Краткий обзор титулов правителей и знати в государствах Корейского полуострова


Монархия просуществовала в Корее вплоть до окончания японской оккупации в 1945 году. После обретения Кореей независимости страна перешла к республиканской форме государственного устройства, в силу чего система монархических и аристократических титулов была упразднена и на практике больше не применялась.

Концепция Трех Хан и Поднебесной на Корейском полуострове

Корейские государства в конце V века

Корейские государства в конце V века

В раннефеодальный период на Корейском полуострове существовали три государства — Силла (по легенде 57 г. до Р.Х. / 356 г. — 892 г.), Когурё (по легенде 37 до Р.Х. — 668 г.) и Пэкче (по легенде 18 г. до Р.Х. — 660 г.). Правители Пэкче носили титул ораха (어라하): «ора» означает «высший», «ха» — «правитель».

Концепция Поднебесной (чхонха 천하) пришла на Корейский полуостров из Китая и была адаптирована к местному мировоззрению. От периода к периоду эта концепция частично меняла свое содержание. В V веке на Корейском полуострове происходили активные события, означавшие первые шаги к последующему объединению Трех государств. Первая известная в корейской истории концепция Поднебесной отмечена именно в этот период в царстве Когурё. В дальнейшем усиление чувства общности породило концепцию Самхан: так Три корейских государства упоминались в хрониках китайских династий Суй и Тан (период VII–X веков). Самхан (삼한), то есть Три Хан — название трех союзов корейских племен: Махан, Чинхан и Пёнхан в центральной и южной части Корейского полуострова, которые со временем превратились в Три корейских государства (Когурё, Силла и Пэкче). «Сам» означает «три», «хан» — «великий» или «множество». Кстати, корейские «Хан» не имеют ничего общего с китайским самоназванием и китайскими династиями Хань. Концепция Самхан впоследствии фигурировала также в государствах Силла, Корё и Чосон.

Государство Когурё

Военный флаг Когурё в V веке

Военный флаг Когурё в V веке

Полулегендарным основателем Когурё был Чхумо Великий (примерно 37–19 гг. до Р.Х.), который считался Царем божественного происхождения, Сыном Неба, а его царство рассматривалось как центр мира. Таким образом, Цари Когурё являлись потомками Неба (чхонсон 천손), имевшими верховную власть и осуществлявшими сакральное взаимодействие между Небом и Землей. Концепция Поднебесной в период Когурё, находясь под существенным влиянием Китая, тем не менее, основывалась на фигуре Чхумо Великого. В отличие от Китая с его идеей Небесного мандата, концепция Поднебесной в Когурё базировалась прежде всего на идее божественных предков: иначе говоря, на близком Европе принципе сакральной крови. По мере централизации Когурё Чхумо Великий был обожествлен и получил титул тонмёнсонван (동명성왕), то есть Сияющий Священный Царь Востока. Взгляд на Когурё как центр мира уже не ограничивался только царской семьей и аристократией, но и распространился среди простолюдинов.

Когурё обладало полным суверенитетом и в течение более 200 лет имело независимую сферу влияния в Северо-Восточной Азии. Оно рассматривало себя как Страну Потомков Неба, а окружающие государства считало своими вассалами, вместе с которыми образовывало корейскую Поднебесную.

Монархи Когурё носили титул ван (왕), что условно соответствует уровню Царя или Короля. Титул вана в Когурё появился в начале нашей эры; впервые же он появился в Северо-Восточной Азии в IV веке до Р.Х. в полулегендарном государстве Древний Чосон. Иногда титулярный статус государей Когурё возвышался до Великого (Верховного) вана — тэвана (태왕), либо «священного царя». Но фактически статус правителей Когурё приравнивался к Императорскому (а также к уровню монголо-тюркских каганов); ваны Когурё не находились в подчинении у Китая. Титул вана также применялся к женщинам-правителям. Женщины-правители, эквивалентные правящим Королевам в Европе, неформально назывались ёванами (여왕), то есть женщинами-ванами.

Государство Силла

Государственная печать Силла

Государственная печать Силла

Изначально правители Силла носили титул кан (간), происходящий от монголо-тюрского хана. Нэмуль (356–402) из клана Ким установил в государстве потомственную монархию, упразднив прежнюю систему, когда страной коллегиально правили представители главных кланов. В 356–514 годах в Силла использовался титул марикпан (마립간). Первый элемент этого слова имеет разные толкования, но сводятся они в основном к понятию «голова», либо его ассоциациям (например, «вершина»); иначе говоря, это нечто «высокое». Второй элемент происходит от титула хана.

У Нэмуля был также титул исагым (이사금), который весьма ориентировочно переводится как «лучший золотой» и является одним из нарицательных терминов для обозначения корейского государя.

Титул тэвана был впервые упомянут в Силла в начале VI столетия, но он не был признаваем (что принципиально) в Китае. В 594 году правитель Силла Чинпхён установил дипломатические отношения с китайским Императором Вэнь-ди династии Суй и был официально признан ваном Силла, а также получил иные почетные титулы, которые определяли его статус в отношениях с Китаем. С 605 года правители Силла регулярно присылали небольшую дань китайским Императорам.

После периода царствования Муёля (654–661), который последним использовал титул тэвана, Силла оказалась вовлечена в Поднебесный ареал китайской династии Тан. Государи Силла стали официально использовать внутри своей страны титул вана.

Важно отметить, что если в Когурё царский род и аристократия ассоциировались с Сыном Неба, то в Силла они связывались с Буддой; с начала VI по середину VII века Силла рассматривалась как страна основателя великого Учения по Пробуждении.

Государство Корё

Флаг Корё

Флаг Корё

Государство Корё было основано в 918 году и рассматривалось в Китае и Японии как наследник Когурё. Тхэджо, первый государь Корё, стал первым правителем объединенной Кореи.

Определенное влияние на устройство Корё оказало наследие Бохай (Пархэ) — первого государства тунгусо-маньчжуров, в 698–926 годах располагавшегося на территории современных Маньчжурии и Приморского края и в северной части Корейского полуострова. Его правители, в ранний период носившие титул ванов, впоследствии адаптировали китайский императорский титул хуанди (皇帝), который в Бохай именовался хвандже (황제) и изначально ассоциировался с верховным священником. Бохай также использовало систему храмовых имен и имен-девизов (то есть периодов правлений). Тхэджо рассматривал Бохай как родственную страну и после ее разгрома киданями принял оттуда множество беженцев.

В рамках существовавшей в Корё концепции Поднебесной под названием Хэдон (해동), что означает «Восток Моря», монархи до 1259 года использовали императорский титул хвандже, имели статус Сынов Неба и носили сакральные желтые одеяния. Была сформирована система титулов для членов императорской семьи, которая следовала модели китайской династии Тан.

Постепенно сложилась довольно гибкая королевско-императорская система, при которой государи Корё могли титуловаться как Императоры в своей стране и как ваны во взаимоотношениях с династиями Китая. Принципиально важным был статус Сына Неба, полностью именовавшийся как Сын Неба на Востоке Моря (хэдончхонджа 해동천자).

Государственная печать Корё

Государственная печать Корё

В картине мира Корё, по сравнению с Когурё и другими ранними корейскими государствами, была заметна увеличившаяся роль конфуцианства, которое стало главной политической идеологией. В это время конфуцианство в Корее еще достаточно успешно совмещалось с традицией буддизма.

В конце XII века Корё переживало период военной диктатуры, схожей с сёгунатом в Японии. Однако формально правители Корё сохраняли власть как Сыны Неба и Императоры; страна по-прежнему рассматривалась как Поднебесная.

Самосознание Корё как Поднебесной оказалось весомым вдохновляющим фактором сопротивления монгольскому нашествию в XIII веке, что, впрочем, не спасло его от капитуляции после 30-летней борьбы. Корё стало полуавтономным государством, подчиненным или «родственным» (пумагук 부마국 — понятие, которое можно вольно перевести на русский как «дочернее») по отношению к монгольско-китайской династии Юань. При Вонджоне, 24-ом правителе Корё (властвовал в 1259–1274 годах), прекратилась система императорских титулов. Монархи Корё были понижены до уровня вана, а их храмовые имена демонстрируют полную лояльность династии Юань. Концепция Корё как Поднебесной постепенно деградировала.

В 1356 году ван Конмин восстановил независимость Корё, а в 1368 году принял титул ильван (일왕), что буквально означает «Солнце-Царь / Король». Этот титул занимает положение ниже императорского, в связи с чем любопытно отметить, что в нынешних южно-корейских СМИ Император Японии (тэнно, по-корейски чхонхван 천황) называется именно ильваном; иначе говоря, Южная Корея фактически не признает императорского (сакрального) статуса японского государя.

Тем временем неоконфуцианство все увереннее становилось доминирующей идеологией в Корё, глубоко влияющей на религию, социально-политическую систему, образ жизни и мысли местного населения. На закате Корё страна оказалась во власти синоцентрической картины мира, в которой сама Корея рассматривалась как «малый Китай».

Государство Чосон и Корейская Империя

Флаг Чосон в 1882-1897 годах

Флаг Чосон в 1882-1897 годах

Государство Чосон, которым правила династия Ли, существовало с 1392 до 1897 года. В период Чосон, когда государственная идеология Кореи окончательно трансформировалась с буддизма на неоконфуцианство, взгляд на Корею как Поднебесную или центр мира постепенно прекратился; монархи этой династии рассматривали как единственный центр мира Китай. Однако идея пространства Трех Хан сохранялась. Из титула Седжона Великого (1418–1450) следует, что правители Кореи были по-прежнему известны как ваны. Однако в основном они упоминались только со своими храмовыми именами или именами-правлениями, без титула.

Эмблема Чосон

Эмблема Чосон

В 1897 году Коджон, 26-й ван Чосон, провозгласил Корейскую Империю и стал ее первым Императором (хвандже). Государство именовалось Великой Империей Хан. Коджон утверждал, что Корё объединило Три Хан, а Чосон расширило страну на 4 тысячи ли.

Флаг Корейской Империи

Флаг Корейской Империи

Однако уже в 1905 году Корейская Империя стала протекторатом Японии, а в 1910 году была ею колонизирована и аннексирована. Второй (и последний) корейский Император Сунджон до своей смерти в 1926 году номинально сохранял наследственный титул «ван Ли дворца Чхандок», причем, что любопытно, в Японии он рассматривался как член (очевидно, второстепенный) японской императорской фамилии.

Печать Корейской Империи

Печать Корейской Империи

Эмблема Корейской Империи

Эмблема Корейской Империи

Прочие титулы

Ванби (왕비) был титулом жены вана, эквивалентным европейскому титулу королевы-консорта. Титул тэби (대비) давался вдовствующей царице.

Титул кун (군) происходит от китайского титула «гун», который носили князья и принцы. В Корее этот титул носили принцы, члены царской семьи. Принцы, рожденные главной супругой вана, носили титулы тэкун (대군), переводимый как Великий принц. Кронпринц носил титул ванседжа (왕세자). Принцы, рожденные ванскими наложницами, получали титул куна (часто выделяемый как ванджакун (왕자군). В государстве Корё всем сыновьям Императора давался титул, именовавшийся тэджа (태자). В других странах Восточной Азии этот титул означал только наследного принца.

Специальный титул тэвонкун (대원군), то есть Великий принц Двора, имел никогда не правивший отец вана. Пувонкун (부원군), то есть Знатный принц Двора, был титулом отца царицы, а также тех, кто достиг звания Великого государственного канцлера. В титулах принцев, которые в силу заслуг достигали должности государственного канцлера, имелся префикс, привязанный к городу их местонахождения. Несмотря на формально феодальный (владетельный) характер такого титула, в действительности он был сугубо почетным.

Титул куна могли носить лишенные трона правители государства Чосон: таковых было трое (одному царское достоинство было возвращено посмертно).

В период Корейской Империи принцы (таковых было четверо) получали особый титул чхинван (친왕), который буквально переводится как ван крови; по сути более подходящей является трактовка принц крови.

Принцессы, рожденные от вана и главной жены (не наложницы), имели титул конджу (공주), часто расширяемый до конджумама (공주마마).

В государстве Силла знать классифицировалась в соответствии с системой каст — так называемых «Костей». Принцип «Кости» являлся примерным аналогом принципа «Крови» в феодальной Европе.

Высшим уровнем был сонголь (성골), то есть «Священная кость». К ней принадлежали только ранние монархи (до 29-го). Впоследствии, из-за крайне закрытого характера этой касты (к ней могли принадлежать только рожденные от обоих родителей царской крови), она фактически прекратила существование, и трон занимали только представители более низкой касты чинголь (진골), то есть «Истинная кость». Для принадлежности к ней было достаточно только одного родителя царской крови. Члены этой касты занимали высшие государственные должности.

Ниже этих каст располагались несколько рангов (тупхум 두품), среди которых были формально регламентированы только шестой (высший), пятый и четвертый. Эти ранги были связаны с должностным положением; всего было установлено 17 уровней должностных званий.

В государстве Корё корейская знать подразделялась на 6 рангов (переводы на русский даны весьма условно):

● гуккон (국공) — герцог (князь) государства;

● кункон (군공) — герцог (князь) провинции;

● хёнху (현후) — маркиз города;

● хёнбэк (현백) — граф города;

● кэгукджа (개국자) или хёнджа (현자) — виконт города;

● хённам (현남) — барон города.

В государстве Чосон особый класс составляла правящая знать, состоящая из чиновников и ученых; она обобщалась термином янбан (양반).