглядел город, когда повсюду в нем возвышались эти «небоскребы». Кстати, высота некоторых из них достигает 50 и более метров; самой высокой является башня Торре Гроссо высотой 54 метра, расположенная возле Собора.
Помимо представительской функции у башен было утилитарное назначение. Дело в том, что в Средние Века (до чумы) Сан-Джиминьяно славился производством тканей. Причем тканей большого размера. Для окрашивания и просушки длинных полотен было очень удобно использовать вертикальную структуру башен — это лучше, чем раскладывать по земле, занимая немногочисленные и потому ценные свободные площади.
А о том, что застройка в Сан-Джиминьяно была и есть очень плотная, свидетельствует этот снимок:
В Сан-Джиминьяно есть несколько традиционных для небольшого итальянского города средневековых достопримечательностей: Собор Колледжиата (церковь Успения Пресвятой Девы Марии), Палаццо Подеста (подеста — это что-то вроде знатного мэра города), Палаццо Коммунале (муниципалитет). Я не стал их фотографировать, так как не нашел оригинальными. Было интереснее прогуляться по малолюдным, удаленным от центра улицам. Внешний вид их тоже достаточно заурядный, но там можно прочувствовать особую атмосферу города.
Сан-Джиминьяно тоже был воспринят мной как живой, но в состоянии глубокого сна. Какому-то более активному ощущению не способствовали ни статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, ни туристская суета, ни местное белое вино верначча ди Сан-Джиминьяно.
Думаю, для полновесного контакта с Сан-Джиминьяно нужно глубоко интересоваться историей средневековой Италии, а также обладать развитым воображением. И тогда городские башни и улицы проснутся и покажут интересные сцены из бурной жизни старых времен.