Игра The Stanley Parable, вышедшая в 2011 и обновленная в 2013 году, является интересным примером интерактивного сказания–притчи (слово parable переводится как «притча»). Я не буду подробно анализировать эту игру, поскольку она одновременно очень проста и очень сложна. Основной задачей моей маленькой статьи является информирование читателя о существовании такого необычного медиа–продукта.
Изложу краткие сведения о сюжете. Главного героя зовут Стэнли; это заурядный офисный работник, сидящий в гигантском офисном здании, в кабинете № 427. Работа его ничтожна (по команде нажимать кнопки), но он будто бы доволен ей — во всяком случае, так утверждается в стартовом ролике. Однажды Стэнли сталкивается с тем, что команды прекращаются; он выходит из кабинета и обнаруживает, что в здании никого нет. После чего начинается собственно игра. Кстати, мотив подлинного одиночества (а не мнимого, на которое бездумно жалуются многие современные люди) очень популярен в компьютерных играх, что весьма симптоматично. Видимо, это необходимое условие для чистого осмысления жизни.
Геймплей The Stanley Parable чрезвычайно прост, что кого-то может разочаровать. Сражения с монстрами и разгадывания хитрых головоломок принципиально отсутствуют. Прохождение игры заключается в цепочке выборных решений — либо следование советам закадрового голоса, либо предпочтение пути по своему усмотрению. Эти решения приводят к шестнадцати разным концовкам. Голос комментатора (которого еще можно считать дизайнером и менеджером The Stanley Parable) — несомненное украшение игры; игроку стоит уделить особое внимание юмору, иронии и сарказму его реплик.
По сути, единственной положительной концовкой является результат пунктуального следования советам. Эта концовка приводит к освобождению Стэнли, благополучному выходу из здания и, надо полагать, его готовности к новой жизни. Не намек ли это на устанавливаемую религиями необходимость следования заповедям?
Все или почти все прочие концовки являются либо явно негативными, либо бессмысленными и тупиковыми. Меня особенно «зацепили» две концовки.
Первая — безумие Стэнли. Его пугает и сводит с ума жизнь, которая предполагает выбор. Безумие приводит к смерти на улице; мертвое тело Стэнли созерцает прохожая, которая в то же время озабочена предстоящей важной встречей, которая должна определить всю ее жизнь. Не слишком ли много значения мы придаем таким событиям, которые якобы судьбоносны, а на самом деле просто приводят человека в состояние перманентной зависимости, вырваться из которой равносильно безумию?
Вторая концовка фактически тупиковая, и выход из нее лишь один. Но этот тупик очень примечателен. Нарушив несколько советов, главный герой оказывается в удивительном месте, где наблюдает красивые визуальные эффекты (сияния, переливы и т.п.). Долго ли можно смотреть на них? Комментатор уговаривает Стэнли задержаться здесь; но природа человека такова, что для него тупик мучителен в любом случае, независимо от условий. Стэнли уходит и, в конечном итоге, несмотря на просьбы и возражения рассказчика добровольно завершает свою жизнь.
Притча о Стэнли наглядно показывает, насколько сложен мир, и насколько непредсказуемы последствия человеческого выбора. Свобода выбора настолько часто противоречит осмысленности его результатов, что это противоречие порой кажется закономерным и непреодолимым. Так это, или нет, каждый человек решает сам для себя.