Интересным впечатлением при посещении Праги в августе 2008 года был осмотр (правда, только извне) дворца Валленштейна (Valdštejnský palác) и его замечательного парка. Чем он знаменит? Во-первых, это крупнейший дворец Праги; а во-вторых, связан с именем весьма незаурядной личности, о которой я тоже немного расскажу.
Характеристика Дворца Валленштейна
Резиденция была выстроена в пражском квартале Малая Страна для фельдмаршала Альбрехта фон Валленштейна в 1623–1630 годах на месте 26 особняков и 6 садов. Всю эту территорию Валленштейн выкупил на личные средства, о происхождении которых скажу ниже.
Превалирующий стиль можно определить как поздний ренессанс, или маньеризм:
В архитектуре дворца заметны итальянские черты, и тому есть обоснование: его строительство курировали Андреа Спецца, любимый зодчий Валленштейна, и Джованни Пьерони — ученик Галилея. Считается, что при проектировании лоджии Пьерони вдохновлялся работами своего отца в Лигурии.
Большое впечатление производит роспись потолка в лоджии:
Хотя я не был внутри, все же приведу один показательный пример интерьера дворца — зал с живописной белой настенной и потолочной лепниной:
Кстати, с 1992 года Валленштейнский дворец является местом заседаний сената Чехии, что, по-моему, довольно забавно: меня всегда «умиляла» тяга современных «народных» властей занимать здания Монархов и аристократов. Видимо, в таких местах особенно эффективно происходит чиновничья служба народу. Стоит также отметить, что дворец, бывший во владении рода Вальдштейнов (Валленштейнов), национализирован социалистическим правительством Чехословакии после Второй Мировой войны. Видимо, рассчитывать на реституцию нынешним потомкам Валленштейна уже не приходится.
Дворцовый парк
Очень интересен сад–парк дворца; пожалуй, пребывание в нем — одно из лучших воспоминаний о Праге. Я чувствовал себя там исключительно комфортно. Очень необычная стена, словно ее покрыли наплывы вулканической лавы. В саду много бронзовых статуй античных персонажей, которые выполнены представителем северного маньеризма Адрианом де Фризом (интересно, сколь много иностранцев привлекала для творчества Богемия в XVI–XVII веках). Кстати, эти скульптурные группы — копии с оригиналов, которые были увезены из Праги шведскими интервентами во время Тридцатилетней войны 1618–1648 годов и ныне красуются в Дроттнинггольмском парке Стокгольма.
Моя любимая композиция — Геркулес, поражающий гидру. Впечатляющее сочетание динамизма и жесткости сюжета скульптуры и спокойной, тихой (несмотря на большую туристскую группу) обстановки в парке…
И еще одно приятное воспоминание — павлины, свободно гуляющие по саду. Их, наверное, можно было даже трогать руками — они были совершенно невозмутимы:
Памятник Тихо Браге и Иоганну Кеплеру
Датчанин Тихо Браге и немец Иоганн Кеплер были выдающимися астрономами и (по совместительству) астрологами, жившими во второй половине XVI — первой половине XVII веков. Их пригласил к Императорскому двору в Праге лично Римский Кесарь Рудольф II Габсбург.
Личность и судьба Альбрехта фон Валленштейна
А теперь вкратце расскажу о том, кем был первый хозяин дворца — Альбрехт Валленштейн, и каково было его касательство к Кеплеру. Скульптура Валленштейна расположена возле дворца:
Итак, в энциклопедическом формате сведения о нем таковы: Альбрехт Венцель Эусебиус фон Валленштейн (Вальдштейн) родился 15 сентября 1583 в Гержманице, Богемия; убит 25 февраля 1634 в Хебе, Богемия.
Имперский генералиссимус и адмирал Балтийского флота, выдающийся полководец Тридцатилетней войны на стороне католиков. Герцог Фридландский и Мекленбургский.
Валленштейн был уволен с военной службы 13 августа 1630 года после того, как Императора Священной Римской Империи Фердинанда II стали беспокоить его непомерные амбиции. Но несколько поражений от протестантских армий вынудили Императора вновь призвать Валленштейна на военную службу, что позволило переломить ход войны в пользу католической коалиции. Недовольный тем, как Император отнесся к нему, Валленштейн стал рассматривать возможность союза с протестантами. Однако он был убит одним из должностных лиц армии по имени Уолтер Деверо в результате заговора, организованного генералами Пикколомини и Галласом. Широко распространено предание о том, что Валленштайн пригласил астролога посетить его в полночь с тем, чтобы узнать свое будущее. Астролог запоздал. Эта сцена изображена на картине Карла Теодора фон Пилоти:
Валленштейн стал героем одноименной драматической трилогии Фридриха Шиллера. А мне более всего понравилось красочное описание самого начала восхода звезды Валленштейна, приведенное в одной из глав великолепного романа Лео Перуца «Ночи под каменным мостом». Вкратце переложу его.
Первоначальную характеристику Валленштейну (в романе он именуется под другим вариантом фамилии — Вальдштейн) Иоганн Кеплер дает на основании, как это сейчас называется, «почерковедческой экспертизы»: «Вальдштейн обладает очень беспокойной натурой, он жаден до всяческих новшеств, употребляет для осуществления своих планов странные и рискованные средства, раздражителен, порою склонен к меланхолии, презирает человеческие законы и правила, а потому будет конфликтовать со своим окружением до тех пор, пока не научится притворяться и скрывать свои истинные намерения. Ему недоступны милосердие и братская любовь, и все же это необыкновенная натура: его влечет к власти и почестям, и может статься, что когда он достигнет зрелости и полного развития своих способностей, то окажется способным к высоким и героическим подвигам…». Наверное, это все же художественный прием — сомневаюсь, что можно почерпнуть такие обширные данные из почерка на короткой записке. Но это на мой профанский взгляд.
Далее Кеплер получает заказ на гороскоп от молодого и пока еще бедного Валленштейна (астроном занимался этим делом только ради заработка). Валленштейн мечтает о начале военной карьеры, которое позволило бы ему добыть деньги, чтобы далее раскрутить свою полководческую службу. Таковы были нравы и обычаи в то время. Однако Кеплер в гороскопе Валленштейна обнаруживает не Марса, а Венеру. Дворянин в недоумении; однако в скором времени ситуация разрешается. Ему выпадает удачный шанс жениться на очень богатой вдове (якобы по любви, так что Венера тут к месту). Причем всего через несколько лет она умерла. Так Валленштейн обретает стартовый капитал, достаточный для формирования отряда в 200 драгун. А затем…
В романе Перуца повествование о Валленштейне на этом завершается. В общем-то, карьера его зиждилась не только на Марсе и Венере, но и на Меркурии, ибо Валленштейн был не по-дворянски расчетлив. Он безмерно обогащался за счет военных контрибуций и конфискаций имущества. В 1625 году он обладал 30-миллионным состоянием (!!!!!!! — я просто не представляю, какой сумме сейчас это эквивалентно) и имел возможность на собственные средства нанять 50-тысячную армию; на его фоне Император Фердинанд Габсбург был просто нищим.
Финал судьбы Валленштейна трагичен; еще более удручающим является тот факт, что он оставил после себя в народе мрачную репутацию из-за своей стратегии «война кормит войну» (то есть снабжение войск осуществлялось за счет грабежей местного населения). В качестве эпитафии Валленштейну сочинили стишок:
Был чуток героя болезненный сон,
От каждого шороха вздрагивал он.
В селениях, где на войне ночевал,
Он всякую живность уничтожал.
Великую силу он войска собрал
И много побед Королю одержал.
Но больше всего он любил серебро
И вешал людей, чтобы взять их добро.
А ныне он в вечный отправился путь –
И лают собаки, и куры поют!