Содержание
Эстергом
Город Эстергом (население около 31 тысячи) находится в Северной Венгрии, на южном берегу Дуная. Эстергом — крупный культурный и религиозный центр страны, резиденция архиепископа Эстергомского, носящего титул примаса Венгрии. Он имеет исключительно важное историческое значение для венгерского государства и тесно связан с историей венгерской Монархии.
Во времена римлян здесь находилось укрепленное поселение под названием Сальвио Мансио. Название «Эстергом» (венг. Esztergom — кстати, на этом примере я отмечу, что в венгерском языке звук «с» передается буквами sz, а буква s соответствует звуку «ш») происходит от славянского (моравского) слова «Стрегом». Оно по значению соотносится с русским словом «сторожить». Стрегом был одной из главных крепостей Нитранского княжества (славянского государства на территории современной Словакии) и Великой Моравии. После прихода угорских племен в начале X века Эстергом спустя несколько десятилетий стал резиденцией великого князя Гезы и до XII века служил одной из резиденций венгерских Королей.
В 976 году здесь родился сын Гезы Вайк, принявший при крещении имя Иштван (Стефан) и вошедший в историю как Иштван Святой. В период его правления было образовано епископство Эстергомское.
Между 1543 и 1683 город являлся частью Османской Империи, а резиденция эстергомского архиепископа была перенесена в Трнаву и Братиславу. Турки разрушили собор, Королевский дворец и большинство зданий Эстергома. После освобождения от турок город был практически опустошен и должен был застраиваться и заселяться по-новому. Среди прибывавших поселенцев было много словаков и немцев, но они оказались довольно быстро ассимилированы венгерским населением.
В Эстергоме немного достопримечательностей, но одна лично в моих глазах стóит того, чтобы обязательно посетить этот город хотя бы на пару часов. Это Базилика Святого Адальберта, главный католический храм Венгрии.
Полное название — Базилика Вознесения Пресвятой Девы Марии и Святого Адальберта.
Святой Адальберт Пражский особо почитаем в Богемии, Польше и Венгрии. А Богородица является покровительницей Венгрии — ей перед смертью вручил судьбу страны лишенный наследника Король Иштван I.
Базилика построена в 1822–1856 годах. О дате освящения (31 августа 1856) сообщает барельеф на фасаде:
Эстергомский Собор — самое высокое здание Венгрии (100 метров) и самая большая церковь страны. Базилику построил знаменитый венгерский архитектор Йожеф Хильд, который также спроектировал базилики в Будапеште и Эгере.
На фасаде базилики имеется латинская надпись Caput, Mater Et Magistra Ecclesiarum Hungariae («Глава, Мать и Наставник Церкви Венгрии»).
Над белокаменным резным алтарем находится большой алтарный образ размером 13.5 на 6.6 метров — самый большой в мире из числа написанных на цельном куске полотна. Он посвящен Вознесению Богоматери.
Одной из главных достопримечательностей церкви является капелла Бакоца, названная в честь Эстергомского архиепископа Тамаша Бакоца, при котором она была создана. Время создания часовни — 1507 год; таким образом, она более чем на триста лет старше самой базилики.
Часовня чудом уцелела во время турецкого разорения Собора в 1543 году. В 1823 году, в период возведения современной базилики она была разобрана на 1,600 частей, а после завершения строительства собрана уже в новом храме.
Орга́н базилики смонтирован в 1856 году и на тот момент стал самым большим в Венгрии. В 1856 году на освящении базилики Ференц Лист исполнял на соборном органе Гранскую мессу (Гран — немецкое название Эстергома), написанную им по случаю окончания строительства Собора.
Первый христианский Король Венгрии Иштван I Святой почитается не только католиками. В 2000 году его канонизировал Священный Синод Константинопольского Патриархата. В 2007 году имя сСвятого Стефана Венгерского включено в святцы Русской Православной Церкви. В Эстергомской базилике есть православная икона Святого Стефана:
Неподалеку от базилики находится монумент «Миллениум». Он воздвигнут в 2001 году на тысячелетие коронации Короля Иштвана I папским легатом Астриком (был спутником Адальберта Пражского в деле распространения христианства в Чехии; потом вел миссионерскую деятельность в Венгрии. Первый епископ Эстергомский). Коронация состоялась на Рождество 1000/1001 года. Важно отметить, что Короли Венгрии имели статус апостолических, что давало им административную власть над священнослужителями и церквями. Этот статус в Восточной Европе имели только венгерские Монархи.
Рядом с базиликой находится старый Королевский дворец династии Арпадов. На фотографии он изображен со стороны расположенного под замковым холмом района Визиварош (Водный, то есть приречной, город).
Построен в X веке в романском стиле. Был практически полностью разрушен во время турецкой оккупации. Восстановление дворца велось в 30-е годы XX века. Ныне — городской музей.
С холма удобно рассмотреть Визиварош:
Особенно выделяется здесь здание музея Христианства во дворце архиепископа. Рядом с ним находится церковь святого Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов.
За Дунаем находится Словакия, город Штурово:
Туда можно добраться (если располагать достаточным временем) по мосту Марии Валерии:
Мост длиной около 500 метров был открыт в 1895 году. В 1944 году его взорвали отступавшие немецкие войска; восстановление произошло только в 2001. Мост назван в честь эрцгерцогини Австрийской Марии Валерии Матильды Амалии, дочери Императора Франца Иосифа I и Елизаветы (известной как Сисси).
Вишеград
После Эстергома, ниже по течению Дуная, находится городок Вишеград (Visegrád). Это название (славянского происхождения и совершенно понятного смысла) не следует путать с аналогичными топонимами в Чехии, Болгарии, Польше, Боснии и Герцеговине и на Украине. Население Вишеграда составляет около 1,800 человек.
Вишеград впервые упомянут в летописи в 1009 году как место проживания архидиакона. В 1242 году поселение было разрушено монголами и впоследствии (при Короле Беле IV) восстановилось несколько южнее. В 1325 году Король Карл I Роберт сделал Вишеград своей резиденцией (то есть фактически столицей Венгрии). В 1335 году здесь состоялась встреча Королей Венгрии, Чехии и Польши, по результатам которой был образован альянс с целью противодействия управляемой Габсбургами Священной Римской Империи. Примерно в 1405–1408 годах столица вернулась в Буду, а при Короле Матьяше Корвине в Вишеграде располагалась его загородная резиденция. После битвы при Мохаче в 1526 году, когда турки разгромили чешско-венгерское войско, Венгрия лишилась независимости, а Вишеград потерял значимость и пришел в упадок.
Первым строением, которое я осмотрел во время экскурсии, была шестиугольная башня Шаламона, характерная своими реконструкционными «заплатками»:
Она была построена, вероятно, в 1258 году, но носит название по имени Короля Шаламона (Соломона), правившего Венгрией намного раньше — в XI веке. В Вишеграде он находился некоторое время в заключении в период борьбы за трон (неудачной для себя). По легенде, Король Ласло I велел отпустить Шаламона незадолго перед канонизацией Короля Иштвана I (август 1083 года), так как никто не мог открыть гробницу Ишвана, пока Шаламон являлся узником.
А более известным обитателем (и тоже не по своей воле) башни Шаламона был Влад III Цепеш по прозванию Дракула, господарь Валахии. Он был врагом Короля Матьяша Корвина; в Вишеграде жил в 1462–1474 годах, хотя и лишенный свободы, но вполне сносно — даже с семьей.
В Вишеграде находится дворец Короля Матьяша, но я там не был. Посетил только цитадель, которая расположена на вершине холма. Вход туда обозначен приземистой башней (кстати, именно ее иногда путают с башней Шаламона):
Со стороны крепости эта башня выглядит совсем миролюбиво:
После того, как крепость была существенно разрушена турками, ее частично восстановили только в XX веке.
Благодаря развлечениям средневековой тематики крепость весьма популярна у туристов, особенно детей. К сожалению, из-за дождя аттракционы не работали:
Пострелять из лука я бы хотел, а вот к аттракционам типа колодок и инструментов палачей (справа на снимке) отношусь негативно. Негоже так развлекаться, по-моему.
Для создания обстановки здесь размещено много предметов, относящихся к средневековой эпохе:
Можно полюбоваться со смотровых площадок на Дунай и окрестные холмы, но некоторое время они прятались в густом тумане:
Потом туман ушел, и открылись красивые пейзажи. Считается «каноном» фотографировать в ясную погоду, чтобы снимки были «жизнерадостными». Но такой возможности у меня не было, и я ничуть не жалею. В таких суровых пасмурных видах есть свой шарм:
На противоположном берегу находится городок Надьмарош:
Глядя на выступающий мыс острова на следующем снимке, я вспомнил тревожный мистический рассказ английского мастера сверхъестественной литературы Алджернона Блэквуда «Ивы» (он сам путешествовал по Дунаю в начале XX века). Но на самом деле этот остров совершенно мирный, и здесь находится, например, гольф–клуб:
После наружного осмотра состоялось знакомство с интерьерами. Они содержат всевозможные экспонаты, повествующие о средневековой истории Вишеграда. Прежде всего, военной:
Отдельная часть посвящена теме охоты:
Поскольку я особенно интересуюсь символикой и геральдикой, не мог пройти мимо группы флагов. Вкратце расскажу об этих символах (слева направо):
Первый — так называемые «полосы Арпадов», самый ранний символ Венгрии. Династия Арпадов была первой и правила в Венгрии с 1000 по 1301 год. Серебряные полосы означают четыре венгерских реки — Дунай, Тису, Драву и Саву. Сава нигде не протекает по современной территории Венгрии.
Второй — двойной Патриарший крест византийского происхождения. Появился в Венгрии примерно в 1190 году при Короле Беле III, который воспитывался при византийском дворе.
Третий — сочетание Патриаршего креста (на горе с тремя вершинами, которые символизируют Матру, Татру и Фатру; причем Татра и Фатра находятся за пределами современной территории Венгрии) и полос Арпадов впервые стало использоваться Королем Уласло I Ягеллоном.
Четвертый — герб династии Анжу (Анжу–Неаполитанский Дом), которая правила в Венгрии в 1290 и с 1307 по 1395 год.
Пятый — герб Короля Матьяша Корвина, династия Хуньяди (правил 1458–1490). «Corvinus» на латыни означает «ворон», и именно эта птица изображена на центральном щитке. В нижних частях изображены гербы Богемии (лев) и Далмации (три львиных головы).
Завершу рассказ о Вишеграде изображением одной из главных достопримечательностей — короной Святого Иштвана:
Подчеркну, что это копия, а оригинал хранится в здании Парламента в Будапеште. С короной связана интересная история. Карл I Роберт Анжу, который, напомню, сделал Вишеград столицей Венгрии, короновался три (!) раза. Сначала в 1301 году в Эстергоме он был коронован некой случайно короной; корона Святого Иштвана была возложена в Секешфехерваре на голову Ласло V Чеха, и именно это считалось легитимной коронацией. В 1309 году Карл Роберт короновался специально изготовленной короной, и лишь через год — короной Святого Иштвана, тем самым полностью утвердив свой королевский статус. В итоге правление Карла I Роберта оказалось весьма благотворным для Венгрии.
Сентендре
Продвигаясь дальше вдоль Дуная, вниз по его течению в сторону Будапешта, достигаем города Сентендре (Szentendre). Это уже фактически дальний пригород столицы Венгрии. Население составляет около 24 тысяч человек.
Название «Сентендре» (город Святого Андрея) впервые упомянуто в документальных источниках в 1146 году, когда оно было пожаловано Королем Гезой II. Османское господство опустошило город: по переписи XVII века он насчитывал всего одну семью. После освобождения Сентендре вошел в состав Священной Римской Империи. Для восполнения населения были приглашены бежавшие от турок сербы (массовая волна эмиграции пришлась на 1690-е годы) и далматинцы. Их наследники живут в Сентендре до сих пор, хотя уже в небольшом числе. Впоследствии сербы и прочие иммигранты были в основном ассимилированы венграми, оставив после себя различные топонимы и церкви. В 1872 году успешно развивавшееся поселение получило статус города. В XX веке тихая жизнь Сентендре привлекла сюда многочисленных художников.
По пути в центр города внимание привлек источник с колонной, увенчанной агнцем. Это геральдический символ Сентендре:
Образ Спаса на воротах ограды Белградской церкви:
В Сентендре предлагается много сувениров и изделий местных ремесел. Мне больше всего запомнились шляпы из древесного гриба чаги (к сожалению, из-за сильного удивления по поводу такого необычного материала даже забыл сфотографировать). Особенно много продается всевозможных тканей и вышивок.
Семья Ковачей (это сербская фамилия, адаптированная к Венгрии; по-русски «кузнецы») издавна освоила умении окрашивать ткани в цвет индиго:
Эти тыквы (в полом состоянии, конечно) используются для наливания вина в чардах эффектной длинной струей:
Пара взглядов по сторонам на пути в центр Сентендре:
В центре Главной площади стоит Крест во избавление от Черной Смерти; 1763 год:
Далее программа экскурсии предполагала посещение музея марципана (мне эта сладость уже была известна по немецкому городу Любеку), откуда представляю несколько фотографий:
Святой Король Иштван с короной и прочими королевскими регалиями:
Парламент в Будапеште:
Восхитительные композиции на сказочные и праздничные сюжеты:
Выйдя из музея и отправившись на самостоятельную прогулку, я увидел группу детей, которые репетировали в связи с подготовкой празднования Троицы:
Затем я стал постепенно переходить к Дунаю по тихим пустынным (как ни странно, учитывая общее обилие туристов) улочкам.
Удалось на одной фотографии запечатлеть макушки четырех церквей Сентендре. Слева направо: католические церковь апостолов Петра и Павла (построена 1753–1791) и церковь Иоанна Крестителя (1751 год), православные Белградская Соборная церковь (построена 1756–1764) и Благовещенская церковь (1752):
Далее я вышел к Дунаю. Точнее, это длинный рукав Дуная или канал, который начинается от Вишеграда и заканчивается в Будапеште. До собственно Дуная отсюда больше двух километров:
Из-за недавних обильных дождей уровень реки существенно повысился; хотя надо отметить, что в этом рукаве он почти всегда высокий — этот канал как раз используется для частичного отведения воды с целью регулировать водоток Дуная:
Набережная Дуная — прекрасное место для рекреационных прогулок:
Несколько взглядов на Сентендре с набережной. Кстати, не все здания в городе имеют глянцевый вид:
Большинство туристов проводят много времени на центральных улицах Сентендре, разыскивая подходящие сувениры и трапезничая. Это, конечно, важные и необходимые дела, но я советую выделить хотя бы полчаса на то, чтобы подняться по склону в верхнюю жилую часть города (это фактически деревня). Там нет ярких достопримечательностей, но есть атмосфера гармонии, покоя и уюта.
Виды на Преображенскую церковь (построена в 1741–1746 годах сербами, эмигрировавшими из Боснии) и рукав Дуная:
Дальше встретились дома, которые уже нельзя назвать деревенскими. Этакие маленькие поместья:
Запомнились мне на улицах Сентендре также две скульптуры святых.
Католическая — Святого Иоанна Непомука:
Православная — Святого Николая Чудотворца (напомню, что святой угодник Николай Мирликийский является покровителем путешествующих):
Завершить рассказ о живописном приятном городе Сентендре хочу замечательным изображением детей, у которых есть плоды, игрушки и ангел–хранитель: