Настольные игры по географии, истории, путешествиям и приключениям


С детства люблю настольные игры познавательного характера, основанные на красивых интересных картинках. Вообще считаю игры одним из главных условий нормального, полноценного развития человека, которое должно происходить не только в детском возрасте, но всю жизнь. Игра — это с одной стороны, атрибут естественного существования, который роднит человека с животными (и, кто знает, возможно, с другими организмами или даже иными формами материи). И игра — это реализация фантазии и творческого потенциала человека, свидетельствующего о его неотъемлемой духовной связи с высшим Творцом.

Немецкая игра «Путешествие по миру: географическая игра для развлечения и обучения молодежи»

Первым примером служит немецкая игра «Die Reise um die Welt: Ein geographisches Gesellschaftsspiel zur Unterhaltung und Belehrung für die Jugend» («Путешествие по миру: географическая игра для развлечения и обучения молодежи»). Она напечатана Фабрикой детских товаров и игр Kinder-Spiel-Waaren-Fabrik G. Söhlke в Берлине примерно в 1860 году.

Поле игры представляет собой карту мира, расчерченную на несколько сотен клеток. По этим клеткам нужно двигаться, видимо, бросая кубик, в определенном порядке. Интересно то, что порядок нелинейный: например, дойдя от 1 (на экваторе) до 8 (на севере), нужно вернуться на экватор, где под клеткой 1 находится клетка 9, и затем двигаться на юг. Почему так сделано, не знаю; мне кажется, что это специальное усложнение для дополнительной тренировки ума, от которого в данной ситуации требуется решение не совсем тривиальной задачи.

Некоторые клетки в океанах содержат изображения, обозначающие некие события. Например, в клетке 9 изображен ангел-ветер, который может перенести сразу на клетку 269. А кое-где наоборот — будет существенный скачок назад. Есть клетки-шторма, есть клетки, где путешественника ожидает встреча с пиратами, айсбергами, морским змеем или русалкой. Какие при этом происходят последствия, можно придумывать, разработав правила игры.

Игра предоставляет огромные просторы для фантазии. Множество сюжетных картинок на суше тоже дают пищу для соображения — как может повлиять на путешествие, к примеру, встреча с охотниками на тюленей или медведей, или с разными животными и людьми в Африке, Азии, Америке и Австралии. Допустим, игрок, попавший на клетку с такими картинками, должен рассказать историю в 5–10 предложениях, описывающую данные сцены.

Карта и картуш (изображение заголовка карты с декоративными элементами) нарисованы великолепно, в лучших традициях европейского картографического искусства. Мне также нравится то, что карта составлена на вызывающем у меня большую симпатию немецком языке.

В завершение обзора этой карты-игры обращу внимание на клетку 232. Не очень повезет тому, кто попадет на нее: изображение руки и носа недвусмысленно намекают на грозящий игроку щелчок.

Игры «Кругосветное путешествие», «Путешествие», «Большое космическое путешествие»

Другими примерами являются советские игры, в которых можно побродить по реальным или выдуманным земным маршрутам, или по космическому пространству. Правила игр написаны на полях карт и являются очень простыми.

Кругосветное путешествие

Путешествие

Большое космическое путешествие

Игры Владимира Михайловича Голицына

И еще об одной группе игр хочу рассказать в этом обзоре. Речь идет об играх Владимира Михайловича Голицына (1901–1943), российского художника — историка и фантазера. Я познакомился с ними в детстве благодаря журналу «Пионер».

Пираты

Правила игры «Пираты»:

Захват колоний

Правила игры «Захват колоний»:

Беглые (реставрация художника-энтузиаста Алексея Рощина)

Правила игры «Беглые»: