Содержание
Расположенная на Дунае Братислава имеет население около 460 тысяч человек. С 1541 по 1684 год этот город был столицей Венгрии (в то время как Буда находилась во власти турок); в 1939–1945 годах — столицей первой Словацкой республики, а с 1993 года — восстановившей суверенитет Словакии. Интересно то, что Братислава является единственной в мире столицей, непосредственно граничащей с двумя иностранными государствами — Венгрией и Австрией.
Хочу подчеркнуть, что с 907 по 1918 год территория нынешней Словакии входила в состав Венгрии. Рана, нанесенная венгерскому сознанию в результате потери этой земли, ощущается до сих пор. Поэтому я советую русским гостям быть осмотрительными в разговорах и не допускать неосторожных высказываний. Я был в Братиславе на экскурсии из Будапешта, ведомой гидом–венгром. Так вот: в некоторые моменты рассказа об истории Братиславы и Словакии у него буквально дрожал голос — это связано с тем, что после краха Австро-Венгрии здесь имели место многократные гонения на венгров; многие были вынуждены бежать. С таким проявлением эмоций венгров по поводу Словакии я сталкивался еще не раз. С другой стороны, не сомневаюсь, что и у словаков есть свои исторические основания для негативных чувств по отношению к венграм.
Ни в коем случае не навязывая свое мнение о Братиславе, я все же позволю себе вывод: одного дня (даже нескольких часов) мне вполне хватило для знакомства с этим городом. Не возникло желания жить в нем несколько дней, как в таких великолепных столицах центрально-европейских государств, как Прага, Вена и Будапешт. Тем не менее, это краткое знакомство требует обязательного рассказа.
Название
Название города претерпело множество изменений, в каковом процессе можно выделить несколько основых вех.
1. В XVI веке немецкий хронист и историк Иоганн Авентин написал в одном из своих трудов, что в 805 году существовавший здесь замок был восстановлен тогдашним князем Вратиславом, который назвал его Вратисслабургиум. Если это верно, то Вратислав — вторая после Само выдающаяся историческая фигура в славянском мире в средне-дунайском регионе. Однако эта информация не вызывает большого доверия в научном мире.
2. 907 год — первое достоверное упоминание о городе (точнее, замке): в «Зальцбургских анналах» сказано, что здесь произошла битва между венграми и баварами, закончившаяся победой первых. Замок означен в документе как Брезалауспурк. Раньше считалось, что это название дал замку князь Паннонской Хорватии и Блатенского княжества Браслав (жил во второй половине IX века). Однако в наше время полагается, что это название произошло от «Предеслауспурк», от имени Предеслава, малоизвестного третьего сына велико-моравского князя Святополка I. Кстати, Браслав воевал против Святополка, будучи вассалом Короля франков Арнульфа Каринтийского.
Так или иначе, от этого названия произошел использовавшийся в течение многих последующих веков немецкий топоним Прессбург, который местные славянские жители переделали в Прешпорок / Прешпорек.
3. Венгры дали городу название Пошонь, которое с XIX века преобразовалось в Пожонь. Они используют этот топоним по сей день. От него произошло латинское название Posonium.
4. В Средние Века Братислава иногда называлась Истрополис от греческих слов «Дунай» и «город». Это название было особенно распространено в академической среде.
5. Название «Братислава» официально появилось в марте 1919 года, когда город вошел в состав образовавшейся после распада Австро-Венгерской Империи Чехословакии. Ранее это название (в немного разных вариантах) использовалось лишь словацкими патриотами. В 1837 году словацкий поэт Павел Йозеф Шафарик, изучая средневековые документы, предложил топоним Břetislaw по имени чешского князя Бржетислава I (XI век). Несколько позже лингвист Людовит Штур преобразовал его в Bratislav. Хочу подчеркнуть, что используемое в средневековых документах латинское слово Bratislavia относится к польскому Вроцлаву, что создало немало путаницы.
6. И напоследок курьез. В конце 1918 года группа социально опасных безумцев из числа словацких эмигрантов в США предложила назвать город Вильсоново Место по фамилии тогдашнего американского президента Вудро Вильсона. К счастью, это чудовищное название было отвергнуто здравомыслящим большинством.
Дунай
Самым ярким объектом на Дунае в Братиславе является Новый мост, официально называемый Мостом Словацкого Национального Восстания.
Это единственный мост в Братиславе, не имеющий ни одной опоры в русле реки Дунай и считающийся самым большим в городе. Построен в 1967–1972 годах; длина 431 метр. Главной достопримечательностью является ресторан на вершине опоры на высоте 85 метров под названием UFO watch.taste.groove. Из-за него в обиходе мост получил название УФО.
Мост Аполлон построен в 2002–2005 годах; длина 854 метра:
Вид на правый берег Дуная (не особо живописный, пожалуй):
Набережная (на левом берегу):
Вдали, за мостом Аполлон, промышленно-портовая зона Братиславы:
Над Дунаем эффектно возвышается Град, рассказ о котором в следующей части.
Град
Центральный замок Братиславы называется, как и в Праге, Град. Современный вид монументального строения оформился при позднеготической перестройке, начатой в 1427 году во времена венгерского Короля Сигизмунда Люксембурга. Нынешнее расположение Града, который сверху представляет собой правильный четырехугольник с подворьем внутри, является следствием строительных тенденций времен ренессанса и раннего барокко. В отличие от ориентированной на Германию поздней готики, в строительных мероприятиях 1552 и 1639 годов участвовали итальянские мастера.
Последняя большая перестройка, которая сменила назначение Града с укрепления на резиденцию Габсбургского двора, произошла в 1750–1760 годах по проектам французских, итальянских и австрийских архитекторов. В 1811 году Град сгорел и более 140 лет простоял в руинах. Реконструкция Града проходила в 1953–1968 годах. После обновления Град приобрел тот вид, который имел в Терезианскую эпоху (то есть период правления Императрицы Марии Терезии) конца XVIII века.
В Град мы вошли через Ворота Победы, украшенные скульптурами военной тематики:
На площадке перед входом во двор обращает на себя внимание конная фигура:
Это памятник Велико-моравскому князю Святополку I (здесь его называют Святоплук), который жил во второй половине IX столетия. Он создал крупную по тем временам державу; при нем, кстати, вел епископскую и просветительскую деятельность Мефодий, один из основателей нашей письменности.
По поводу Святополка отмечу два аспекта. Во-первых, Словакия имеет очень отдаленное отношение к Велико-моравскому княжеству. Во-вторых, вопиющим историческим нонсенсом является то, что создатели памятника увенчали голову князя Королевской короной.
Рисунок макета Братиславского Града:
И еще один взгляд на Град со стороны Дуная:
Улицы Старого Города
Фонтан Роланда в стиле ренессанса был создан по приказу Императора Максимилиана II после пожара 1563 года. Фонтан представляет собой чашу диаметром 9 метров. В ее центре — столб высотой 10.5 метров, завершающийся статуей рыцаря Роланда — легендарного защитника города. На самом деле, в образе Роланда представлен сам Максимилиан.
Дома на улицах Старого Города, наверное, в основном не слишком оригинальны, но вполне симпатичны:
Как и во всех более или менее крупных старых европейских городах, в Братиславе есть свой Чумной столб:
Словацкий Национальный театр построен в 1884–1886 годах:
Старая ратуша — одно из старейших зданий города:
Очень красива облицовка крыши пристроенного в 1912 году крыла Ратуши, сочетающего элементы неоготики и неоренессанса:
Рядом со Старой ратушей находится дворец Примаса. Он построен в 1778–1781 годах для Примаса Венгрии, кардинала и архиепископа Эстергомского Йожефа Баттьяни. На вершине тимпана — герб Йожефа Баттьяни и каменная кардинальская шляпа весом 150 килограммов. В руках у фигурок ангелов на фасаде здания буквы I (Iusticia, справедливость) и C (Clementia, обходительность) — девиз кардинала Баттьяни. Сейчас это резиденция бургомистра Братиславы.
Во дворе дворцового комплекса находится скульптурная композиция: Георгий Победоносец поражает дракона, у которого ни много ни мало три (!) головы.
Здание самой старой аптеки Братиславы с фигурой Спасителя:
Михайловские (по-словацки — Михальские) ворота с башней высотой 51 метр:
Это единственные ворота, сохранившиеся в Братиславе со Средневековья и являющиеся одним из старейших зданий города. Они построены примерно в 1300 году и представляют собою башню с воротами в основании. Ворота подверглись реконструкции в стиле барокко в 1758 году, когда на вершине появились скульптурная группа Архангела Михаила и дракона. Перед Михайловскими воротами завершался коронационный путь венгерских Королей.
Арка перед Михайловскими воротами помечена тремя гербами:
Сверху — герб венгерского и чешского Короля Сигизмунда Люксембурга, который в 1405 году даровал Прессбургу статус вольного королевского города (герб сочетает венгерские полосы Арпадов и львов Чехии / Богемии, а в центре находится орел Священной Римской Империи — в ту эпоху еще одноглавый). Снизу слева — герб Верхней Венгрии (то есть Словакии), на котором изображен Патриарший Крест (этот символ по легенде был принесен в IX веке на территорию Словакии из Византии Кириллом и Мефодием; сейчас считается, что он стал символом Венгрии примерно в 1190 году, в правление Короля Белы III, который воспитывался при византийском дворе) на горе о трех вершинах (три горы символизируют Матру, Татру и Фатру — область, издавна населенную словаками). Снизу справа — герб Братиславы (появился в 1436 году). Обращу также внимание на три курьезные физиономии внизу.
Интересные скульптуры
Датский писатель Ганс Христиан Андерсен гостил в Братиславе в 1841 году. Говорят, что жителям, интересовавшимся тем, напишет ли он о них сказку, Андерсен ответил, что сам город и есть сказка.
На Главной площади стоит скульптура, которую издали многие (в том числе и я) принимают за Наполеона Бонапарта. Если подойти ближе, то обнаружится, что у изображенного здесь человека нет обуви!
Легенда гласит, что французский солдат наполеоновской армии Иоганн Евангелист Хуберт родом из Шампани (не знаю, почему у него немецкое имя) был ранен во время войны в России. Возвращаясь домой через Прессбург, он оказался в военном госпитале, где полюбил медсестру Паулину. Солдат решил остаться в Словакии и в 1825 году основал первое за пределами Франции предприятие по производству игристых вин. С тех самых пор самое известное игристое вино в Словакии называется «Hubert».
На улице Рыбарска Брана можно увидеть статую изящно одетого по моде начала XX века господина, в приветственном жесте поднимающего цилиндр.
Это Красавчик Наци — реальный и некогда очень знаменитый городской персонаж, чье настоящее имя Игнац Ламар. Рассказывают, что клоун Игнац, потерявший рассудок из-за неразделенной любви, разгуливал по братиславским улицам во фраке и цилиндре, пел песни, желал всем доброго здоровья и счастья, выражал свое восхищение Братиславой, пел песни, а женщинам говорил комплименты, дарил цветы и просил разрешения поцеловать им руки.
Самая известная скульптура Братиславы — Чумил; она изображает выглядывающего из канализации мужчины добродушного вида (на голове у него, кстати, не шлем, а кепка):
Этого человека обычно принимают за сантехника; есть также версия, что скульптура также напоминает жителям Братиславы о трудном прошлом, когда во время войн люди были вынуждены прятаться в канализации. Но слово «Чумил» означает «наблюдатель», и есть подозрение, что он не прячется от врагов и не имеет отношения к обслуживанию канализационного хозяйства, а лишь наблюдает за прохожими (особенно женского пола). Однако рядом установлена табличка с надписью «Человек за работой», чтобы на Чумила ненароком не наступили, так что его можно считать все же сантехником, совмещающим приятное с полезным.
Создатель Чумила Виктор Гулик объяснил популярность своего детища так: «Традиционно статуи в общественных местах изображают реальных исторических персонажей и стоят на высоких постаментах с серьезными лицами, внушающими уважение. Они часто бывают очень отдалены от тех, кто на них смотрит. Чумил, наоборот, очень близок к людям. Эта скульптура не старается быть «большим искусством», но в ней есть юмор и добросердечность, ее вид приносит радость и улыбку».
Собор Святого Мартина, Дворец Грассалковичей, церковь Святой Елизаветы
Собор Святого Мартина
Готический Собор был воздвигнут на месте ранее существовавшего романского костела. Он был заложен в начале XIV века и освящен в 1452 году. Башня Собора осуществляла функции одного из городских укреплений и использовалась в оборонительных целях.
Высота башни 85 метров, на ее вершине находится позолоченная бронзовая подушка, на которой помещена копия Королевской короны Венгрии высотой в один метр и весом 300 кг. В 1563–1830 годах здесь были коронованы 11 венгерских Королей и 8 Королев (Императоры и Императрицы Священной Римской Империи имели титул венгерских Королей и Королев), в том числе Максимилиана II (1563), Марии Терезии (1741). Именно в этом соборе впервые прозвучала Missa Solemnis («Торжественная месса») Людвига ван Бетховена.
От Собора начинался коронационный путь, помеченный специальными значками на мостовой:
Неподалеку от Собора находится интересный дом «У доброго пастуха»:
Он был построен в 1760–1765 годах, и ему посчастливилось сохранить свой первоначальный облик. На первый взгляд кажется, что над ним попросту не властно время, и посетителям не составит труда догадаться, в чем секрет этого старинного здания. В доме расположен Музей часов.
А поблизости (может быть, и на этом доме — я точно не помню) имеется чудесное украшение в виде золотого конька:
Дворец Грассалковичей
Прекрасный дворец построен в 1760 году для графа Антона Грассалковича (венгры произносят эту фамилию «Грашшалковичи»), который заведовал экономическим развитием земель короны Святого Иштвана (о ней можно прочитать в моем рассказе о Парламенте в Будапеште). При Марии Терезии и ее преемниках сюда собиралась на балы вся венгерская аристократия. Во дворце давал концерты Йозеф Гайдн, капельмейстер князя Эстергази, который приходился Грассалковичу сватом. Ныне это резиденция президента Словакии.
Церковь Святой Елизаветы
Волшебно красивая церковь построена в 1909–1913 годах в стиле модерн. За цвет ее обычно называют Голубой церковью.
Церковь посвящена Святой Елизавете Венгерской (XIII век), которая была женой ландграфа Тюрингии Людвига IV и проживала в немецком городе Марбурге.
Модель Голубой церкви в парке «Мина-Европа» в Брюсселе представляет Братиславу и Словакию в целом.