Китайская национально-государственная эмблема Двенадцати Символов и флаг Союза Пяти Народов


Краткая историческая справка

В результате Синьхайской революции 1911–1912 годов в Китае была уничтожена Империя династии Цин (маньчжурского происхождения). Официальная историография отсчитывает начало Китайской республики от 1 января 1912 года (13-й день 11-го месяца 4609 года по традиционному китайскому календарю). Но это фиктивная дата, лишь произвольно притянутая к номинальному избранию Сунь Ятсена президентом 29 декабря 1911 года на Нанкинской конференции. На самом деле лишь 12 февраля 1912 года отрекся от престола Император Пу И, а 15 февраля президентом уже реально возникшей республики был избран стал Юань Шикай (1859–1916), который заступил на должность 10 марта. Кстати, в 1901–1908 годах он занимал должность наместника провинции Чжили (самого важного и влиятельного региона, примыкавшего к Пекину), затем служил главнокомандующим армии и первым министром Цинской державы.

Юань Шикай

Юань Шикай

Юань Шикай претендовал на самые широкие полномочия, вплоть до Императорского статуса. В декабре 1914 года в императорской одежде он совершил традиционный ежегодный ритуал в пекинском храме Алтаря Неба (на что имел право только Властитель Поднебесной), а 12 декабря 1915 года официально принял титул Императора. Однако это вызвало крайне негативную реакцию в китайском обществе и у иностранных держав, в результате чего 22 марта 1916 года эта фантомная монархия была упразднена. Юань Шикай снова стал президентом до своей скорой смерти.

Китайская республика представляла собой крайне аморфное, раздираемое идеологическими противоречиями, амбициями крупных военачальников (эпоха милитаристов) и сепаратизмом государство. Правительство первой Китайской республики было свергнуто в результате Северного похода армии Гоминьдана, захватившей в июне 1928 года Пекин. С 1 января 1929 года начался период «политической опеки» Гоминьдана.

В 1912–1928 годах Китайская республика (включая период трехмесячной самозваной «империи» Юань Шикая) имела эмблему (не герб), основанную на традиционных китайских Двенадцати Символах. Также у нее был свой флаг, называемый флагом Союза Пяти Народов.

Эмблема Двенадцати Символов

Эмблема была разработана чиновниками Министерства образования Китайской республики — Лу Синем, Цзянь Даосунем и Си Шушаном. Она чеканилась на монетах, использовалась в приказах и различных государственных изображениях.

Двенадцать Символов, или Двенадцать Орнаментов (Шиэр чжан 十二章, shíèr zhāng), имеют истоки в Книге истории Шу-цзинь, которая входит в состав конфуцианского Пятикнижия. Авторство Шу-цзинь приписывают Императору Шуню (XXIII век до Р.Х.) — последнему из Пяти легендарных Древних Властителей Китая.

китайская эмблема Двенадцати Символов (1912–1928)

китайская эмблема Двенадцати Символов (1912–1928)

Символ 1. Справа — дракон (Лун 龍, lóng); символизирует силу и гибкость и ассоциируется с Императором (в старое время) и мужское начало Ян. На эмблеме присутствует лазурный (или бирюзовый, или синий/голубой, или зеленый) дракон Цин Лун — один из четырех китайских знаков зодиака. Любопытно то, что именно лазурный дракон помещался на желтом флаге династии Цин.

Символ 2. Слева — мифическая птица: фазан (Хуачун 華蟲 huáchóng), или феникс (Фэнхуан 鳳凰, fènghuáng); символизирует мир и очищение и ассоциируется с Императрицей (в старое время) и женским началом Инь.

Символ 3. Оба держателя имеют в лапах по священному кубку, или чаше (Цзун-и 宗彝, zōng yí), символизирующим преданность, верность и уважение.

Символ 4. На спине дракона расположен огонь (Хо 火, huǒ), символизирующий свет и сияние.

Символ 5. За головой дракона расположен лунный серп (Юэ 月, yuè). Луна в китайской мифологии персонифицирована Лунным (или Белым, или Нефритовым) Зайцем (月兔, yuè tù), который, сидя в тени коричного дерева гуйхуа, постоянно толчет в ступе эликсир бессмертия.

Символ 6. Птица держит в лапе и клюве побеги рдеста, или водоросли (Цзао 藻, zǎo), символизирующие чистоту и яркость.

Символ 7. Над головой птицы расположены Три Звезды (Синчэн 星辰, xīngchén). По одной из трактовок это три звезды (三星, sanxing): Фу (считается, что это планета Юпитер) — символ счастья, Лу (считается, что это Мицар в созвездии Большой Медведицы) — символ престижа и достатка, Шоу (считается, что это Канопус в созвездии Киля) — символ долголетия.

Символ 8. В вершине эмблемы расположено Солнце (Жи 日, rì). Солнце в китайской мифологии персоницифировано трехлапым вороном Саньцзуу (三足烏, sān zú wū). Саньцзуу входил в число 12 медальонов, которыми украшали одежду древнекитайских Императоров. Самое раннее изображение трехлапого ворона относится к эпохе неолита.

Символ 9. Топор (Фу 黼, fǔ) символизирует храбрость, решительность, а также судебную справедливость. Лезвие топора направлено вниз, обух выполнен в форме горы со скошенной вершиной.

Символ 10. По пространству топора рассеяны зерна риса (Фэнь ми 粉米, fěn mǐ) — очевидный символ плодородия и сельского хозяйства Китая. Также зерна рассматриваются как символ концепции общества умеренного потребления.

В центре топора в пятиугольнике изображен рисовый злак, который дополнительно подчеркивает важность этой культуры и сельского хозяйства в целом — основы благосостояния страны. Форма пятиугольника восходит к резным камням эпохи династии Хань.

Символ 11. Лезвие топора имеет верхний край, выточенный в форме четырех гор. К нему добавляется отдельная пятая гора, представленная обухом топора. Эти горы (Шань 山, shān) символизируют сдержанность и стабильность.

Священные горы являются объектами массового паломничества буддистов и даосов, причем китайское слово «паломничество» происходит от фразы «отдать дань уважения священной горе».

Четыре буддистских Священных горы (四大佛教名山, Sìdà Fójiào Míngshān) включают:
● Утайшань, провинция Шаньси — 3058 м
● Эмэйшань, провинция Сычуань — 3099 м
● Цзюхуашань, провинция Аньхой — 1341 м
● Путошань, провинция Чжэцзян — 284 м

Пять даосских Великих гор (трад. 五嶽, упрощ. 五岳, Wǔyuè) включают:
● Восток: Тайшань, провинция Шаньдун — 1545 м
● Запад: Хуашань, провинция Шэньси — 1997 м
● Юг: Хэншань (Хунань), провинция Хунань — 1290 м
● Север: Хэншань (Шаньси), провинция Шаньси — 2017 м
● Центр: Суншань, провинция Хэнань — 1494 м

Пять элементов на эмблеме также ассоциируются с Пятью китайскими Стихиями — огнем, землей, металлом, водой и деревом. Пятичленная структура стихий (у-син 五行, wŭ xíng) определяет основные параметры мироздания.

пентаграмма Пяти Стихий

пентаграмма Пяти Стихий

Цикл созидания:

Огонь порождает Землю (пепел)

Земля порождает Металл (руда)

Металл порождает Воду (конденсация)

Вода порождает Дерево (орошение)

Дерево порождает Огонь (топливо)

Цикл управления:

Огонь управляет Металлом (плавление)

Металл управляет Деревом (рубка)

Дерево управляет Землей (прорастание корней)

Земля управляет Водой (плотины, запруды)

Вода управляет Огнем (тушение, парообразование)

Цикл разрушения:

Огонь разрушает Дерево (горение)

Дерево разрушает Воду (впитывание)

Вода разрушает Металл (ржавчина)

Металл разрушает Землю (пронизывающие жилы)

Земля разрушает Огонь (гашение)

Символ 12. Особая геометрическая фигура 亞 (Фу 黻, fú) представляет собой двух животных, прислонившихся друг к другу спинами. Она символизирует способность делать мудрый выбор между истинным и ложным, добрым и злым.

Дракона, птицу и топор соединяют ленты, символизирующие Великое Единство (понятие из философии теоретика китайского национализма Кан Ювэя, 1858–1927) и Гармоничное Общество.

Флаг Союза Пяти Народов

Хотя Китайская республика фактически зиждилась на идеях китайского национализма, в ней официально декларировался принцип Союза Пяти народов, получивший отражение во флаге. Ниже представлена версия флага Верховного Главнокомандующего Китайской республики.

Флаг Верховного Главнокомандующего Китайской республики (1912–1928)

Флаг Верховного Главнокомандующего Китайской республики (1912–1928)

Красный цвет символизирует ханьцев (китайское этническое большинство).

Желтый цвет символизирует маньчжуров.

Синий цвет символизирует монголов.

Белый цвет символизирует мусульманское население Китая — уйгуров, хуэй, киргизов, казахов и других.

Черный цвет символизирует тибетцев.

Флаг Союза Пяти Народов также утерял свою государственность после успеха Северного похода и перехода власти от Бэйянского правительства к партии Гоминьдан во главе с Чан Кайши.

На флаге Главнокомандующего можно отметить радикальное отличие дизайна Эмблемы Двенадцати Символов от вышеописанной. А именно: драконов два по бокам; птица внизу над топором; колосья риса по периферии; зерна риса над птицей; священные кубки отдельно; Священные горы изображены более отчетливо; Луна и Солнце расположены симметрично, причем Луна в полной фазе, Солнце упрощено до формы круга; Три Звезды изображены как треугольник вверху по центру.