Вена — северная цитадель Католической Церкви


Собор Святого Стефана

Экстерьер Собора Святого Стефана

Католический Собор Святого Стефана (Stephansdom) — национальный символ Австрии и символ города Вены. Храм расположен в центре старого города на площади Святого Стефана (Штефансплац).

Рихард Покорны. Собор Святого Стефана

Рихард Покорны. Собор Святого Стефана

Собор Святого Стефана служит кафедрой (местом пребывания) венского архиепископа — примаса Австрии. Любопытно, что в течение трех веков с момента основания церковь Святого Стефана оставалась лишь приходским храмом. Маркграфы Австрии пытались учредить в Вене епископскую кафедру, а епископы Пассау, тогдашние духовные владыки Австрии, этому сопротивлялись. Венская епархия была учреждена только в 1469 году под давлением Императора Фридриха III.

Собор Святого Стефана, конец XIX века

Собор Святого Стефана, конец XIX века

В 1137 году маркграф Леопольд IV и епископ Пассау Регинмар заложили первую церковь; она была завершена в 1147 году постройкой в романском стиле. В 1230–1245 годах она была расширена к западу; с тех пор сохранилась западная («романская») стена Собора с порталом и двумя башнями, которые позже перестроили в готическом стиле. Западный портал носит название Врата Гигантов (Riesentor).

Портал окаймлен двумя «языческими» башнями (Heidentürme), являющимися остатками оригинальной романской церкви. Название «языческие башни» объясняют тем, что при их строительстве использовался камень из разнообразных римских храмов.

В левом углу портала находятся небольшие скульптуры, изображающие Каменотеса и Апостола Петра. В тимпане между ангелами изображен Христос с книгой в руке. Любопытная деталь — у него обнажено одно колено, что может быть интерпретировано как намек на масонский обряд.

Над Западным порталом расположены многочисленные фигуры, в том числе: грифон, сражающийся со львом Самсон, некто, вытаскивающий занозу из ноги (?!)
замечательные змеиные часы

Барельефы на западной стене:

Барельефы на южной стене:

В 1258 году первая церковь сгорела. В 1263 году на ее месте была выстроена вторая церковь, также в романском стиле; день освящения Собора — 23 апреля — празднуется поныне. В 1304–1340 годах, при герцогах Альбрехте I и Альбрехте II, к церкви с востока были пристроены трехнефные Альбертовы хоры, поглотившие трансепт второй церкви и сохранившиеся по сей день.

7 апреля 1359 года герцог Рудольф IV Основатель заложил на месте современной южной башни первый камень новой церкви в готическом стиле. Альбертовы хоры, достаточно широкие, были сохранены. В 1433 году была завершена южная башня высотой 136.44 метра (на ней расположен Двуглавый Орел, символ Священной Римской Империи). Южная башня возвышается над барочной нижней ризницей. Особую элегантность этой башне придает то, что форма горизонтального сечения переходит снизу вверх от квадратной к восьмиугольной. 343 ступени ведут к звоннице (Türmerstube), откуда можно осмотреть Вену. К этому я вернусь позже.

Постройка северной башни высотой 68.4 м (также называемая Орлиной; на нижеследующем снимке справа), заложенной в 1450 году, была досрочно прекращена в 1511 году. Причиной тому послужило обрушение при строительстве части башни.

Кстати, в северной башне размещен колокол Пуммерин — один из самых больших в Австрии: диаметром 3 метра и весом в 21 тонну. Ныне висит копия Пуммерина, отлитая после Второй Мировой войны.

В первой четверти XVI века внешний вид Собора окончательно оформился. Архитектором в это время был Антон Пильграм (родом из Чехии). XVI–XVII века, наполненные религиозными и австро-турецкими войнами, мало изменили Собор. Его интерьеры были переработаны в стиле барокко. Через 40 лет после изгнания турок из-под Вены, в 1722 году, статус Собора и епархии был повышен — до архиепископского.

Примечательной особенностью Собора Святого Стефана является кровля. Несущий каркас кровли первоначально был выполнен из дерева, а после пожара 1945 года — из стали (около 600 т). Покрытие кровли состоит из 230,000 цветных черепиц. Ими выложены изображения: с северной стороны — герб города Вены и дата 1950; с южной стороны — государственный герб, буквы F.I. (означают Императора Франца I) и дата 1831. Даты означают годы реновации соответствующих частей крыши Собора.

Наклон кровли местами достигает 80° к горизонтали: при таких углах наклона дождевая вода способна эффективно промывать черепичную кровлю, а редкий снег, не задерживаясь, падает вниз.

На северо-восточной стороне находится кафедра Святого Иоанна Капистрана (1386–1456), с которой он в 1454 году призывал к Крестовому походу против турок (мертвый турок валяется у ног проповедника):

Средневековые скульптуры порой ставят меня в тупик своей загадочной смысловой нагрузкой. Например, в этой скульптурной композиции один персонаж стоит на коленях, а что делает второй?

Интерьер Собора Святого Стефана

Главный алтарь выполнен из черного мрамора в 1640–1660 годах. Он считается первым алтарем Вены, выполненным в стиле барокко. Статуи рядом с алтарем изображают святых покровителей Вены — Леопольда и Флориана, а также святых защитников от чумы — Роха и Себастьяна. На запрестольном образе изображены страдания Святого Стефана.

Удивительный по красоте готический Нойвинерштадтский алтарь (резьба по дереву, роспись) выполнен в 1447 году. Алтарь носит имя города, в котором он ранее находился, и сейчас находится в «женском» нефе. Он создан по заказу Императора Фридриха III для цистерцианского монастыря. В Вену алтарь перенесен в 1884 году после закрытия монастыря. Позолоченные деревянные фигуры изображают сцены из жизни Богоматери. На внешней стороне створок размещены фигуры 72 святых, выкрашенных в коричневый цвет.

Резная кафедра XV века приписывается голландцу Николаю Герхардту. Для естественного усиления звука кафедра прислонена к колонне в центре главного нефа. На нижеследующем снимке не видно, но я текстом добавлю пару интересных деталей. Перила лестницы, ведущей на кафедру, украшены фантастическим орнаментом из чередующихся жаб и ящериц — аллегория борьбы зла и добра, соответственно. Под лестницей есть небольшой скульптурный портрет, называемый «Любопытный у окна» (Fenstergucker). Вероятно (по одной из версий), это автопортрет Николая Герхардта.

Кафедру украшают статуи четырех первых Учителей Церкви. Их скульптурные портреты символизируют 4 темперамента и 4 возраста:

Иероним Стридонский (старость и холерик) и Амвросий Медиоланский (юность и сангвиник)

Иероним Стридонский (старость и холерик) и Амвросий Медиоланский (юность и сангвиник)

Августин Блаженный (молодость и меланхолик) и Григорий Великий (зрелость и флегматик)

Августин Блаженный (молодость и меланхолик) и Григорий Великий (зрелость и флегматик)

В центре правого нефа обращает на себя внимания статуя Богородицы (начало XIV века), которая считается заступницей служанок. Ее так и называют по-немецки — Dienstbotenmuttergottes. По легенде, некая венская графиня обвинила свою юную служанку в краже украшения. В отчаянии девушка бросилась к графской домашней капелле, пала на колени перед статуей Богородицы и воскликнула: «Матерь божья, помоги мне!». Графиня, следившая за служанкой, усмехнулась и сказала: «Это — моя Богоматерь, ей не нужны молитвы слуг!». Но девушка не унималась и продолжала просить о помощи. Судебный чиновник, наблюдавший за этой сценой, засомневался и приказал обыскать дом. Вскоре драгоценность нашлась среди вещей другого человека. На допросе он признался в краже, и девушка была отпущена. Графиня, не желавшая более иметь у себя Богоматерь, помогающую слугам, подарила ее церкви. Слава о чудодейственном спасении девушки распространилась по всему городу, и за статуей укрепилась слава защитницы слуг, сохранившаяся по сей день.

В конце левого нефа имеется барельефный автопортрет скульптора Пильграма с угольником и буссолью. Он датируется 1513 годом.

автопортрет Антона Пильграма

автопортрет Антона Пильграма

Также я осмотрел надгробие Императора Фридриха III (1415–1493), объединившего австрийские земли. Его создал Николай Герхардт. Постамент саркофага украшают мифические существа, звери, черепа, гербы.

Несколько фотографических зарисовок интерьера Собора:

Часовня Святого Креста, иначе называемая часовней принца Евгения Савойского (здесь похоронен этот выдающийся полководец). Большая фреска, изображающая события на Голгофе, датируется 1853 годом.

Алтарь Святого Иосифа

Алтарь Святого Иосифа

Алтарь Богоматери

Алтарь Богоматери

Алтарь Святого Леопольда III (1073–1136), маркграфа Австрии из династии Бабенбергов

Алтарь Святого Леопольда III (1073–1136), маркграфа Австрии из династии Бабенбергов

Статуя Иисуса Христа, которая называется Ecce homo, то есть «Се человек», датируется XV веком. Ее называют «Бог с зубной болью» (Zahnwehherrgott) из-за выражения на лике Спасителя. По легенде, несколько человек посмеялись над скульптурой. У них так разболелись зубы, что они не могли ни есть, ни пить, а облегчение наступило лишь после покаянной молитвы.

Горельефный монумент, посвященный избавлению Вены от турецкого нашествия (Türkenbefreiungsdenkmal):

Виды Вены с южной башни Собора Святого Стефана

В завершение окину взором виды Вены, простирающиеся с высоты южной башни Собора. Не могу сказать, что эти виды поражают великолепием, но не жалею, что поднялся наверх, потратив деньги и силы. Этот подъем был по-своему веселым событием, и мне нравится возможность таким образом «пронизать» город по вертикали, ощутив высоту и глубину его истории.

вид на запад

вид на запад

вид на юг

вид на юг

вид на восток

вид на восток

вид на север

вид на север

Церковь Святого Карла

Карлскирхе (Karlskirche) — католическая церковь, расположенная в южной части площади Карлсплац рядом с улицей Рингштрассе. Карлскирхе служит одним из выдающихся примеров стиля венского барокко [и, добавлю, является моей самой любимой церковью в Вене]. Высота храма — 72 метра.

Площадь Карлсплац и Карлскирхе, конец XIX века

Площадь Карлсплац и Карлскирхе, конец XIX века

церковь Карлскирхе, конец XIX века

церковь Карлскирхе, конец XIX века

В 1713 году, через год после страшной эпидемии чумы, Император Карл VI Габсбург дал обет построить храм в честь своего покровителя, католического святого Карло Борромео (Италия, 1538–1584). Был объявлен конкурс, который выиграл Иоганн Бернгард Фишер фон Эрлах. В 1716 году началось строительство. В 1723 году Иоганн умер, и строительство продолжил его сын Йозеф, завершив в 1737 году. Церковь получилась весьма необычной: она объединила элементы различных стилей и эпох. Итальянский святой Карло Борромео (1538–1584) во время эпидемии чумы 1575–1578 годов заботился об умирающих и совершал обряды над умершими.

Древнегреческий портик церкви содержит латинскую надпись, которая является частью фразы из Псалма XXI-26:

[Vul apud te laus mea in ecclesia multa] vota mea reddam in conspecta timentium Deum.

[О Тебе хвала моя в собрании великом;] воздам обеты мои пред боящимися Его.

Рихард Покорны. Церковь Карлскирхе

Рихард Покорны. Церковь Карлскирхе

Колонны имеют высоту 47 м и покрыты барельефами, изображающими житие Карла Борромео. Они несут троякую смысловую нагрузку. Во-первых, как древнеримская триумфальная колонна (Траянова). Во-вторых, как копии двух медных столбов Бояз («В нем — сила») и Яхин («Он утвердит»), которые стояли в притворе Храма Соломона — Первого Храма в Иерусалиме. В-третьих, это реплики Геркулесовых столбов, что является отсылкой к Императору Карлу V (Королю Испании Карлу I).

Имперские орлы и короны на колоннах символизируют державный аспект церкви, а фигуры Веры и Любви на колокольных башнях — религиозный.

Над главным входом изображен Святой Карл, молящийся за страдающих. Его окружают добродетели: милосердие (пеликан), раскаяние (змея), усердие в молитвах (петух) и религиозность (единорог). Два ангела по бокам от входа символизируют Ветхий и Новый Заветы.

Главный алтарь украшает лепной рельеф, изображающий святого Карла Борромео, вознесенного в рай на облаке в окружении ангелов и херувимов.

Треугольник с надписью на ивритеיהוה ‏‎ — Яхве:

Большой герб Императора Карла VI:

Крайне необычным элементом интерьера Карлскирхе являются два огромных шара, наполовину зеркальных, наполовину прозрачных (причем секущие плоскости у этих шаров имеют разные направления, что создает особенно причудливый визуальный эффект). Я не слишком одобрительно отношусь к современным идеям в убранстве церквей, но эта показалась мне весьма интересной и удачной.

Церковь Святого Петра

Церковь Святого Петра (Peterskirche) имеет, вероятно, самую давнюю историю среди храмов Вены. Самая первая церковь Святого Петра (от которой ничего не осталось на сегодняшний день) была построена во второй половине IV века. Средневековое здание было выполнено в готическом стиле, причем апсида находилась на юге вместо стандартного расположения на востоке. Эта необычная особенность вызвала много дискуссий среди экспертов, и есть мнение, что ранее церковь была приспособлена под светские здания. Церковь располагалась в окружении магазинов; в соседнем здании размещалась Stadtguardia, предшественник современной полиции.

К концу XII столетия церковь стала частью Шотландского аббатства. В 1661 году церковь сгорела; решение о строительстве новой церкви было принято в 1676 году с приходом Братства Святой Троицы, членом которого был Император Леопольд I. В 1701 году по инициативе Леопольда I началось строительство нового здания церкви. Знаменитому Лукасу фон Гильдебрандту, вероятно, принадлежит авторство фасада изогнутой конфигурации, зажатого между двумя колокольнями, и полуовального купола теплого медного цвета, со временем покрывшегося патиной. Внутреннее убранство изобилует барочными фресками и скульптурой.

Шотландский монастырь

К Шотландии (хотя этот топоним следовало бы заключить в кавычки, что объясню ниже) имеет отношение еще одна значительная церковь Вены, которая имеет соответствующее название — Шотландский монастырь (Schottenstift). Не откажу себе в удовольствии полностью привести длинное название: Benediktinerabtei unserer Lieben Frau zu den Schotten, то есть Бенедиктинское аббатство нашей возлюбленной Матери при шотландцах. Монастырь находится на площади Фрейунг в центральной части Вены.

В 1155 году герцог Австрии Генрих II поселил в Вене монахов, прибывших из «шотландского» монастыря Святого Иакова в Регенсбурге (Бавария). Основание монастыря было связано с переносом герцогской столицы из Клостернойбурга в Вену; герцогу было необходимо присутствие грамотных советников.

Генрих II имел интересное прозвище Язомирготт (Jasomirgott). Происхождение этого слова не вполне ясно. Согласно одной гипотезе, оно восходит к арабскому языку и связано с участием герцога в Крестовом походе. По другой версии, оно представляет собой укороченную фразу Ja so mir Gott helfe («Да поможет мне Бог»); точнее, происходит от фразы на средневерхненемецком языке joch sam mir got [helfe] (с тем же значением). Также возможно (хотя, на мой взгляд, весьма сомнительно), что оно славянского (словенского) происхождения и означает «Я за мир» (Ja za mir).

«Шотландские» монастыри было бы правильнее именовать ирландскими — именно ирландские монахи прославились миссионерством в центральной Европе и основали там обители (ирландец Святой Коломан в 1244–1663 считался покровителем Австрии). Ирландия на средневековой латыни именовалась Scotia Major (Великая Шотландия), и основанные ирландцами обители по сей день известны как «шотландские».

В 1160–1200 годах «шотландцы» выстроили первую церковь в романском стиле, где и был в 1177 году похоронен Генрих II. Памятник Генриху II расположен на стене монастыря.

Эта церковь сгорела в 1276 году. В 1365 «шотландцы» стояли у истоков Венского Университета. В 1418 Король Германии Альбрехт II отобрал монастырь у «шотландцев» и передал его Ордену бенедиктинцев, но название сохранилось по сей день.

В 1638 церковь опять сгорела — теперь от удара молнии. В XVII веке монастырь строился в стиле барокко. Примечательно, что сохранился старый алтарь 1470 года, имеющий ценность не только как образец готики, но и как свидетельство того, какой была Вена XV века (на алтаре изображены виды города).

В 1825 во дворе монастыря был построен фонтан «Черной Богоматери» (Schwarze Muttergottes). Его украшает статуя Генриха II.

Церковь Обета

Вотивкирхе, или церковь Обета — величественная неоготическая церковь с двумя башнями 99-метровой высоты. История ее создания такова. 18 февраля 1853 года анархист Либени совершил покушение на Императора Франца Иосифа I.

Покушение оказалось неудачным, и брат Франца Иосифа Максимилиан дал обет построить новую церковь. Расходы на постройку были покрыты подпиской 1856 года, в которой приняли участие около 300,000 венцев. Строительство завершилось в 1879 году.

площадь Максимилиана и Вотивная церковь, конец XIX века

площадь Максимилиана и Вотивная церковь, конец XIX века

Своим стилем «пламенеющей» готики (характерной для французских храмов XIII века) церковь обязана молодому архитектору Генриху фон Ферстелю. Две башни церкви, завершенные шпилями, фланкируют фасад, украшенный окном–розой.

Витражи:

В освященной в 1879 году церкви находятся резной алтарь из Антверпена (XV век) и ренессансное надгробие графа Николая фон Зальм-Рейффершейдского (выполнено в 1530–1533 годах). Ему я уделю особое внимание (тем более что памятник ему стоит перед Новой ратушей).

Николай фон Зальм (1459–1529) — имперский военачальник, герой битвы при Павии (1525), в которой он лично сражался в поединке с французским Королем Франциском I; оба получили ранения. В 1529 году семидесятилетний полководец был назначен заместителем маршала Вильгельма фон Рогендорфа, командующего обороной Вены от огромной турецкой армии. Граф прибыл во главе отряда немецких и испанских наемников и командовал венскими защитниками исключительно искусно. Осада Вены провалилась, и на этом фактически завершился натиск турок на Европу. Во время решающего штурма граф получил ранение и спустя несколько месяцев умер.

Будучи любителем геральдики, я не мог не обратить пристального внимания на гербы разных регионов Австро-Венгрии (вкупе с Иерусалимом). Подборка меня несколько удивила, так как здесь отсутствует, например, герб Штирии, зато представлены гербы ряда довольно мелких территорий. Перечислю гербы на сделанном мной коллаже.

Левый ряд, сверху вниз:

● Буковина, Семиградье (Трансильвания)

● Фельдкирх, Брегенц

● Фриули, Рагуза (Дубровник)

● Нижняя Силезия, Аушвиц (Освенцим)

● Котор, Вендская марка

● Каринтия, Крайна

● Моравия, Верхняя Силезия

● Галиция, Лодомерия

Правый ряд, сверху вниз:

● Богемия (Чехия), Далмация

● Триент, Бриксен (Брессаноне)

● Хорватия, Славония

● Иллирия, Иерусалим

● Австрия (ее символизирует девиз Франца Иосифа Viribus unitis, то есть «Общими силами»), Венгрия

● Истрия, Гогенэмс

● Затор, Тешин

● Зонненберг, Триест

Церковь Миноритов

В центре площади Миноритов (Minoritenplatz), окруженной зданиями постройки XVII–XIX веков, стоит Миноритенкирхе, или церковь Миноритов (Minoritenkirche). Она строилась в течение XIV века. Миноритенкирхе основана братьями–миноритами, которые обосновались в Вене с 1224 года. Несмотря на, то что Орден миноритов проповедует отказ от богатства, церковь производит довольно «богатое» впечатление.

За всю историю храм не раз перестраивали, придавая зданию черты различных архитектурных стилей. Верхняя часть восьмигранной башни была разрушена турками при осаде в 1529 году и восстановлена в XVIII веке. В XIX веке был полностью реконструирован первозданный готический облик строения.

Внутреннее убранство первоначально было выполнено в стиле барокко, но сейчас от прежнего интерьера сохранились только фрагменты: фреска Франциска Ассизского, красивые витражи, статуя Мадонны из черного мрамора (XIV век), лепные украшения. В главный алтарь помещена копия итальянской фрески Девы Марии Снежной, оригинал которой находится в римской церкви Санта-Мария-Маджоре. Миноритенкирхе освящена в честь Марии Снежной.

Дева Мария Снежная (итал. Madonna della Neve) — традиционный праздник Католической Церкви, посвященный Богородице и ее «чуду снега», отмечаемый 5 августа. Согласно существующему преданию, в ночь с 3 на 4 августа (по другим данным в ночь на 5 августа) 358 года Пресвятая Богородица явилась богатому патрицию Иоанну и его супруге, а также Рммскому Папе Либерию. Этому явлению предшествовали горячие молитвы супругов к Господу, чтобы он даровал им дитя. Долгое время супруги были бездетными и совершали щедрые подношения церкви, чтобы Господь послал им свою милость. В ночном видении Богородица сообщила супругам, что Господь пошлет им сына, если они построят в ее честь церковь на холме Эсквилин. А чтобы они не сомневались, будет дано знамение: утром 5 августа на том месте, где должна быть построена церковь, они найдут снег. Утром 5 августа Папа с церковнослужителями в сопровождении патриция и его супруги отправились на Эсквилинский холм, где увидели посреди поля чистый белый снег. Это место сразу же было освящено, и впоследствии здесь возвели церковь во имя Девы Марии.

Архаичный интерьер Миноритенкирхе мне весьма понравился, даже несмотря (а, может, скорее благодаря) на следы «обшарпанности».

Эффектны статуи, в том числе австрийского герцога Леопольда VI Бабенберга (на коллаже — внизу слева) и венгерского Короля Иштвана Святого (на коллаже — внизу справа). Почему здесь размещена статуя Иштвана, не знаю. Может быть, потому, что супруга Леопольда VI была его дальним потомком из династии Арпадов.

Под крестовым сводом Миноритенкирхе размещена великая художественная ценность — мозаика Джакомо Рафаэли «Тайная Вечеря». Это точная реплика знаменитой фрески Леонардо да Винчи, которая находится в миланском монастыре Санта-Мария-делла-Грацие. До нашего времени оригинал дошел в довольно плохом состоянии. А вот мозаика Рафаэли, напротив, отлично сохранилась, не выцвела и не потеряла сочность красок.

Копию «Тайной вечери» заказал Наполеон I. Она была выполнена в технике микромозаики в оригинальном размере (9.18 м х 4.47 м) за 8 лет (1805/6–1814 гг.). Полотно создано из 12 пластин, которые вмещают 10 тысяч камней разной величины. Некоторые элементы мозаики измеряются всего несколькими миллиметрами. Оплатил работу австрийский Император Франц II, так как Наполеон был женат на его дочери, и копия должна была быть выставлена в венском дворце Бельведер. Но это оказалось невозможным из-за больших размеров мозаики, да и весила она более 20 т. Тогда было решено поместить ее в Миноритенкирхе.

Церковь Францисканцев

Францисканеркирхе, или церковь Францисканцев (Franziskanerkirche), находится на носящей соответствующее название Францисканской площади (Franziskanerplatz). Ее серо-белый фасад выполнен в стиле ренессанс с элементами готики, но эклектичность не нарушает общей гармонии здания. На площади перед храмом установлен фонтан Моисея (1798 год).

Деятельность Ордена францисканцев в Вене началась с 1451 года. Орден сменил несколько резиденций, пока в 1589 году ему не передали монастырь Святого Иеронима при кладбище, где хоронили послушников и монахов, а позднее и богатых горожан. Строительство нового здания церкви завершилось в 1607 году. Фронтон храма венчает изображение Святой Троицы с тремя ликами; впоследствии подобные изображения были запрещены церковными канонами. У основания фронтона установлены скульптуры Короля Франции Людовика IX Святого и Святой Клары Ассизской, покровительницы женской ветви францисканцев. Входной портал украсило изображение патрона церкви — Святого Иеронима с возлежащим у его ног львом.

В интерьере, в целом выдержанного в стиле барокко с элементами рококо, резко выделяется деревянная чудотворная статуя Богоматери, изготовленная в чешском Грюнберге в 1505 году.

Ее еще называют «Мадонна с топором». По старинной легенде протестанты попытались сжечь статую, но огонь не причинил ей вреда, тогда они намеревались разрубить ее, но топор застрял в теле деревянной фигуры (левое плечо). В Вене статуя хранится с 1707 года.

Более всего меня поразила восковая скульптура святой мученицы Иларии из Аугсбурга (умерла примерно в 304 году). По-моему, она больше похожа на какую-то спящую принцессу из восточных сказок.

Церковь Иезуитов

Университетская церковь (Universitätskirche), или церковь Иезуитов (Jesuitenkirche), возведена в 1623–1627 годах в момент слияния факультетов философии и теологии Венского Университета. В капелле возле главного входа в храм представлен образ Святой Екатерины — покровительницы этих наук. Церковь освящена в 1631 году в честь Игнатия Лойолы и Франциска Ксаверия (основателей Ордена иезуитов).

Внутренние колонны Иезуитенкирхе (именно они произвели на меня наиболее сильное впечатление в интерьере) выполнены из розового мрамора, главный алтарь реконструирован в стиле барокко. В интерьере использовано множество лепных украшений.

С 1884 года Венский Университет переехал в новое помещение, но церковь до сих пор называют Университетской.

Церковь Святого Руперта

Рупрехтскирхе (Ruprechtskirche) посвящена Святому Руперту Зальцбургскому, покровителю торговцев солью. Согласно легенде, Рупрехтскирхе была основана Кунальдом и Гизалрихом, товарищами Руперта в период его пребывания в сане епископа Зальцбурга. Храм построен в период между 796 и 829 годами.

Первое упоминание о ней, как о старейшем храме Вены, относится к 1200 году. После уничтожения римского поселения город начал расти вокруг церкви. Здесь располагалось главное место отправления религиозных обрядов, прежде чем эта функция была передана церкви Святого Стефана в 1147 году. В Средние Века церковь служила местом пребывания Соляного управления, которое занималось распространением соли и обеспечением ее качества. Близ церкви находилась дунайская гавань, куда в средние века пришвартовывались корабли с солью. В течение XIII — первой половины XVII века Рупрехтскирхе много раз перестраивалась. В 1622 году храм снова был перестроен, на этот раз в стиле барокко.

Церковь Архангела Михаила

На площади Архангела Михаила возле дворца Гофбург доминирует церковь Архангела Михаила (Michaelerkirche)‭‬,‭ ‬первая постройка которой относится к‭ ‬XIII веку.‭ ‬Даже неоднократно перестроенная,‭ ‬она сохранила свои первоначальные апсиду и стройную готическую колокольню восьмиугольной формы,‭ ‬увенчанную шпилем.‭

Реконструкция алтарной части началась во второй половине ‬XVIII века,‭ ‬когда была изваяна скульптурная группа (‬в гипсе и алебастре) «Битва Архангела Михаила с восставшими ангелами»,‭ ‬в блестящем сплетении облаков и фигур.‭ ‬Главный алтарь,‭ ‬который можно считать последним проявлением венского барокко,‭ ‬был создан в‭ ‬1781‭ ‬году.‭

Церковь Мария-ам-Гештаде

Одним из старейших сохранившихся зданий Вены является готическая церковь Мария-ам-Гешта́де (Maria am Gestade — «Мария на берегу»). Историческое название «на берегу» происходит от местонахождения церкви на бывшем высоком берегу одного из рукавов Дуная, который теперь превращен в регулируемый Донауканал и протекает примерно в 300 метрах к востоку.

С IX века на этом месте находилась деревянная церковь или капелла, использовавшаяся рыбаками и экипажами дунайских судов. Первоначальное упоминание о Марии-ам-Гештаде относится к 1158 году, современное здание построено в 1394–1414 годах.

Во время наполеоновских войн здание было осквернено и использовалось в качестве склада и конюшни. В 1812 году церковь была вновь освящена и перешла во владение к Ордену редемптористов (католическая мужская монашеская конгрегация, основанная в 1732 году для проповеди Благой Вести самым бедным и отверженным людям), которому принадлежит в настоящее время.

В 1862 году в церковь был перенесен прах члена Ордена редемптористов Клеменса Марии Гофбауэра, причисленного к лику святых в 1909 году и считающегося одним из покровителей Вены.

Церковь Франциска Ассизского

Церковь Франциска Ассизского (Franz-von-Assisi-Kirche) находится в районе Леопольдштадт. Церковь в неороманском стиле была заложена на берегу Дуная в ознаменование 50-летнего юбилея вступления на престол Императора Франца Иосифа (поэтому ее еще неофициально называют Kaiserjubiläumskirche) и названа в честь его небесного покровителя — Святого Франциска Ассизского.

Первый камень в фундамент будущего храма был заложен 10 июня 1900 года. При торжественной закладке храма присутствовало 100 тысяч человек, а сам 70-летний Франц Иосиф лично трижды взмахнул молотком. Храм открылся в 1913 году.

Монументальная трехнефная базилика из серого кирпича с тяжелой башней над средокрестием и двумя колокольнями на западном фасаде является одним из самых больших храмовых зданий Вены. Ее красные черепичные крыши встречают въезжающих в Вену с севера и приплывающих по Дунаю.

Профессор средневековой архитектуры Виктор Лунц, выигравший конкурс на строительство этого храма, вдохновлялся лучшими образцами рейнских соборов XIII–XV веков.

алтарь Пьеты, посвященный жертвам Первой Мировой войны (1920 г.)

алтарь Пьеты, посвященный жертвам Первой Мировой войны (1920 г.)

В лаконичном интерьере храма привлекают внимание огромные золотые мозаики в византийском стиле. В левом крыле церкви расположена часовня Елизаветы, устроенная в память о гибели Императрицы Елизаветы (супруги Франца Иосифа) в Женеве.