Утрехт — религиозный центр Нидерландов и Музей рабочих районов


Введение

У́трехт (Utrecht) — город и община в центре Нидерландов, столица одноименной провинции; имеет население около 300 тысяч жителей. Утрехт — крупнейший железнодорожный узел Нидерландов. Он также является центром римско-католической архиепархии.

В середине I века от Р.Х. на берегу Рейна на месте батавского поселения Траектум (от лат. trajectus — «переправа») появилась крепость, построенная из дерева и земли. После ухода римлян Утрехт остался населенным пунктом. Впоследствии Traiectum стал голландским Trecht; буква U (от старонидерландского uut — «ниже по течению») была добавлена, чтобы отличить U-trecht от города Maas-tricht (Маастрихт) на реке Маас. В VI–VIII веках наряду с Дорестадом являлся столицей Королевства Фризия. В 696 году в нем была учреждена епископская кафедра; первым епископом стал бенедиктинский монах и миссионер англо-саксонского происхождения Виллиброрд, которого называют Апостолом фризов. В официальных документах XI века название города было латинизировано как Ultra Traiectum.

В 1122 году Утрехт получил права города. В 1579 году здесь была заключена Утрехтская уния, положившая начало объединению нидерландских провинций в единую республику. До XVII века он был важнейшим городом Нидерландов, пока в период Золотого Века его не лишил этого статуса Амстердам.

Утрехтский собор

Главной достопримечательностью Утрехта (наряду с музеями музыкальных инструментов и железной дороги), ради которой я приехал в этот город, является готический Собор Святого Мартина Турского, коротко называемый Дом (Dom van Utrecht).

Он строился, начиная с 1254 года, как кафедральный храм Утрехтской епископии. 112-метровая башня Собора делает его самой высокой церковью Нидерландов.

В 1580 году в Утрехте взяла верх Реформация, и с тех пор Собор действует как протестантский, за исключением времен французской оккупации в 1672–1673 годах, когда проводились католические службы. Утрехтский Собор является единственным нидерландским примером чистой готики, распространенной во Франции. Но, в отличие от французских аналогов, Утрехтский Собор имеет только одну башню.

В 1674 году незавершенная и не имевшая необходимой прочности центральная часть церкви была разрушена смерчем. В результате башня оказалась отделена от уцелевшей части Собора.

Основное здание Утрехтского Собора:

Над одной из дверей собора можно увидеть изображение Святого Мартина Турского, отрезающего кусок от своего плаща, чтобы поделиться с замерзающим нищим.

У меня было намерение подняться на вершину башни, что я и сделал в рамках групповой платной экскурсии (индивидуально туда попасть нельзя). Правда, надо признать, что что созерцаемые сверху пейзажи Утрехта не производят выдающегося впечатления.

Можно потешить свое самолюбие преодолением 465 ступеней в самой высокой церкви Нидерландов. Кстати, по пути есть три промежуточные площадки, на которых участники экскурсии останавливаются, чтобы перевести дух и послушать рассказ гида (на английском и нидерландском языках). Верхний переход является самым длинным, и надо иметь в виду, что там нет никакой возможности остановиться — ни каких-нибудь маленьких платформ, ни ниш в стенах.

При восхождении на башню у меня возникло представление о причастности к некоей инверсионной хронологической вертикали — чем выше я поднимался, тем глубже в своих ощущениях опускался в историю Утрехта.

По пути мне понравились могучие колокола — несомненно, есть что-то глубоко сакральное и мистическое в этом атрибуте культовых сооружений.

Интерьер основного здания Собора (куда, кстати, вход бесплатный):

Гробница нидерландского вице-адмирала барона Виллема Йозефа ван Гента (1626–1672):

Барон ван Гент был первым командиром специального отряда «zeesoldaten», ставшего предшественником корпуса морской пехоты, который до сих пор является частью Королевских военно-морских сил Нидерландов. Погиб в сражении с англо-французским флотом.

Кенотаф (то есть пустая могила) Георга (Йориса) ван Эгмонта (1504–1559), епископа Утрехта в 1534–1559 годах. Он безуспешно пытался бороться с распространением кальвинизма.

Обратил внимание на двери ризницы, выполненные в готическом стиле в конце XV века. Они украшены резными щитками, похожими на листья деревьев.

Рядом с Собором стоит нео-ренессансное здание академии, которое в 1896 году было пожертвовано городом Утрехтскому Университету и по сей день используется для торжественных церемоний этого почтенного учреждения. Барельефы в медальонах под карнизом изображают профессоров до 1896 года. Наверху виден красно-белый щиток — герб Утрехта; в обрамлении золотого Солнца он формирует герб Университета. Девиз Университета гласит: SOL IUSTITIAE ILLUSTRA NOS («Да воссияет над нами солнце справедливости»).

Бронзовый монумент посвящен графу Иоганну (Яну) VI Нассау-Дилленбургскому (1536–1606). Он поддерживал своего старшего брата, принца Вильгельма Оранского, в его борьбе с Испанией за Нидерланды. Будучи штатгальтером Гельдерна и Зютфена, Иоганн Нассау-Дилленбургский принял участие в создании Утрехтской унии, таким образом став одним из основателей Нидерландского государства.

На улицах Утрехта

Помимо огромной Соборной башни, в центре Утрехта возвышается менее грандиозная башня Бурторен (Buurtoren), чье название можно перевести как «Соседняя башня». Она находится по соседству с Собором и относится к бывшей (до 1975 года) церкви Буркерк, где ныне располагается музей музыкальных механизмов. Церковь впервые упоминается в первой половине XII века. В 1577 году местные повстанцы, которых называли схюттерами (стрелками), установили на церковной башне пушку для обстрела испанского войска.

55-метровая башня церкви Буркерк датируется, по разным данным, 1370 или 1388 годом, причем она не была завершена. В башне есть двое необычных специальных часов: банковские часы, которые зазывали собрания людей для вынесения финансовых решений, и особый звонок, который сообщал, когда закрывались городские ворота. Эти часы все еще звучат каждое утро и вечер во время открытия и закрытия городских ворот.

Улицы Утрехта вполне типичны для более или менее крупного нидерландского города. От Амстердама их резко отличает немногочисленность людей.

Улица Малибан, конец XIX века

Улица Малибан, конец XIX века

Характерным элементом пейзажа являются каналы, но по сравнению с Амстердамом они, пожалуй, не столь сильно определяют городской ландшафт.

Старый канал Ауде-грахт и мост Вибрюг, конец XIX века

Старый канал Ауде-грахт и мост Вибрюг, конец XIX века

Старый канал Ауде-грахт и мост Баккербрюг, конец XIX века

Старый канал Ауде-грахт и мост Баккербрюг, конец XIX века

Старый канал Ауде-грахт и Гамбургский мост в конце XIX века

Старый канал Ауде-грахт и Гамбургский мост в конце XIX века

Обязательно стóит посмотреть на дом Паусхёйзе (Paushuize):

Это второе по возрасту здание в Утрехте; его название переводится как «Папский дом», что связано с именем Адриана VI, единственного Римского Папы — голландца по происхождению. В миру Адриан Флоренсзон Буйенс ван Утрехт (Adriaan Florenszoon Boeyens; 1459–1523) — Папа Римский с 9 января 1522 года по 14 сентября 1523 года. Паусхёйз был построен еще до того, как Буйенс стал Римским Понтификом; в то время он был командирован в Утрехт как представитель двора Императора Карла V Габсбурга.

Могучее здание, расположенное по адресу Ауденграхт-99, является городским замком Аудан (Oudaen stadtkasteel).

Городской замок — характерный для нидерландских домов тип здания, которые в XII–XIV веках строили богатые городские патриции. Эти каменные (кирпичные) дома сильно контрастировали с небольшими деревянными постройками, в те времена преобладавшими в городах. Городские замки служили как для проживания, так и для обороны в случае военных действий. Среди них Аудан лучше всего сохранил свой средневековый облик. Название Аудан замок приобрел в 1395 году, когда перешел в собственность семьи с такой фамилией.

Как показали дендрохронологические исследования, дом Аудан был построен примерно в 1276 году. Как и прочие городские замки, он состоял из большой фасадной части (представительного характера) и намного меньшей задней стороны, которую было легче обогревать, благодаря чему она служила жилой частью. Естественно, с тех пор дом многократно перестраивался и ремонтировался.

При заключении в 1713 году Утрехтского мирного договора, положившего конец войне за Испанское наследство, в доме Аудан проживал французский посол Мельхиор де Полиньяк, который являлся одним из главных действующих лиц в дипломатическом процессе.

Церкви Утрехта

Далее совершу краткий экскурс по церквям Утрехта. Они в основном не отличаются оригинальным внешним видом (а внутри их я и вовсе не был), но в моем восприятии они служат маркерами важных религиозных и социальных событий и обстоятельств в истории Утрехта.

Собор Святой Екатерины (Sint-Catharinakathedraal) является римско-католической церковью, посвященной Екатерине Александрийской. Он был построен как часть кармелитского братства в Утрехте, основанного в 1456 году. После 1529 года работами по обустройству церкви занимались рыцари-госпитальеры (иоанниты, впоследствии известные как Мальтийский Орден).

Строительство большого здания церкви было полностью завершено к середине XVI столетия. С 1580 по 1815 год церковь служила домом протестантской общины, после чего вернулась в лоно Рима. В конце XIX века проведена масштабная перестройка; в 1900 году добавлена башня.

С 1853 года Собор Святой Екатерины является центром римско-католической архиепархии Утрехта. Это главный римско-католический храм Нидерландов [я столь назойливо повторяю термин «римско-католический» потому, что в Нидерландах есть другая католическая церковь, о чем скажу ниже]. Здесь под главным алтарем хранятся некоторые мощи Виллиброрда, Святого патрона Бенилюкса (исторических Нидерландов).

Римско-католическая церковь Святого Виллиброрда (Sint-Willibrordker) современный вид приобрела в период 1875–1877 годах. Кстати, Виллиброрд является не только католическим святым, но и местночтимым святым Берлинской и Германской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата (день памяти — 20 октября).

Памятник Святому Виллиброрду:

Средневековая церковь Святого Иакова (Sint-Jacobikerk) в настоящее время используется протестантами. Синт-Якобикерк была построена не позднее XII столетия, но старейшая часть нынешнего здания датируется серединой XIII века.

В течение последующих эпох церковь несколько раз меняла размер и облик в соответствии с нуждами растущего населения Утрехта. Главный зал нынешнего здания построен в XV веке. Церковь играла важную роль для пилигримов на их пути из Нидерландов в испанский город Сантъяго-де-Компостела, где находится центр почитания Святого Иакова. Символом приюта для паломников стала раковина, являющаяся одной из архитектурных форм храма.

Церковь Святого Иоанна (Sint-Janskerk) представляет собой базилику в романском стиле, посвященную Иоанну Крестителю (точнее, его голове).

Церковь Синт-Янскерк была основана примерно в 1040 году епископом Бернольдом Утрехтским. В Средние Века она была одной из пяти коллегиальных церквей города (коллегиальная церковь — церковная община, населяемая и управляемая секулярными канониками. Такую общину не следует путать с общиной монашеского Ордена, а общежитие каноников — с монастырем). Все вместе они образовывали в плане форму креста. В 1580 году в Утрехте было запрещено публичное исповедование католической веры, и Синт-Янскерк потеряла функции коллегиальной церкви. С 1656 года она перешла под управление протестантов. Сейчас служит университетской библиотекой. На церкви имеется примечательная латинская надпись: Concordia parvae res crescunt [она должна продолжиться словами discordia maximae dilabuntur].

Буквально вся эта фраза переводится: «В гармонии маленькие вещи растут, в контрасте самые большие испаряются» [смысл: согласием малые государства укрепляются, от разногласия величайшие распадаются]. Это цитата, использовавшаяся для призыва к единству и духу согласия, впервые была сказана древнеримским историком Гаем Саллустием Криспом (86‒35 до Р.Х.).

Собор Святой Гертруды (Sint-Gertrudiskathedraal) — кафедральный Собор Утрехтской архиепархии Голландской Старокатолической Церкви.

Церковь Святой Гертруды построена в 1912 году в неороманском стиле, который был выбран по модели небольшой церкви Святой Марии (одной из пяти вышеупомянутых коллегиальных церквей), находившейся недалеко от построенного храма. Свое наименование церковь получила от расположенной поблизости часовни Святой Гертруды, построенной в 1634 году. Приход Святой Гертруды в 1723 году присоединился к Голландской Старокатолической Церкви, а часовня стала ее Собором. После освящения в 1914 году церкви Святой Гертруды в нее была перенесена кафедра старокатолического архиепископа Утрехта.

Голландская Старокатолическая Церковь, или Утрехтская Церковь (De Oud-Katholieke Kerk van Nederland) отделилась от Римско-Католической Церкви в первой четверти XVIII века. Причиной стало учение под названием янсенизм, которое было осуждено Римом как ересь. Это религиозное движение в католической церкви XVII–XVIII веках. Янсенизм подчеркивал испорченную природу человека вследствие первородного греха, а, следовательно, — предопределение и абсолютную необходимость для спасения божественной благодати. Свободе выбора человеком убеждений и поступков янсенисты не придавали решающего значения.

Раскол между Старокатолическими Церквями и Римско-Католической Церковью углубился после I Ватиканского собора, на котором был принят догмат о непогрешимости Римского Папы. Реакцией на решения, принятые на I Ватиканском соборе, стало образование в 1889 году Утрехтского Союза Старокатолических Церквей, в который вошла и Голландская Старокатолическая Церковь.

Голландская Старокатолическая Церковь отрицает догматы Римско-Католической Церкви о Непорочном Зачатии Девы Марии и непогрешимости Римского Папы. В 1910 году ею был введен в богослужение голландский язык, в 1922 году отменен целибат священников. Затем Церковь покатилась по наклонной, дойдя до кощунства: в 1998 году была рукоположена в священника первая женщина; в 2002 году стали венчать однополые пары.

Музей рабочих районов

Интересное впечатление произвел на меня музей Volksbuurtmuseum, расположенный в северной части исторического центра Утрехта. Музей небольшой (посещение — от силы на полчаса, с учетом прослушивания нескольких аудиоматериалов на английском языке), и его коллекцию сложно назвать выдающейся и необычной. Но он вызывает теплое душевное ощущение, даже несмотря на то, что предмет этого музея выглядит неказисто. Название Volksbuurt можно трактовать как «народный (простонародный, рабочий) район». Таким образом, музей посвящен быту бедного городского люда одного из кварталов Утрехта.

Любопытна серия акварелей «Рабочие люди» утрехтского художника Йохана Пауля Грольмана (1841–1927), созданная в период 1885–1910 годов. Всего в коллекции около 120 рисунков.

Народная аптека семьи Дейкман демонстрирует интерьер, характерный для начала XX века — вероятно, последний, сохранившийся в Утрехте к тому моменту, когда его приобрел музей. В аптеке продавались далеко не только лекарства, но и стиральные порошки, краски, керосин и многое другое, необходимое в быту.

Макет пролетарского домика (кстати, хотя это и жилище бедных людей, но все же индивидуальный дом, а не кошмар под названием «коммунальная квартира»):

Модели использовавшихся тачек и тележек:

Экспозиция музея представлена также несколькими манекенами, изображающими представителей простого утрехтского люда в первой четверти XX столетия (реализм художественного стиля в некоторых случаях доходит до степени гротеска). Можно также посмотреть на предметы быта, который в то время еще был довольно близок к сельскому.